Ремонтируем омыватели ветрового стекла




Слегка моросит – на стекле мелкие капли. Вы нажимаете кнопку омывателя и включаете стеклоочистители. Ничего не происходит – ну, может, слабая струйка из выпускных отверстий омывателя, и стеклоочистители быстро опускаются, только исполосовав ветровое стекло и запачкав даже те участки, которые были чистыми. Машины впереди становятся размытыми, вы вынуждены снизить скорость, пробираться зигзагами сквозь поток движения, чтобы попасть на боковую улочку и, выбравшись из автомобиля, протереть стекло вручную.

Где же жидкость?

Вы заполняли бачок на прошлой неделе и с тех пор не пользовались омывателями стекла. Так что в бачке должно быть еще много жидкости, не так ли? Это был раствор антифриза. И что, бачок все еще полон? Он пуст? Значит, где-то течь. Даже если этот раствор содержит краситель, вам все равно понадобится немало времени, чтобы найти треснувший шов в бачке, особенно если бачок находится под аккумулятором или в углублении крыла, любимом месте инженеров при современной нехватке свободного места в моторном отсеке на автомобилях.

Заполните бачок и проведите пальцами вдоль всех швов и также по изоляции насоса, которая может представлять собой простую резиновую изолирующую втулку. Если жидкость исчезает с заметной скоростью, вы, вероятно, найдете влажное пятно довольно быстро. Если это шов, опустошите бачок, вытрите досуха внешнюю поверхность и нанесите каплю герметика для ветрового стекла или эпоксидный состав. Если это изолирующая втулка насоса, вытащите насос (потяните наружу движением из стороны в сторону и вверх-вниз). Изолирующие втулки на замену нелегко купить, поэтому, если не можете ее приобрести, можно попытаться нанести силиконовый вулканизирующий клей (RTV) вокруг отверстия для насоса в бачке и вокруг втулок насоса. Дайте возможность RTV-силикону «покрыться пленкой» (частично вулканизироваться), чтобы он не выдавливался, когда вы будете повторно устанавливать изолирующую втулку и насос.

Бачок полный? Следующий вопрос: насос работает? Попросите помощника нажать на кнопку омывателя, а сами в это время послушайте насос. Если вы слышите, как он работает, отсоедините шланг, который идет от насоса, опустите его в емкость и повторите испытание. Если вы видите плотный поток, повторите испытание в месте соединения шланга насоса к распылительному выпускному отверстию. Если автомобиль имеет два выпускных отверстия, вряд ли оба они одновременно засорятся, но возможно, что шланг от бачка перекрутился, так что обратный клапан (устанавливаемый на некоторых линиях) закрылся или встроенный фильтр забился. Поэтому, если насос подает плотный поток, но ничего нет в месте соединения шланга, вернитесь к насосу. Если все, что вы можете найти, это обратный клапан или встроенный фильтр, выньте его и сделайте временное сращивание с пластмассовым соединителем шланга. Вы можете увидеть, что система омывателя функционирует достаточно хорошо, и оставить это как временное средство ремонта.

Заменить неработающий насос легко, когда бачок пустой.

Если насос не работает, то либо он сломался, либо есть разрыв в цепи, ведущей к нему. Отсоедините разъем и снова попросите вашего помощника нажать на кнопку омывателя, пока вы испытываете выводы с помощью заземленной 12-вольтовой диагностической лампы. Она должна загореться, когда щуп в одном из двух выводов, и, когда вы определите этот вывод (подачу тока), попробуйте подсоединить провод через два вывода с помощью диагностической лампы. Она опять должна включиться. Если во время первого испытания лампа не включается, есть разрыв в цепи на линии подачи тока от кнопки омывателя, и вам нужно искать с этого места. Если диагностическая лампа не включается, когда вы подсоединяете провод через два вывода соединителя, это означает неисправное заземление.

Соединитель прошел оба испытания? Проблема в насосе. На большинстве новых моделей вы можете просто выдернуть его наружу (резиновая изолирующая втулка может выйти вместе с насосом).

На многих старых автомобилях, где чуть большая часть конца насоса высовывается наружу, поищите зубчатый держатель, который вы сможете поднять отверткой с тонким лезвием. Затем вытяните сам насос, взявшись комбинированными плоскогубцами за край электрического вывода.

Только слабая струйка из выпускных отверстий? Если насос поставляет плотный поток, выпускные отверстия, очевидно, забились. Самый простой подход – заменить их, если вы имеете возможность их купить. Большинство выпускных отверстий крепятся с помощью стопорных винтов или встроенных зажимов.


Заменить поврежденный шланг или распылитель несложно: сожмите пластмассовые ушки вместе с помощью плоскогубцев, и распылитель должен выскочить из капота. 1 – РАСПЫЛИТЕЛЬ. 2 – КАПОТ. 3 – УШКО.

Некоторые выпускные отверстия имеют односторонний зажим (нажмите по направлению к жиклеру и вытолкните его). Другие имеют зажимы с обеих сторон выпускного отверстия (сожмите их вместе и вытолкните жиклер). Если отверстие достаточно большое, вы можете просунуть пальцы и сжать зажим(ы). В другом случае воспользуйтесь острогубцами.

Не можете достать новые распылители? На некоторых старых автомобилях вы можете взять иглу, чтобы прочистить проход, но сегодня мало выпускных отверстий имеют достаточно прямые проходы, чтобы проделать это. А если на автомобиле только одно выпускное отверстие, расположенное по центру, это, возможно, «жидкостный распылитель». Кажется, что он производит распыление под очень широким углом к ветровому стеклу, но, по сути, он выпускает двигающийся вперед и назад поток, такой быстрый, что обманывает ваше зрение. Внутри жидкостного распылителя нет двигающихся деталей, но он содержит сложный набор проходов, которые производят колебание, которое поворачивает поток разбрызгиваемой жидкости из одной стороны в другую.


