Системы впрыска топлива - общая информация Ситроен Ксантиа


 


Системы впрыска топлива - общая информация

 border=

В системах впрыска топлива используется электронный блок управления (ECU) самонастраивающегося типа. В процессе функционирования ECU отслеживает и сохраняет в памяти установки, позволяющие получить максимальную отдачу от двигателя. При отсоединении батареи все привнесенные установки стираются и ECU возвращается в исходное состояние с базовыми параметрами, введенными в блок памяти на заводе-изготовителе. Ввиду сказанного при первичном запуске после подключения батареи двигатель в течение некоторого времени может работать нестабильно. Процесс выхода ECU в режим оптимального функционирования занимает обычно коло 15 минут и лучше всего проходит в процессе пробной поездки, в течение которой следует прогнать автомобиль через все скоростные диапазоны и различными нагрузками на двигатель, стараясь поддерживать частоту вращения последнего в диапазоне 2500 ÷ 3500 об/мин.


Функциональная схема системы распределенного впрыска Bosch MotronicМР5.1

 Системы впрыска топлива - общая информация Citroen Xantia

1 — ECU
2 — Датчик ВМТ (оборотов коленчатого вала)
3 — Датчик давления всасываемого воздуха
4 — Потенциометр оси дроссельной заслонки
5 — Датчик температуры охлаждающей жидкости
6 — Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
7 — Датчик скорости (VSS)
8 — Кислородный датчик (l-зонд)
9 — Батарея
10 — Сдвоенное реле
11 — Катушка зажигания
12 — Топливный бак

13 — Топливный насос
14 — Топливный фильтр
15 — Топливная магистраль и впускной трубопровод
16 — Регулятор давления
17 — Инжекторы впрыска
18 — Угольный адсорбер
19 — Клапан продувки угольного адсорбера
20 — Корпус дросселя
21 — Датчик подогрева дросселя
22 — Клапан дополнительного воздуха
23 — Контрольная лампа системы самодиагностики
24 — Диагностический разъем


Схема подачи воздуха в двигатель

 Системы впрыска топлива - общая информация Citroen Xantia

1 — Воздухоочиститель/крышка головки цилиндров
2 — Местоположение инжектора впрыска

3 — Впускной воздушный тракт
4 — Впускной трубопровод
5 — Корпус дросселя


Функциональная схема системы распределенного впрыска Magneti-Marelli8Р

 Системы впрыска топлива - общая информация Citroen Xantia

1 — ECU
2 — Топливный бак
3 — Погружной топливный насос
4 — Сдвоенное реле системы впрыска (ECU/насос)
5 — Топливный фильтр
6 — Инжекторы впрыска
7 — Регулятор давления
8 — Топливная магистраль
9 — Корпус дросселя
10 — Потенциометр оси дроссельной заслонки
11 — Шаговый мотор регулировки оборотов холостого хода
12 — Кислородный датчик (l-зонд)
13 — Датчик МАР

14 — Датчик температуры охлаждающей жидкости
15 — Датчик положения коленчатого вала
16 — Катушка зажигания
17 — Батарея
18 — Выключатель зажигания
19 — Контрольная лампа системы самодиагностики
20 — Диагностический разъем
21 — Датчик IAT
22 — Датчик детонации
23 — Нагревательный элемент дроссельной камеры
24 — Электромагнитный клапан продувки угольного адсорбера
25 — Угольный адсорбер
26 — VSS
27 — Свечи зажигания


Функциональная схема системы распределенного впрыска Bosch Motronic МР3.2

 Системы впрыска топлива - общая информация Citroen Xantia

1 — ECU
2 — Датчик оборотов двигателя (на маховике)
3 — Потенциометр оси дроссельной заслонки
4 — Датчик температуры охлаждающей жидкости
5 — Датчик IAT
6 — Датчик положения поршней в цилиндрах (CYP)
7 — Кислородный датчик (l-зонд)
8 — Датчик детонации
9 — VSS
10 — Сдвоенное реле
11 — Модуль зажигания
12 — Катушки зажигания
13 — Топливный бак
14 — Топливный насос
15 — Топливный фильтр

16 — Регулятор давления
17 — Инжекторы впрыска
18 — Клапан продувки угольного адсорбера
19 — Угольный адсорбер
20 — Клапан дополнительного воздуха
21 — Корпус дросселя
22 — Нагревательный элемент дроссельной камеры
23 — Электромагнитный клапан переключения системы подачи воздуха
24 — Вакуумный насос
25 — Пневматические капсулы системы подачи воздуха
26 — Впускной трубопровод
27 — Контрольная лампа системы самодиагностики
28 — Диагностический разъем
29 — Батарея

Система Bosch Motronic МР5.1 (модели 1.8 л с РКПП)

Система управления двигателем Bosch Motronic МР5.1 (см. иллюстрацию Функциональная схема системы распределенного впрыска Bosch Motronic МР5.1) используется при комплектации моделей 1.8 л с РКПП. Система, в состав которой входит каталитический преобразователь замкнутого контура и система улавливания топливных испарений, отвечает самым последним стандартам защиты окружающей среды. Подробная информация по функционированию отвечающей за установки зажигания части системы приведена в Главе Электрооборудование двигателя. Принцип подачи топлива в двигатель описан ниже.

Погруженный в бензобак топливный насос осуществляет подачу горючего в топливную магистраль системы впрыска. В тракт подачи топлива включен линейный топливный фильтр, предотвращающий засорение инжекторов. Напор подачи топлива контролируется установленным в топливную магистраль регулятором давления. Если давление в системе питания поднимается выше заданного значения, регулятор обеспечивает возврат избытка топлива обратно в бензобак. Все четыре инжектора открываются одновременно при каждом обороте коленчатого вала и обеспечивают впрыск топлива во впускной трубопровод.

