Подключаем сцепное устройство




Фирма, продающая прицепы, не позволит вам уехать, пока сигналы не будут работать. А штепсельный разъем для подключения прицепа на задней части вашего автомобиля не подходит ни к одному на прицепе. Дружелюбный продавец сцепных устройств для прицепов указывает на прилавок с электрическими соединителями и предлагает, если вы сами не можете заставить их работать, обратиться к специалисту, и чем скорее, тем лучше.

Никогда не стоит отчаиваться

Монтаж проводки прицепа может быть несложным. Многие транспортные средства, особенно пикапы и внедорожники, выпускаются уже с проводами для прицепа. Если заранее установлено сцепное устройство, разъем может находиться за удобной пружинной крышкой. Либо, если вы купили новый автомобиль, вы можете найти жгут проводов, необходимый для установки разъема, внутри бардачка. Просто отсоедините разъем к задним фарам на грузовике, подсоедините провода прицепа между входящим концом и навертываемым концом трубы, и все.


Этот пикап имеет переходной разъем с пучком проводов для сцепного устройства прицепа в бардачке. Просто отсоедините провода, идущие к фарам грузовика, и подключите переходник. Потом нужно подсоединить провода прицепа. 1 – 12-вольтная диагностическая лампа. 2 – провода к фарам автомобиля. 3 – переходной разъем с пучком проводов для прицепа. 4 –соединитель сцепного устройства прицепа. 5 – провода к габаритным огням прицепа.

Но подсоединение проводки прицепа может оказаться нелегким делом. Если вы буксируете его только сегодня и не планируете делать это каждый день, вы можете подобрать несколько переходников, которые заменят лампы задних габаритных огней на вашем автомобиле, и пусть провода косичками свисают с них. Довольно сложным может оказаться выполнение разводки проводов из штепсельных розеток вниз к сцепному устройству. И что, если у вас прицеп с задними фарами с одной лампой, а автомобиль имеет задние фары с многочисленными лампами, как большинство европейских автомобилей? По меньшей мере автомобиль и прицеп используют разные разъемы, так как при производстве трейлеров используются четыре разновидности.

Красный к зеленому и белому

Начнем с основного. Большинство прицепов имеет три электрические цепи – для габаритных огней и для левого и правого стоп-сигналов. Стоп-сигналы также работают в мигающем режиме, когда выполняют функцию сигналов поворота, –  проблесковое реле в автомобиле решает, когда включать стоп-сигналы, а когда мигать сигналами поворота. Так что технически вам нужны только три провода к прицепу плюс провод «массы».


Этот стандартный разъем для «домов на колесах» имеет плоские штыри с мощностью для высокого тока и место для шести электрических цепей.

Всегда подсоединяйте провод заземления от рамы транспортного средства (а не от бампера или сцепного устройства) к прицепу. Контакт между двумя металлическими поверхностями в сцепном устройстве недостаточно надежен для последовательного соединения.

Это значит, что вам нужен разъем не меньше чем с четырьмя контактами. Неудивительно, стандартный плоский разъем для прицепов имеет четыре вывода, один штырек без покрытия идет для массы на автомобиле. Другие общераспространенные виды разъемов используют пять, шесть или семь штырей, и именно такие устанавливаются заводом-изготовителем на новых автомобилях. Зачем больше четырех? Более крупные грузовые автомобили иногда имеют отдельную электрическую цепь для габаритных огней с боков и впереди прицепа. Некоторые прицепы используют тормоза, приводимые в движение электроникой. Также закрытые прицепы нередко имеют внутреннее освещение или дополнительные устройства, питаемые от аккумулятора транспортного средства, а это подразумевает наличие еще одной электрической цепи.


Простой переходник может заставить разъемы с 5, 6, и 7 штырями работать с другими видами соединителей.

Не пугайтесь. Пока вы имеете дело с одной электрической цепью, такая работа не потребует от вас разбираться во всех этих схематических диаграммах, которые имеют крошечные провода, помеченные крошечными буковками, слишком маленькими, чтобы можно было их разобрать.

Продается в розницу

У вас разъем с семью штырями на автомобиле и разъем с четырьмя штырями на прицепе? Мы нашли переходник в магазине автозапчастей, который можно подключить и работать. Другие переходные приспособления можете купить прямо со склада.

