Замена Шины


 


Спущенные шины — это всегда неприятно,  но эта превзошла всех! Конечно же, темно, и льет затяжной дождь. Вы увязли в грязи по щиколотку на обочине пустынной дороги. Насколько пустынной? Такой, что нет зоны действия сети, и вы предпочли бы оказаться в кабине грузового автомобиля для вспомогательных работ, пока кто-нибудь другой мокнет под дождем.

Да, вы могли бы проехать на ободе несколько километров по обочине до цивилизации, но страховка не включает оплату повреждений дорогостоящего литого диска колеса. Пришло зремя засучить рукава и поставить запаску.

 Баллончик вулканизирующей пены может помочь вам быстрее добраться домой, если проблема в небольшом проколе, особенно если вы пожилой человек или слабая женщина, которым нужно много времени, чтобы поменять колесо. Просто помните две веши: это вещество — лишь временное решение проблемы, и шину все равно придется показать техническому специалисту в шиномонтаже при первой возможности. Не забудьте сообщить специалисту, что вы использовали данное вещество. Оно взрывоопасно, и, если техника не предупредить, он подвергается опасности при работе. Пенный аэрозоль тем не менее не поможет вам, если шина слетела с обода при попадании колеса в выбоину на дороге.

Подготовка

Прежде всего проверьте давление в запасной шине (Рис. 1), о которой часто забывают, когда проверяют давление в остальных четырех, что вы делаете приблизительно не реже одного раза в месяц, не так ли? Спущенная шина не поможет вам. И если вы, как большинство других людей, держите про запас почти «лысую» шину, скорее всего, запаска будет немного спускать, что не поможет вам в затруднительном положении.

Рис. 1. Обязательно периодически проверяйте давление воздуха в запасной шине.

Более того, вы никогда не сможете поменять шину, если у вас нет домкрата и ключа для гаек крепления колеса (Рис. 2). Найдите, где хранятся эти инструменты, и убедитесь в их наличии (Рис. 3). У вас должно быть достаточно света, чтобы вы могли прочитать руководство по эксплуатации, выяснить, как их вынуть из держателей, и убедиться, что гаечный ключ не проржавел до непригодности. Сверьтесь с инструкцией и найдите на автомобиле места для упора домкрата. Возможно, вам придется для этого лечь на землю, но лучше сделать это сейчас, пока вы на проезжей части, чем потом, на обочине.

Рис. 2. Чтобы ослаби гайки крепления колеса, необходима большая физическая сила.Недорогой крестовы ключ для гаек крепления колеса может существенно увеличить ваше усилие и поможет свернуть чрезмерно затянутьк болты.

Рис. 3. Отведите место для домкрата и других инструментов, нужных при замене шины, и убедитесь, что знаете, как правильно пользоваться ими.

Трудности

Самая распространенная трудность при замене шины в том, что болты крепления колеса слишком туго затянуты. Пневматический гайковерт механика случайно может так сильно затянуть гайки, что только профессиональный борец в силах свернуть их при помощи имеющегося у вас ключа для гаек крепления колеса. Гайки крепления колеса должны быть затянуты не более, чем это указано в инструкции, так, чтобы вы могли быть уверены, что они не ослабнут. Сверьтесь с вашим руководством для пользователя, момент усилия затяжки должен быть 75—100 фунт-сил. Посчитаем — это значит, взрослый человек весом приблизительно 90 кг должен суметь затянуть гайку, давя всем своим весом на гаечный ключ. Несколько капель машинного масла или смазки на кромку гайки (в месте, где гайка касается колеса, а не резьбы) предотвратят истирание металла и образование задиров.

Откручивая колесо, сначала ослабьте крепления на пол-оборота в перекрестной последовательности. Возможно, вам понадобится любимый механиками удлинитель ручки трубчатого ключа для увеличения усилия (Рис. 4) — отрезок водопроводной или толстостенной трубы длиной около метра — для увеличения усилия рычага, чтобы вывернуть болты. Выкручивайте их по очереди и, смазывайте их, если они скрипят. Повторно затягивать их также нужно крест-накрест, в три захода.