Жидкостные распылители покрывают большую площадь из одной точки распыления.

Погрузите засорившиеся жиклеры в уксус, хотя бы на ночь, чтобы растворить отложения, затем продуйте сжатым воздухом, и это должно восстановить хорошее распыление.

Регулировка направления струи распылителя

Если жидкость распыляется не туда, куда вам надо, вы можете произвести регулировку. Обычно, если установочная подкладка круглая, а головка распылителя имеет два или три отверстия для распыления, вы можете отрегулировать ее из стороны в сторону, вверх или вниз, вставив тонкое регулировочное приспособление в выпускное отверстие. Некоторые распылители имеют прямоугольное отверстие между двумя выпускными отверстиями, специально предназначенное для регулировочного приспособления.


Некоторые распылители можно отрегулировать с помощью прямой шпильки, вставив ее в отверстие.

На старых автомобилях распылитель может представлять собой простой кусок металлической трубки (с калиброванным отверстием внутри), прикрепленный стопорным винтом. С помощью пары тонконосых плоскогубцев слегка подогните соединение, если оно имеется, или основание, если его нет.

Вы не можете изменить форму пластика, а большинство выпускных отверстий имеют прямоугольную форму и устанавливаются в такое положение, которое нельзя изменить. Если распылитель крепится с помощью винта, вы можете просунуть тонкий кусочек пластмассы или алюминия под передний или задний конец распылителя, чтобы поднять или опустить кончик распыляемой жидкости, так чтобы струя попадала на ветровое стекло ниже или выше. Однако, если распылитель крепится пластмассовыми зажимами, вы не сможете сделать этого, или зажимы не будут правильно расположены. Если распылитель перестает распылять обычное количество в обычном режиме, это происходит в результате кузовных работ в передней части автомобиля, которая включала регулировку капота, и вам, возможно, придется произвести регулировку жиклеров заново, чтобы все исправить.


Другие виды распылителей имеют специальное гнездо для специального направляющего приспособления. 1– РАСПЫЛИТЕЛЬ. 2 – КВАДРАТНОЕ ОТВЕРСТИЕ ДЛЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ. 3 – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.

Выпускные отверстия в щетках стеклоочистителей

Когда выпускные отверстия находятся в щетках стеклоочистителей, поврежденный шланг может дать течь, которая уменьшит распыление. Или шланг может перекрутиться во время неосторожной очистки ветрового стекла. Распылители нельзя отрегулировать, поэтому, если вы не можете прочистить их, вам придется установить новые.

Системы в задней части автомобиля

Некоторые транспортные средства, в частности универсалы, мини-фургоны и пикапы, оборудованы омывателями заднего стекла, что обычно включает второй насос и бачок с двумя камерами плюс длинный шланг к заднему стеклу для подачи жидкости. Если имеются две секции, то большинство из них устроены таким образом, чтобы жидкость из задней переходила вперед, когда передняя практически пустая. Поэтому ситуация, когда хотя вы и не пользовались омывателями заднего стекла, но теперь они не срабатывают, может означать проблему с системой омывания переднего стекла (в частности, утечку из передней камеры или шланга переднего трубопровода).

Также еще есть второй насос омывателя, так что придется проверять оба. Система омывателя проста в обслуживании, но иногда приходится действовать в тесных, темных местах. Так что воспользуйтесь ярким фонариком и потратьте несколько лишних минут, чтобы все сделать как надо.

Внутри жидкостного распылителя

Один жидкостный распылитель, кажется, способен обеспечить распыление под широким углом через все ветровое стекло, но на самом деле это колеблющийся поток. «Жикостный – это название принципа действия. Внутренние проходы распылителя имеют такую форму, что поступающая жидкость проходит через основной проход, слегка отклоняясь к одной стенке (отражатель в главном проходе «смещает» распылитель, чтобы струя отклонилась в одну сторону). В процессе распыления какая-то часть жидкости сворачивает в отверстие в стенке в канал с обратной связью, в результате чего появляется второй поток в направлении, противоположном основному потоку на входе. Давление второго потока смещает входящий поток к противоположной стороне главного прохода. На той стороне также есть канал с обратной связью, и снова второй поток жидкости отбрасывает главный поток к противоположной стенке. Это происходит так быстро, что в результате получается распыление. Но, поскольку это колеблющийся поток, струя из одного расположенного по центру распылителя покрывает все ветровое стекло.

Жидкостные распылители также работают на воздушном потоке, и такой же принцип использовался в выпускных отверстиях обогревателя стекол на мини-фургонах «Дженерал Моторс» 1990-1996 годов, где два стандартных выпускных отверстия обогревателя с нормальным потоком воздуха смогли обогревать большое ветровое стекло.

Система омывателя

Когда вы нажимаете на кнопку омывателя, вы замыкаете цепь электрического насоса системы, обычно установленного в нижней части бачка.

Насос нагнетает жидкость из бачка и толкает ее через шланг к одному или двум распылителям перед ветровым стеклом, обычно на капоте или как раз в задней части капота. На автомобилях с омывателем заднего стекла есть второй насос со своим собственным шлангом, и обычно на заднем стекле только один распылитель. Некоторые омыватели заднего стекла имеют также собственный бачок.


1 – ПЕРЕДНИЕ РАСПЫЛИТЕЛИ. 2 – ЗАДНИЕ РАСПЫЛИТЕЛИ. 3 – БАЧОК. 4 – НАСОСЫ.

Опубликовано: 18 августа 2014