Амортизаторы Шевроле Нива




Особенности конструкции
Амортизаторы передней и задней подвесок отличаются размерами, способом крепления верхней части. Кроме того, передний амортизатор имеет другие параметры рабочей характеристики. Внутренние конструктивные элементы и принцип работы амортизаторов практически одинаковы.

Амортизаторы передней и задней подвесок
Рис. 6.3. Амортизаторы передней и задней подвесок: 1 – нижняя проушина; 2 – корпус клапана сжатия; 3 – диски клапана сжатия; 4 – дроссельный диск клапана сжатия; 5 – пружина клапана сжатия; 6 – обойма клапана сжатия; 7 – тарелка клапана сжатия; 8 – гайка клапана отдачи; 9 – пружина клапана отдачи; 10 – поршень амортизатора; 11 – тарелка клапана отдачи; 12 – диски клапана отдачи; 13 – кольцо поршня; 14 – шайба гайки клапана отдачи; 15 – дроссельный диск клапана отдачи; 16 – тарелка перепускного клапана; 17 – пружина перепускного клапана; 18 – ограничительная тарелка; 19 – резервуар; 20 – шток; 21 – цилиндр; 22 – кожух; 23 – направляющая втулка штока; 24 – уплотнительное кольцо резервуара; 25 – обойма сальника штока; 26 – сальник штока; 27 – прокладка защитного кольца штока; 28 – защитное кольцо штока; 29 – гайка резервуара; 30 – верхняя проушина амортизатора; 31 – гайка крепления верхнего конца амортизатора передней под вески; 32 – пружинная шайба; 33 – шайба подушки крепления амортизатора; 34 – подушки; 35 – распорная втулка; 36 – кожух амортизатора передней подвески; 37 – буфер штока; 38 – резинометаллический шарнир


Задний амортизатор состоит из резервуара 19 ( рис. 6.3) с проушиной, клапана сжатия (поз. 2, 3, 4, 5, 6, 7), рабочего цилиндра 21, штока 20 с поршнем 10 и клапанами отдачи и перепускным и кожуха 22 с проушиной. Резервуар 19 изготовлен из стальной трубы, к нижнему концу которой приварена проушина 1, а в верхней части нарезана резьба для гайки 29. В выточку проушины вставлен корпус 2 клапана сжатия в сборе с дисками клапана. Он поджат к выточке рабочим цилиндром 21. Кольцевое пространство между резервуаром и цилиндром заполнено жидкостью. Внутри рабочего цилиндра расположен шток 20 с поршнем 10.
Поршень имеет вертикальные каналы, расположенные по двум окружностям. Каналы на малой окружности закрыты снизу дисками 12 и 15 клапана отдачи, а на большой – сверху тарелкой 16 перепускного клапана.
Клапан сжатия расположен в нижней части цилиндра. В корпусе 2 клапана выполнено гнездо, к которому поджаты пружиной 5 через тарелку 7 диски 3 и 4. Диск 4 дроссельный, имеет вырез, через который дросселируется жидкость при малой скорости перемещения поршня. В нижней части корпуса клапана выполнена цилиндрическая проточка и четыре вертикальных канала, а в обойме 6 – шесть боковых и одно центральное отверстия, через которые жидкость проходит из резервуара в цилиндр и обратно.
Сверху в цилиндр установлена направляющая втулка 23, которая уплотнена в резервуаре кольцом 24, а выход штока – сальником 26 с обоймой 25. Все детали, расположенные в верхней части цилиндра, поджаты гайкой 29. В проушины амортизаторов запрессованы резинометаллические шарниры 38.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для ремонта амортизаторов требуется специальное оборудование, кроме того, эта работа подразумевает наличие у исполнителя опыта подобной работы. Ремонт амортизатора в гаражных условиях обычно не приводит к желаемому результату. Поэтому ремонтируйте амортизаторы в специализированной мастерской.

Проверка амортизаторов на автомобиле
Состояние амортизаторов проверяют:
– наружным осмотром. При обнаружении потеков амортизаторной жидкости снимите амортизаторы для ремонта в специализированных мастерских;
– субъективно – по эффективности гашения колебаний автомобиля при движении. При снижении эффективности гашения колебаний или появлении частых жестких ударов при отбое и сжатии («пробоев») подвесок снимите амортизаторы для проверки и ремонта в специализированных мастерских;
– наиболее корректной является проверка амортизаторов на специальных стендах (как амортизаторов, установленных на автомобиле, так и демонтированных).

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Неисправные амортизаторы меняйте только парами (передние, задние) или комплектом (все четыре).

1. Установите автомобиль на ровную площадку (или ровный пол в гараже). Выключите двигатель, включите в коробке передач I передачу или передачу заднего хода. Стояночным тормозом не пользуйтесь.
2. Раскачайте автомобиль за угол (крыло) вверх-вниз с амплитудой не менее 50 мм.
3. В нижней точке отпустите руки.
4. Если автомобиль совершил одно колебание вверх, затем половину хода вниз и остановился, амортизатор исправен.
5. Повторите операции 2–4 для остальных трех амортизаторов.

Проверка амортизаторов  на стенде
Для определения работоспособности амортизатора снимите его с автомобиля (см. подразделы «Передняя подвеска» и «Задняя подвеска») и проверьте на динамометрическом стенде его рабочую диаграмму.
Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции, прилагаемой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов при температуре рабочей жидкости амортизатора 20±5 °С, частоте вращения маховика стенда 60 мин -1 и длине хода штока 100 мм для переднего амортизатора.

Рабочая диаграмма амортизатора
Рис. 6.4. Рабочая диаграмма амортизатора: 1 – усилие при ходе отдачи; 2 – усилие при ходе сжатия


Кривая диаграммы ( рис. 6.4) должна быть плавной, а в точках перехода (от хода отдачи к ходу сжатия) без участков, параллельных нулевой линии.
Оценка результатов по диаграмме. Точка сопротивления хода отдачи при масштабе 47 Н (4,8 кгс) на 1 мм должна находиться от нулевой линии на расстоянии А, равном: 33,3–40,7 мм для передних амортизаторов, 23,5–30,5 мм для задних амортизаторов.
Наивысшая точка кривой хода сжатия при том же масштабе должна находиться от нулевой линии на расстоянии В, равном 3,5–6,5 мм для передних и задних амортизаторов.
Контрольные значения ординат на диаграммах передних и задних амортизаторов заданы для холодных амортизаторов при температуре амортизаторной жидкости 20±5 °С.
После проверки снимите амортизатор со стенда и при необходимости переберите и замените поврежденные детали.
Повторите испытание, чтобы удостовериться в исправности амортизатора.