Устранение неровного холостого хода




Испуганные пешеходы таращатся на вас, переходя дорогу по пешеходному переходу перед бампером вашего автомобиля. Несмотря на смущение, вы пытаетесь не обращать на них внимания, безразлично посматривая вокруг, приглаживая свои волосы, поглядывая в зеркало заднего вида или настраивая радио. Тем временем нога ваша практически онемела от усилия, с которым вы нажимаете на педаль тормоза. Обороты холостого хода нарастают и спадают, выдавая крещендо, которым мог бы позавидовать Паваротти: уаааааааааа! Это все, что вы можете сделать, чтобы удержать ваш ненормальный автомобиль от прямой дороги к судебному разбирательству.

Существует несколько основных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы посмотреть, что не так с вашим автомобилем. И если когда-нибудь было время вернуться назад и вспомнить основы, то это как раз оно.

Внеплановая контрольная: что такое двигатель внутреннего сгорания?

Это обычно немного больше, чем воздушный насос. Чем больше воздуха он всасывает, тем быстрее работает двигатель. А воздушный поток контролирует холостой ход. Позволяя определенному количеству воздуха проходить через закрытые дроссельные заслонки, можно сохранять число холостых оборотов двигателя на нормальном уровне. Даже для того, чтобы разогнаться, мы не «давим на газ», мы «давим на воздух», открывая шире дроссельную заслонку. Топливо добавляется на наносекунду позже в ответ на большой поток всасываемого воздуха.

Проверяем патрубок всасываемого воздуха

Если на вашем автомобиле воздушный фильтр установлен отдельно в воздушной коробке, осмотрите все от задней части до дроссельной заслонки (заслонок). На воздушном коробе проверьте все подсоединения шлангов и убедитесь, что хомуты в хорошем состоянии.

Убедитесь, что все зажимы, герметизирующие впускной канал, прочно закреплены.  1 – БЛОК ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ. 2 – ЧЕРВЯЧНЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ ХОМУТ.  3 – КУЛАЧКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ. 4 – ВПУСКНОЙ ПАТРУБОК.

Оттяните впускной канал, чтобы проверить, нет ли скрытых трещин снизу. 5 – КОРОБ ВОЗДУШНОГО ФИЛЬТРА. 6 – МЕСТО, ПОДВЕРЖЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЮ ТРЕЩИН. 7 – ИЗГИБЫ.

Замените воздушный фильтр, если он настолько грязный, что свет от 100-ваттной лампочки не проходит сквозь фильтрующий элемент. Убедитесь, что новый фильтр правильно установлен в воздушном коробе и крышка сидит плотно, а зажимы установлены ровно. Осмотрите трубопровод воздушного потока по направлению к дроссельной заслонке, затягивая все хомуты и зажимы по пути следования. Если на линии есть встроенный счетчик массового расхода воздуха, проверьте, нет ли течи в его соединениях.

Большие, гофрированные резиновые трубопроводы всасываемого воздуха подвержены появлению трещин между изгибами с нижней стороны труб. Их обычно не видно, пока вы не отсоедините один конец трубы и не отогнете, чтобы хорошенько осмотреть снизу. Если управление двигателем измеряет поток воздуха при помощи датчика давления впускного коллектора (датчик MAP), такой тип утечки не повлияет на качество холостого хода. Но отверстие все же нужно заклеить, или дополнительная грязь и пыль проникнут внутрь. Если двигатель использует датчик воздушного потока, такой тип утечки проявит себя шумом, когда двигатель движется вперед на своих креплениях и широко открывает трещину на сгибе.

Затем двигатель получает неизмеренный избыточный глоток воздуха и сам по себе набирает обороты. Контроль скорости холостого хода может постараться поймать резкое возрастание скорости, закрыв обводной канал. Затем, когда двигатель вернется к нормальному состоянию и трещина закроется, скорость холостого хода будет слишком низкой. В ответ регулировка холостых оборотов может снова открыть канал, чтобы поднять обороты. Этот вариант развития событий может перейти в цикл, из-за чего холостой ход становится неровным, чередующимся.

Если не возражаете против небольшого захламления вашего двигательного отсека, есть еще один быстрый способ проверить путь всасываемого воздуха и утечку. Просто распылите чистящее средство для карбюратора на соединения и вокруг впускного коллектора во время работы двигателя.

Распылите очиститель карбюратора вокруг корпуса дроссельной заслонки, чтобы обнаружить утечку воздуха.

Если число оборотов в минуту изменяется во время распыления, это значит, что испарения как-то попадают внутрь. Так что придется вам поиграть в шпиона, чтобы обнаружить утечку. Не распыляйте вблизи распределителя – если у вас имеется таковой, – потому что есть шанс, что растворитель вспыхнет и оставит вас без бровей и волос в носу.

Содержите канал в чистоте

Когда вы доберетесь до последнего хомута на корпусе дроссельной заслонки, отверните его и уберите впускной патрубок. Загляните внутрь корпуса, посветив фонариком. Если грязь такая толстая, что удивительно, как дроссельная заслонка вообще может двигаться, вы обнаружили главную причину вашего неровного холостого хода. В добавление к обводному каналу воздуха холостого хода небольшое количество воздуха, должно быть, проходит также мимо дроссельной заслонки. Когда утечка паров из системы вентиляции картера (и выхлопные газы EGR) со временем загрязняют корпус, это сильно влияет на функционирование обводного воздушного канала.

