Система управления двигателем Шевроле Нива




Особенности конструкции

Расположение элементов системы управления двигателем в подкапотном пространстве
Рис. 9.10. Расположение элементов системы управления двигателем в подкапотном пространстве: 1 – датчик массового расхода воздуха; 2 – модуль зажигания; 3 – датчик положения коленчатого вала (на фото не виден, установлен около шкива коленчатого вала); 4 – форсунки; 5 – регулятор холостого хода; 6 – датчик температуры охлаждающей жидкости (на фото не виден, установлен в патрубке водяной рубашки головки блока цилиндров); 7 – датчик положения дроссельной заслонки; 8 – клапан продувки адсорбера; 9 – датчик детонации (на фото не виден, расположен с правой стороны блока цилиндров двигателя); 10 – датчик кислорода (на фото не виден, расположен на приемной трубе системы выпуска отработавших газов); 11 – контроллер (на фото не виден, расположен в салоне на перегородке щита передка); 12 – блок реле и предохранителей (на фото не виден, установлен вместе с контроллером); 13 – датчик скорости автомобиля (на фото не виден, установлен на раздаточной коробке); 14 – диагностический разъем (на фото не виден, установлен в салоне рядом с замком зажигания)


Двигатель автомобиля ВАЗ-2123 оборудован микропроцессорной системой управления (МСУД), т.е. системой распределенного впрыска топлива с обратной связью, которая объединяет неразрывно связанные между собой подсистемы питания (см. разд. 4 «Двигатель») и зажигания. Управляет обеими подсистемами в комплексе электронный блок управления (ЭБУ), получающий информацию о состоянии двигателя от датчиков, контролирующих различные рабочие параметры системы. Расположение датчиков показано на рис. 9.10.
Электрическая схема системы управления двигателем приведена в прил. 7.
Распределенным впрыск называется потому, что для каждого цилиндра топливо впрыскивается отдельной форсункой. Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ездовых качеств автомобиля. Установленная на автомобиле МСУД ВАЗ-2123-40 с контроллером Bosch MP7.OH (2123–1411020–10) обеспечивает нормы токсичности Евро II. В данной системе применен синхронный метод подачи топлива. Форсунки включаются попарно и поочередно: сначала форсунки 1-го и 4-го цилиндров, а через 180° поворота коленчатого вала – форсунки 2-го и 3-го цилиндров и т.д. Таким образом, каждая форсунка включается один раз за оборот коленчатого вала, т.е. два раза за полный рабочий цикл двигателя.
Для достижения норм токсичности Евро-IV на части автомобилей может быть применен метод фазированного впрыска. В этом случае на двигатель дополнительно установлен датчик фаз, определяющий момент конца такта сжатия в 1-м цилиндре, а топливо подается форсунками по цилиндрам в последовательности, соответствующей порядку зажигания в цилиндрах (1–3–4–2). Автомобили, обеспечивающие нормы токсичности Евро IV, в настоящее время на внутренний рынок не поставляются, поэтому система фазированного впрыска в данном издании не рассмотрена.
В данном подразделе описаны контроллер и датчики системы управления двигателем, а также модуль зажигания. Элементы подсистемы подачи топлива и воздуха, а также системы улавливания паров топлива описаны в разд. 4 «Двигатель», в подразделе «Система питания».
В системе зажигания не используются традиционные распределитель и катушка зажигания. Здесь применяется модуль зажигания, состоящий из двух катушек зажигания и управляющей электроники высокой энергии. Система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания. Она также не имеет регулировок (в том числе и угла опережения зажигания), так как управляет зажиганием контроллер.
В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом «холостой искры». Цилиндры двигателя объединены в пары 1–4 и 2–3, и искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра). В связи с постоянным направлением тока в обмотках катушек зажигания ток искрообразования у одной свечи всегда протекает с центрального электрода на боковой, а у второй – с бокового на центральный. Управляет зажиганием в системе контроллер.
Датчик положения коленчатого вала подает в контроллер опорный сигнал, на основе которого контроллер делает расчет последовательности срабатывания катушек в модуле зажигания. Для точного управления зажиганием контроллер использует следующую информацию:
– частота вращения коленчатого вала;
– нагрузка двигателя (массовый расход воздуха);
– температура охлаждающей жидкости;
– положение коленчатого вала;
– наличие детонации.
Более подробно система управления двигателем описана в специальном издании «Система управления двигателем ВАЗ-2123-40 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО II (контроллер МР7.0Н). Руководство по техническому обслуживанию и ремонту», подготовленном ОАО Научно-внедренческое предприятие «Инженерно-технический центр АвтоВАЗтехобслуживание» по заказу «ДжиЭм-АВТОВАЗ». В этом же руководстве описаны методы диагностики системы с помощью диагностического прибора DST-2 по кодам неисправностей, приведенным в табл. 9.3

