Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели Ситроен Ксантиа


 


Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели

Общая информация

Данная часть Главы Ремонт двигателя посвящена процедурам ремонта бензиновых двигателей серии XU, не связанным с извлечением агрегата из автомобиля (in situ). Если двигатель уже снят и подготовлен к разборке с целью выполнения общего капитального ремонта (см. Снятие и капитальный ремонт двигателя), все упоминающиеся ниже подготовительные процедуры могут быть опущены.

Несмотря на принципиальную возможность выполнения in situ ремонта таких компонентов, как шатунно-поршневые сборки, следует помнить, что подобного рода работам всегда сопутствует множество дополнительных процедур (не говоря о необходимости проведения чистки компонентов и маслотоков). Ввиду сказанного, такие работы классифицируются как процедуры общего капитального ремонта двигателя и рассмотрены в разделе Снятие и капитальный ремонт двигателя, где также приводится подробное описание процедур снятия и установки силового агрегата.

Бензиновые двигатели серии XU - общее описание

Отлично зарекомендовавшие себя на протяжении достаточно длительного срока хорошо известные в мире двигатели серии XU используются для комплектации широкого спектра моделей автомобилей марки Citroёn. Агрегаты XU относятся к семейству рядных 4-цилиндровых двигателей и устанавливаются поперечно в передней части автомобиля. Сборки сцепления и трансмиссии крепятся в левой части агрегата.

Коленчатый вал посажен в пяти коренных подшипниках. Контролирующие осевой люфт вала упорные шайбы устанавливаются в крышку второго коренного подшипника.

Шатунно-поршневые сборки вращаются на помещенных в их нижние головки разрезных подшипниках скольжения, оборудованных двумя вкладышами. Для крепления поршней используются посаженные внатяг в верхних головках шатунов металлические пальцы. Сами поршни изготовлены из алюминиевого сплава и оборудованы каждый тремя поршневыми кольцами - двумя компрессионными и одним маслосъемным.

На моделях 1.6 и 1.8 л используется оборудованный гильзами блок цилиндров “мокрого” типа. Собственно блок отлит из алюминия, в гнезда же его цилиндров через верх заправлены чугунные гильзы. В основании каждой гильзы предусмотрены уплотнительные кольца, предотвращающие уход охлаждающей жидкости в поддон картера.

Модели 2.0 л комплектуются традиционными двигателями “сухого” типа. В данном случае блок изготавливается из чугунного литья, посадка в цилиндры которого отдельных гильз не предусмотрена.

Привод распределительного вала на всех моделях осуществляется от коленчатого вала посредством зубчатоременной передачи. Под каждым из эксцентриковых кулачков распределительного вала установлен индивидуальный толкатель, через которые осуществляется привод восьми клапанов камер сгорания. Установка клапанных зазоров осуществляется путем подбора регулировочных шайб, устанавливаемых между толкателями и торцами стержней клапанов. Распределительный вал вращается в подшипниках, крышки которых приболчены к верхней плоскости головки цилиндров. Закрывание как впускных, так и выпускных клапанов осуществляется посредством винтовых пружин. Ход клапанов контролируется запрессованными в головку цилиндров направляющими втулками, которые (как и седла клапанов) относятся к числу демонтируемых компонентов и в случае износа подлежат замене в индивидуальном порядке.

Привод установленного на правой стороне блока цилиндров водяного насоса осуществляется от газораспределительного ремня.

Внутренний напор в системе смазки создается масляным насосом, приводимым в действие от правого конца коленчатого вала посредством цепной передачи. Насос всасывает масло через сетчатый фильтр из поддона кратера двигателя, а затем прогоняет его через сменный полнопоточный масляный фильтр и подает во внутренние галереи блока цилиндров/картера двигателя. По галереям масло поступает к коленчатому (коренные подшипники) и распределительному валам. К шатунным подшипникам коленчатого вала нагнетается через специальные сверления в теле вала. В подшипники распределительного вала масло подается также под давлением. Смазывание кулачков распределительного вала и клапанов, равно как и прочих внутренних компонентов двигателя, осуществляется путем разбрызгивания масла. На некоторых из моделей 2.0 л предусмотрен специальный маслоохладитель, позволяющий поддерживать температуру моторного масла на заданном уровне в наиболее напряженных условиях эксплуатации транспортного средства. Маслоохладитель устанавливается позади масляного фильтра, в качестве рабочего тела в нем используется жидкость системы охлаждения двигателя.