Сращение

Худший случай –  у вас легковой или грузовой автомобиль, на котором нет технического обеспечения для световых сигналов прицепа, а прицеп имеет жгут проводов, который заканчивается обрубленными проводами. Вам не потребуется ничего сложнее 12-вольтовой диагностической лампы или вольтметра и возможности для сращения. Сначала включите габариты автомобиля. Теперь испытайте проводку транспортного средства, чтобы выяснить, какой провод, ведущий к задним фарам, под напряжением. Подсоединитесь к нему и вынесите этот провод к разъему прицепа. Какой штырь? Разъем должен сопровождаться указателем, какой штырь относится к какой электрической цепи. Следуйте указателю –  но не верьте, что кто-то другой, кто подключал ваш автомобиль до вас, руководствовался чем-то еще, кроме собственного решения. Пометьте каждый провод в соответствии с его функцией, когда определите ее. Теперь можно выключить габаритные огни и включить сигнал левого поворота. Определите, какая электрическая цепь этого сигнала поворота, и сделайте так же с сигналом правого поворота. Подсоедините все провода к разъему.

Соединители Posi-Lock или обжимные соединители можно использовать без сварки, но они не стойки против атмосферных явлений во время длительного использования.

Отдельные, но не равные

Несколько транспортных средств используют отдельные лампы, выполняющие функции стоп-сигналов и сигналов поворота задних фар. Это прекрасно –  пока не поймете, что прицеп использует единственную лампу с двумя нитями накаливания для всех трех функций. Один выход –  добавить еще одну заднюю фару, но есть более простое решение. Пункты проката прицепов и большинство магазинов автозапчастей продают простые электронные переходники, которые совместят функции стоп-сигналов и сигналов поворота. Он устанавливается в проводку перед подсоединением разъема прицепа.

Другие цепи

Некоторые прицепы большего размера имеют отдельную электрическую цепь для освещения дорожного просвета или габаритные огни, которые отделены от задних габаритных огней. Возможно, вам придется добавить еще одну цепь, чтобы управлять ими. Если вы попытаетесь подсоединить их в параллель с привычными габаритными огнями, это может привести к перегрузке переключателя света фар – так что придется добавить реле, чтобы справляться с дополнительным током.

Этот цветовой код проводов должен быть стандартным, но производители транспортных средств не всегда придерживаются его. Проверьте с помощью диагностической лампы –  или рискуете спалить плавкие предохранители.

Также может иметься 12-вольтовая цепь для габаритных огней внутри прицепа или для подзарядки аккумулятора прицепа в случае, если это жилой автоприцеп. Эта цепь, возможно, будет под напряжением всегда, когда работает двигатель, но также может контролироваться выключателем на приборном щитке. Убедитесь, что провода достаточно большого сечения, чтобы выдерживать нагрузку (полностью разряженная аккумуляторная батарея многократного цикла на прицепе может потреблять до 20 ампер или больше, когда вы запускаете двигатель). Использование изолятора аккумулятора настоятельно рекомендуется. Это предотвратит разрядку автомобильного аккумулятора из-за прицепа и не позволит всплескам тока сжечь проводку или спалить плавкий предохранитель.

Стоять!

Здесь мы подошли к общему представлению об электрических тормозах прицепа. Они приводятся в действие контроллером (блоком управления) в автомобиле, который поднимает напряжение, идущее к тормозам, пропорционально уменьшению скорости автомобиля. Для этого требуется провод от контроллера к тормозам прицепа. (Вот почему разъемы имеют вплоть до семи штырей, чтобы обеспечить подсоединение к многочисленным электрическим цепям.) Используйте провод 12-го сечения для этой цепи. Если у вас электрические тормоза на прицепе, должна быть дополнительная батарея и аварийный выключатель в цепи для замедления прицепа, если его сцепление с автомобилем ослабнет.


Этот контроллер позволяет использовать электрические тормоза на прицепе. Многие транспортные средства заранее имеют провода для них.

Свести все воедино

Как произвести соединение?

Мы видели множество прицепов, громыхающих по дорогам, с мигающими огнями или ближним светом фар. Вероятнее всего, если вы посмотрите на проводку на одном из этих приспособлений, вы увидите провода, перекрученные вместе и изолированные изолентой. Почти так же ненадежно, как обжимные автомобильные соединители, которые не могут справиться ни с вибрацией, ни с влагой. Любой обжимной соединитель, подвергаемый воздействию погодных условий, не прослужит долго. Даже не думайте использовать гайки для соединения проводов типа тех, которые используются в домашнем хозяйстве, –  они сами собой раскрутятся через несколько сотен миль. Мы используем вворачиваемые соединители Posi-Lock, которые есть на иллюстрации, для быстрого соединения. На нашем собственном прицепе все соединения произведены с помощью паяльника и поливинилхлоридной термоусадочной трубки.

Когда вы закончите, нанесите тонкий слой изоляционной смазки (диэлектрика) на разъемы сцепного устройства, чтобы от влаги не заржавели штыри.

Опубликовано: 29 августа 2014