Устраняем проблему с рулевым управлением




Ваш тренер с удивлением замечает, что ваше левое предплечье стало гораздо шире правого, что нехарактерно для правши. А ваша супруга постоянно ворчит, чтобы вы придерживались правой полосы на скоростной трассе, потому что вы все время норовите съехать на обочину на скоростной левой полосе. Кажется, пора выяснить, почему ваш автомобиль так сильно утягивает налево.

Давление в шинах в порядке. Вы не наезжали на бетонное ограждение и не преодолевали скалистую дорогу в последнее время, поэтому, скорее всего, в подвеске и рулевом управлении нет погнутых деталей. Может, не стоит обращать на это внимание? Определенно стоит. Источники большинства увода в сторону довольно легко точно определить, если вы выясните основную проблему и систематически будете проверять возможные источники ее возникновения.

Первый вопрос: «Какого типа этот увод?» Для этого требуется провести дорожное испытание, которое проводят с соблюдением точных условий: правильное давление в шинах, когда шины холодные, без ветра и на ровной гладкой дороге (без неровностей). Ехать нужно на постоянной скорости (приблизительно между 40-60 км в час), затем переключиться на нейтральную скорость. Затем, когда вокруг нет автомобилей, уберите руки с рулевого колеса. Отметьте, происходит ли увод автомобиля в сторону при включенной передаче и на нейтрали тоже и есть ли разница, когда вы держитесь за руль руками.

Если автомобиль заметнее всего уводит в сторону при разгоне и это прекращается, когда вы переключаетесь на нейтральную передачу, это называется «силовое подруливание». И силовое подруливание также может происходить при постоянной скорости. Если же автомобиль уводит в сторону на нейтральной передаче, это обычная сила тяги. Не появляется ни силового подруливания, ни обычной тяги? Совершите разворот и дайте автомобилю возвратиться к движению прямо вперед. Затем повторите испытание и проверьте, не уводит ли автомобиль в ту же сторону, в которую делали поворот. Это называется «подруливание по памяти», и увидите, что такое случается обычно, когда вы убираете руки с руля.

Силовое подруливание

Силовое подруливание возникает в результате многих причин чаше, чем любое другое, поэтому его сложнее локализовать. Если у вас мощный двигатель и вы полностью открываете дроссельную заслонку, некоторое силовое подруливание (особенно при разгоне) нормально.

Переднеприводные автомобили с поперечно расположенным двигателем обычно имеют склонность к силовому подруливанию, хотя правильное устройство подвески помогает минимизировать его. Когда заметен значительный увод автомобиля в сторону при разгоне, что-то не так, и вам необходимо выяснить это.

Покачайте концы поперечной рулевой тяги, проверьте, нет ли заедания или износа. Небольшое сопротивление в норме, но не должно быть разболтанности.

Отличное начало – проверить, нет ли прихватывания тормозов. Даже небольшая разница в захватывании может усилить склонность к силовому подруливанию. Вторая проверка должна касаться разницы в люфте передней подвески или концов поперечной рулевой тяги из стороны в сторону. Вы можете почувствовать наибольшую расшатанность, взявшись за концы тяги и потянув или надавив на них. Либо вы можете попросить помощника удерживать рулевое колесо, пока вы раскачиваете ведущее колесо из стороны в сторону и вверх-вниз, чтобы обнаружить люфт концов поперечной рулевой тяги.

Изношенные втулки часто можно определить на вид – поищите блестящий металл в местах, где втулки двигаются.

Кроме того, осмотрите все резиновые втулки, особенно на рычагах подвески. Когда эти втулки в плохом состоянии, это заметно невооруженным глазом – они растрескались или потеряли форму. Также поднимите вверх контрольные рычаги подвески, чтобы определить расшатанность.

Слегка поднимите рычаг подвески, чтобы найти изношенные втулки. Рычаг должен вернуться в первоначальное положение, когда вы отпускаете монтировку.

