Система охлаждения БМВ 5 Е39




Система охлаждения

Двигатель оснащен циркуляционной системой охлаждения с термостатическим регулированием. Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость циркулирует только в головке и блоке цилиндров, а при открытом отоплении - в теплообменнике. При возрастании температуры охлаждающей жидкости термостат открывает большой контур охлаждения и жидкость поступает в радиатор, проходя его сверху вниз и охлаждается проходящим через него воздухом. Насос охлаждающей жидкости приводится в движение клиновым ремнем двигателя.

На валу насоса охлаждающей жидкости закреплен вентилятор. Вентилятор обеспечивает охлаждение радиатора воздухом. В вентиляторе находится вязкостная муфта. При достижении воздухом, идущим от радиатора, температуры 90°С в вязкостной муфте срабатывает биметаллическая пластина и подключает вентилятор. После этого вентилятор вращается с числом оборотов двигателя и обеспечивает повышенный теплообмен до тех пор, пока температура охлаждающего воздуха не опустится ниже +60°С. После этого отключается вязкостная муфта и уменьшает число оборотов вентилятора.

Благодаря частичному подключению вентилятора повышается полезная мощность двигателя и уменьшается расход топлива.

При разогретом двигателе перед открытием крышки радиатора положите на нее толстую тряпку, чтобы исключить ожог вследствие выброса горячей жидкости и пара. Имеется опасность несчастного случая. Крышку можно открывать только при температуре охлаждающей жидкости ниже +90°С.

Схема контура системы охлаждения

 Система охлаждения BMW 5 (E39)

1 — радиатор
2 — расширительный бачок
3 — отопитель салона
4 — термостат
5 — насос охлаждающей жидкости

6 — блок цилиндров
7 — возврат
8 — подача
9 — подогрев дроссельной заслонки
10 — кран отопителя

Химический теплоаккумулятор

 Система охлаждения BMW 5 (E39)

На некоторых моделях может быть установлен химический теплоаккумулятор. Он аккумулирует тепло охлаждающей жидкости, отдавая его позже при запуске холодного двигателя. Благодаря этому быстрее работает обогрев салона и сокращается потеря тепла в атмосферу. Существенно сокращается время, необходимое для прогрева салона и двигателя.

Теплоаккумулятор состоит из хорошо изолированного накопителя, параллельно подключенного к системе охлаждения двигателя и расположенного в районе ног переднего пассажира. В зависимости от необходимости, он забирает или отдает тепло охлаждающей жидкости. Поток охлаждающей жидкости, в процессе работы, автоматически управляется различными электромагнитными клапанами.

Принцип его работы основан на использовании тепла, которое высвобождается при преобразовании экологически чистой соляной смеси из жидкого состояния в твердое. Аналогично теплоте таяния льда происходит накапливание теплоты разогретого двигателя в результате сжижения соляной смеси.

Таким образом, тепловой аккумулятор повышает безопасность движения и комфортабельность автомобиля, не приводя к возникновению дополнительной нагрузки на окружающую среду.

Аккумулятор не требует обслуживания, так как управление им берет на себя электроника.

Реализация этой функции возможна только при температуре наружного воздуха не выше +15°С, при прогретом до рабочей температуры двигателе, а также достаточном напряжении аккумулятора.