Контроллер сопряжения персонального компьютера с бортовой системой самодиагностики OBD II по протоколам стандартов SAE (PWM и VPW) и ISO 9141-2 Ауди А4-2000


 


Контроллер сопряжения персонального компьютера с бортовой системой самодиагностики OBD II по протоколам стандартов SAE (PWM и VPW) и ISO 9141-2

 border=

Стандарту VPW отвечают модели производства компании GM, стандарту PWM - Ford, стандарту ISO 9141-2 - азиатские и европейские модели.

Общие данные

Рассматриваемое устройство представляет собой микроконтроллер, выполненный по технологии КМОП (CMOS).

 border=

Контроллер не предназначен подключения к бортовым системам самодиагностики первого поколения (OBD I)!

Устройство выполняет роль простейшего сканера и предназначено для считывания диагностических кодов и данных системы OBD II (обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха, нагрузочные характеристики, расход поступающего в двигатель воздуха и т.п.) в рамках стандарта SAE J1979 через шину любого исполнения (PWM, VPW и ISO 9141-2).

Основное предназначение

Для подключения к компьютеру достаточно 3-жильного провода, подключение к диагностическому разъёму осуществляется 6-жильным проводом. Напряжение питания подаётся на контроллер через 16-контактный диагностический разъём OBD. Принципиальная схема контроллера представлена ниже.

Схема контроллера сопряжения персонального компьютера с бортовой системой самодиагностики OBD II

 Контроллер сопряжения персонального компьютера с бортовой системой самодиагностики OBD II по протоколам стандартов SAE (PWM и VPW) и ISO 9141-2 Audi A4

Рекомендации по применению

Для подключения устройства к автомобилю может быть использован неэкранированный кабель, длиной не более 1.2 м, что имеет особое значение при использовании протокола PWM. При использовании кабеля большей длины следует уменьшить сопротивление резисторов на входе устройства (R8 и R9 или R15). При использовании экранированного кабеля, экран следует отключить с целью снижения ёмкости.

Кабель для подключение к последовательному порту компьютера также может быть неэкранированным. Устройство стабильно работает с кабелем длиной до 9 м. При значительно большей длине кабеля следует использовать более мощный коммуникатор RS 232.

Топология электрических соединений произвольна. При повышенной влажности применяйте дополнительные шунтирующие конденсаторы.

Бесплатное программное обеспечение (броузер) для считывания кодов и данных может быть скачано с сайтов производителей, либо сайта нашего издательства http://arus.spb.ru, и предназначено для использования под DOS. Незначительный размер программного приложения в варианте «под DOS» позволяет вместить его на загрузочную дискету DOS и использовать даже на компьютерах, оснащённых несовместимым с DOS программным обеспечением. Необязательным условием является даже наличие в компьютере жёсткого диска.

Общие принципы обмена данными

 border=

Если противное не оговорено особо, все числа приведены в 16-ричном формате (hex).

Десятичный формат обозначается меткой dec.

Обмен данными идёт по трёхпроводному последовательному соединению, без применения инициализационного обмена служебными сообщениями (handshaking). Устройство прослушивает канал на наличие сообщений, выполняет принимаемые команды и передаёт результаты на персональный компьютер (PC), после чего немедленно возвращается в режим прослушивания. Входящие в контроллер и исходящие из него данные организованы в виде цепочки последовательно идущих друг за другом байтов, первый из которых является контрольным. Обычно контрольный байт представляет собой число от 0 до 15 dec (или 0-F hex), описывающее количество следующих далее информационных байтов. Так, например, 3-байтная команда будет выглядеть следующим образом: 03 (контрольный байт), 1-й байт, 2-й байт, 3-й байт. Подобный формат используется как для входящих команд на опрос бортовой системы самодиагностики, так и для исходящих сообщений, содержащих запрошенную информацию. Следует заметить, что в контрольном байте используются лишь четыре младших бита, - старшие биты зарезервированы под некоторые специальные команды и могут быть использованы PC при инициализации соединения с контроллером и согласовании протокола передачи данных, а также контроллером для контроля ошибок передачи. В частности, в случае ошибки при передаче, контроллер производит установку старшего значащего бита (MSB) контрольного байта в единицу. При успешной передаче все четыре старших бита устанавливаются в ноль.

 border=

Существуют отдельные исключения из правил использования контрольного байта.

