Неполадки в электрическом вентиляторе охлаждения


 


Это действительно очень теплый день, но показания датчика температуры в норме, и кондиционер выдувает хороший поток холодного воздуха, так что вам нет дела до погоды. Затем поток машин начинает медленно ползти и быстрее не движется. Постепенно стрелка датчика температуры подкрадывается к отметке НОТ (горячо) на шкале, да и воздух из кондиционера идет вовсе не холодный. На самом деле, чтобы предупредить перегрев, вы отключаете его. Хуже того, вскоре вам приходится включить тепло, чтобы предотвратить закипание, и открыть окна, чтобы проходил хоть какой-то воздух.

Если вам повезет, то транспортный узел разойдется, и вот вы снова мчитесь на крейсерской скорости. Стрелка датчика температуры начинает опускаться, и вы выключаете обогреватель. Весь потный, вы включаете кондиционер и, наконец, чувствуете себя лучше.

Позже вы поднимаете капот, двигатель работает почти на перегреве, и кондиционер включен – электрические вентиляторы радиатора не работают. Но почему? Вентилятор может быть под сложным контролем компьютера двигателя, но основная электрическая схема весьма проста.

Практически на всех автомобилях вентиляторы должны включаться, если включена система кондиционирования, приводимые в действие компьютером управления двигателем или датчиком давления в системе кондиционирования. Вентиляторы могут работать непостоянно, но обязательно через несколько минут. Если этого не происходит, проведите диагностику электрической цепи.

Проверьте плавкий предохранитель вентилятора, рассчитанный на высокий ток, в электрической коробке под капотом.

Самая простая первичная проверка электрической цепи, которую вы можете провести, – проверить подачу тока, начав с плавкого предохранителя, который на новых моделях находится под капотом в коробке предохранителя. Просто вытащите его и осмотрите. Замените, если он перегорел. На старых моделях часто бывает плавкая перемычка – короткий отрезок провода, обычно на четыре сечения ниже, чем провод, частью которого он является. Вы можете увидеть, что он опалился. Даже если нет, потяните за концы обмотки, и если она растягивается, провод внутри оборван.

Проверка мотора вентилятора

Плавкий предохранитель в порядке? Самый практичный подход – дойти до конца цепи, то есть непосредственно до вентиляторов. На большинстве автомобилей два вентилятора. Отсоедините один из разъемов проводки вентилятора и (сверяясь со схемой цветовой маркировки электрооборудования) замкните провода на разъеме мотора вентилятора. Протяните один соединительный кабель т вывода разъема для подачи тока к положительной клемме аккумулятора. Подсоедините в торой соединительный провод к другому выеду разъема, и подключите его к заземлению. Вентилятор должен заработать. Если этого не произошло, мотор вентилятора, очевидно, неисправен.

Попытайтесь подключить аккумулятор с помощью соединительного провода прямо к вентилятору, чтобы проверить, будет ли он работать.

Некоторые автомобили имеют один вентилятор, который работает на двух скоростях. В таких случаях разъем может иметь:
• два вывода (один от двойной подачи напряжения – через гасящий резистор для низкой скорости и перепускной контур резистора для высокой скорости — плюс второй для заземления). В цепи есть место сращивания или соединитель для двойной подачи напряжения. Если вы проводите проверку способом замыкания проводов на самом моторе вентилятора, он начнет работать на высокой скорости;
• три вывода (один для подачи тока низкой скорости, второй – для высокой скорости и заземление). Проверьте каждый из выводов подачи энергии отдельно, используя общую линию заземления в каждом случае;
• четыре вывода (высокой скорости, низкой скорости и два заземления). Замыкайте каждую пару по отдельности с помощью соединительных проводов.

Проверка переключателя охлаждающей жидкости или датчика охлаждающей жидкости

Если оба вентилятора работают, когда вы их замыкаете, проблема где-то между подачей тока у плавкого предохранителя и моторами вентилятора. На старых системах, где вентилятор приводится в движение реле температуры охлаждающей жидкости, отсоедините разъем реле. Убедитесь, что это тот разъем, который вам нужен, поскольку некоторые транспортные средства имеют до трех разъемов: один для предупреждающего сигнала на приборном щитке, один для пульта управления над ветровым стеклом и один для компьютера управления двигателем.

С работающим двигателем и отсоединенным реле охлаждающей жидкости вентилятор должен заработать, потому что компьютер управления двигателем в большинстве систем регистрирует код неисправности от неработающего переключателя и включает вентиляторы. Если вентилятор не заработал, а переключатель обычный, он остается в разомкнутом состоянии до повышения температуры, тогда он замыкается, чтобы включился вентилятор. Чтобы проверить еще раз, просто заземлите один зажим провода отключенного соединителя, используя соединительный провод. Вентилятор должен начать вращаться. Многие старые японские автомобили имеют электрические цепи с реле, замкнутыми в обычном состоянии. Они размыкаются при высоких температурах охлаждающей жидкости, чтобы включить вентилятор, поэтому при простом разъединении (при включенном зажигании) вентиляторы всегда должны работать при такой схеме.

Многие новые модели имеют датчики температуры охлаждающей жидкости. Это не переключатель (реле), а резистор (терморезистор), чувствительный к температурам, который посылает сигнал компьютеру двигателя. Компьютер, который также осуществляет некоторый контроль над работой системы кондиционирования, решает, когда включить вентилятор и на какой скорости. Вы можете не получить отклика, просто отсоединив разъем датчика или заземлив его. Вместо этого проверьте его калибровку, подсоединив омметр.