В процессе описания многих из процедур технического обслуживания возникает необходимость в разделении двигателей не только по их рабочему объему, но также по идентификационному коду. Код двигателя образуется тремя литерами латинского алфавита (например, LFZ). На моделях 1.6 и 1.8 л код двигателя выбивается на шильде, закрепленной в передней части левой стенки блока цилиндров. На моделях 2.0 л код выбивается непосредственно на передней стенке блока, на специально проточенной площадке слева от масляного фильтра (рядом со штуцером шланга системы вентиляции картера).

Перечень процедур, выполнение которых не требует извлечения двигателя из автомобиля

К числу процедур, не требующих извлечения двигателя из автомобиля, относятся следующие:
   a) Проверка компрессионного давления в цилиндрах;
   b) Снятие и установка крышки головки цилиндров;
   c) Снятие и установка шкива коленчатого вала;
   d) Снятие и установка крышек газораспределительного ремня;
   e) Снятие, установка и регулировка натяжения газораспределительного ремня;
   f) Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ;
   g) Замена сальника распределительного вала;
   h) Снятие, проверка состояния и установка распределительного вала и толкателей клапанов;
   i) Проверка и регулировка клапанных зазоров;
   j) Снятие и установка головки цилиндров;
   k) Декарбонизация головки цилиндров и поршней;
   l) Снятие и установка поддона картера двигателя;
   m) Снятие, капитальный ремонт и установка масляного насоса;
   n) Замена сальников коленчатого вала;
   o) Проверка состояния и замена опор силового агрегата;
   p) Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска.

 



1. Введение
1.0 Введение 1.2 Приобретение запасных частей и идентификационные номера автомобиля 1.3 Технология выполнения ремонтных процедур 1.4 Инструменты и оборудование рабочего места 1.5 Порядок действий в экстремальных ситуациях 1.6 Поддомкрачивание и буксировка 1.7 Смена колес 1.8 Запуск двигателя от вспомогательного источника 1.9 Идентификация утечек 1.10 Подготовка автомобиля к техосмотру 1.11 Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля

2. Руководство по эксплуатации
2.0 Руководство по эксплуатации 2.1 Оборудование автомобиля, расположение приборов и органов управления 2.2 Приемы эксплуатации 2.3 Комфорт 2.4 Рекомендации по эксплуатации автомобиля

3. Текущее обслуживание
3.0 Текущее обслуживание 3.1. Еженедельные проверки 3.2. Текущее обслуживание автомобиля - бензиновые модели 3.3. Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели

4. Ремонт двигателя
4.0 Ремонт двигателя 4.1. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели 4.2. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели 4.3. Снятие и капитальный ремонт двигателя

5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления 5.1 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения 5.2 Снятие, проверка состояния и установка радиатора 5.3 Снятие, проверка исправности функционирования и установка термостата 5.4 Проверка исправности функционирования, снятие и установка вентилятора(ов) системы охлаждения 5.5 Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических выключателей и датчиков системы охлаждения 5.6 Снятие и установка водяного насоса 5.7 Снятие и установка кожуха термостата/топливного фильтра (дизельные модели) 5.8 Система отопления/вентиляции салона - общая информация 5.9 Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона 5.10 Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности 5.11 Снятие и установка компонентов системы кондиционирования воздуха

6. Системы питания и выпуска
6.0 Системы питания и выпуска 6.1. Система питания - бензиновые модели 6.2. Система питания - дизельные модели 6.3. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов

7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя 7.1. Системы запуска и заряда 7.2. Система зажигания - бензиновые модели 7.3. Система преднакала - дизельные модели

8. Сцепление
8.0 Сцепление 8.1 Регулировка привода сцепления 8.2 Снятие и установка троса привода сцепления 8.3 Снятие и установка педали сцепления 8.4 Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления 8.5 Снятие, проверка состояния компонентов и установка механизма выключения

9. Трансмиссия
9.0 Трансмиссия 9.1. Ручная коробка переключения передач 9.2. Автоматическая трансмиссия