Инициализация контроллера и бортовой системы самодиагностики

Для начала обмена данными PC должен произвести установку соединения с контроллером, затем инициализировать контроллер и канал данных OBD II.

Установка соединения

После подсоединения контроллера к PC и диагностическому разъёму OBD должна быть произведена его инициализация с целью предотвращения «зависаний», связанных с шумами в последовательных линиях в случае если их подсоединение было произведено до включения питания контроллера. Одновременно производится простейшая проверка активности интерфейса. В первую очередь посылается однобайтовый сигнал 20 (hex), воспринимаемый контроллером как команда на установку соединения. В ответ контроллер вместо контрольного высылает единственный байт FF hex (255 dec) и переходит в режим ожидания приёма данных. Теперь PC может переходить к инициализации канала данных.

 border=

Данный случай является одним из немногих, когда контроллер не использует контрольный байт.

Инициализация

На данном этапе производится инициализация протокола, по которому будет производиться обмен данными, а в случае протокола ISO – инициализация бортовой системы. Обмен данными производится по одному из трёх протоколов: VPW (General Motors), PWM (Ford) и ISO 9141-02 (азиатские/европейские производители).

 border=

Существует множество исключений: так, например, при опросе некоторых моделей автомобилей Mazda может использоваться фордовский протокол PWM. Таким образом, при возникновении проблем передачи следует в первую очередь попытаться воспользоваться каким-либо другим протоколом.

Выбор протокола производится передачей комбинации, состоящей из контрольного байта 41(16-ричн.) и следующего непосредственно за ним байта, определяющего тип протокола: 0 = VPW, 1 = PWM, 2 = ISO 9141. Так, например, по команде 41(hex) 02(hex) производится инициализация протокола ISO 9141.

В ответ контроллер высылает контрольный байт и байт состояния. Установка MSB контрольного байта говорит о наличии проблем, при этом следующий за ним байт состояния будет содержать соответствующую информацию. При успешной инициализации высылается контрольный байт 01(hex), указывающий на то, что далее следует верификационный байт состояния. В случае протоколов VPW и PWM верификационный байт представляет собой простое эхо байта выбора протокола (0 или 1, соответственно), при инициализации протокола ISO 9141 это будет цифровой ключ, возвращаемый бортовым процессором OBD и определяющий, какая именно из двух незначительно отличающихся друг от друга версий протокола будет использоваться.

 border=

Цифровой ключ имеет чисто информационное назначение.

Следует заметить, что инициализация протоколов VPW и PWM происходит значительно быстрее, так как требует лишь передачи соответствующей информации контроллеру. На моделях, отвечающих стандарту ISO, инициализация занимает порядка 5 секунд, затрачиваемых на обмен контроллера информацией с бортовым процессором, производимый со скоростью 5 бод. Следует обратить внимание читателя, что на некоторых моделях автомобилей семейства ISO 9141 инициализация протокола приостанавливается, если запрос на выдачу данных не будет передан в течение 5-секундного интервала, - сказанное означает, что PC должен производить автоматическую выдачу запросов каждые несколько секунд, даже в холостом режиме.

После установки соединения и инициализации протокола начинается штатный обмен данными, состоящими из поступающих от PC запросов и выдаваемых контроллером ответов.

Порядок обмена данными

Функционирование контроллера при использовании протоколов семейства ISO 9141-2 и SAE (VPW и PWM) происходит по несколько различным сценариям.

Обмен по протоколам SAE (VPW и PWM)

При обмене данными по данным протоколам происходит буферизация лишь одного кадра данных, что означает необходимость конкретизации подлежащего захвату или возврату кадра. В некоторых (редких) случаях бортовой процессор может передавать пакеты, состоящие более чем из одного кадра. В такой ситуации запрос должен повторяться до тех пор, пока все кадры пакета не будут приняты.

