Как работает кондиционер Ауди А6


 


14.9.1. Как работает кондиционер

Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов, соединенных между собой герметичной системой трубок. Она заполнена хладагентом, который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из салона.

Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера, является регулирующий вентиль, который установлен на испарителе, размещенном в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает через регулирующий вентиль в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной смеси (тумана). Регулирующий вентиль может быть игольчатым или типа диафрагмы. Мы будем рассматривать первый вариант.

Внутри игольчатого вентиля есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя таким образом эффективное сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, помещенного внутри испарителя.

Жидкий хладагент, проходя через маленькое отверстие в вентиле, испаряется и превращается в газ под низким давлением. Этот процесс сопровождается резким падением температуры. Чем меньше отверстие, тем холоднее становится халадагент, то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту.

Как уже говорилось, вместо игольчатого вентиля иногда, устанавливается диафрагма. В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется, но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. Превратившись в газ низкого давления, хладагент проходит по испарителю (теплообменнику) и отбирает тепло у воздуха в салоне. Для большей эффективности этого процесса теплообменник снабжен ребрами. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона. Воздух, пройдя через теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим.

Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент с помощью компрессора направляется в конденсатор (это еще один теплообменник, расположенный обычно в передней части автомобиля).

Компрессор, задача которого – прогонять хладагент по трубкам системы, перенося тепло с низкого температурного уровня на более высокий, работает по принципу насоса и приводится ремнем от двигателя через электромагнитную муфту, чтобы кондиционер можно было отключать. Когда компрессор работает, он создает разрежение, которое "высасывает" газообразный хладагент из испарителя.

Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор, но уже в виде газа под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора в атмосферу.

Из конденсатора хладагент – уже в виде жидкости под давлением – снова подается на регулирующий вентиль, и цикл повторяется.

Дополнительные "примочки"

На практике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности, ресивер-осушитель, который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором и регулирующим вентилем. Это устройство (его иногда называют "аккумулятором") фильтрует хладагент и удаляет из него влагу. Иногда осушитель снабжается цветовым индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это значит, что он набрал максимум влаги). В систему трубок (между конденсатором и испарителем) иногда встраивают смотровое стекло, и тогда можно наблюдать за состоянием хладагента (наличие ненужных пузырьков и т. д.).

В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора. Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора, а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).

В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент. Поток воздуха с помощью "смесительной заслонки" распределяется между испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.

А как с экологией?

До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. Потом было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет смертельный газ фосген. Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается и эксплуатация этих кондиционеров.

Соответственно, цена на фреон R12 повышается на 5–10% в месяц. В конце концов она станет такой, что "перезаряжать" старые системы станет просто разорительно. Уже сейчас фреон R12 стоит на Западе $150 за килограмм, а два года назад стоил $65 . В современных системах используется более "экологичный" хладагент – R134А.

Системы, рассчитанные на R134A, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальные клапаны и другие приспособления.

Теоретически, R134А можно закачать и в старый кондиционер, внеся соответствующие изменения. Однако, этот хладагент процентов на 15 менее эффективен, чем R12, поэтому кондиционер старого типа будет с ним работать хуже. Кроме того, существует еще одна проблема: хладагент R134А просачивается, хотя и слабо, через шланги, сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги с внутренней нейлоновой оплеткой. В то же время в старых системах применяются так называемые "заершенные" соединительные штуцеры, которые способны прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым хладагентом.

Вообще-то, существуют так называемые "заместительные" хладагенты, предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А, но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру. Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.

Если вы хотите перейти с R12 на R134А, то лучше всего поменять вместе с хладагентом масло (минеральное на синтетическое) в системе, установить новый ресивер-осушитель, сменить резиновые шланги и проверить работу всех узлов. Тогда есть надежда, что система будет работать удовлетворительно.

 



