Прокачка тормозной системы




Темная и ненастная ночь, хлещет, не переставая, дождь, и мелькают молнии. Но автомобили резво несутся вперед. Пока вдруг движение не замирает. Вы вдавливаете педаль тормоза в пол, чтобы не въехать в номерной знак впереди едущего автомобиля. Естественно, вы ожидаете – вы даже рассчитываете, –  что антиблокировочная тормозная система на вашем новом автомобиле обеспечит безопасное, контролируемое, устойчивое торможение. Вместо этого автомобиль начинает заносить, и вам приходится прилагать усилия, чтобы удержать автомобиль на прямой линии, пока он тормозит. Вас спасает то, что до автомобиля впереди вас достаточно места, чтобы избежать столкновения, но вы знаете, что что-то не так с вашими тормозами, то есть с АБС.

В автомастерской для вас плохие новости: управляющее устройство неисправно, и вам придется заплатить около 30 000 руб. за замену (или даже больше, если оно является частью объединенного блока с главным тормозным цилиндром). Нет, код неисправности АБС не появлялся, но это ничего не значит. Это не плохое соединение и не заводской дефект. В чем же была причина? Возможно, даже техник-профессионал пожмет плечами, но есть неплохой шанс, что причина в грязной тормозной жидкости.

Бачок для тормозной жидкости вентилируется, так что есть вход для грязи и влаги. И резиновые тормозные шланги негерметичны – они допускают даже большее попадание влаги в тормозную жидкость. Грязь и влага путешествуют по линиям. Большая часть идет в суппорты и колесные цилиндры, и какая-то часть может попасть в управляющее устройство АБС, где она может вызвать неустойчивую работу деликатных электромагнитов или электромоторов.

И, если вы или автомеханик в мастерской выполняете работу с суппортами тормозов и кто-то выталкивает назад поршни суппортов, последствия угрожающие. Много грязной, отягощенной влагой жидкости в суппорте выталкивается назад, где какая-то часть попадает в управляющее устройство АБС. Перспективы отказа АБС все растут и растут.

Даже если у вас нет АБС, загрязненная тормозная жидкость может нанести ущерб суппорту и отверстиям цилиндров колес. Старые системы с бачком, встроенным в главный тормозной цилиндр, еще более склонны к загрязнению, потому что прокладка крышки цилиндра может стать негерметичной. Или много грязи могло попасть в систему, когда крышку снимали при выполнении работ с тормозами. Даже обычная влага в жидкости – настоящая проблема, потому что нагревание при торможении приведет к ее закипанию, а значит, к уменьшению эффективности тормозов.

Прокачка системы – несложная работа. Существует оборудование, с помощью которого один человек может прокачать тормоза, но хорошее оборудование дорого стоит, и мы стараемся использовать более дешевые заменители (шланг с односторонним клапаном и ручной вакуумный насос, например). Более простой, эффективный подход – найти помощника, который будет нажимать на тормоза. Если вы можете найти такого, то все, что вам понадобится, это:

  1. Эстакада или домкраты и подставки, чтобы поднять автомобиль на несколько дюймов спереди и сзади, чтобы у вас был доступ к спускным клапанам. Однако можно достать до них на некоторых транспортных средствах, даже если колеса на земле.
  2. Отрезок чистого шланга, который подходит к выпускному клапану.
  3. Плотно посаженный гаечный ключ для спускного клапана (типа ключа для работы с трубами). Не используйте обычный гаечный ключ с открытым зевом.
  4. Аэрозольный баллончик автомобильного очищающего растворителя и аэрозольный баллончик проникающего масла.
  5. Шприц, чтобы откачивать жидкость из бачка. Шприц стоит около 10 руб., поэтому не берите уже использованный.
  6. Сосуд объемом в пол-литра с тормозной жидкостью для малолитражного автомобиля и литр для больших автомобилей. Тормозная жидкость может быть маркирована DOT 3 (минимальная температура кипения – 400 °F (200 °С), DOT 4 (минимальная температура кипения – 450 °F (232 °С) или даже DOT 5 (минимальная температура кипения – 500 °F (260 °С). Ваша система содержит DOT 3 или DOT 4. Эти две полностью сочетаемые, поэтому вы можете смешивать их спокойно, и вам следует использовать одну из них.

Тормозная жидкость гидроскопична, что означает, что она как губка. Но так и должно быть. Если какая-то влага попадет в нее, жидкость поглощает ее. Однако из-за влаги минимальная точка кипения жидкости падает. Всего 2% влаги в тормозной жидкости уже считаются избыточными. Существуют тестеры влаги, но мы не знаем такую ремонтную мастерскую, в которой есть такой. И нет никакой гарантии, что уровень влаги в бачке такой же, как в суппорте, – он может оказаться выше в суппорте.