Затем измерьте высоту расположения передней подвески. Заводские инструкции по обслуживанию описывают в деталях многие точки замера, но ваша цель – сравнить показания между парой установленных точек – одна на подвеске, а другая на шасси. Для этого вам нужен абсолютно плоский участок проезжей части. Покачайте автомобиль вверх и вниз на подвеске несколько раз после того, как вы припарковались.

Один из способов проверить симметрию – или отсутствие таковой – в подвеске – привязать тонкую бечевку или веревку между основаниями нижних рычагов независимой подвески (например, масленками шаровых шарниров). Бечевка должна быть очень тугой (и прямой). Измерьте расстояние от бечевки до нижней части лонжерона, к которому крепится контрольный рычаг подвески, и расстояние должно быть одинаковым от одной стороны к другой. Если оно больше, значит, имеет место прогиб передней рессоры – обычная дополнительная причина появления силового подруливания. Замените рессоры, чтобы устранить эту проблему.

Установив автомобиль на абсолютно ровную поверхность, проверьте правильную симметричность высоты расположения подвески. Растяните бечевку или веревку между парой подходящих точек на амортизаторах или шаровых опорах и измерьте расстояние до лонжеронов. Оно должно быть одинаковым в пределах менее полдюйма.

Сильно прогнувшиеся задние рессоры могут также привести к уводу автомобиля в сторону, но тогда вы сможете увидеть разницу в высоте расположения подвески до того, как автомобиль будет явно уводить в сторону во время вождения. Просто внимательно осмотрите ваш автомобиль снизу, когда он припаркован на ровном участке.

Рессоры в порядке? Проверьте опоры двигателя на признаки износа, так как из-за слабых опор трансмиссия будет неровно перемешаться при разгоне, и в результате автомобиль будет тянуть то в одну, то в другую сторону. Если задняя (ведущего моста с коробкой передач) опора с воздушными прослойками и она неисправна, двигатель будет качаться в обратную сторону, ударяя металлической опорой по резиновой центральной секции. Чтобы проверить это, попросите помощника выжать педаль газа, когда автомобиль на нейтральной скорости.

Также необходимо посмотреть, горизонтален ли ведущий мост с коробкой передач, что можно сделать с помощью строительного уровня. Он не должен быть абсолютно, идеально ровным, но отклонение не должно быть более 0,5 см.

Если он неровный, попробуйте ослабить крепление ведущего моста, в это время двигатель должен работать на холостых оборотах (стояночный и рабочий тормоз должны быть включены), и если у вас автоматическая коробка передач, переключайте передачи вперед и назад между Reverse и Drive несколько раз. Если у вас ручная коробка передач, вы можете попробовать качать ведущий мост с помощью какого-нибудь рычага вперед и назад несколько раз. Это должно возвратить двигатель и коробку передач в исходное положение.

Снова затяните болты и проверьте уровень. Если он все равно под наклоном, вы можете попробовать выставить нижний конец трансмиссии, используя прокладки для подвески.

Все еще ищете ответы? Вполне возможно, что причина в проблемах с передними шинами, например, смещенные брекерные пояса – под протектором, где их не видно. Обычно проблемы с шинами приводят к возникновению увода автомобиля в сторону, даже если вы не разгоняетесь, но возможно, что вы почувствуете, что машину уводит именно во время ускорения.

Итак, давайте взглянем на шины и поговорим об обычной силе тяги.

Автомобиль тянет в сторону из-за шин

Надеемся, вы проверяете развал-схождение в автомастерской, которая имеет современное электронное оборудование, которое проверяет угол продольного наклона поворотного шкворня и угол развала колес на нерегулируемой передней подвеске. Сервис по выравниванию колес (развал-схождение) знает, как нужно действовать в случае, когда подвеска изнашивается, а рессоры слегка прогибаются. И в нем могут отрегулировать угол развала колес так точно, что увод автомобиля в одну сторону практически исчезнет.