Возьмите старую зубную щетку у детишек (чтобы ваша жена не вышла из себя) и нещелочное (неразъедающее) чистящее средство для входа системы впрыска топлива в магазине автозапчастей. При неработающем двигателе распылите немного очистителя в корпус и соскребите зубной щеткой грязь. Особое внимание уделите кольцевому участку, где дроссельная заслонка находится, когда закрыта. Также почистите обе стороны заслонки и ее края.

Если обходной клапан холостого хода, установленный снаружи, легко снимается и его канал легкодоступен, попробуйте заставить очиститель пройти через канал в корпус. Обязательно почистите кончик штока клапана.

Выньте регулятор скорости холостого хода из блока, чтобы осмотреть конец штока, пружину и воздушный канал. 1 - НИЖНЯЯ ЧАСТЬ КОРПУСА ДРОССЕЛЯ. 2 - КРЕПЕЖНЫЙ ФЛАНЕЦ. 3 - РЕГУЛЯТОР ПОДВОДА ВОЗДУХА ХОЛОСТОГО ХОДА. 4 - ПРУЖИНА. 5 - КОНЕЦ ШТОКА. 6 - БАЙПАСНЫЙ (ОБВОДНОЙ) ВОЗДУШНЫЙ КАНАЛ ХОЛОСТОГО ХОДА. 7 - ДРОССЕЛЬНАЯ ЗАСЛОНКА.

Смываем налет

Когда корпус и канал чистые, вставьте впускной патрубок обратно и запустите двигатель. Если на двигателе не используется счетчик воздушного потока, вы можете оттянуть впускной патрубок при работающем двигателе и распылить еще немного очистителя в блок, чтобы смыть налет. Опустите и поднимите дроссельную заслонку несколько раз. Затем затяните хомут и дайте двигателю поработать на холостых оборотах, чтобы система управления двигателем смогла повторно восстановить параметры, необходимые для лучшего прохождения воздушного потока через дроссельную заслонку.

Если на вашем двигателе есть счетчик воздушного потока, он, возможно, заглохнет, когда вы оттянете впускной патрубок от корпуса. Заведите его снова и просто немного потяните конец резиновой трубы пальцами, чтобы распылить небольшое количество в корпус. Двигатель замолчит на секунду, но это нормально. Что бы вы ни делали, не распыляйте очиститель в трубопровод перед счетчиком воздушного потока. Вы можете повредить счетчик.

Дроссельная заслонка одноточечной и многоточечной системы впрыска обычно не имеет сильного загрязнения, потому что она расположена над двигателем и испарения из системы вентиляции картера проходят ниже ее. Тем не менее, если заслонка выглядит действительно грязной, неплохо воспользоваться каким-нибудь очистителем. Будьте осторожны, не залейте инжектор, расположенный как раз над заслонкой.

Исходя из того, что никто никогда не пытался регулировать базовые настройки холостого хода (болт может быть запаян) и все нормально с управлением функционирования силового агрегата (индикатор неисправности никогда не зажигался), это распространяется за основную регулировку холостых обороте. Если только производитель не выпустил обновление программного обеспечения, соименные системы управления двигателем достаточно умные, чтобы продолжать обеспечивать ровный, не требующий пристального внимания холостой ход до тех пор, пока не придет время ухода за корпусом дроссельной заслонки.

Загружен под завязку

Когда вы задумаетесь, сколько вспомогательных устройств с ременным приводом навешано на двигатель сегодня, в придачу ко всем механическим и электрическим нагрузкам, то вы удивитесь, как поршням удается до сих пор двигаться. Именно поэтому некоторые транспортные средства сегодня имеют генераторы переменного тока в 120 ампер и плавкие предохранители на 140 ампер.

В дождливую, холодную погоду ночью ваш генератор работает сверхурочно, чтобы выработать достаточно тока, чтобы хватило на все. Проблема в том, что он также старается сделать так, чтобы двигатель не вращался. И здесь проявляет себя контроль скорости холостого хода. Как только выходная мощность генератора падает до определенного уровня, срабатывает регулятор напряжения, и система управления двигателем видит необходимость повысить количество оборотов холостого хода, чтобы поддержать в системе зарядки напряжение 13,5-15 вольт.

Если сигнал теряется из-за короткого замыкания, или обрыва в схеме, или ненадежного соединения, вы, скорее всего, получите прерывистый или очевидно малый оборот холостого хода. Здесь вам действительно понадобится специальная инструкция по эксплуатации и схемы электропроводки для транспортного средства, поскольку существует множество вариаций в формах и функциях, чтобы говорить об этих системах в общем. Некоторые простые вещи вы можете сделать сами, например, произвести осмотр и проверить, нет ли заржавевших – или опалившихся – соединений на генераторе и клеммах аккумулятора. Осмотрите состояние плавких перемычек вокруг аккумулятора, а также проверьте наличие загрязнившихся свечей зажигания. Убедитесь, что ремни вспомогательных устройств туго натянуты и не износились.

