Двигатели М20, М21, М30 БМВ 5 Е34




Двигатели М20, М21, М30

Головка цилиндров должна сниматься только при холодном двигателе. Впускной и выпускной коллекторы не отсоединяются.

Признаками повреждения прокладки головки цилиндров являются:

■ потеря мощности;

■ снижение уровня охлаждающей жидкости, белый дым из выпускной трубы при прогретом двигателе;

■ снижение уровня масла;

■ присутствие охлаждающей жидкости в масле, при этом уровень масла не снижается, а повышается; серый цвет масла, пена на маслоизмерительном стержне, разжижение масла;

■ примесь масла в охлаждающей жидкости;

■ сильное бурление охлаждающей жидкости;

■ отсутствие компрессии в двух соседних цилиндрах

Снятие

 width=Внимание: некоторые подготовительные действия более подробно описаны в разделе "Снятие и установка двигателя*, поэтому его также следует прочитать перед началом работы Описание относится к двигателю М20. Дополнительные указания и моменты затяжки для двигателей М30 и М21 приведены в конце данного раздела.

• Снимите капот (см. главу 'Кузов")

• Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора

• Слейте охлаждающую жидкость.

• Отсоедините провод массы от аккумуляторной батареи

• Отсоедините трос привода дроссельной заслонки от рычага управления дроссельной заслонкой. Отверните кронштейн.

• Снимите воздухозаборный шланг

• Отсоедините разъемы от измерителя расхода воздуха и регулятора холостого хода.

• Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от термостата.

• Отсоедините топливные шланги, предварительно пометив их с помощью липкой ленты.

• Отсоедините разъемы жгута проводов под впускной грубой и снимите шланг (если они присутствуют).

• Отверните крепления жгута проводов двигателя и отведите провода в сторону.

• Снимите вентилятор .

• Отсоедините шланг подогрева корпуса дроссельной заслонки под регулятором холостого хода, предварительно ослабив и сдвинув назад хомут

• Выньте маслоизмерительный стержень и отверните направляющую трубку от впускного коллектора.

• Снимите зубчатый ремень .

• Отсоедините от головки цилиндров шланг отопителя.

• Снимите крышку головки цилиндров.

• Отожмите вниз, преодолевая сопротивление пружины, трубку вентиляции картера, расположенную под впускным коллектором. Зафиксируйте трубку специальным приспособлением BMW-111290. Для фиксации можно также использовать подходящую скобу из проволоки или стальной полосы.

 width=

• Отверните болты крепления головки цилиндров в последовательности обратной нумерации, начиная с 14 и кончая 1.

Внимание: головка цилиндров может быть закреплена болтами с torx-головками

• Снимите головку цилиндров.

Внимание: после снятия не ставьте головку цилиндров на привалочную плоскость, так как при этом возможно повреждение полностью открытых клапанов Подкладывайте под головку два деревянных бруска.

Установка

Перед установкой очистите привалочные плоскости головки и блока цилиндров от остатков материала старой прокладки подходящим скребком. При этом следите, чтобы удаляемые частицы не попали а Цилиндры.

• Закройте отверстия цилиндров тряпками.

• Проверьте, не покороблены ли привалочные плоскости головки и блока цилиндров свыше допустимых пределов. Для этого прикладывайте стальную линейку в продольном и поперечном направлениях и измеряйте максимальный зазор между плоскостью и линейкой. При необходимости плоскости можно прошлифовать (эта работа должна выполняться в мастерской).

Двигатель

Высота головки цилиндров мм

Номинальная

Предельно допустимая

М20

125,1± 0.1

124.7

М50

140 ±0.1

139.55

МЗО

   

(S30..5350

129.0 ±0.1

128.6

М21 i524td)

148 ± 0.1

148 ± 0.1*

*Головка цилиндров обработке не подлежит

• Проверьте, нет ли трещин в головке цилиндров или царапин на ее привалочной плоскости.

