Меняем масло в коробке передач




Каждый день вы ездите на работу по одному и тому же маршруту – одинаковые открытые участки, одинаковые перекрестки, одинаковые остановки и трогания с места. Но сегодня появился легкий диссонанс в этой гармонии, небольшой импульс на вашем транспортном радаре.

Переключение передач кажется странно запоздалым и неустойчивым. Позже, выезжая на улицу, вы чувствуете что-то необычное. Пустив двигатель на холостом ходу, вы вытаскиваете щуп для измерения уровня жидкости в автоматической коробке передач. Свежая жидкость для автоматических коробок передач (ATF – Automatic Transmission Fluid) ярко-красного цвета и имеет отчетливый запах бензина. Ваш щуп показывает низкий уровень, имеет цвет вытершегося линолеума и пахнет, как шашлычный мангал после пикника. Ваша трансмиссионная жидкость нуждается в замене, а сама коробка передач может быть уже повреждена.

Быстрый осмотр

Логично, что первым шагом должен стать общий осмотр. Низкий уровень жидкости может означать утечку где-нибудь в системе, возможно, в трубопроводе радиатора, который идет к нижнему бачку радиатора. Найдите течь, устраните ее и дозаполните систему. Помните, что в отличие от картера двигателя требуется всего лишь пинта (около полулитра), чтобы получилась разница между отметками «Добавить» и «Полный». Также убедитесь, что выбрали правильный тип жидкости для автоматических коробок передач (ATF), что мы обсудим позже. Если вам повезет, задержка или проблемы в переключении передач просто исчезнут, после того как вы добавили ATF.

Дело это грязное, но вам следует снимать масляный поддон трансмиссии и заменять фильтр при каждой замене жидкости.

Жидкость должна быть ярко-красной, чистой и «сладко» пахнуть. Если она темная, будто копченая, или имеет горелый запах, необходима полная замена, но вред может быть уже нанесен.

Блокировка?

Все современные автоматические коробки передач (кроме бесступенчатых коробок передач – CVT, – установленных на новых азиатских автомобилях последней модели) имеют блокирующий гидротрансформатор, чтобы устранить сдвиг при средних эксплуатационных скоростях, экономя таким образом топливо. Они контролируются Блоком Управления Трансмиссией (БУТ– компьютер, управляющий двигателем и трансмиссией) исходя из скорости, температуры, положения дроссельной заслонки и т.п. Если двигатель работает на более высоких оборотах в минуту, чем обычно, при езде по скоростной трассе – 300-500 оборотов или больше, – чтобы поддерживать одинаковую скорость, возможно, что блокировка отсутствует. Кроме увеличения расхода топлива, могут быть и более катастрофические последствия, приводящие к перегреву трансмиссии.

Проверьте щуп для измерения уровня жидкости на нейтральной передаче, двигатель прогрет и работает на холостом ходу.

Проверьте провод к муфте гидротрансформатора трансмиссии, который идет от жгута проводов к трансмиссии. Он должен быть подсоединен и исправлен.

Свежая жидкость

Единственная самая важная вещь, которую вы можете сделать, чтобы предотвратить дорогостоящий ремонт трансмиссии, – это регулярно менять жидкость для автоматических коробок передач (ATF).

Некоторые производители автомобилей снизили планку с нереальных 100 000 км, после которых требовалось менять жидкость для автоматических коробок передач, до 30 000 км, которые кажутся более целесообразными. Если же вы буксируете тяжелые грузы в жаркую погоду, вам следует подумать о ежегодной замене жидкости.

Произведите неприятную процедуру снятия поддона трансмиссии и замены фильтра. К сожалению, не всю жидкость удается слить. По крайней мере, половина старой, прогоревшей жидкости для автоматических коробок передач (ATF) и ее примесей остается в гидротрансформаторе (давно ушли в прошлое удобные сливные пробки на конвертерах), на барабане муфты, корпусе клапана и в других местах. Если вы хотите извлечь максимальную пользу из этой процедуры, одного слива недостаточно.

Отсоедините трубопровод радиатора коробки передач от радиатора, чтобы слить остатки жидкости для автоматической коробки передач.

Не важно, как далеко простираются ваши планы, в любом случае вам придется снять поддон коробки передач, и есть пара способов сделать это более аккуратно. Сначала поставьте автомобиль на крепкие подъемные опоры или лучше на эстакаду. Заблокируйте задние колеса. Если у вас покрытие из щебня, то подложите сначала лист многослойной фанеры, чтобы предотвратить закапывание опор в землю, пока вы под автомобилем.