Подсоединение омметра – надежный способ проверить терморезистор.

Терморезистор создает более низкое сопротивление, когда температура повышается, и повышает давление, когда она падает. Если показания датчика тысяча ом или больше (что указывает на низкую температуру), когда охлаждающая жидкость двигателя нагрелась, значит, он с нарушенной калибровкой. Замените его. Еще легче воспользоваться сканирующим устройством, которое выдаст показания в градусах (С или F).

Диагностика реле

Направимся к реле вентилятора (или нескольким реле – некоторые системы имеют реле высокой и низкой скорости вентилятора).

МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО температурных датчиков и переключателей на двигателе. Найдите тот, который вам нужен, и проверьте его с помощью контрольной лампы или омметра. 1– РАЗЪЕМ. 2 – ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ. 3 – К АККУМУЛЯТОРУ. 4 – ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ. 5 – КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПА.

Включите зажигание и присоедините вывод реле к проводу от переключателя. Когда вы заземляете вывод реле с помощью соединительного провода, реле должно щелкнуть, и вентилятор должен заработать. Если у вас получилось, значит, реле и его цепь к вентиляторам в порядке. Проблема в проводке между реле температуры охлаждающей жидкости и реле вентилятора.

Если вентилятор все равно отказывается работать, продолжите работу с реле, которое имеет две подачи тока, одна к электромагнитной катушке, другая – к электрическим контактам. Испытайте два вывода подачи тока от его разъема проводки с помощью заземленной контрольной лампы. При включенном зажигании она должна загораться в обоих случаях. Нет света в одном случае? Значит, есть обрыв провода от плавкого предохранителя к этому выводу.

На системах с компьютерным управлением через сигнал датчика проведите такой же тест на выводах подачи тока реле с помощью заземленной (безопасной для компьютера) контрольной лампы при включенном зажигании.

Вы можете накинуть провод через реле вентилятора, чтобы подтвердить неисправность реле.

Если провода подачи тока в порядке, заземлите зажим переключателя реле (тот, от которого провод идет к переключателю охлаждающей жидкости). Если имеется датчик и провод от зажима переключателя идет к компьютеру двигателя, отсоедините провод перед заземлением вывода. Реле должно щелкнуть и заставить вентиляторы работать. Если этого не произойдет, замените реле.

У вас могут возникнуть проблемы, когда вы будете выполнять такую проверку на реле, которые подключены в подкапотный релейный «узел». Отсоедините реле, включите зажигание и с помощью контрольной лампы испытайте два вывода подачи тока в релейном узле. Если зажигается световой сигнал, подготовьте два коротких соединительных провода для подключения к отсоединенному реле и один длинный накидной провод (который вы протянете к электрическому заземлению) для зажима переключателя. Если реле все равно не срабатывает (при включенном зажигании), замените реле. Если реле щелкает, испытайте выходной разъем к мотору вентилятора с помощью заземленной контрольной лампы. Сигнал зажигается? Проблема в проводах от реле к мотору вентилятора.

Ваша диагностика может привести вас к компьютеру двигателя. Это редкий случай, но виновата может оказаться неисправность б компьютере – без сигнала CHECK ENGINE и без появления кода неисправности. Вероятно, перегорел единственный драйвер, поэтому компьютер, кажется, работает нормально. К тому же в некоторых автомобилях, в частности некоторые модели GM, компьютер двигателя выключает вентиляторы, если транспортное средство движется со скоростью 45 миль в час или быстрее. Такой подход основан на датчике скорости транспортного средства, который может быть неисправен. Если ваш спидометр ошибается или вообще не работает, значит, вам нужно проверить, работает ли реле при заземлении. Хотите заняться этой проблемой? Откройте свое руководство по эксплуатации, подключите простое сканирующее устройство и займитесь диагностикой неисправностей.

Электрический вентилятор

Вентилятор приводится в движение электрическим мотором, который присоединен проводами к реле. Реле – это переключатель, управляемый магнитом. Обычно оно имеет четыре вывода, два из которых – это подача тока от 12-вольтного источника электричества, снабженного плавким предохранителем. У реле есть одна подача тока в электромагнитную катушку и один провод к блоку контактов для переключателя, который разомкнут. Другой вывод к этому разомкнутому переключателю соединен с электромотором вентилятора. Четвертый вывод, также для катушки, присоединен проводом к компьютеру двигателя, который может рассматривать различные сигналы, чтобы определить, стоит или нет подавать электрическое заземление к этой катушке.

1 – 12 ВОЛЬТ от АККУМУЛЯТОРА. 2 – РЕЛЕ ВЕНТИЛЯТОРА. 3 – МОТОР ВЕНТИЛЯТОРА. 4 – РЕЛЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ. 5 – ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. 6– К ЗАМКУ ЗАЖИГАНИЯ.

Если, как на этом примере электрической цепи, он получает сигнал о высокой температуре от датчика температуры охлаждающей жидкости, также подключенного к нему, компьютер может принять решение подать заземление к выводу катушки. Катушка включается и вырабатывает магнитное поле, которое притягивает подвижный контакт подачи энергии, так что он касается вывода к проводу на электрический мотор. Это замыкает переключатель реле. Ток течет через замкнутые контакты этого переключателя к электрическому мотору, который вращает вентилятор.

 



Опубликовано: 08 августа 2014