Что такое спортивный распредвал?




Российская пропаганда то и дело поминает «особый путь развития страны». К месту и не к месту цитируются Тютчев с Достоевским. Мол, находясь между Европой и Азией…Мол, умом Россию не понять… Мол, дайте русскому школьнику карту звёздного неба… Утверждают также то, что слово «спутник» вошло во все языки мира. (Что, честно говоря, неправда) И то, что народная смекалка творит чудеса...

На самом деле, народная смекалка творит чудеса поневоле, потому что то, что должно бы делаться хорошо, делается из рук вон плохо. Поэтому кроме слова «спутник» еще возникло в русском языке слово «тюнинг». Слово это, несмотря на свой английский вид, означает понятие чисто российское, доводку отечественного автомобиля до такого состояния, что он будет ездить не хуже западных. И вид иметь такой, о котором мечтает хозяин этого автомобиля. 

Европейцам или американцам это, действительно, понять трудно. А того, что такое спортивный распредвал, они совсем не поймут! Хотя бы потому, что минимум двадцать лет ездят на автомобилях, в которых реализован совсем другой принцип газораспределения. Да и я бы, наверное, с радостью забыл чудеса советского автопрома. Но такое не забудешь. Так же, как и службу в Советской Армии.

Итак, замена обычного распределительного вала на спортивный – это одна из наиболее распространенных операций по тюнингу двигателя. Распределительный вал, вращаясь, определяет скорость подъема клапанов и продолжительность их открытия. В современных автомобилях впуском в цилиндр воздушно-бензиновой смеси управляет бортовой компьютер. В машинах советского производства эта роль отводится механическому “мозгу”. Скорость подъема клапанов и длительность их открытия определяются положением и формой кулачков на распределительном валу.

Время раскрытия впускного и выпускного клапанов двигателя и продолжительность их раскрытия в значительной степени определяют характер работы двигателя, в том числе, его мощность, а значит, крутящий момент колес, а значит, скорость автомобиля. Стандартный распределительный вал заменяют на спортивный, по той же причине, по которой делают любой тюнинг. Деталь, рассчитанная на средние режимы работы не может удовлетворить желания «продвинутого» пользователя автомобиля.

Наибольшая мощность в стандартном легковом автомобиле достигается при оборотах двигателя, близких к максимальным. Кроме того, на низких и средних оборотах двигателя должен быть обеспечен высокий крутящий момент. В этом случае автомобиль станет приемистым, то есть будет быстро разгоняться, что называется, «срываться» с места. Стандартные двигатели имеют низкий крутящий момент на низких оборотах коленчатого.

Замена стандартного распределительного вала на спортивный увеличивает высоту подъема клапанов, что обеспечивает подачу в цилиндр хорошо обогащенной бензином смеси. Для увеличения высоты подъема клапанов изменяется профиль и положение кулачков на валу.

Для разных целей существуют различные спортивные распределительные валы, имеющие различное расположение кулачков и различные их профили:

  • Низовой - для городской езды. Максимальные значения крутящего момента смещены в область низких оборотов двигателя.
  • Верховой - для поездок по трассе. Максимальные значения крутящего момента смещаются в область высоких оборотов двигателя.
  • Универсальный - для поездок «город – трасса».

Распределительные валы, которые обеспечивают меньший подъем клапанов, позволяют увеличить мощность на невысоких оборотах. Кулачки на таких валах имеют более широкий и плавный профиль. Распределительный вал, обеспечивающий более высокий подъем клапанов, повышает мощность автомобилей на высоких оборотах коленчатого вала. Кулачки на таких валах имеют более узкий и острый профиль.

Установка низового или верхового распределительного вала изменит поведение автомобиля на дороге. При установке низового распределительного вала автомобиль будет приемистым, станет быстро трогаться с места, например, при включении зеленого света светофора. При установке верхового распределительного вала автомобиль станет послушно и быстро набирать скорость при высоких оборотах.

Следует сказать, что на современных автомобильных двигателях изменение поведения автомобиля достигается перепрограммированием газораспределительного механизма. А на автомобилях высокого класса даже перепрограммирование не требуется. Двигатель сам ведет себя «разумно» и выбирает нужный режим работы автоматически.

Опубликовано: 16 февраля 2016