Если вы просто снимете поддон (оставьте несколько болтов вдоль одной стороны наполовину вкрученными), ATF будет вытекать волнами сквозь стыки, возможно, выплескиваясь за пределы поддона-ловушки. Если у вас есть походящий насос, вы можете просунуть шланг внутрь трубки щупа для измерения уровня, затем выкачать жидкость, пока она не прекратит поступать. Таким образом вы сможете сильно сократить расплескивание.

Чтобы извлечь как можно больше жидкости из автоматических коробок передач, оставьте поддон на месте, отсоедините трубопровод радиатора коробки передач от радиатора, подставьте дренажное корыто под него, затем заведите двигатель на несколько секунд, чтобы выяснить, каким образом течет жидкость. Не имеет значения, используете вы впускной или выпускной трубопровод, за исключением случая, когда вам нужно подсоединить небольшой шланг либо к соединителю питающей линии, либо к отводному патрубку радиатора, чтобы собрать жидкость для автоматической коробки передач. Направьте шланг в самую большую банку, которую сможете найти, и пусть двигатель поработает до тех пор, пока воздух не начнет вырываться. Многие профессионалы улучшают эту процедуру, вливая несколько кварт свежей жидкости в трубку щупа приблизительно в то же время, когда старая жидкость выливается наружу, таким образом ускоряя промывку.

Почистите внутреннюю поверхность поддона от липкого отстоя и опилок, прежде чем заново установить его.

Теперь вы можете снять поддон. Это необязательно для замены фильтра, но позволит вымыть все отложения и осадок из поддона. Есть еще одно важное замечание: эта процедура дает возможность выяснить, не приближается ли какая-нибудь поломка. Чтобы не быть субъективными в этом вопросе, мы решили спросить у главного автомобильного техника ASE (Automotive Service Excellence – «совершенное обслуживание автомобилей») его мнение.

«Вы можете найти немного опилок или продуктов износа, и это только при первой замене, – сказал он. – Последующие замены должны быть почти абсолютно чистыми. Если в новой коробке передач образуются металлические обломки, она неисправна. Вы можете обнаружить лишь слабый след алюминиевых стружек или других очень маленьких продуктов износа, но процесс сборки настолько чистый, а в новых коробках передач вообще не должно быть грязи, поэтому любое действительно большое скопление грязи обычно означает, что неисправность усиливается».


Залейте ATF через трубку щупа при помощи воронки.

Теперь пришло время заменить фильтр и его уплотнения, которые можно приобрести в одном наборе с прокладкой для поддона трансмиссии. Повторно устанавливая поддон, прикрутите каждый болт сначала пальцами на два хода резьбы, прежде чем затянуть какой-нибудь из них.

Если тот человек, который устанавливал поддон до вас, слишком перестарался с затягиванием болтов, вы можете обнаружить, что в направляющей поддона вокруг болтов образовались ямки. Используйте молоток и подкладку для правки, чтобы расплющить их. Иначе уплотнительная прокладка поддона будет протекать. Улучшить пробковую прокладку часто может тонкий слой герметика для прокладок или клеящего состава, особенно для того, чтобы она оставалась на месте, когда вы наживляете первые болты. Не используйте толстый слой силиконового герметика, потому что он скрутится в тонкие силиконовые червяки между сопряженными поверхностями, которые потом отломятся и засорят впуск насоса.

Обратимся в мастерскую

Конечно, вы можете пойти в ваш любимый автосервис, и там за вас промоют коробку передач и снова ее заполнят. Многие автомастерские сегодня имеют аппарат для этой цели, но вы должны быть уверены, что все будет сделано, как надо. Некоторые такие сервисы просто подсоединят аппарат к трубопроводу радиатора, заменят жидкость, и на этом все. Мы позволим не согласиться. Поддон необходимо снимать, чтобы почистить его.

Правильный наполнитель

Большинство автоматических коробок передач будут вести себя просто прекрасно на дороге, если заполнить их жидкостью для автоматических коробок передач Dexron 111/Mercon, за исключением «Фордов» 1992 года и раньше, которые нуждаются в жидкости Type F. Но Dexron в целом стандартная жидкость, и некоторые эксперты говорят, что избавились от проблем с переключением передач, просто заменив ее наполнителем в точном соответствии с техническими требованиями. Они также сообщили нам по секрету, что неумышленно нанесли вред, используя жидкости для автоматических коробок, маркированные «Также можно использовать...». Поэтому особенно на импортных автомобилях вы должны прочитать ваше руководство по эксплуатации очень внимательно, так как там перечислены технические требования к используемой ATF.

Хотите действительно душевного покоя? Тогда потратьтесь на синтетическую ATF. Главный специалист, упомянутый выше, использует синтетическую жидкость ценой 150 руб. за 1,1 литра.

Опубликовано: 13 августа 2014