Предупреждение: есть силиконовые тормозные жидкости (маркированные DOT 5), которые невосприимчивы к влаге (5.1 не силиконовая, но вы должны использовать DOT 3 и 4). Даже не думайте об использовании силиконовой тормозной жидкости DOT 5 в автоматической тормозной системе, потому что она может вызвать ускоренный износ уплотнений, и если достаточное количество воды попадет в систему, это приведет к «провалу» педали. DOT 5 и 5.1 применяются в некоторых гоночных автомобилях.

Прокачивайте дважды

Теперь к самой процедуре прокачки. Поднимите автомобиль на эстакаду или с помощью домкратов и подпорок.

Начните с того, что очистите бачок главного цилиндра для тормозной жидкости (или верхнюю и боковые стороны главного цилиндра со встроенным бачком). Воспользуйтесь аэрозольным очищающим растворителем и бумажными полотенцами или чистым куском ткани. Не снимайте крышку бачка, пока вся поверхность не станет чистой до скрипа.

Почистите бачок главного тормозного цилиндра, чтобы в него не попала грязь.

Если у вас главный цилиндр старого типа (со встроенным бачком), вы обнаружите резиновую прокладку. Осмотрите периметр на признаки износа и замените прокладку, если это необходимо. В другом случае просто почистите ее небольшим количеством свежей тормозной жидкости. Выкачайте как можно больше тормозной жидкости из бачка, затем долейте до отметки уровня свежей тормозной жидкостью.

Удалите почти всю старую тормозную жидкость с помощью спринцовки, прежде чем добавлять свежую жидкость.

На переднеприводных автомобилях, на которых гидравлическая система расходится к левому переднему/ правому заднему и правому переднему/левому заднему, начните с левого заднего колеса. Затем перейдите к правому переднему, затем правому заднему и, наконец, к левому переднему колесу. На заднеприводных автомобилях с диагональным разделением порядок такой же. Если же на заднеприводном разделение к передним/задним колесам, начните с правого заднего, затем левое заднее, правое переднее и левое переднее. Цель – начать с тормоза колеса, которое дальше всех остальных находится от главного тормозного цилиндра, и постепенно в процессе работы подойти к самому ближнему.

Если выпускной клапан можно ослабить с помощью гаечного ключа, вам повезло. Если нет, обрызгайте его проникающим маслом, дайте ему подействовать, а затем снова попытайтесь повернуть гаечным ключом.

Обрызгайте спускной винт проникающим маслом и слегка постучите молотком, чтобы ослабить его.

Не откручивается? Счистите проникающее масло и нагрейте спускное отверстие пропановой горелкой. Снова попытайтесь. Если ручка вашего гаечного ключа недостаточно длинная или сидит не плотно, вы можете воспользоваться клещами с зажимом. Также может помочь легкое постукивание гаечным ключом или концом клещей.

Когда выпускной винт ослабнет, остановитесь и наденьте конец прозрачного шланга на штуцер выпускного клапана. Направьте другой конец шланга в чистую стеклянную бутылку.

Положите брусок дерева под педаль, чтобы поршень не опустился на дно главного цилиндра. Затем попросите помощника наступить на педаль и плавно, но уверенно нажать.

Шланг, надетый на винт выпускного клапана, не даст тормозной жидкости попасть на ваши руки и в глаза.

Откройте выпускной клапан и наблюдайте за жидкостью, пока она вытекает из прозрачного шланга в прозрачную стеклянную бутылку. Если не происходит вытекания жидкости у задних тормозов на автомобиле с АБС, закройте выпускной клапан. Пусть помощник повернет ключ зажигания и нажмет на тормоза один раз, затем выключит зажигание и слегка придержит педаль ногой. Медленно откройте выпускной клапан. Если из выпускного отверстия потечет струя тормозной жидкости, дайте ей стечь в течение 10 секунд, затем закройте клапан и долейте тормозную жидкость в главный тормозной цилиндр. В зависимости от системы бачок под давлением может вытолкнуть достаточно жидкости. Струя может продолжать вытекать, если помощник нажмет на педаль. На большинстве автомобилей жидкость начнет вытекать и продолжит течь без предварительных действий, если помощник просто нажмет на педаль.