Таблица 9.3  Коды неисправностей контроллера МР7.0Н
Код
Неисправность
Р0102
Низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха
Р0103
Высокий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха
Р0115
Неверный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости
Р0117
Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
Р0118
Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
Р0122
Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Р0123
Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Р0130
Неверный сигнал датчика кислорода
Р0132
Высокий уровень сигнала датчика кислорода
Р0134
Отсутствие сигнала датчика кислорода
Р0201, Р0202,
Р0203, Р0204
Обрыв цепи управления форсункой 1, 2, 3, 4-го цилиндра (соответственно)
Р0261, Р0264,
Р0267, Р0270
Замыкание на «массу» цепи управления форсункой 1, 2, 3, 4-го цилиндра (соответственно)
Р0262, Р0265,
Р0268, Р0271
Замыкание на источник питания цепи управления форсункой 1, 2, 3, 4-го цилиндра (соответственно)
Р0327
Низкий уровень сигнала датчика детонации
Р0328
Высокий уровень сигнала датчика детонации
Р0335
Неверный сигнал датчика положения коленчатого вала
Р0336
Ошибка датчика положения коленчатого вала
Р0444
Замыкание на источник питания или обрыв цепи управления клапаном продувки адсорбера
Р0445
Замыкание на «массу» цепи управления клапаном продувки адсорбера
Р0480
Неисправная цепь управления реле вентилятора охлаждения
Р0500
Неверный сигнал датчика скорости автомобиля
Р0503
Прерывающийся сигнал датчика скорости автомобиля
Р0506
Низкие обороты холостого хода
Р0507
Высокие обороты холостого хода
Р0560
Неверное напряжение бортовой сети
Р0562
Пониженное напряжение бортовой сети
Р0563
Повышенное напряжение бортовой сети
Р0601
Ошибка контрольной суммы ПЗУ
Р0603
Ошибка внешнего ОЗУ
Р0604
Ошибка внутреннего ОЗУ
Р0607
Неверный сигнал канала детонации контроллера
Р1102
Низкое сопротивление нагревателя датчика кислорода
Р1115
Неисправная цепь управления нагревом датчика кислорода
Р1140
Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха
Р1500
Обрыв цепи управления реле электробензонасоса
Р1501
Замыкание на «массу» цепи управления реле электробензонасоса
Р1502
Замыкание на источник питания цепи управления реле электробензонасоса
Р1509
Перегрузка цепи управления регулятором холостого хода
Р1513
Замыкание на «массу» цепи управления регулятором холостого хода
Р1514
Обрыв цепи управления регулятором холостого хода
Р1570
Неверный сигнал АПС
Р1602
Пропадание напряжения бортовой сети в контроллере
Р1689
Ошибочные значения кодов в памяти ошибок контроллера

