Особенности сборки двигателя мод. 2106 Москвич 2141


 



Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров двигателя мод. 2106

Cчет опор ведется от передней части двигателя.

Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров

Размерная группа цилиндров на блоке (красные стрелки).

Условный номер блока цилиндров (черная стрелка).

Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя мод. 2106

Метки указаны стрелками.

Сборка двигателя

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установить на стенд и завернуть в него отсутствующие шпильки.
2. Уложить в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, имеющие по сравнению с остальными увеличенную ширину, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой. Как вариант, в гнезда блока цилиндров 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников могут устанавливаться вкладыши также без выточки.
Предупреждение

Вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и манжеты перед установкой смазать моторным маслом.

3. Уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранных по толщине.
4. Установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров двигателя мод. 2106), установив под болты крепления крышки среднего коренного подшипника верхний кронштейн маслоприемника и затянуть болты моментом 70–86 Н·м (7,0–8,6 кгс·м).
Предупреждение

Крышки коренных подшипников устанавливать в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров двигателя мод. 2106 и Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров).

Упорные полукольца устанавливать выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставить сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

5. Уложить на фланец блока цилиндров прокладку держателя сальника.
6. Надеть держатель с сальником на оправку и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепить к блоку цилиндров. (Стрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала.)
7. Установить по двум центрирующим втулкам переднюю крышку картера сцепления и закрепить ее болтами к держателю сальника.
8. Установить маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокировать фиксатором маховик и прикрепить его болтами к фланцу коленчатого вала с моментом затяжки 78–89 Н·м (7,8–8,9 кгс·м).

9. С помощью втулки-оправки из набора вставить в цилиндры поршни с шатунами. Набор состоит из трех втулок: одна – для поршней номинального размера и две – для поршней ремонтного размера (увеличенного на 0,4–0,7 мм). Поэтому необходимо выбрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня.
Предупреждение

Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя.

10. Установить вкладыши в шатуны и крышки шатунов.
11. Соединить шатуны с шейками коленчатого вала, установить крышки и затянуть гайки шатунных болтов моментом 44–55 Н·м (4,4–5,5 кгс·м).
12. Установить звездочку на коленчатый вал.
13. Установить валик привода масляного насоса и закрепить его упорным фланцем.
14. Установить по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, выпускным коллектором, впускным трубопрово-дом и заборником горячего воздуха и затянуть в определенной последовательности (см. рис. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров двигателя мод. 2106) в два приема болты крепления:
 – предварительно моментом 34–42 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10;
 – окончательно моментом 98–121 Н·м (9,8–12,1 кгс·м) болты 1–10 и моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м) болт 11.
15. Установить звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и повернуть вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников.
16. Снять звездочку и, не изменяя положения вала, установить корпус подшипников на головку блока цилиндров и закрепить корпус, затягивая его гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод. 2106) моментом 19–23 Н·м (1,9–2,3 кгс·м).
17. Установить на головку блока цилиндров успокоитель цепи.
18. Установить цепь привода распределительного вала, для чего сделать следущее:
      – повернуть маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя мод. 2106);
 – надеть цепь на звездочку распределитель ного вала и ввести ее в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка 1 (см. подраздел 2.1.4) на ней совпала с меткой 2 на корпусе подшипников. Болт звездочки не затягивать до упора;
 – установить звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
 – установить башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак;
 – завернуть в блок цилиндров ограничительный палец цепи;
  – повернуть коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, что обеспечит нужное натяжение цепи, проверить совпадение меток на звездочке с метками на блоке цилиндров (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя мод. 2106) и на корпусе подшипников (см. подраздел 2.1.4);
 – если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором (рис. Снятие маховика двигателя мод. 2106), окончательно затянуть болты звездочек моментом 42–51 Н·м (4,2–5,1 кгс·м) и колпачковую гайку натяжителя цепи и отогнуть стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторить операцию по установке цепи.
19. Отрегулировать зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.
20. Установить крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блок цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. (Стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала).
21. Оправкой отцентровать положение крышки относительно конца коленчатого вала и затянуть окончательно гайки и болты ее крепления.
22. Установить шкив коленчатого вала и храповик.
Предупреждение

Проверку установки поршня первого цилиндра в положение ВМТ следует про-изводить по установочным меткам, указанным на рис. Установочные метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределителя двигателя мод. 2106.