1. Инструкция по эксплуатации
1.1. Панель приборов Audi 100/ 100 Avant, S4/ S4 Avant 1.2 Панель приборов Audi A6/ A6 Avant, S6/ S6 Avant 1.3 Сигнальные и контрольные лампы 1.4. Установка сидений 1.5 Электрические стеклоподъемники 1.6 Установка рулевого колеса 1.7 Замок зажигания 1.8 Выключатели 1.9 Рычажные переключатели света 1.10 Стеклоочистители и стеклоомыватели 1.11. Отопление и вентиляция 1.12 Кондиционер 1.13 Установка наружных зеркал 1.14 Электрические складываемые наружные зеркала 1.15 Подъемно-сдвижная панель крыши 1.16 Откидная крышка заправочного люка 1.17 Автоматическая коробка передач 1.18 Динамическая программа переключения (DPS) 1.19 Запасная либо аварийная программа 1.20 Положения рычага управления 1.21 Устройство kick-down 1.22 Рекомендации по вождению 1.23 Комбинация приборов 1.24 Контрольные лампы 1.25 Символы красного цвета (1 степень приоритетности) 1.26 Символы желтого цвета (2 степень приоритетности) 1.27 Бортовой компьютер 1.28 Выключатели 1.29 Система поддержания постоянной скорости 1.30 Система стеклоочистителей и стеклоомывателей 1.31 Автоматический кондиционер 1.32 Воздуховыпускные устройства 1.33 Пульт управления автономным отопителем 1.34 Электронная блокировка дифференциала (EDS) 1.35 Контроль уровня масла 1.36 Усилитель рулевого привода/ Servotronic, регулятор дорожного просвета 1.37 Система охлаждения 1.38 Тормозная жидкость 1.39 Цветовые обозначения предохранителей 1.40. Замена ламп 1.41 Вспомогательный отвод 1.42 Осуществление стартовой помощи 1.43 Паспортные данные автомобиля 1.44 4-цилиндровый двигатель объемом 1,8 л 1.45 4-цилиндровый двигатель объемом 1,9 л 1.46 5-цилиндровый дизельный двигатель 1.47 Рекомендуемое давление в шинах

2. Техническое обслуживание
2.0 Техническое обслуживание 2.1. Регулярное техническое обслуживание 2.2 Модели с дизельными двигателями 2.2. Регулярное техническое обслуживание

3. Двигатели
3.0 Двигатели 3.1. Технические характеристики 3.2. 5-цилиндровые двигатели 3.3. 6-цилиндровые двигатели 3.4. Дизельные двигатели 3.5. 5-цилиндровые двигатели 3.6. Снятие и переборка двигателей

4. Система охлаждения
4.0 Система охлаждения 4.2 Технические характеристики 4.3 Шланги системы охлаждения 4.4 Радиатор 4.5 Термостат 4.6 Вентилятор охлаждения 4.7. Выключатели и датчики системы охлаждения 4.8 Водяной насос 4.9 Теплообменник масло-/охлаждающей жидкости 4.10 Диагностика неисправностей в контуре циркуляции масла

5. Отопление и вентиляция
5.0 Отопление и вентиляция 5.1 Элементы системы отопления и вентиляции 5.2. Система кондиционирования воздуха 5.3 Антифриз для радиатора 5.4 Терморегулятор охлаждающей жидкости (термостат) 5.5 Проверка системы охлаждения 5.6 Гидравлическая муфта вентилятора 5.7 Насос системы жидкостного охлаждения 5.8 Радиатор 5.9 Кожух вентилятора 5.10 Диагностика неисправностей системы охлаждения 5.11 Диагностика неисправностей системы индикации уровня охлаждающей жидкости 5.12 Перегрев двигателя

6. Топливная система
6.0 Топливная система 6.1. Технические характеристики 6.2. Многоточечная система впрыска топлива 6.3. Система впрыска MPI/ MPFI (6-цилиндровые двигатели) 6.4. Система питания дизельных двигателей 6.5 Прибор обслуживания отопления 6.6 Диагностика неисправностей системы отопления 6.7 Кондиционер: не только "плюсы", но и "минусы" 6.8 Правила обслуживания кондиционера 6.9. Двигатели ABP, AAT и AEL

7. Выхлопная система
7.0 Выхлопная система 7.2 Технические характеристики 7.3 Система сбора паров топлива 7.4. Система сбора картерных газов 7.5 Система рециркуляции выхлопных газов 7.5. Самодиагностика устройства 7.6 Выпускной коллектор 7.7 Турбокомпрессор 7.8 Промежуточный охладитель 7.9 Система выпуска отработавших газов 7.10 Каталитический конвертер

8. Системы запуска, зажигания
8.0 Системы запуска, зажигания 8.1. Введение 8.2. Система зажигания (бензиновые двигатели) 8.3. Система предпускового подогрева (дизельные двигатели) 8.4. Система выпуска отработанных газов

9. Трансмиссия
9.0 Трансмиссия 9.1. Технические характеристики 9.2. Мехническая коробка передач 9.3. Автоматическая коробка передач