Шины – это самый первый пункт для самостоятельной проверки, даже если давление одинаковое во всех шинах и соответствует техническим требованиям. Одинакового ли они размера и типа, одинаково ли они износились? Если нет, такие шины вполне могут быть дополнительной причиной увода автомобиля в сторону. Даже если они выглядят абсолютно одинаковыми, брекерные пояса одной из них или нескольких могут быть повреждены.

Поднимите переднюю часть автомобиля от земли на подходящих подъемных опорах, чтобы провести последний этап испытаний. Ставьте опоры под раму, а не под подвеску.

ПОДШИПНИКИ СТОЙКИ могут заедать и приводить к жесткому рулевому управлению и уводу автомобиля в одну сторону.

Вращайте каждое переднее колесо по очереди и проверьте, нет ли заедания. Если у вас больше захватывает одно переднее колесо, чем другое, у вас проблема с тормозной системой – либо неисправный суппорт, или что-то не так с гидравлической системой, например, пережало трубку или неисправен главный тормозной цилиндр.

Если сопротивление на обеих передних шинах одинаковое или вообще отсутствует? Переставьте их слева направо. Если автомобиль уводит в противоположном направлении, купите новые шины. Даже если тяга как-либо поменяется, но не обязательно в противоположном направлении, шины все равно остаются самой возможной причиной увода автомобиля, и новая пара может помочь, если ничего больше не помогает. Однако если вам повезет, автомобиль перестанет уводить в сторону, и вы сможете похвалить себя за то,  что решили проблему так дешево. Остановитесь на этом, если речь шла о силовом подруливании. Испробуйте еще один способ, если это увод в сторону из-за шин.

Если нет никаких изменений после того, как вы поменяли передние шины местами, тогда поменяйте местами переднее и заднее колеса с водительской стороны. Если в результате заметите ощутимое улучшение, то поставьте новую шину вместо той, которая теперь находится с водительской стороны сзади (которая в самом начале была впереди со стороны пассажира). Если рисунок протектора или степень износа значительно различаются между новыми шинами и оставшимися, лучше заменить все четыре шины на новые.

Подруливание по памяти

Если параллельность колес в порядке, а автомобиль уводит в ту же сторону, в которую поворачивали, вы имеете дело с «подруливанием по памяти» – причиной которого почти всегда является заедание в подвеске на этой стороне автомобиля.

На подвеске со стойками Макферсон, скорее всего, заедает подшипник верхнего крепления стойки. Иногда вы можете почувствовать жесткость в креплении, подняв автомобиль и уперевшись пальцами в него, пока помощник поворачивает колесо вперед и назад (передняя часть автомобиля на подпорках).

Довольно часто приходится вытаскивать стойку, чтобы лучше осмотреть подшипник.

Проверьте, нет ли защемления, после того как вы сняли стойку.

Возможно, вам придется разобрать стойку, чтобы проверить, не заело ли подшипник стойки подвески.

Неудачно? Это может быть заедающий наконечник поперечной рулевой тяги, но маловероятно – они чаще покрываются грязью, чем заедают. Потрясите и покрутите наконечники рулевой тяги для проверки. Также маловероятно, но возможно заедание шарового шарнира. Возможно, вам потребуется отсоединить его, чтобы убедиться.

Возможно заедание в шестерне рулевого привода. В качестве окончательной проверки можете отсоединить концы рулевой тяги. Вы сможете почувствовать разницу, поворачивая руль в разных направлениях, сначала при подсоединенных тягах, потом при отсоединенных. Двигатель должен быть выключен.

К сожалению, не все мастерские по развал-схождению настолько последовательны, как должны быть. И в некоторых мастерских вам просто скажут, что «все переднеприводные автомобили уводит в сторону». Но если проблемы не было в тот день, когда вы приобрели ваш автомобиль, эта проблема не является обычной, и вам необходимо провести тщательные дорожные испытания и осмотр днища автомобиля.

Опубликовано: 10 сентября 2014