Рулевое управление с электромеханическим усилителем Шевроле Нива




На автомобилях в некоторых комплектациях предусмотрена возможность установки электромеханического усилителя рулевого управления. Главные отличия такого усилителя от гидравлического: не отбирается часть мощности двигателя для привода насоса; есть возможность дифференцирования усилия на рулевом колесе в зависимости от скорости движения автомобиля (обратная связь).
Электромеханический усилитель установлен на рулевой колонке и воздействует непосредственно на вал рулевого управления. Для совместной работы с электромеханическим усилителем на автомобиль устанавливают рулевой механизм, аналогичный по конструкции механизму автомобиля ВАЗ-2123 «Нива», но имеющий ряд усовершенствований, повышающих его надежность и точность работы.

Снятие и установка рулевой колонки

Элементы рулевой колонки
Рис. 11.2. Элементы рулевой колонки: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки


Элементы рулевой колонки с электромеханическим усилителем показаны на рис. 11.2.
1. В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 ( рис. 11.2) к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт.
2. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его.
3. Снимите облицовочные кожухи 4 и 10 рулевой колонки.
4. Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей, выключателя зажигания и электромеханического усилителя.
5. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами 1, 7 и рулевым колесом 6.
6. При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю.
7. Устанавливайте рулевую колонку в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка рулевого механизма
Рулевой механизм снимают для замены или ремонта. Однако разборка и сборка механизма требуют применения специального инструмента и наличия навыков работы у исполнителя. При отсутствии этих условий рекомендуем ремонтировать рулевой механизм в специализированной мастерской.
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму.
2. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
3. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 (см. рис. 11.2 ) к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт.
4. Выньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки.
5. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки (см. разд. 7 «Рулевое управление», «Замена рулевых тяг»).
6. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм.
7. Устанавливайте рулевой механизм в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее:

Схема установки рулевого механизма на автомобиле
Рис. 11.4. Схема установки рулевого механизма на автомобиле: 1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка;
Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого
механизма при среднем положении сошки;
а – контрольный угол


– установите сошку рулевого механизма в среднее положение, при этом метка на торце вала червяка должна быть расположена горизонтально справа (по ходу движения автомобиля) и расстояние Х ( рис. 11.4) от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности на лонжероне кузова должно быть (33,1+5) мм;
– перед тем как затянуть гайки болтов 1, сориентируйте рулевой механизм так, чтобы угол а был 32°;
– проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.

Разборка и сборка рулевого механизма

Детали рулевого механизма
Рис. 11.3. Детали рулевого механизма: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки


1. Слейте масло из рулевого механизма, вывернув пробку 16 (см. рис. 11.3 ) маслозаливного отверстия и перевернув механизм пробкой вниз.
2. Отверните гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, специальным съемником снимите сошку.
3. Выверните болты крепления и снимите крышку 15 картера рулевого механизма вместе с валом 7 сошки.
4. Отверните гайку 12 и, вворачивая в крышку 15 регулировочный винт 9, разъедините крышку и вал 7 сошки.
5. Выверните болты крепления и снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.
6. Червяком 13 вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипника.
7. Извлеките из картера 1 сальник 18 вала червяка и сальник 19 вала сошки.
8. Подходящей по размеру оправкой выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника вала червяка.
9. Извлеките подшипники 17 из картера 1 и крышки 15.
10. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.
11. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений. Поврежденные подшипники замените новыми. Если ролик вращается на оси с заеданием или имеет люфт, замените вал сошки в сборе с роликом.
12. Собирайте рулевой механизм в порядке, обратном снятию, соблюдая следующие условия:
– после установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки 3 проверьте динамометром момент трения червяка, он должен быть 19,6–49,0 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите количество регулировочных прокладок 4, а если больше – увеличьте;
– после установки вала сошки убедитесь в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала, повернутого вправо или влево на 30 ° от нейтрального положения сошки. Если зазор есть, устраните его регулировочным винтом 9;
– после регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен плавно снижаться до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
13. Залейте в рулевой механизм масло.

Проверка и регулировка  зазора в подшипниках  червяка рулевого  механизма на автомобиле
1. Установите передние колеса в положение прямолинейного движения.
2. Поворачивая рулевое колесо в ту и другую сторону, проверьте, нет ли осевого перемещения вала червяка 13 (см. рис. 11.3 ) относительно картера 1 рулевого механизма. Наличие осевого перемещения вала червяка является признаком зазора в подшипниках червяка.
3. Если ощущается осевое перемещение, поверните рулевое колесо в левую сторону на 1–1,5 оборота.
4. Выверните болты крепления нижней крышки 3 и слейте масло из картера рулевого механизма.
5. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок 4 или замените ее более тонкой.
6. Закрепите нижнюю крышку и проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Регулировочные прокладки поставляются толщиной 0,10 мм; 0,15 мм; 0,30 мм; 0,50 мм.

7. При отсутствии перемещения залейте в рулевой механизм трансмиссионное масло.

Проверка и регулировка  зазора в зацеплении  ролика с червяком  рулевого механизма  на автомобиле
1. Проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках (см. «Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма на автомобиле»).
2. С помощью съемника выпрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг из отверстий в сошке (см. «Снятие и установка рулевого механизма»).
3. Отсоедините рулевые тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес.
4. Покачивая сошку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка.

        ПРИМЕЧАНИЕ
В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения не должно быть зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки.

5. Если ощущается свободный ход сошки, ослабьте гайку 12 (см. рис. 11.3 ) регулировочного винта 9.
6. Заверните регулировочный винт до устранения зазора.
7. Придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку 12.
8. Убедитесь, что сошка не перемещается (см. п. 1), и присоедините к ней рулевые тяги.