Диагностический прибор подключают к специальному диагностическому разъему автомобиля, расположенному рядом с выключателем (замком) зажигания и частично закрытому кожухом рулевой колонки.
В данном издании рассмотрены следующие элементы системы управления двигателем.
1. Контроллер 11 (см. рис. 9.10) (электронный блок управления), расположенный под панелью приборов с правой стороны, представляет собой управляющий центр системы впрыска топлива. Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и на эксплуатационные показатели автомобиля.
В контроллер поступает следующая информация:
– о положении и частоте вращения коленчатого вала;
– о массовом расходе воздуха двигателем;
– о температуре охлаждающей жидкости;
– о положении дроссельной заслонки;
– о содержании кислорода в отработавших газах;
– о наличии детонации в двигателе;
– о напряжении в бортовой сети автомобиля;
– о скорости автомобиля;
– о положении распределительного вала (в системе с последовательным распределенным впрыском топлива);
– о запросе на включение кондиционера (если он установлен на автомобиле).
На основе полученной информации контроллер управляет следующими системами и приборами:
– топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);
– системой зажигания;
– регулятором холостого хода;
– адсорбером системы улавливания паров бензина;
– вентиляторами системы охлаждения двигателя;
– муфтой компрессора кондиционера (если он есть на автомобиле);
– системой диагностики.
Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле и т.д.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Единственное исключение – цепь реле топливного насоса. Только на обмотку этого реле контроллер подает напряжение +12 В.
Контроллер имеет встроенную систему диагностики. Он может распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них водителя через контрольную лампу «CHECK ENGINE». Кроме того, он хранит диагностические коды, указывающие области неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении ремонта. В контроллере имеется три вида памяти: оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), однократно программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).
Оперативное запоминающее устройство – это «блокнот» контроллера. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров, для расчетов и для промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их.
Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависима и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). В ППЗУ находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отношений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок.

Контроллер
Рис. 9.11. Контроллер: 1 – программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ)


Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память является энергонезависимой. ППЗУ устанавливается в панельке на плате 1 контроллера ( рис. 9.11) и может выниматься из контроллера и заменяться.
ППЗУ индивидуально для каждой комплектации автомобиля, хотя на разных моделях автомобилей может быть применен один и тот же унифицированный контроллер. Поэтому при замене ППЗУ важно установить правильный номер модели и комплектации автомобиля. А при замене дефектного контроллера необходимо оставлять прежнее ППЗУ (если оно исправно).
Электрически программируемое запоминающее устройство используется для временного хранения кодов-паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизатора). Коды-пароли, принимаемые контроллером от блока управления иммобилизатором (если он имеется на автомобиле), сравниваются с кодами, хранимыми в ЭПЗУ, и при этом разрешается или запрещается пуск двигателя. Эта память энергонезависима и может храниться без подачи питания на контроллер.
2. Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется от температуры). Датчик завернут в выпускной патрубок охлаждающей жидкости на головке цилиндров. При низкой температуре датчик имеет высокое сопротивление (при –40 °С – 100 кОм), а при высокой температуре – низкое (при 100 °С – 177 Ом).
Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на датчике. Падение напряжения высокое на холодном двигателе и низкое на прогретом.
Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет контроллер.
3. Датчик детонации прикреплен к верхней части блока цилиндров и улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
Чувствительным элементом датчика является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов. Контроллер по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.
4. Датчик массового расхода воздуха расположен между воздушным фильтром и левой частью воздухоподающего патрубка. В нем находятся температурные датчики и нагревательный резистор. Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронная схема датчика преобразует эту разность температур в выходной сигнал для электронного блока управления.
В разных вариантах систем впрыска топлива могут применяться датчики массового расхода воздуха двух типов. Они отличаются по устройству и по характеру выдаваемого сигнала, который может быть частотным или аналоговым. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота сигнала, а во втором случае – напряжение.
ЭБУ использует информацию от датчика массового расхода воздуха для определения длительности импульса открытия форсунок.
5. Датчик скорости автомобиля установлен на раздаточной коробке между приводом спидометра и наконечником гибкого вала привода спидометра. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес.
6. Датчик положения дроссельной заслонки установлен сбоку на дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки.
Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается плюс напряжения питания (5 В), а другой конец соединен с «массой».
С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к контроллеру. Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,7 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет и при полностью открытой заслонке должно быть более 4 В.
Отслеживая выходное напряжение датчика, контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя). Датчик положения дроссельной заслонки не требует никакой регулировки, так как контроллер воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
7. Датчик положения коленчатого вала – индуктивного типа, предназначен для синхронизации работы контроллера с верхней мертвой точкой поршней 1-го и 4-го цилиндров и угловым положением коленчатого вала.
Датчик установлен на крышке привода газораспределительного механизма напротив задающего диска на шкиве коленчатого вала. Задающий диск представляет собой зубчатое колесо с 58 равноудаленными (6°) впадинами. При таком шаге на диске помещается 60 зубьев, но два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы контроллера с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.
При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Установочный зазор между сердечником датчика и зубом диска должен находиться в пределах (1±0,2) мм.
Контроллер по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.
8. Датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) установлен на приемной трубе системы выпуска отработавших газов. Кислород, содержащийся в отработавших газах, реагирует с датчиком кислорода, создавая разность потенциалов на выходе датчика. Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода – богатая смесь)
Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 360 °С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент.
Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то дается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов), дается команда на обеднение смеси.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском, отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи
2. Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.
3. Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
4. При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети автомобиля.
5. Не подвергайте электронный блок управления (ЭБУ) температуре выше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80 °С в нерабочем (например, в сушильной камере). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.
6. Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.
7. Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.
8. Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.
9. Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое напряжение и поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом. Чтобы не допустить повреждений ЭБУ электростатическим разрядом:
– не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или к электронным компонентам на его платах;
– при работе с ППЗУ блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы.

