Тормозная система Шевроле Нива




Особенности конструкции


Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель
Рис. 11.5. Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель: 1 – главный цилиндр; 2 – бачок главного цилиндра; 3 – вакуумный усилитель; 4 – стопорная скоба; 5 – палец


На автомобиле может быть установлен главный тормозной цилиндр 1 ( рис. 11.5) с бачком 2 и вакуумный усилитель 3, применяемый на переднеприводных автомобилях ВАЗ.

Устройство вакуумного усилителя тормоза
Рис. 11.6. Устройство вакуумного усилителя тормоза: 1 – корпус вакуумного усилителя; 2 – чашка корпуса усилителя; 3 – шток; 4 – регулировочный болт; 5 – уплотнитель штока; 6 – уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра; 7 – возвратная пружина диафрагмы; 8 – шпилька усилителя; 9 – втулка крепления обратного клапана; 10 – обратный клапан; 11 – штуцер крепления шланга; 12 – диафрагма; 13 – крышка корпуса усилителя; 14 – уплотнительный чехол; 15 – поршень; 16 – защитный чехол корпуса клапана; 17 – воздушный фильтр; 18 – толкатель; 19 – возвратная пружина толкателя; 20 – пружина клапана; 21 – клапан; 22 – втулка корпуса клапана; 23 – буфер штока; 24 – корпус клапана; А – вакуумная камера; В – атмосферная камера; С, D – каналы


Вакуумный усилитель. Резиновая диафрагма 12 ( рис. 11.6) вместе с корпусом 24 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединена с впускной трубой двигателя через обратный клапан наконечника 11 и шланг.
Корпус 24 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотнен гофрированным защитным чехлом 16. В корпусе клапана установлен шток 3 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 23 штока, поршень 15 корпуса клапана, клапан 21 в сборе, возвратные пружины 19 и 20 толкателя и клапана, воздушный фильтр 17, толкатель 18.
При нажатии на педаль перемещаются толкатель 18 и поршень 15, а вслед за ними и клапан 21 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 17, зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 12. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 3, который воздействует на поршень главного цилиндра.
При отпущенной педали клапан 21 отходит от седла корпуса и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.

Устройство главного цилиндра тормоза
Рис. 11.7. Устройство главного цилиндра тормоза: 1 – корпус главного цилиндра; 2 – уплотнительное кольцо низкого давления; 3 – поршень привода контура левый передний–правый задний тормоз; 4 – рас
порное кольцо; 5 – уплотнительное кольцо высокого давления; 6 – прижимная пружина уплотнительного
кольца; 7 – тарелка пружины; 8 – возвратная пружина поршня; 9 – шайба; 10 – стопорный винт; 11 – поршень привода контура правый передний–левый задний тормоз; 12 – соединительная втулка; 13 – бачок; 14 – датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А – зазор


Главный цилиндр с последовательным расположением поршней ( рис. 11.7). На корпусе главного цилиндра закреплен бачок 13, в пробке заливной горловины которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 главного цилиндра и аналогичные кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.

Снятие и установка вакуумного усилителя
1. Отсоедините колодку с проводами от датчика 14 (см. рис. 11.7 ) аварийного уровня тормозной жидкости.
2. Отверните гайки крепления главного цилиндра к усилителю, снимите его со шпилек и отведите в сторону, осторожно изгибая трубопроводы, чтобы не повредить их.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При снятии усилителя главный цилиндр гидропривода тормозов не отсоединяйте от гидросистемы, чтобы в нее не попал воздух.

3. Отсоедините шланг от обратного клапана усилителя.
4. Отсоедините вакуумный усилитель от педали тормоза, сняв стопорную скобу 4 (см. рис. 11.5 ) и вынув палец 5.
5. Отверните гайки крепления вакуумного усилителя к кронштейну педали тормоза и кузову.
6. Снимите вакуумный усилитель.
7. Устанавливайте вакуумный усилитель в порядке, обратном снятию.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Усилитель тормоза – ответственный узел, непосредственно влияющий на безопасность движения. Ремонт усилителя требует специального монтажного и контрольного оборудования и подразумевает высокую квалификацию исполнителя. Поэтому неисправный усилитель не разбирайте, а заменяйте новым.