• Тщательно очистите резьбовые отверстия под болты головки цилиндров от масла и посторонних частиц. Внимание: если в отверстиях останется масло, болты, затянутые правильным моментом, не будут прижимать головку цилиндров с необходимым усилием. Кроме того, возможно появление трещин в блоке цилиндров.

• При установке необходимо использовать новую прокладку головки цилиндров. Герметик не применяется. Наложите прокладку на блок цилиндров так, чтобы она не перекрывала отверстия.

 width=Внимание: если головка цилиндров подвергалась шлифовке, то в зависимости от ее высоты после обработки может устанавливаться прокладка с нормальной или увеличенной на 0.3 мм толщиной. Установка болев толстой прокладки предотвращает уменьшение объема камер сгорания.

• Перед установкой головки цилиндров проверьте, совмещены ли установочные метки распределительного вала .

• Установите головку цилиндров. В качестве направляющих при установке можно использовать два старых болта головки цилиндров со спиленными головками и шлицами под отвертку.

• Болты крепления головки цилиндров обязательно должны быть заменены новыми Внимание: в двигателях М20 могут использоваться болты с шестигранными головками При установке головки цилиндров их следует заменить на болты с torx-головками.

• Слегка смажьте моторным маслом новые болты головки цилиндров, вставьте их и затяните усилием пальцев.

 width=Внимание: при затяжке болтов крепления головки цилиндров необходимо строго выдержи вать моменты затяжки и соблюдать все указания. Перед началом работы проверьте точность динамометрического ключа Вам также потребуется угломер, например HAZET 6690. Если его нет а распоряжении, можно приставить транспортир к рукоятке надетого на болт ключа и мелом отметить нужный угол, после чего поворачивать ключ до отметки.

 width=

• Болты крепления головки цилиндров затягиваются в последовательности, указанной цифрами 1 - 14 на иллюстрации Обратите внимание на различия в моментах затяжки для двигателей разных типов.

Двигатель М20 (болты с torx-головками)

1 этап: затяните болты моментом 30 Н*м, используя динамометрический ключ.

2 этап: доверните болты жестким ключом на 90* (1/4 оборота).

3 этап: доверните болты жестким ключом на 90° (1/4 оборота).

• Проверьте, нет ли трещин или других повреждений на прокладке трубки вентиляции картера. При необходимости замените прокладку. Снимите удерживающее приспособление BMW-111209 и проследите, чтобы трубка вернулась в правильное положение.

• Установите зубчатый ремень

• Присоедините к головке цилиндров шланг отопи теля и закрепите его хомутом.

• Приверните направляющую трубку маслоизмерительного стержня. Вставьте в трубку стержень

• Установите шланг подогрева корпуса дроссельной заслонки.

• Установите вентилятор, при этом проследите, чтобы кожух вентилятора правильно сел в нижние направляющие.

• Установите на место и закрепите жгут проводов двигателя.

• Присоедините цилиндрический разъем и заверните гайку с накаткой.

• Присоедините шланги охлаждающей жидкости к термостату и закрепите их хомутами.

• Установите клиновой ремень и отрегулируйте его натяжение.

• Присоедините все шланги системы охлаждения, вакуумные и топливные шланги и закрепите их хомутами.

• Присоедините электрические провода в соответствии с маркировкой, сделанной при снятии.

• Присоедините трос привода дроссельной заслонки к рычагу привода дроссельной заслонки, приверните кронштейн.

• Присоедините приемную трубу к выпускному коллектору

• Установите крышку головки цилиндров.

• Установите капот (см. главу "Кузов").

• Присоедините к аккумуляторной батарее провод массы.

• Заполните систему охлаждения (см главу "Техническое обслуживание").

• Проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите его до нормального. Если старая прокладка головки цилиндров имела дефекты, рекомендуется полностью заменить масло и масляный фильтр, т.к. в масло могла попасть охлаждающая жидкость.

 width=Внимание: в процессе эксплуатации болты головки цилиндров подтяжке не подлежат.