Запрос всегда формируется следующим образом: [Контрольный байт], [Запрос по стандарту SAE], [Номер кадра]. Как уже упоминалось выше, контрольный байт обычно представляет собой число, равное полному количеству следующих за ним байтов. Запрос оформляется в соответствии со Спецификациями SAE J1950 и J1979 и состоит из заголовка (3 байта), последовательности информационных байтов и байта контроля ошибки (CRC). Заметим, что в то время как информация по запросу формируется в строгом соответствии со Спецификациями SAE, потребителем контрольного байта и номера кадра является интерфейсный чип.

При успешном завершении процедуры ответное сообщение всегда имеет следующий формат: [Контрольный байт], [Ответ по стандарту SAE]. Контрольный байт, как и ранее, определяет количество следующих за ним информационных байтов. Ответ в соответствии с требованиями стандарта SAE состоит из заголовка (3 байта), цепочки информационных байтов и байта CRC.

При сбое высылается 2-байтное ответное сообщение: [Контрольный байт], [Байт состояния]. При этом в контрольном байте производится установка MSB. Четыре младших бита формируют число 001, свидетельствующее о том, что за контрольным следует единственный байт, - байт состояния. Данная ситуация может возникать достаточно часто, так как Спецификации допускают возможность невыдачи бортовым процессором данных, а также передачу неверных данных в случае, когда запрос не соответствует поддерживаемому производителями автомобиля стандарту. Возможна также ситуация, когда запрашиваемые данные отсутствуют в оперативной памяти процессора в текущий момент времени. Когда чип не получает ожидаемого ответа, или получает повреждённые данные, производится установка MSB контрольного байта, а следом за контрольным выдаётся байт состояния.

При коллизиях в шине интерфейс вырабатывает единственный байт 40 (hex), являющийся контрольным байтом с обнуленным младшим битом. Подобная ситуация может возникать достаточно часто при загрузке автомобильной шины сообщениями более высокого чем у диагностических данных приоритета, - вычислительное устройство должно повторить исходный запрос.

Обмен по протоколам ISO 9141-2

Стандарт ISO 9141-2 используется большинством азиатских и европейских производителей автомобильной техники. Структура формируемого PC запроса мало чем отличается от используемой в стандартах SAE с той лишь разницей, что чип не нуждается в информации о номере кадра и соответствующая информация присутствовать в пакете не должна. Таким образом, запрос всегда состоит из контрольного байта и следующей за ним цепочки информационных байтов, включающих в себя контрольную сумму. В качестве ответного сообщения чип просто ретранслирует сформированные бортовым процессором сигналы. Контрольный байт в ответном сообщении отсутствует, поэтому PC воспринимает поступающую информацию непрерывно до тех пор, пока цепочка не прерывается паузой длиной 55 миллисекунд, сообщающей о завершении информационного пакета. Таким образом, ответное сообщение может состоять из одного или более кадров в соответствии с требованиями Спецификаций SAE J1979. Чип не производит анализ кадров, не отбрасывает недиагностические кадры и т.д. PC должен собственными силами производить обработку поступающих данных с целью вычленения отдельных кадров путем анализа заголовочных байтов.

 border=

Ответы на большинство запросов состоят из единственного кадра.

Модификации, произведённые в интерфейсных контроллерах последних версий

Ниже приведены основные отличия процесса передачи данных по протоколам SAE и ISO 9141, характерные для интерфейсных контроллеров последних версий, а также порядок передачи данных по протоколу ISO 14230:

  1. Стандарт ISO 9141: Добавлен адресный байт;
  2. Стандарт ISO 9141: Осуществляется возврат не одного, а обоих ключевых байтов; (дополнительный байт возвращается также в режимах SAE, однако здесь он не используется).
  3. Добавлена поддержка протокола ISO 14230.
 border=

Все информационные байты передаются в 16-ричном формате.

 border=

Символом XX означается неопределённый, зарезервированный или неопознанный байт.