Снятие и установка главного цилиндра
Главный цилиндр снимают с автомобиля для замены или ремонта. Однако если исполнитель не обладает навыками выполнения разборочно-сборочных работ, переборка главного цилиндра часто не приводит к желаемым результатам, поэтому рекомендуем заменять неисправный цилиндр в сборе.
1. Откачайте резиновой грушей жидкость из бачка.
2. Отсоедините трубопроводы от главного цилиндра.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Заглушите отверстия у трубопроводов и у главного цилиндра, чтобы не допустить утечку жидкости и попадание в них пыли и грязи.

3. Отсоедините колодку с проводами от клемм датчика аварийного уровня тормозной жидкости.
4. Отверните две гайки крепления цилиндра к вакуумному усилителю и аккуратно снимите цилиндр в сборе с бачком со шпилек.
5. Отверните пробку заливной горловины и слейте из бачка и из цилиндра остатки тормозной жидкости.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы сняли бачок с главного цилиндра, осмотрите резиновые втулки крепления бачка. Надорванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность втулки замените.

6. Установите главный цилиндр, заверните гайки его крепления и залейте тормозную жидкость в бачок. Подставьте под главный цилиндр емкость или положите тряпку для сбора тормозной жидкости.
7. Закройте пальцами отверстия под тормозные трубки в главном цилиндре. Помощник должен медленно нажимать на педаль тормоза до тех пор, пока из передних отверстий цилиндра не потечет тормозная жидкость.
8. В этот момент подсоедините трубки к передним отверстиям цилиндра и заверните гайки их крепления. При этом помощник должен удерживать педаль в нажатом состоянии. Аналогичным образом подсоедините трубки к задним отверстиям цилиндра. Установите все снятые детали в обратном порядке. Нажмите на педаль тормоза и, если она «мягкая», прокачайте тормозную систему (см. разд. 8 «Тормозная система», «Прокачка гидропривода тормозной системы»).

Разборка и сборка  главного цилиндра
1. Снимите главный цилиндр с автомобиля (см. «Снятие и установка главного цилиндра»).
2. Используя деревянную лопатку в качестве рычага, снимите бачок 13 (см. рис. 11.7 ) с цилиндра.
3. Извлеките из корпуса главного цилиндра соединительные втулки 12.

Детали главного цилиндра
Рис. 11.8. Детали главного цилиндра: 1 – корпус цилиндра; 2 – уплотнительное кольцо низкого давления; 3 – поршень привода контура левый передний–правый задний тормоз; 4 – распорное кольцо; 5 – уплотнительное кольцо высокого давления; 6 – прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 – тарелка пружины; 8 – возвратная пружина поршня; 9 – шайба; 10 – стопорный винт; 11 – поршень привода контура правый передний–левый задний тормоз; 12 – уплотнительная прокладка


4. Выверните два стопорных винта 10 ( рис. 11.8 )
5. Усилием руки извлеките из корпуса поршни первой и второй камер с манжетами, шайбами и пружинами. При этом поршень 11 второй камеры может не выйти свободно. Для извлечения его с оставшимися деталями ударами торцом корпуса со стороны первой камеры о чистую доску продвиньте его через первую камеру. Для извлечения поршня можно использовать также сжатый воздух, который нужно подвести к выходному отверстию второй камеры, закрыв при этом отверстие под бачок.
6. Внимательно осмотрите и убедитесь в совершенной чистоте зеркала цилиндра и рабочей поверхности поршней, в отсутствии ржавчины, рисок и других неровностей. В противоположном случае замените детали новыми.
7. Замените порванные, разбухшие или потерявшие эластичность манжеты. Рекомендуется при каждой разборке главного цилиндра заменять манжеты новыми независимо от их состояния.
8. Проверьте упругость пружин поршней, длина которых должна быть под нагрузкой 38,26–46,1 Н (3,9–4,7 кгс) – 41 мм, под нагрузкой 81,81–99,47 Н ( 8,34–10,14 кгс) – 21 мм, в свободном состоянии – 59,7 мм. Замените потерявшие упругость пружины.
9. Прокладки 12 (см. рис. 11.8 ) под стопорными винтами рекомендуется заменять новыми.
10. Перед сборкой промойте все детали чистой тормозной жидкостью. Не допускайте попадания на детали минеральных масел, бензина или дизельного топлива, так как даже остаточные следы этих жидкостей могут привести к разрушению резиновых манжет.
11. Собирайте цилиндр в порядке, обратном разборке. При этом все детали смажьте тормозной жидкостью.