Устранение курсовой неустойчивости автомобиля




Вы почти наслаждаетесь долгой поездкой по хорошей, гладкой автотрассе. Почти – потому что дует сильный боковой ветер и вам приходится крутить рулем туда-сюда, лавируя, как лодка под парусом, чтобы удержаться на своей полосе. Так продолжалось, пока вы не сделали короткую остановку и не поняли, что нет никакого ветра. Дети на заднем сиденье требуют таблетку от укачивания, да и вы утомлены, проведя всего час за рулем.

Нет никаких сомнений – у вас определенно проблема в рулевом управлении.

Поверхность контакта автомобиля с дорогой

Прежде чем озаботиться дорогостоящим ремонтом, убедитесь, что основная поверхность контакта автомобиля с дорогой, то есть шины, в порядке. Во-первых, проверьте давление в шинах. (Не доверяйте дешевому измерительному прибору на местной станции. Потратьтесь на дорогой манометр и держите его в бардачке.) Следует проверять давление в шинах один раз в месяц. И это первое, что нужно делать в холодное утро. Правильное давление указано в прилагаемой инструкции – прочитайте в руководстве по эксплуатации, где она находится. Шина с низким давлением с одной стороны будет уводить автомобиль в этом направлении. Это потому, что диаметр качения будет меньше, чем у соседней шины на другой стороне. Также на стороне с более низким давлением будет больше сцепления протектора с дорогой, в результате чего автомобиль будет уводить в ту сторону.


МЕРТВЫЙ ХОД: изношенный диск может привести к люфту в рулевом механизме.

Если проблема сохраняется, попробуйте поменять правую и левую шину/колесо в сборе. Если автомобиль уводит в противоположную сторону после того, как вы сделали это, вы обнаружили проблему в шине.

Проверьте остаточный рисунок протектора шин. Например, если протектор передней шины изнашивается вдоль внешнего края, вероятно, что развал колес в том углу положительный и любой увод автомобиля будет в эту сторону.

Геометрические построения

Развал колес имеет отношение к отклонению шины от вертикального положения, и это оказывает принципиальное влияние на направление автомобиля. Нулевой развал означает, что центральная линия шины идеально перпендикулярна к ровной поверхности. Если вершина колеса отклоняется наружу от кузова, такой развал колес называется положительным. Слишком сильное отклонение в этом направлении приведет к тому, что автомобиль будет уводить в эту сторону, потому что шина образует конус.

Низкое давление в шинах приведет к тому, что автомобиль будет уводить в сторону.

Не спешите ехать в сервис, регулировать развал-схождение. Вы можете воспользоваться строительным уровнем, хотя вам нужно будет припарковаться на идеально ровной поверхности. Мы использовали две кассеты для 35-миллиметровой фотопленки, прикрепленные к краю уровня аптечными резинками. Кассеты служили в качестве опор, которые мы поместили сверху и снизу обода колеса. Не забывайте, что большинство автомобилей будут иметь градус или два отрицательного развала.

Вот здесь нужна высота расположения кузова автомобиля. Так как пружины или торсионы проседают со временем, развал колес изменяется. Замена пружин или регулировка торсионов может вернуть правильное расположение колес.

Даже если передние колеса идеально отбалансированы и давление в шинах в норме, вы все равно можете постоянно крутить рулем, чтобы удерживать автомобиль на прямой линии. Проблема в том, что задние колеса также пытаются управлять автомобилем и перегнать передние. Такое состояние часто называют «идти по следу».


Этой стороной кверху: быструю проверку развала колес можно провести с помощью уровня и двух простых проставок.

Технически такое случается, когда «линия действия тяги» и центральная линия вашего транспортного средства слишком расходятся. На автомобилях с неразрезным задним мостом линия действия тяги перпендикулярна задней оси. На автомобилях с независимой задней подвеской линия действия тяги определяется разделением угла схождения задних колес. Например, если заднее левое колесо сходится под углом в 4°, а правое имеет нулевой угол схождения, линия действия тяги будет 2° влево от центральной линии.

