Предотвращение разряда аккумулятора


 


Это знакомое чувство, повернуть ключ и услышать из стартера лишь слабое ворчание. Ваш механик диагностирует это всего лишь как изношенный аккумулятор, так что простая замена поможет исправить проблему. Это дежавю, потому что вы слышите эти слова каждую зиму – аккумулятор в вашем автомобиле требует замены ежегодно! Пора разобраться в проблеме.

При нормальных обстоятельствах и использовании автомобильная батарея должна служить четыре-пять лет или дольше. Безусловно, есть гарантия, но обычно это означает, что, если аккумулятор не выйдет из строя чрезвычайно быстро, все, что вы получите, – это частичное возмещение от цены нового аккумулятора.

Есть огромное множество причин, почему автомобиль «съедает» аккумуляторы. Если вам не везет со всеми теми, которые вы покупаете, проблема почти наверняка не связана с производителями аккумуляторов. Иногда случаются подделки, но в основном проблема в самом автомобиле. Глубокий разряд несколько раз повредит аккумулятор, и то же самое произойдет при постоянном чрезмерном и недостаточном заряде.

Все заряжено

Сначала убедитесь, что аккумулятор действительно поврежден, прежде чем вы пойдете покупать новый. Самый простой тест – полностью зарядить его и посмотреть, воспринимает ли он заряд. Если он воспринимает заряд, он все еще рабочий, но если нет, значит, он неисправен.

Здесь мы подошли к процедуре, которая способна убедить механиков-любителей, что аккумулятор нуждается в замене. Они подсоединяют устройство для непрерывного подзаряда малым током на всю ночь, а на следующий день делают вывод, что аккумулятор не воспринимает заряд. Но в таком подходе есть ошибка. Если современный аккумулятор, требующий технического обслуживания небольшого объема, становится абсолютно недействующим по какой-то причине, ему может понадобиться сильный толчок, чтобы начать воспринимать заряд. Внутреннее сопротивление разряженной батареи очень высоко, и более слабые зарядные устройства не дадут достаточно напряжения, чтобы преодолеть это препятствие.


Недорогие устройства для непрерывного подзаряда малым током могут не помочь полностью разряженному аккумулятору.

Существуют профессиональные зарядные устройства, которые начинают работу с напряжения гораздо выше 12 вольт (обычно от 18 до 24 вольт), чтобы произвести пробой, а ваше устройство для непрерывного подзаряда малым током (и даже вполне хорошее зарядное устройство) не выдаст так много. Вам придется отнести аккумулятор в сервис, который имеет высококачественное зарядное устройство. Если вы настаиваете на использовании вашего менее мощного зарядного устройства, процесс может занять несколько дней. Помните, что датчик на приборном щитке на самом деле не многое покажет. Проверяйте напряжение между клеммами аккумулятора, когда закончите зарядку (отсоединив зарядное устройство и включив фары на 15 секунд, чтобы снять «поверхностное напряжение»). Показания должны быть по меньшей мере 12,7 вольта, предпочтительнее 12,8 вольта.

Даже если ваш аккумулятор не настолько истощен, что нужно пробивное напряжение, чтобы он начал заряжаться, ему все равно необходимо надежное подсоединение к зарядному устройству. К сожалению, аккумуляторы с боковыми выводами имеют мало места для контакта с зажимами типа «крокодил» для соединительных проводов. Если у вас нет зажима специальной формы, вам действительно нужен переходник для подзарядки, сделанный из меди, который подсоединяется вокруг контактной поверхности боковых выводов.

Возможно, понадобится использовать переходник для подзарядки, чтобы надежно подсоединить соединительные провода к аккумулятору с боковыми выводами.

Если аккумулятор заряжается, но быстро разряжается во время использования, значит, есть проблема, которую необходимо проследить. В другом случае вам будет казаться, что автомобиль снова «съедает» аккумулятор.

Теперь, когда аккумулятор заряжен, вы можете проверить напряжение заряда. Когда двигатель работает и прогрет, а все потребляющие энергию дополнительные агрегаты отключены, напряжение между выводами аккумулятора должно быть по крайней мере 13,8 вольта. Затем включите фары и обогрев заднего стекла, установите вентиляторы обогревателя и кондиционера на полную мощность. Показания все равно должны быть выше 13,5 вольта. Если они ниже, то у вас плохо работает генератор переменного тока.