Установка соединения

Порядок установки соединения не изменился:

Отправка:

20

Приём:

FF

Выбор протокола

VPW:

Отправка:

41, 00

Приём:

02, 01, XX

PWM:

Отправка:

41, 01

Приём:

02, 01, XX

ISO 9141:

Отправка:

42, 02, adr, где: adr - адресный байт (обычно 33 hex)

Приём:

02, К1, К2, где К1, К2 - ключевые байты ISO

Или:

82, XX, XX (ошибка инициализации ISO 9141)

ISO 14230 (быстрая инициализация):

 

Отправка:

46, 03, R1, R2, R3, R4, R5, где: R1 ÷ R5 - сообщение о начале запроса ISO 14230 на установку соединения, обычно R1 ÷ R5 = С1, 33, F1, 81, 66

Приём:

S1, S2, ……… - сообщения о начале ответа ISO 14230 на установку соединения

 border=

Могут передаваться последовательно более одного ECU. В качестве ответа может использоваться отрицательный код ответа.

Типичный положительный ответ выглядит следующим образом: S1, S2, ……. = 83, F1, 10, С1, Е9, 8F, BD

ISO 14230 (медленная инициализация): Аналогично ISO 9141

Замечание и комментарии

Если планируется использование контроллера для передачи данных лишь по какому-либо одному или двум из протоколов, лишние компоненты могут быть исключены (см. схему выше). Например, при организации схемы под протокол VPW (GM) в проводе подключения контроллера к автомобилю потребуются лишь три жилы электропроводки (клеммы 16, 5 и 2).

Если не используется протокол PWM, могут быть исключены элементы R4, R6, R7, R8, R9, R10, Т1, Т2 и D1.

При отказе от обмена по протоколу ISO исключению подлежат элементы: R15, R16, R17, R18, R19, R21, Т4 и Т5.

Отказ от использования протокола VPW позволяет исключить следующие элементы: R13, R14, R23, R24, D2, D3 и Т3.

Применены угольно-пленочные резисторы с 5-процентным допуском сопротивления.

Обратите внимание на отсутствие кнопки аварийной перезагрузки (RESET), в случае необходимости такая перезагрузка может быть произведена путем отсоединения контроллера от автомобильного разъёма (перезагрузка интерфейсного процессора произойдёт автоматически). Перезапуск программного обеспечения на PC приводит к новой инициализации интерфейса.

 



1. Введение
1.0 Введение 1.2 Автомобили Audi A4/S4 - аннотация 1.3 Идентификационные номера автомобиля 1.4 Приобретение запасных частей 1.5 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места 1.6 Поддомкрачивание и буксировка 1.7 Запуск двигателя от вспомогательной аккумуляторной батареи 1.8 Автомобильные химикалии, масла и смазки 1.9 Диагностика неисправностей 1.10. Органы управления и приёмы безопасной эксплуатации

2. Текущий уход и обслуживание
2.0 Текущий уход и обслуживание 2.1 Спецификации 2.2 Индикатор срока наступления технического обслуживания 2.3 График текущего обслуживания 2.4 Общая информация о настройке 2.5 Проверка уровней жидкостей, контроль утечек 2.6 Проверка состояния шин и давления в них. Обозначение шин и дисков колёс. Ротация и замена колёс 2.7 Замена двигательного масла и масляного фильтра 2.8 Проверки тормозной системы. Регулировка стояночного тормоза 2.9 Проверка топливной системы 2.10 Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек 2.11 Проверка состояния ребристых ремней серпантинного привода вспомогательных агрегатов 2.12 Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости 2.13 Проверка состояния системы выпуска отработавших газов 2.14 Проверка уровня масла автоматической трансмиссии 2.15 Визуальный контроль коробки переключения передач и главной передачи на утечки, проверка уровня и дополнение масла 2.16 Проверка состояния компонент подвески и рулевого управления 2.17 Проверка состояния защитных чехлов приводных валов 2.18 Проверка уровня жидкости системы гидроусиления руля 2.19 Проверка системы кондиционирования воздуха 2.20 Смазка ограничителей дверей, цилиндров замков, крючка капота, сдвижной панели люка крыши 2.21 Визуальный контроль ремня безопасности и блока подушки безопасности 2.22 Проверка работоспособности фар и клаксона 2.23 Проверка состояния, регулировка и замена щёток стеклоочистителей 2.24 Проверка состояния батареи, уход за ней и зарядка 2.25 Замена батареи аварийного питания системы Telematik 2.26 Замена элемента фильтра воздуха салона/угольного фильтра очистки воздуха 2.27 Замена тормозной жидкости 2.28 Проверка и замена свечей зажигания. Проверка состояния высоковольтных проводов 2.29 Замена элемента воздушного фильтра двигателя 2.30 Замена топливного фильтра 2.31 Проверка состояния и натяжение зубчатого ремня