10. Тормозная система
10.0 Тормозная система 10.1. Амортизаторы 10.2. Технические характеристики 10.3 Прокачка гидравлической системы 10.4 Гидравлические трубки и шланги 10.5 Тормозные накладки передних тормозов 10.6 Тормозные накладки задних колес 10.7 Тормозные колодки задних тормозов 10.8 Тормозной диск переднего колеса 10.9 Тормозной диск заднего колеса 10.10 Тормозной барабан заднего тормоза 10.11 Суппорт переднего тормоза 10.12 Суппорт заднего тормоза 10.13 Колесный цилиндр заднего тормоза 10.14 Главный тормозной цилиндр 10.15 Педаль тормоза 10.16 Ваакуумный усилитель 10.17 Вакуумный клапан сервоусилителя 10.18 Тросик ручного тормоза 10.19 Рычаг ручного тормоза 10.20 Клапан регулировки давления в контуре задних тормозов (до 96 г.в.) 10.21 Выключатель огней стоп-сигнала 10.22 Общее описание системы антиблокировки тормозов (АБС) 10.23 Элементы системы АБС 10.24 Вакуумный насос (дизельные и бензиновые двигатели объемом 2,3 л)

11. Подвески, рулевое управление
11.0 Подвески, рулевое управление 11.2 Технические характеристики 11.3 Общее описание регулировки колес 11.4. Передняя подвеска 11.5. Задняя подвеска 11.6. Рулевое управление 11.7. Полуоси 11.8 Легко и непринужденно 11.9 Техническое обслуживание системы рулевого управления 11.10 Диагностика неисправностей системы рулевого управления

12. Кузов
12.0 Кузов 12.2 Техническое обслуживание и ремонт 12.3 Передний бампер 12.4 Задний бампер 12.5 Капот 12.6. Тросик открытия капота 12.7 Замок капота 12.8 Двери 12.9 Внутренняя панель отделки двери 12.10 Рама окна двери 12.11 Ручка двери и элементы замка 12.12 Стекло и стеклоподъемник 12.13 Крышка багажника 12.14 Элементы замка крышки багажника 12.15 Задняя дверь 12.16 Элементы замка задней двери 12.17 Элементы центрального замка 12.18. Элементы электрических стеклоподъемников 12.19 Зеркала заднего вида и связанные с ними элементы 12.20 Лобовое и заднее стекло 12.21 Верхний люк 12.22 Внешние элементы отделки кузова 12.23 Сидения 12.24 Механизм натяжения передних ремней безопасности 12.25 Элементы ремней безопасности 12.26 Панели отделки салона 12.27 Центральная консоль 12.28 Панель приборов

13. Электрооборудование
13.0 Электрооборудование 13.1. Технические характеристики 13.2. Электросхемы 13.3 Задняя дверь 13.4 Ручка передней двери 13.5 Ручка задней двери 13.6 Дверной замок 13.7 Внутренняя обшивка дверей 13.8 Передний стеклоподъемник 13.9 Стекло переднего окна 13.10 Задний стеклоподъемник 13.11 Стекло передней двери 13.12 Двигатель стеклоподъемника 13.13 Перчаточный бокс 13.14 Защитное покрытие рукоятки переключения передач 13.15 Передняя пепельница 13.16 Средняя консоль 13.17 Панель обслуживания отопления 13.18 Внутренняя обшивка А-стойки 13.19 Внутренняя обшивка С-стойки 13.20 Переднее сиденье 13.21 Заднее сиденье 13.22. Центральный замок 13.23 Наружное зеркало/стекло зеркала 13.24 Покрытие под приборной панелью 13.25 Передний бампер 13.26 Задний бампер 13.27 Внутреннее крыло автомобиля 13.28 Крыло автомобиля 13.29 Решетка радиатора/эмблема Mercedes 13.30 Тяга капота двигателя 13.31 Покрытие под ветровым стеклом 13.32 Устройство подачи воздуха для обогрева салона 13.33 Водосборник 13.34 Лакокрасочное покрытие 13.35 Коррозия металла 13.36 Автомакияж 13.37 Что скрипит? 13.38 Люк

14. Полезные советы
14.0 Полезные советы 14.1. Перебитые номера 14.2 Долговечность автомобиля 14.3 О параллельности мостов автомобиля и прицепа 14.4 Подготовка автомобиля к зиме 14.5 Не заводится – полезные советы 14.6 От перемены мест "слагаемых" ничего не меняется? 14.7 Визит в автосервис 14.8. Двигатель 14.9. Кондиционер 14.10. Чем привлекает дизель 14.11. Три в одном – или как уберечь катализатор 14.12. Аккумулятор 14.13 Генератор 14.14 Пробуксовочка 14.15 "Автомат" 14.16. Тормозная система 14.17. Колеса и шины 14.18 Турбокомпрессор 14.19. Как работает подшипник