Когда потребление превышает подачу

Давайте проверим, не потребляете ли вы больше тока, чем система зарядки может возместить при обычном цикле езды. Если у вас высокомощная звуковая система и сотовый телефон, если включены другие дополнительные устройства, такой способ потребления действительно поглощает амперы. Но все равно у вас все должно быть в порядке – если вы едете достаточно далеко. Полмили утром с включенным кондиционером и полмили вечером с включенными фарами и кондиционером, плюс, возможно, ваш любимый диск громко поет из колонок – отличный рецепт для разряда аккумулятора. Нужно ехать достаточно долго, чтобы восполнить аккумулятору все затраты, плюс проценты, хотя бы раз в неделю.

Вдобавок сегодняшние автомобили потребляют достаточное количество тока даже тогда, когда все, кажется, выключено, просто для поддержания накопленной информации в электронике: компьютере управления двигателем, приемном устройстве доступа без ключа, радиоустановках и системе сигнализации.


Недорогой адаптер паразитных утечек может упростить диагностику проблем утечки тока при выключенном зажигании. Подсоедините его последовательно с отрицательным выводом аккумулятора.

Чтобы не дать утечке обесточить аккумулятор, электронные устройства должны переходить в режим ожидания, в течение которого они потребляют только несколько миллиампер. Если они не будут переходить в такое состояние, они могут усилить потерю электрического тока. Чтобы проверить это, отсоедините провод заземления аккумулятора. Подключите адаптер паразитных утечек последовательно к выводам аккумулятора и наконечникам проводов, затем подсоедините амперметр к клеммам. Посмотрите, меньше ли 50 миллиампер показания адаптера. Обычно вам нужно подождать, пока электроника перейдет в режим ожидания, что может занять от 60 до 70 минут на некоторых автомобилях. До этого момента потребление тока может быть несколько сотен миллиампер или даже несколько ампер.

Тем не менее, даже если утечка почти 50 миллиампер, когда вы снимаете показания, это может быть слишком много перед режимом ожидания, или электронные устройства слишком долго не отключаются. Поэтому включите электронику и снова снимите показания.

Чтобы сделать это, отсоедините амперметр от адаптера паразитных утечек. Подсоедините кабель для подзарядки от внешнего источника непосредственно от клеммы аккумулятора к наконечнику кабеля, минуя адаптер. Поверните ключ зажигания в рабочее положение (не запуская двигатель). Подождите несколько секунд, затем поверните ключ обратно и выньте. Снова подключите амперметр, отсоедините кабель для подзарядки от внешнего источника и снимите показания потребления тока, которые должны равняться показаниям при работающей электронике.

Если такие показания допустимы, убедитесь, что электронные устройства перешли в режим ожидания, дав им на это подходящее время. Если через несколько часов электронные устройства все равно активны и потребляют сотни миллиампер – или даже амперы, – что-то не так. Вы можете ограничить потребление тока высокого напряжения в пределах одной цепи, вынимая по одному плавкому предохранителю поочередно и перепроверяя. Только убедитесь, что зажигание выключено.

Короткое замыкание при потреблении сильного тока может привести аккумулятор к полному разряду за несколько часов. Более вероятно, что есть небольшая постоянная утечка тока, которая разряжает систему, или сама система заряда не работает в соответствии со скоростью потребления. Иногда вы можете выявить источник проблемы при внимательном осмотре. Многие автомобили имеют задержку выключения внутреннего освещения, но время от времени ключевая часть системы задержки не отключается. Это может случиться не с видимым потолочным плафоном, а где-нибудь на приборной панели или с освещением пола. Если лампы все еще горят через 15 минут после того, как потолочный свет выключился, вы нашли сбой в цепи. Например, в «Шевроле Люминас» 1990-1991 гг. была проблема, вызванная электрическим обратным питанием от радио. Даже если электронный таймер велел «Выключить свет!» и остальные лампы гасли, контрольно-измерительные приборы продолжали светиться.

Освещение «бардачка», багажного отделения и капота вне видимости, хотя, когда вы открываете их, свет должен зажигаться. Загляните внутрь, слегка подняв крышку бардачка, крышку багажника или капот, чтобы проверить, не горит ли внутри свет, или зажигается, когда вы поднимаете крышку. Если свет постоянно горит, значит, здесь источник проблемы.