В идеале две линии совпадают. Но если взять размеры автомобиля, производственные допуски, износ и неправильную эксплуатацию во время ежедневных поездок, этого не происходит. Если отклонение двух линий большое, ваш автомобиль будет «идти по следу». Кроме того, что ваше рулевое колесо будет не в центре, когда вы едете прямо, другое прямое указание на то, что ваши задние колеса «идут по следу», – если вы видите четыре отчетливые дорожки на снегу или в дождь, когда едете прямо.

Практически невозможно исправить это без профессионального оборудования для регулировки углов всех четырех колес. На автомобилях с независимой задней подвеской обычно устанавливаются конические прокладки под задние поворотные цапфы колес, чтобы совместить линию действия тяги с центральной линией и восстановить гармонию. При неразрезной задней оси для ремонта потребуется заменить задние короткие тяги или выпрямить раму.

Страсть к путешествиям

Если ваш автомобиль не уводит определенно в одну сторону, но вместо этого он виляет из стороны в сторону, первое, о чем вам нужно подумать, – износ рулевого механизма и подвески.

Прямое наблюдение – самый хороший способ выяснить это, но вам потребуется помощник. Автомобиль должен стоять всеми четырьмя колесами твердо на земле. Попросите помощника разблокировать рулевую колонку, затем энергично повернуть руль вперед и назад, в то время как вы посмотрите с фонариком снизу под автомобиль. (Нет необходимости напоминать, что двигатель должен быть выключен.)


РАЗБОЛТАЛСЯ: незначительная регулировка зазора картера рулевого механизма с большим сроком службы может подтянуть рулевой механизм.

Если на автомобиле рулевая система параллелограмного типа – разновидность с рулевой сошкой, выходящей из картера рулевого механизма, – вы можете увидеть, что управляемое колесо или рулевая сошка двигаются вверх и вниз. Или вы можете заметить люфт в наконечниках рулевых тяг, или, возможно, больше вращательного движения входит в картер рулевого механизма, чем выходит из него. Если у вас рулевой механизм реечного типа, уделите особое внимание внутренним наконечникам рулевых тяг и убедитесь, что сам корпус рейки прочно закреплен.

Другой способ проверить – слегка поднять одну шину от земли (установите домкрат под нижний рычаг независимой подвески, затем попросите вашего помощника покрутить эту шину из стороны в сторону, затем сверху вниз, пока вы будете наблюдать).

Рулевое управление?

Если на автомобиле картер рулевого механизма с шариковой гайкой, обычно имеющийся на больших заднеприводных автомобилях, пикапах и внедорожниках, зазор будет постепенно увеличиваться между червячной и секторной передачами. Вы можете устранить эту проблему, проведя «регулировку нейтрального положения». Найдите регулировочный болт или винт на верхушке картера рулевого механизма. Поставьте колеса так прямо, как только сможете. Ослабьте контргайку, затем поверните винт по часовой стрелке, чтобы уменьшить зазор. Не перестарайтесь – или вы уменьшите внутренние допустимые отклонения слишком сильно, что приведет к повреждениям. Вы узнаете, что перестарались, если рулевое колесо останется в том положении, в котором вы его оставили, вместо того чтобы возвращаться в положение прямо при обычном дорожном усилии, особенно когда вы выезжаете из поворота.

Износившиеся наконечники рулевых тяг приведут к вилянию колес и неточному рулевому управлению.

Зазор может иметься в соединениях, что позволяет рулевой колонке передавать команды руля к коробке передач. Соединения с карданными шарнирами могут проработать вечность, но тип соединения с прорезиненной тканью, известный как «rag joint», часто изнашивается до такой степени, при которой появляется чрезмерный люфт.

Изношенные втулки верхнего рычага независимой подвески могут привести к серьезным проблемам в рулевом управлении, а также, возможно, к сильному лязганью. Наблюдайте за ними, пока ваш помощник удерживает тормоза и переключается с передачи Drive на Reverse и обратно. Вы услышите и увидите избыточную подвижность.

Опубликовано: 17 сентября 2014