Грязные свечи зажигания могут вызвать пропуски зажигания на холостых оборотах. Их можно почистить и отрегулировать зазор или просто заменить.

Каждый раз, когда компрессор системы кондиционирования подключается при холостом ходе, скорость двигателя падала бы на пару сотен оборотов в минуту, если бы не управление холостым ходом, поддерживающее равновесие. Здесь опять ненадежные соединения и дефектный датчик давления или и то и другое могут заставить кондиционирование воздуха включаться и выключаться. Если уровень хладагента низкий или он загрязнен, произойдет то же самое.

Иногда имеется датчик давления, который следит за системой гидроусилителя руля, особенно на 4-цилиндровых двигателях. Во время маневра на ограниченном пространстве, например на парковке, когда давление в системе гидроусилителя руля резко возрастает, управление двигателем берет контроль на себя и заставляет открываться заслонку регулирования холостого хода, так чтобы двигатель не заглох или не застрял на точке пропусков в зажигании. Плохое соединение или течь в переключателе повлияет на эту систему и, возможно, приведет к неустойчивому холостому ходу. Периодическая промывка системы гидроусилителя руля играет большую роль в предотвращении появления забитых переключателей и отверстий.

Двигатель с большим пробегом, который устал и износился, может не поднимать разрежение до необходимого уровня в 18-20 дюймов ртутного столба при холостом ходе (закрытой дроссельной заслонке). Это значит, что датчик MAP будет всегда воспринимать двигатель как недостаточно нагруженный (низкое разрежение = высокое напряжение) и просто выполнять свою работу – подавать сигнал компьютеру силового агрегата, что нужно добавить топлива. Когда кислородный датчик захватывает богатую топливную смесь в потоке выхлопных газов, он подает сигнал, что нужна более бедная смесь. Обычно нужно открыть байпасный клапан холостого хода, чтобы впустить немного воздуха. Но двигатель, который находится на грани хрипа, может периодически «давать слабину», и в результате холостой ход напоминает американские горки. Могут возникать проблемы с вентиляцией, когда холодно, но когда тепло – при расширенных поршневых кольцах, прокладках и тому подобных, – показывается прекрасное разрежение на впуске.

К чему все это сводится? К тому, что в настоящее время есть много других вещей, кроме ограничительного винта дроссельной заслонки на вашем карбюраторе, регулирующего холостой ход.

Управление двигателем

Автомобильная компьютеризированная система управления двигателем работает, как любой компьютер, когда регулирует скорость холостого хода. Центральный процессор основывается на различных вводимых данных, чтобы рассчитать необходимые команды. На современных двигателях устройства, вводящие данные в процессор, или модуль управления функционированием силового агрегата (англ. РСМ), называются датчиками. Выводы обеспечивают исполнительные устройства. РСМ запрограммирован, чтобы управлять исполнительными устройствами при любых условиях, которые датчики считают важными.

1– КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ. 2 – РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ. 3 – ВПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР. 4 – РСМ (МОДУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СИЛОВОГО АГРЕГАТА). 5 – РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ХОЛОСТОГО ХОДА. 6 – ДАТЧИК ВОЗДУШНОГО ПОТОКА. 7 – ВПУСКНОЙ ТРУБОПРОВОД. 8 –  ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР. 9 – ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ. 10 – ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ. 11– КИСЛОРОДНЫЙ ДАТЧИК. 12– ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ. 13 – ДАТЧИК СКОРОСТИ ДВИГАТЕЛЯ. 14– КЛАПАН ФИЛЬТРУЮЩЕЙ КОРОБКИ. 15 –ФИЛЬТРУЮЩАЯ КОРОБКА ТОПЛИВНЫХ ПАРОВ. 16 – ТОПЛИВНЫЙ HACOC.

Основные вводные данные датчиков большинства систем управления двигателем включают в себя скорость двигателя, температуру охлаждающей жидкости, положение коленвала, поток всасываемого воздуха, разрежение в коллекторе, положение дроссельной заслонки и содержание кислорода в выхлопе. Многие системы пошли дальше, учитывая такие вводные показания, как положение распредвала, атмосферное давление, температура воздуха на впуске, распознавание детонации, положение клапана EGR, определение пропусков зажигания, температура масла в двигателе, давление системы гидроусилителя руля, давление в системе кондиционирования, положение рычага управления коробкой передач, скорость транспортного средства, температура масла в автоматической коробке передач, производительность каталитического нейтрализатора, напряжение в системе и другие параметры.

Основные исполнительные устройства на многих системах включают в себя инжекторы (топливные форсунки), моторчик регулирования скорости холостого хода, клапан EGR, цилиндр очистки топливных паров, регулировку момента зажигания катушки зажигания и времени протекания тока через первичную обмотку катушки (время максимальной нагрузки), блокировочную муфту гидротрансформатора, перепускной клапан воздушного насоса для нагнетания воздуха в систему выпуска, охлаждающий вентилятор, выход генератора и топливный насос. 

Опубликовано: 25 июля 2014