Неисправный выключатель дверного проема может привести к множеству проблем. Если он производит прерывистый контакт, он постоянно заставляет электронику просыпаться и включать внутренний свет.


Проверьте выключатель потолочного плафона на прерывистое или чрезмерное сопротивление с помощью омметра.

Самая простая общая проверка – вынуть плавкий предохранитель или предохранители для лампочек освещения подножки и посмотреть, не перестанет ли аккумулятор разряжаться. Если вам кажется, что это поможет, вы можете проверить каждый выключатель дверного проема. Отсоедините соединение на массу аккумулятора, затем выньте выключатель из дверного проема и подсоедините омметр от вывода выключателя к его металлической скобе, которая производит заземление. Омметр должен показывать близко к нулю (пара ом тоже в норме). Повторно отожмите шток выключателя немного в сторону и проверьте показания омметра – он должен показывать бесконечное сопротивление (полностью выключенное положение). Если для этого нужно сильно нажать на шток или если реакция штока непоследовательная, выключатель, возможно, неисправен.

Также проверьте радиатор и реле вентилятора конденсатора. Если реле неисправно, оно может заставлять вентилятор работать при выключенном зажигании в течение времени более длительного, чем велит алгоритм компьютера, пока он, в конце концов, не сломается. Фактически реле может заставлять вентилятор работать, пока аккумулятор окончательно не разрядится. Посмотрите и послушайте его.

Разлад в работе

Если потребление тока в норме и проблема кажется в том, что аккумулятор просто быстро вышел из строя, убедитесь, что корпус аккумулятора в хорошем состоянии, а крепления аккумулятора надежные.


Проверьте и затяните все крепления, чтобы аккумулятор не вибрировал.

Даже из-за небольшой расшатанности креплений аккумулятор может вибрировать так, чтобы срок его службы сократился. Если верхние крепления на вид надежные, это не значит, что аккумулятор в безопасности. Проверьте, не качается ли он, даже немного. Многие зажимы находятся у нижнего края аккумулятора, практически вне зоны видимости, поэтому, если аккумулятор слегка качается, проверьте нижние крепления.

В хорошем ли состоянии провода, надежны ли соединения? Генератор переменного тока может подавать энергию, но если соединения кабелей ненадежны, ток не будет поступать к аккумулятору. Чаще всего проблема в заземлении аккумулятора.

В некоторых случаях кабель заземления расщеплен, и вы можете увидеть один из концов кабеля на видном месте и явно надежно соединенным. Но другая часть кабеля (обычно та, что у двигателя) глубоко спрятана. Но то, что не видно, не должно остаться незамеченным. Найдите его и с помощью ключа проверьте, в порядке ли он.


Убедитесь, что соединение на массу аккумулятора надежно подсоединено и в хорошем состоянии. Часто оно спрятано, и на него не обращают внимания.

Многие автомобили имеют отдельный кабель соединения на массу между двигателем и кузовом, он обычно где-то около аккумулятора. В действительности, если он под капотом, его обычно отсоединяют при работах, а потом не подсоединяют обратно. Поэтому система электрики автомобиля пропускает ток менее эффективными путями, а в результате первым страдает аккумулятор. Мы нередко встречали провода заземления от двигателя к кузову, которые на самом деле шли от трансмиссии к какой-нибудь части днища кузова. Такие провода заземления истираются, разламываются и находятся далеко от тех мест, где вы их обычно ищете.

Итак, если вы не видите четкого провода от отрицательной клеммы (заземления) аккумулятора к двигателю и кузову, поищите везде. Некоторые из старых моделей «Форд» имеют единственный провод заземления к двигателю, но с изоляцией в середине, и заземление к кузову осуществляется посредством зажима от полоски в середине к листу железа в нише крыла.


Проверьте все три точки заземления на кабеле заземления такого типа на наличие коррозии или расшатанность.

Хорошо, аккумулятор воспринимает заряд, а соединения кабелей прочные. Что ж, возможно, что дополнительные устройства, которые вы используете, потребляют больше тока, чем автомобиль может выработать во время ваших коротких поездок. Регулярная подзарядка малым током каждую ночь вполне способна продлить срок службы вашего аккумулятора.

 



Опубликовано: 25 августа 2014