Используйте накидной гаечный ключ или ключ для труб, чтобы открутить спускной винт, пока помощник нажимает на педаль тормоза. Затяните болт после того, как тормозная жидкость перестанет вытекать, но до того, как помощник отпустит педаль. Повторяйте процедуру, пока не начнет вытекать чистая тормозная жидкость.

Когда педаль упрется в деревянный брусок, попросите помощника придержать ее в таком положении. Если вы с трудом открутили спускной винт, полностью выкрутите его. Нанесите тонкий слой антизадирного состава на резьбу спускного винта, затем вкрутите и закройте клапан. Снова долейте свежую тормозную жидкость в бачок главного тормозного цилиндра и повторите процедуру. Когда цвет тормозной жидкости изменится с безобразно грязного до того цвета, какой имеет чистая тормозная жидкость, вы можете остановиться. Закройте выпускной клапан и переходите к следующему колесу. Обязательно добавляйте свежую тормозную жидкость до уровня в бачке каждый раз.

Однако перед последним доливом попросите помощника нажимать на педаль снова и снова, чтобы опустошить бачок АБС под высоким давлением. Это приведет к небольшому повышению уровня в бачке главного тормозного цилиндра. Возможно, потребуется нажать на педаль 25-30 раз, но когда уровень перестанет повышаться после пары десятков нажатий, значит, достаточно. Если вы не сделаете этого, бачок при каких-либо условиях может перелиться через край.

Когда закончите, сильное нажатие на педаль тормоза должно заставить зажечься сигнальную лампочку неисправности тормозной системы.

И помните, когда в следующий раз будете проводить работу с дисковыми тормозами, не оттягивайте поршень с помощью С-образной струбцины. Сначала пережмите шланг тормозной системы клещами с зажимом, обмотав шланг защитным слоем толстой резины, можно использовать резину от старого шланга радиатора. Откройте выпускной клапан (а так как вы смазывали его резьбу антизадирным составом, он должен открутиться довольно легко), подсоедините шланг к штуцеру, затем отожмите поршень назад, соберите тормозную жидкость в резервуар – и готово.

В основе этой работы лежит гораздо большее, чем ваше нежелание тратить деньги на новое управляющее устройство АБС. Не важно, старый или новый у вас автомобиль, эта работа, возможно, спасает вам жизнь.

Проверка тормозной жидкости измерительными полосками

Если тормозная жидкость в бачке явно грязная, прокачайте систему. Также прокачайте ее, если она чистая, но содержит избыточную влагу, что можно определить с помощью «реактивных (индикаторных) измерительных полосок». Реактивы (или реагенты) – это вещества, которые используются в химических реакциях, чтобы определить наличие других веществ, и полоски Wet Strips для тормозной жидкости сейчас продаются компанией Wagner Brake. Опустите полоску в тормозную жидкость, выньте, подождите 30 секунд и сравните изменение в цвете двух подушечек с помощью таблицы.

Одна подушечка ясно показывает тип тормозной жидкости – DOT 3 или DOT 4. Они взаимозаменяемые, поэтому это не имеет определяющего значения (и в наших тестах смесь 50x50 этих двух жидкостей по цвету определялась как DOT 4). Подушечка, расположенная ближе всех к концу полоски, становится желтовато-коричневого цвета, если содержание влаги в тормозной жидкости чрезмерное.

Мы испытывали полоски в разных резервуарах с тормозной жидкостью DOT 3 и DOT 4 с разным процентным содержанием воды. При наличии чистой (100%) тормозной жидкости цвет был определенно в пределах нормы: темно-зеленый. При содержании воды в 1,64% появлялась очень слабая индикация (некоторое осветление зеленого цвета) того, что жидкость не совсем чистая.

При процентном содержании воды в 3,25% понижение точки кипения тормозной жидкости будет на 25%, если это DOT 3. А если у вас DOT 4, то понижение может составить 50%. В трех из четырех тестов цвет явно менялся на желтовато-коричневый. В четвертом испытании появилась слабая индикация не совсем чистой тормозной жидкости – расплывчатость светло-зеленого цвета – но не желтовато-коричневого.

Когда в жидкости содержание воды составляло 5%, подушечка стала желтовато-коричневой сразу же, как только мы вынули ее из жидкости, даже не пришлось ждать 30 секунд. Снимать показания полоски необходимо практически точно через 30 секунд, после того как ее вынули. Если попытаться определить слишком быстро, показания могут оказаться в порядке даже при наличии 3% воды в тормозной жидкости. Если же отложить полоску на несколько минут, она может поглотить влагу из влажного воздуха комнаты и показать загрязнение тормозной жидкости, которая на самом деле чистая.

Опубликовано: 09 сентября 2014