Рис. 4. Удлинитель ручки трубчатого ключа для увеличения усилия поможет ослабить болты. Никогда не используйте его для того, чтобы затянуть гайки.

Вам понадобятся еще несколько вещей, кроме необходимых инструментов для замены колеса. Возьмите с собой фонарь с хорошими батарейками, а лучше питаемый от прикуривателя фонарь, знак аварийной остановки, пару дорожных фонарей, перчатки и непромокаемую накидку или кусок ткани, который можно подложить на землю.

Судьбоносный день 

При замене колеса первая и самая важная вещь — убрать транспортное средство на безопасное место, подальше от проезжей части, чтобы не подвергать себя опасности — в особенности если спустило колесо с левой стороны, потому что в этом случае задняя часть машины будет мешать движению других автомобилей во время вашей работы. Выставьте знак аварийной остановки или дорожные фонари на расстоянии около 30 метров против движения.

 Поставьте автомобиль на ручной тормоз, установите нейтральную передачу. Блокируйте колесо, находящееся напротив спущенного, при помощи двух деревянных брусков (Рис. 5). Ослабьте болты на спущенном колесе. Выньте запасное колесо из багажника и засуньте его наполовину под машину. Если вдруг машина сорвется с домкрата, она упадет на запасную шину — не на вашу ногу или голову, — и тогда у вас будет возможность снова поднять машину и продолжить работу. Если автомобиль упадет на дорогу, вы не сможете снова его поднять.

Рис. 5. Блокируйте противоположный угол автомобиля во избежание его скатывания с домкрата.

Поднимите домкрат из исходного положения почти до днища автомобиля. Если у вас другой тип домкрата, отличающийся от того, который на рисунке (Рис. 6), сверьтесь с вашим руководством для пользователя.

Рис. 6. Удлинитель ручки трубчатого ключа для увеличения усилия поможет ослабить болты. Никогда не используйте его для того, чтобы затянуть гайки.

 Если земля недостаточно твердая, положите кусок фанеры под домкрат и установите домкрат. Убедитесь, что он стоит ровно. Поднимите автомобиль, так чтобы спущенное колесо не доставало до земли несколько сантиметров, потому что запаска не спущена, и ей потребуется большее расстояние для установки.

Выньте крепежные болты и положите их в колпак колеса или другое место, чтобы они не потерялись или вы случайно не разбросали их по траве.

Снимите спущенное колесо и положите его наполовину под автомобиль. Подвесьте запасное на шпильки. Убедитесь, что между ступицей и диском колеса не попала грязь или камешек, а то колесо будет вилять. Если нет шпилек, то подвесьте его на ребристые болты (они есть практически на всех европейских автомобилях). Закрутите гайки пальцами, затем слегка прикрутите гаечным ключом, опять же в перекрестной последовательности.

Рис. 7. Почистите коррозию у центрального отверстия в диске колеса куском наждачной бумаги или проволочной щеткой.

Опустите автомобиль и вытащите домкрат. Теперь можно затянуть гайки до правильного момента затяжки. Сверьтесь с руководством пользователя. Измеряйте момент затяжки тщательно. Если болты сухие и несмазанные, вам может потребоваться гораздо большее усилие, чтобы затянуть крепления.

Самый лучший способ правильно завернуть гайки — воспользоваться динамометрическим ключом. Его можно купить приблизительно за 600 рублей. Если на вашем колесе стоят дорогие легкосплавные диски, вы, скорее всего, захотите приобрести такой.

Когда будете убирать на место инструменты и домкрат, проверьте, чтобы на них не осталось грязи или влаги, что может привести к их коррозии. Если они в беспорядке, почистите их и смажьте в ближайшее время. Не забудьте забрать с дороги ваш знак аварийной остановки.

На следующее утро

Отнесите спущенную шину к специалисту в шиномонтаж для ремонта.

 



Опубликовано: 18 июня 2014