23. Установить масляный фильтр, привернув его вручную к штуцеру на блоке цилиндров, смазав предварительно резиновое уплотнительное кольцо моторным маслом.
24. Установить маслоотделитель вентиляции картера и крышку сапуна и закрепить фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
25. установить масляный насос и масляный картер с прокладкой.
26. Установить насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Надеть ремень на шкивы и отрегулировать его натяжение.
27. Установить на головку блока цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок 1 (см. рис. Снятие насоса охлаждающей жидкости двигателя мод. 2106). Прикрепить к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя. Установить термостат.
28. Установить датчики контрольных приборов.
29. Установить шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания.
30. Установить распределитель зажигания и отрегулировать момент зажигания.
31. Завернуть свечи зажигания и затянуть их моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м).
32. Установить топливный насос.
33. Установить карбюратор с прокладками и присоединить к нему шланги.
34. Установить крышку коловки блока цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.
35. Установить передние опоры двигателя с подушками и с переходниками.
36. Установить ведущий и ведомый диски сцепления.
 



1. АЗЛК 2141
1.0 АЗЛК 2141 1.1. Габаритные размеры автомобилей ""Москвич"" 1.2 Технические данные и характеристики автомобилей "Москвич" 1.3 Смазочные материалы и специальные жидкости 1.4 Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений, Н·м (кгс·м) 1.5 Манжеты 1.6 Подшипники качения 1.7 Лампы, применяемые в автомобилях

2. Двигатели
2.0 Двигатели 2.1. Техническое обслуживание двигателей

3. Система питания
3.0 Система питания 3.1. Карбюраторы

4. Система охлаждения
4.0 Система охлаждения 4.1 Термостат 4.2 Тепловой режим двигателя 4.3 Установка зажигания на двигателе мод. 2106 4.4 Установка зажигания на двигателях мод. 331 и 3317 4.5 Установка привода распределителя зажигания на двигателях мод. 331 и 3317 4.6 Замена свечей зажигания 4.7 Возможные неисправности двигателей, их причины и методы устранения 4.8. Особенности ремонта двигателя мод. 2106 4.9. Особенности ремонта двигателя мод. 331, 3317 и 3313

5. Трансмиссия
5.0 Трансмиссия 5.1. Сцепление 5.2. Коробка передач

6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть 6.1. Передняя подвеска 6.2. Задняя подвеска

7. Шины, колеса
7.0 Шины, колеса 7.1 Общие сведения о шинах 7.2 Маркировка шин 7.3 Износ шин 7.4 Уход за шинами 7.5 Возможные неисправности шин, причины их появления и способы устранения 7.6 Общие сведения о колесах 7.7 Балансировка колес 7.8 Колпаки колес 7.9 Крепление запасного колеса

8. Рулевое управление
8.0 Рулевое управление 8.1 Особенности конструкции рулевого управления 8.2 Проверка технического состояния рулевого управления на автомобиле 8.3 Регулировка рулевого управления 8.4 Сборка рулевого управления 8.5 Шаровые шарниры рулевых тяг 8.6 Техническое состояние карданного вала и рулевой колонки до разборки 8.7 Разборка, проверка технического состояния и сборка карданного вала 8.8 Возможные неисправности рулевого управления

9. Тормозное управление
9.0 Тормозное управление 9.1 Технические данные и характеристики 9.2 Общая оценка технического уровня состояния тормозного управления 9.3 Главный цилиндр тормоза 9.4 Снятие и разборка главного цилиндра тормоза 9.5. Сборка главного цилиндра тормоза 9.6 Вакуумный усилитель 9.7. Тормозные механизмы передних колес 9.8. Тормозные механизмы задних колес 9.9 Регулировка механизма ручного привода стояночной тормозной системы 9.10. Регулятор давления

10. Кузов
10.0 Кузов 10.1 Особенности конструкции кузовов автомобилей мод. 2141-01, 2335 и их модификаций 10.2. Арматура кузова 10.3 Панель приборов 10.4. Вентиляция и отопление

11. Электрооборудование
11.0 Электрооборудование 11.1 Провода и предохранители 11.2 Блок предохранителей и реле 11.3 Схема внутренних соединений блока предохранителей и реле 11.4. Аккумуляторная батарея 11.5. Электрооборудование, устанавливаемое на автомобилях мод. 2141-01, 2335 11.6. Электрооборудование (21412-01, 214122, 214123 и 23352, 233522, 233523) 11.7. Электрооборудование (2141-01, 21412-01, 214122, 214123 e 2335, 23352, 233522, 233523) 11.8. Контрольные приборы

12. Электросхемы
12.0 Электросхемы 12.1 Схема электрооборудования автомобиля "Москвич" мод. 21412-01 и 214122 12.2 Схема электрооборудования автомобиля "Москвич" мод. 2141-01 12.3 Схема электрооборудования автомобиля "Москвич" мод. 214123 12.4 Схема электрооборудования автомобиля "Москвич" мод. 2335 12.5 Схема тормозного управления автомобилей с кузовом "хэтчбек" 12.6 Схема тормозного управления автомобилей с кузовом "пикап" 12.7 Схема соединений генератора 12.8 Схемы проверки выпрямительного блока генератора на автомобиле 12.9 Схема проверки интегрального регулятора напряжения