Установка шатунов и поршней, проверка зазоров в шатунных подшипниках БМВ 3 Е30




3.2.29. Установка шатунов и поршней, проверка зазоров в шатунных подшипниках

Перед установкой поршней в сборе с шатунами поверхность цилиндра должна быть абсолютно чистой, с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленвал установлен в блок цилиндров.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Разберите шатун 1-го цилиндра. Протрите тыльную поверхность нового верхнего шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали. Вкладыш не смазывать. Аналогично установите в крышку шатуна нижний вкладыш.
2. Расставьте стыки поршневых колец так, чтобы они располагались под углом 120°.
3. Наденьте шланги на болты шатунов. Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, сожмите кольца приспособлением, оставив выступающий участок поршня 6–7мм.
4. Проверните коленвал до НМТ в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя.
5. Сориентируйте поршень так, чтобы выемка была обращена в сторону передней части двигателя.
6. Осторожно введите нижнюю часть поршня с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления в блок цилиндров. Слегка постучите по верхнему краю оправки для равномерного контакта с плоскостью блока цилиндров.

 Установка шатунов и поршней, проверка зазоров в шатунных подшипниках BMW 3 (E30)

7. Введите поршень в цилиндр, осторожно постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня. Большое усилие не прилагать. Если ощущается сопротивление, то немедленно прекратите сбоку и устраните причину заедания.

 Установка шатунов и поршней, проверка зазоров в шатунных подшипниках BMW 3 (E30)

8. Притяните шатун к шейке коленвала и проверьте зазор в шатунном подшипнике.
9. Процедура проверки ничем не отличается от процедуры для коренных подшипников (см. подраздел 3.2.23). Вращение коленвала или малейшее попадание масла на вкладыши при измерениях не допускаются. Гайки крышки шатуна затяните с заданным моментом (см. подраздел 3.2.2)торцовой головкой с тонкими стенками (чтобы исключить заклинивание головки между гайкой и крышкой шатуна, на двигателях М10 и М20 затяните гайки в 3 этапа). Если зазор не соответствует норме, то убедитесь в отсутствии смазки и грязи и снова проверьте диаметр шейки и правильность подбора шатунного вкладыша.

Окончательная сборка шатунов

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Осторожно удалите остатки калибра, смажьте вкладыши и шатунную шейку коленвала, установите крышку и равномерно затяните гайки с заданным моментом.
2. Повторите процедуру измерения и сборки для остальных шатунов. Проверьте свободу вращения собранного коленвала.
3. Проверьте осевой люфт шатуна (см. подраздел 3.2.15). Имейте ввиду, что после установки новых шатунов люфт может быть меньше нормы и потребуется шлифовка шатунов.
4. Соберите и установите двигатель.