10. Приводные валы
10.0 Приводные валы 10.1 Снятие и установка приводных валов 10.2 Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов 10.3 Капитальный ремонт приводных валов - общая информация 10.4 Замена промежуточного подшипника правого приводного вала

11. Единая гидравлическая система
11.0 Единая гидравлическая система 11.1 Общая информация и меры предосторожности 11.2 Сбрасывание/нагнетание гидравлического давления и заполнение системы 11.3 Насос высокого давления - общие сведения, снятие и установка 11.4 Регулятор гидравлического давления - общие сведения, снятие и установка 11.5 Резервуар гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка 11.6 Ресиверы гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Прокачка гидравлической системы 12.2 Замена шлангов и трубок гидравлического тракта тормозной системы 12.3 Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес 12.4 Замена колодок дисковых тормозных механизмов задних колес 12.5 Проверка состояния, снятие и установка тормозных дисков 12.6 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных 12.7 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных 12.8 Снятие, капитальный ремонт и установка клапана управления 12.9 Снятие и установка педали ножного тормоза 12.10 Стояночный тормоз - общие сведения и регулировки 12.11 Снятие и установка рычага управления стояночного тормоза 12.12 Снятие и установка тросов привода стояночного тормоза 12.13 Снятие и установка датчика-выключателя стоп-сигналов 12.14 Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация 12.15 Снятие и установка компонентов системы антиблокировки тормозов

13. Ходовая часть и рулевое управление
13.0 Ходовая часть и рулевое управление 13.1 Снятие и установка ступичной сборки передней подвески 13.2 Замена подшипников передних ступиц 13.3 Снятие, капитальный ремонт и установка нижнего рычага передней 13.4 Снятие и установка нижней шаровой опоры передней подвески 13.5 Снятие и установка компонентов стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески 13.6 Снятие и установка сборок стоек/гидравлических блоков передней подвески 13.7 Снятие и установка корректора высоты дорожного просвета передней подвески 13.8 Снятие и установка подрамника передней подвески 13.9 Снятие и установка ступиц задних колес 13.10 Замена задних ступичных подшипников 13.11 Снятие и установка продольных рычагов задней подвески 13.12 Снятие и установка сборки заднего моста 13.13 Снятие и установка гидравлических блоков задней подвески 13.14 Снятие и установка корректора дорожного просвета задней подвески 13.15 Проверка установки и регулировка дорожного просвета 13.16 Снятие и установка рулевого колеса 13.17 Снятие, проверка состояния компонентов и установка рулевой колонки 13.18 Снятие и установка сборки выключателя зажигания/замка рулевой колонки 13.19 Рулевой механизм - общие сведения, снятие, капитальный ремонт и установка 13.20 Система гидроусиления руля - общие сведения 13.21 Снятие и установка наконечников рулевых тяг 13.22 Углы установки колес - общая информация, проверка и регулировка сходимости передних колес

14. Кузов и отделка салона
14.0 Кузов и отделка салона 14.1 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля 14.2 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона 14.3 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 14.4 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей 14.5 Снятие и установка переднего бампера 14.6 Снятие и установка заднего бампера 14.7 Снятие, установка и регулировка капота 14.8 Снятие и установка приводного троса отпускания замка капота 14.9 Снятие и установка замков капота 14.10 Снятие, установка и регулировка дверей 14.11 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей 14.12 Снятие и установка дверных ручек и компонентов замка 14.13 Снятие и установка регуляторов стеклоподъемников дверных окон 14.14 Снятие, установка и регулировка двери задка и ее телескопических упоров 14.15 Снятие и установка компонентов замка двери задка 14.16 Снятие и установка компонентов единого замка 14.17 Снятие и установка компонентов электропривода дверных стеклоподъемников 14.18 Снятие и установка дверных зеркал заднего вида и сопутствующих компонентов 14.19 Ветровое стекло, стекло двери задка и прочие фиксированные стекла - общая информация 14.20 Верхний люк - общая информация 14.21 Наружная кузовная отделка 14.22 Снятие и установка сидений 14.23 Снятие и установка ремней безопасности 14.24 Снятие и установка элементов внутренней отделки салона 14.25 Снятие и установка центральной консоли 14.26 Снятие и установка панели приборов