Замена предохранителей  системы управления  двигателем
Предохранители системы управления двигателем расположены в блоке предохранителей и реле системы управления, установленном на задней крышке контроллера под панелью приборов на щите передка перед пассажиром.
Вам потребуется ключ «на 10» (желательно торцовый).
1. Отверните гайку крепления крышки контроллера и...
2. ...снимите крышку.
3. Извлеките предохранитель рукой или...
4. ...специальным пинцетом и установите на его место новый предохранитель того же номинала.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Номинал предохранителя указан на его корпусе. Запрещается устанавливать предохранитель номинала большего, чем снятый, во избежание повреждения элементов системы управления двигателем.

5. Установите на место крышку блока.

Замена реле системы управления двигателем
Реле системы управления двигателем, как и предохранители этой системы, расположены в блоке предохранителей и реле системы управления, установленном на задней крышке контроллера под панелью приборов на щите передка перед пассажиром.
Вам потребуется ключ «на 10» (желательно торцовый).
1. Снимите крышку блока предохранителей и реле (см. «Замена предохранителей системы управления двигателем»).
2. Извлеките реле и установите на его место новое.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Тип реле указан на его крышке. Устанавливайте новое реле того же типа, что и снятое.

3. Установите на место крышку блока.

Снятие и установка контроллера
Контроллер системы управления двигателем установлен под панелью приборов на щите передка перед пассажиром.
Вам потребуются: ключ «на 10» (желательно торцовый), отвертка.
1. Снимите крышку блока предохранителей и реле (см. «Замена предохранителей системы управления двигателем»).
2. Выверните левый и...
3. ...правый винты крепления контроллера и блока предохранителей и реле к щиту передка.
4. Отведите контроллер от щита передка, отверните две гайки крепления блока к контроллеру и отделите контроллер от блока.
5. Отведите в сторону защелку колодки жгута проводов и...
6. ...отсоедините колодку от контроллера.
7. Устанавливайте контроллер и блок предохранителей и реле в порядке, обратном снятию.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Обратите внимание на чертежное обозначение контроллера (2123–1411020–10).
Новый контроллер приобретайте с таким же обозначением независимо от того, какой на нем указан тип изделия.

Снятие и установка датчика положения коленчатого вала
Датчик установлен на крышке привода газораспределительного механизма, в ее нижней части.
Вам потребуется отвертка.
1. Отожмите отверткой или пальцем пластмассовую защелку крепления колодки жгута проводов и отсоедините колодку от датчика.
2. Выверните винт крепления датчика и...
3. ...извлеките датчик из отверстия прилива крышки.
4. Проверьте сопротивление датчика. У исправного датчика оно должно быть 0,55–0,75 кОм.
5. Устанавливайте датчик в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка датчика температуры  охлаждающей жидкости
Датчик ввернут в отверстие переднего патрубка водяной рубашки головки блока цилиндров.
Вам потребуется ключ «на 19».
1. Отожмите отверткой или пальцем пластмассовую защелку крепления колодки жгута проводов и отсоедините колодку от датчика.
2. Ослабьте затяжку датчика и...
3. ...выверните его из отверстия патрубка вместе с уплотнительным кольцом.
4. Проверьте сопротивление датчика. При 20 °С исправный датчик должен иметь сопротивление 2,2–2,4 кОм.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Сопротивление датчика изменяется в зависимости от температуры в широком диапазоне. При высокой температуре сопротивление датчика низкое (70 Ом при 130 °С), а при низкой – высокое (100,7 кОм при –40 °С).