3. Двигатель
3.0 Двигатель 3.1 Снятие и установка верхней крышки двигателя/нижней защиты двигательного отсека/подрамника 3.2 Проверка компрессии в цилиндрах двигателя, выявление утечек 3.3 Проверка двигателя с помощью вакуумметра 3.4. 4-цилиндровые бензиновые двигатели 3.5. 6- и 8-цилиндровые бензиновые двигатели 3.6. 4-цилиндровые дизельные двигатели 3.7. 6-цилиндровые дизельные двигатели 3.8. Система смазки двигателя

4. Системы охлаждения, отопления и воздушного кондиционера
4.0 Системы охлаждения, отопления и воздушного кондиционера 4.1. Система охлаждения 4.2. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха

5. Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов
5.0 Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов 5.1. Системы питания бензинового и дизельного двигателей 5.2. Система впрыска топлива бензинового двигателя 5.3. Система впрыска топлива дизельного двигателя 5.4. Системы выпуска и снижения токсичности отработавших газов. Турбокомпрессор

6. Системы электрооборудования двигателя
6.0 Системы электрооборудования двигателя 6.1. Система зажигания и управления двигателем 6.2. Система преднакала дизельного двигателя 6.3. Диагностика систем электронного управления и диагностическое оборудование 6.4. Системы зарядки и запуска

7. Ручная коробка переключения передач
7.0 Ручная коробка переключения передач 7.1 Спецификации 7.2 Снятие и установка КПП 7.3 Проверка уровня масла в ручной КПП 7.4 Регулировка привода переключения передач 7.5 Проверка регулировки рычага переключения передач

8. Автоматическая трансмиссия
8.0 Автоматическая трансмиссия 8.1 Спецификации 8.2 Поиск неисправностей - общая информация

9. Сцепление, приводные валы и дифференциал
9.0 Сцепление, приводные валы и дифференциал 9.1. Сцепление 9.2. Приводные валы колёс 9.3 Модели с полным приводом колёс

10. Тормозная система
10.0 Тормозная система 10.1 Спецификации 10.2 Удаление воздуха из тормозной системы 10.3 Снятие и установка передних тормозных колодок 10.4 Снятие и установка колодок тормозных механизмов задних колёс 10.5 Проверка толщины тормозного диска 10.6 Снятие и установка тормозного диска/суппорта 10.7 Регулировка стояночного тормоза 10.8 Снятие и установка выключателя стоп-сигнала 10.9 Снятие и установка тормозного шланга

11. Подвеска и рулевое управление
11.0 Подвеска и рулевое управление 11.1 Меры безопасности при проведении работ 11.2. Подвеска передних колёс 11.3. Подвеска задних колёс 11.4. Углы установки колёс автомобиля 11.6 Рулевое управление и подушки безопасности 11.7 Снятие и установка блока подушки безопасности 11.8 Снятие и установка рулевого колеса 11.9 Снятие и установка наконечника рулевой тяги 11.10 Снятие и установка защитного чехла рулевого механизма

12. Кузов
12.0 Кузов 12.1 Общие сведения и меры безопасности при проведении кузовных работ 12.2 Чистка и уход 12.3 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 12.4. Внешнее оборудование 12.5. Оборудование салона