15. Бортовое электрооборудование
15.0 Бортовое электрооборудование 15.1 Поиск причин отказов электрооборудования 15.2 Предохранители и реле - общая информация 15.3 Снятие и установка выключателей 15.4 Замена ламп внешних осветительных и сигнальных приборов 15.5 Замена ламп внутренних осветительных приборов 15.6 Снятие и установка внешних осветительных и сигнальных приборов 15.7 Регулировка оптических осей головных фар 15.8 Снятие и установка приборного щитка 15.9 Снятие и установка компонентов приборного щитка 15.10 Снятие и установка часов 15.11 Снятие и установка прикуривателя 15.12 Сигнальная система “не забудьте выключить осветительные приборы” - общая информация 15.13 Снятие и установка рожка клаксона 15.14 Снятие и установка приводного троса спидометра/датчика скорости 15.15 Снятие и установка рычага стеклоочистителя 15.16 Снятие и установка электромотора и тяг привода очистителя ветрового 15.17 Снятие и установка электромотора привода заднего стеклоочистителя 15.18 Снятие и установка компонентов системы омывания стекол и линз головных блок-фар 15.19 Снятие и установка магнитолы 15.20 Снятие и установка громкоговорителей 15.21 Снятие и установка антенны радиоприемника 15.22 Противоугонная система - общая информация 15.23 Подушка безопасности - общая информация, меры предосторожности и деактивация системы 15.24 Снятие и установка компонентов подушки безопасности

16. Схемы электрооборудования
16.0 Схемы электрооборудования 16.1 Системы запуска и заряда (бензиновые модели с РКПП) 16.2 Системы запуска и заряда (бензиновые модели с АТ) 16.3 Системы запуска и заряда (дизельные модели с РКПП) 16.4 Системы запуска и заряда (дизельные модели с АТ) 16.5 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU5/XU7, MAGNETI MARELLI 16.6 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU7JP/Z, ВOSCH MP 5.1 16.7 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU10J2C/Z, MAGNETI MARELLI 8P 16.8 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU10J4, BОSCH MP 3.2 16.9 Система преднакала дизельного двигателя (модели без турбонаддува) 16.10 Система преднакала дизельного двигателя (модели с турбонаддувом) 16.11 Вентилятор системы охлаждения (двигатели XU5/XU7/XU10J2) 16.12 Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя (модели без турбонаддува) 16.13 Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя (модели с турбонаддувом) 16.14 Система охлаждения с климатической установкой и автоматической КПП, все модели 16.15 Противотуманные фары и фонари 16.16 Стоп-сигналы 16.17 Огни заднего хода (модели с РКПП) 16.18 Огни заднего хода (модели с АТ) 16.19 Указатели поворотов и аварийная сигнализация 16.20 Клаксон 16.21 Передние и задние габаритные огни 16.22 Ближний и дальний свет 16.23 Реостат управления интенсивностью подсветки 16.24 Штурманское освещение 16.25 Освещение салона 16.26 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости (бензиновые модели) 16.27 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости/попаданием воды в топливо (дизельные модели без турбонаддува) 16.28 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости/попаданием воды в топливо (дизельные модели с турбонаддувом) 16.29 Система контроля за уровнем жидкости омывания стекол 16.30 Система контроля за температурой, уровнем и давлением двигательного масла 16.31 Система контроля за уровнем топлива 16.32 Звуковой зуммер сигнализации “Не забудьте выключить осветительные 16.33 Указатель износа тормозных накладок/датчик-выключатель работающий 16.34 Гидроактивная подвеска колес 16.35 Очиститель/омыватель ветрового стекла 16.36 Очиститель/омыватель заднего стекла 16.37 Омыватели линз головных фар 16.38 Электропривод стеклоподъемников передних дверей 16.39 Электропривод стеклоподъемников задних дверей 16.40 Единый замок 16.41 Глухая блокировка дверей 16.42 Вентилятор отопителя 16.43 Обогрев заднего стекла и наружных зеркал заднего вида 16.44 Прикуриватель 16.45 Магнитола

17. Диагностика систем электронного управления
17.0 Диагностика систем электронного управления 17.1 Контрольные кузовные размеры 17.2 Особенности ПДД стран Европы