5. Устанавливайте датчик в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка датчика положения дроссельной заслонки
Датчик установлен на дроссельном узле и соединен с осью дроссельной заслонки.
Вам потребуется отвертка.
1. Отсоедините от датчика колодку жгута проводов.
2. Для проверки исправности датчика измерьте сопротивление между выводами «2» и «3» колодки датчика. Переместите дроссельную заслонку из полностью закрытого положения в полностью открытое. У исправного датчика при этом сопротивление должно равномерно изменяться в пределах 2,7–8,2 кОм.
3. Для замены неисправного датчика выверните два винта крепления к дроссельному узлу и...
4. ...снимите датчик. Обратите внимание: под датчиком установлено уплотнительное поролоновое кольцо, не забудьте установить на место.
5. Устанавливайте новый датчик в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка датчика массового расхода воздуха
Датчик установлен на выходном патрубке воздушного фильтра.
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка.
1. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика.
2. Ослабьте затяжку хомута крепления к датчику левой части воздухоподающего патрубка и отсоедините ее от датчика.
3. Выверните два болта крепления датчика к крышке воздушного фильтра и снимите датчик вместе с уплотнительным кольцом.
4. Устанавливайте датчик в порядке, обратном снятию.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Если на новом датчике отсутствует резиновое уплотнительное кольцо, переставьте на него кольцо со снятого датчика.

Снятие и установка датчика детонации
Датчик детонации установлен с правой стороны блока цилиндров двигателя в его верхней части, в районе второго и третьего цилиндров.
Вам потребуются: ключ «на 13», отвертка.
1. Для облегчения доступа к датчику выверните болт нижнего крепления передней распорки впускной трубы и отведите распорку в сторону.
2. Нажмите на пружинный фиксатор колодки жгута проводов и...
3. ...отсоедините колодку от датчика.
4. Выверните болт крепления датчика к блоку цилиндров и снимите датчик.
5. Присоедините к выводам датчика автотестер, подключенный в режиме измерения напряжения. Постукивайте корпусом датчика по твердому массивному предмету (например, по молотку). При этом напряжение должно изменяться. Если напряжение остается постоянным, датчик неисправен и его нужно заменить.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Более точно исправность датчика можно проверить при работе двигателя диагностическим прибором DST-2.

6. Устанавливайте датчик в последовательности, обратной снятию.

Снятие и установка кислородного датчика
Датчик установлен на приемной трубе системы выпуска отработавших газов.
Вам потребуется ключ «на 22».
1. Нажав на пружинный фиксатор, разъедините колодки жгута проводов датчика и моторного жгута.
2. Ослабьте затяжку датчика и выверните датчик из приемной трубы.
3. Устанавливайте датчик в последовательности, обратной снятию. При этом проследите, чтобы на наконечник датчика и разъем жгута проводов не попали смазка и грязь. Затягивайте датчик моментом 40–45 Н·м.

Снятие и установка датчика скорости
Датчик установлен на задней крышке раздаточной коробки, поэтому работать удобнее на подъемнике или смотровой канаве.
Вам потребуется ключ «на 22».
1. Нажав на пружинный фиксатор, отсоедините от датчика колодку жгута проводов.
2. Ослабьте затяжку датчика и выверните его из привода.
3. Устанавливайте датчик в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка модуля зажигания
Модуль зажигания установлен на блоке цилиндров двигателя с левой стороны. Неисправный модуль ремонту не подлежит, и его необходимо заменить.
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка.
1. Выньте из гнезд модуля наконечники высоковольтных проводов.
2. Отожмите отверткой или пальцем пластмассовый фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от модуля.
3. Отверните три гайки крепления модуля (удобнее пользоваться торцовым ключом), снимите установленные под гайками плоские шайбы и...
4. ...снимите модуль со шпилек кронштейна.
5. Устанавливайте модуль в порядке, обратном снятию.
6. Присоедините к модулю колодку жгута проводов и вставьте в гнезда наконечники высоковольтных проводов. На высоковольтных проводах и на корпусе модуля нанесены номера соответствующих цилиндров.