13. Бортовое электрооборудование
13.0 Бортовое электрооборудование 13.1 Спецификации 13.2 Диагностика неисправностей бортового электрооборудования - общая информация 13.3 Рассоединение разъёмов 13.4 Проверка электродвигателя стеклоочистителя 13.5 Проверка обогреваемого заднего стекла 13.6 Проверка стоп-сигналов 13.7 Снятие и установка звукового сигнала 13.8 Снятие и установка датчиков парковки 13.9 Замена батареи пульта дистанционного управления ключа зажигания 13.10 Реле и предохранители 13.11 Замена ламп накаливания приборов наружного освещения 13.12 Снятие и установка фар 13.13 Снятие и установка бокового повторителя поворотов 13.14 Снятие и установка дополнительного стоп-сигнала 13.15 Снятие и установка заднего фонаря 13.16 Снятие и установка фонаря освещения номерного знака 13.17 Снятие и установка плафонов внутреннего освещения 13.18 Снятие и установка приборной доски 13.19 Снятие и установка подрулевого переключателя 13.20 Снятие и установка выключателей передней двери 13.21 Снятие и установка переключателя света 13.22 Снятие и установка выключателя стеклоподъёмника в задней двери 13.23 Снятие и установка выключателя крышки багажника 13.24 Снятие и установка выключателя стояночного тормоза 13.25 Снятие и установка выключателя освещения вещевого ящика 13.26 Снятие и установка выключателей центральной консоли 13.27 Снятие и установка радиоприёмника/навигационного прибора/CD-чейнджера 13.28 Снятие и установка громкоговорителей 13.29 Снятие и установка антенн 13.30 Снятие и установка резервуара жидкости стеклоомывателя/электродвигателя насоса 13.31 Снятие и установка электродвигателя очистителя ветрового стекла 13.32 Снятие и установка электродвигателя на заднем стекле (Универсал) 13.33 Единый замок - общая информация 13.34 Снятие и установка запорного элемента крышки топливного бака 13.35 Цифровая шина данных CAN

14. Принципиальные схемы электрооборудования
14.0 Принципиальные схемы электрооборудования 14.1 Схема распределения питания 14.2 Система зарядки 14.3 Система запуска, модели РКПП 14.4 Система запуска, модели с CVT 14.5 Вентилятор системы охлаждения 14.6 Система автоматического кондиционирования воздуха 14.7 Система управления двигателем 1.8 л 14.8 Система управления двигателем 3.0 л 14.9 Диагностический разъем DLC 14.10 Бортовой компьютер 14.11 Шина обмена данными (CAN) 14.12 Блокировка переключений АТ, модели с CVT 14.13 Блокировка переключений АТ, модели с Tiptronic 14.14 Автоматическая трансмиссия стандартного типа 14.15 Автоматическая трансмиссия вариаторного типа (CVT) 14.16 Блокировка переключений АТ, модели с 5-ступенчатой АТ 14.17 Электронная система усиления рулевого привода 14.18 Сигналы износа тормозных колодок 14.19 Система антиблокировки тормозов (ABS) 14.20 Системы дополнительной безопасности (SRS) 14.21 Фары стандартного исполнения 14.22 Фары с газоразрядными лампами высокой интенсивности 14.23 Фароомыватели 14.24 Обогрев сопел подачи омывающей жидкости 14.25 Клаксон 14.26 Огни заднего хода, модели с АТ 14.27 Огни заднего хода, модели с РКПП 14.28 Освещение салона при открывании дверей 14.29 Приборная доска 14.30 Подсветка приборов 14.31 Обогрев сидений 14.32 Электропривод сидений 14.33 Электрообогрев дверных зеркал заднего вида 14.34 Система запоминания положения сидений/зеркал заднего вида 14.35 Электропривод дверных зеркал заднего вида, модели со складными зеркалами 14.36 Электропривод дверных зеркал заднего вида, модели без складывания зеркал 14.37 Салонное зеркало заднего вида с автоматическим переключением режимов «День/Ночь» 14.38 Электрообогрев заднего стекла 14.39 Электропривод верхнего люка/откидного верха 14.40 Электропривод солнцезащитной шторки заднего стекла 14.41 Электропривод стеклоподъемников 14.42 Аудиосистема Bose 14.43 Аудиосистема с усилителем 14.44 Аудиосистема без усилителя 14.45 Единый замок 14.46 Навигационная система 14.47 Привод отпускания защелки замка крышки багажного отделения 14.48 Противоугонная система