Электрическая система управления состоит из ECU и набора информационных датчиков:
   a) Потенциометр дроссельной заслонки - информирует ECU о положении заслонки и степени открывания дросселя;
   b) Датчик температуры охлаждающей жидкости - информирует ECU о температуре двигателя;
   c) Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT) - информирует ECU о температуре воздуха, проходящего через корпус дросселя;
   d) l-зонд - информирует ECU об уровне содержания кислорода (О2) в отработавших газах (подробнее см. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов);
   e) Датчик положения коленчатого вала - информирует ECU о положении коленчатого вала и частоте его вращения;
   f) Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (МАР) - информирует ECU величине нагрузки на двигатель (по глубине разрежения во впускном трубопроводе);
   g) Датчик скорости (VSS) - информирует ECU о скорости движения автомобиля.

ECU, на основании анализа сигналов, поступающих от информационных датчиков, определяет оптимальный состав воздушно-топливной смеси на текущий момент времени и корректирует ее путем регулировки продолжительности открывания инжекторов впрыска. Таким образом, состав смеси постоянно контролируется ECU и все время отвечает текущим условиям функционирования двигателя (прогрев, холостые обороты, движение с крейсерской скорость, ускорение, торможение двигателем, и т.д., и т.п.).

ECU осуществляет также полный контроль над оборотами холостого хода через клапан дополнительного воздуха, в случае необходимости обеспечивающий возможность перепускания всасываемого воздуха в обход дросселя. При закрытой дроссельной заслонке ECU управляет открыванием клапана, регулируя тем самым подачу воздуха во впускной трубопровод и поддерживая на требуемом уровне обороты двигателя.

Помимо перечисленных функций, ECU осуществляет управление функционированием систем выпуска и улавливания топливных испарений (см. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов).

Корпус дросселя оборудован электрическим нагревательным элементом, подачу электропитания на который также контролирует ECU, осуществляя подогрев дроссельной камеры при холодных запусках и предотвращая обледенение дроссельной заслонки.

Воздух подается в цилиндры через четыре впускных канала с различным поперечным сечением (последовательно увеличивающимся). Подача воздуха регулируется дроссельной заслонкой. Воздушный фильтр встроен в головку цилиндров и его крышка одновременно служит крышкой головки (см. иллюстрацию Схема подачи воздуха в двигатель). Помимо фильтрации воздуха воздухоочиститель служит также маслоотделителем для отвода картерных газов.

В случае нарушения исправности функционирования любого из информационных датчиков, ECU автоматически переходит в режим замкнутого контура. При этом поступающие с неисправного датчика ложные данные игнорируются и вместо них используется некоторое заложенное в память блока управления среднее значение подконтрольного параметра. Эффективность функционирования при этом, оставаясь вполне адекватной, может несколько снизиться. Переход системы в режим замкнутого контура сопровождается включением вмонтированной в приборный щиток контрольной лампы. В блок памяти ECU записывается соответствующий код неисправности.

При срабатывании контрольной лампы автомобиль при первой же возможности следует отогнать на станцию техобслуживания, где будет произведена полная диагностика системы управления двигателем с использованием специального электронного считывателя. Диагностический разъем для подключения считывателя расположен рядом с монтажным блоком предохранителей на панели приборов автомобиля.

Система Magneti-Marelli 8Р (модели 1.6 л, 1.8 л [с АТ] и 2.0 л [кроме RFY])

Система управления двигателем Magneti-Marelli 8Р (см. иллюстрацию Функциональная схема системы распределенного впрыска Magneti-Marelli 8Р) используется на моделях 1.6 л, 1.8 л с АТ и 2.0 л с 8-клапанными двигателями. Информация по функционированию отвечающей за установки зажигания части системы приведена в Главе Электрооборудование двигателя.

Система по принципу функционирования очень близка к описанной выше Bosch МР5.1. Единственное отличие составляет система управления оборотами холостого хода.

В системе Magneti-Marelli ECU осуществляет управление оборотами холостого хода посредством специального шагового мотора, установленного на корпусе дросселя. Мотор оснащен толкателем, контролирующим степень открывания обводного канала, по которому воздух перепускается во впускной трубопровод в обход дроссельной камеры. При закрытой дроссельной заслонке ECU осуществляет управление подачей воздуха во впускной трубопровод посредством шагового мотора, обеспечивая контроль над оборотами холостого хода. Перепускной канал используется также как источник дополнительного воздуха при холодных запусках двигателя.

Система Bosch Motronic МР3.2 (модели 2.0 л RFY)

Данная система (см. иллюстрацию Функциональная схема системы распределенного впрыска Bosch Motronic МР3.2) используется на моделях 2.0 л с 16-клапанными двигателями (RFY) и в настоящем Руководстве подробному рассмотрению не подлежит. Заметим лишь, что многие компоненты выполняют те же функции, что те же компоненты системы Magneti-Marelli, с учетом перечисленных ниже отличий.

Инжекторы впрыска в распределительном трубопроводе имеют индивидуальное управление. Топливо впрыскивается в цилиндры по очереди через каждые два оборота коленчатого вала.

Регулятор давления топлива обеспечивает постоянный напор в 3 бар при любых режимах эксплуатации двигателя.

Система впуска воздуха 16-клапанных двигателей RFY имеет особую конструкцию. Не будем углубляться в особенности функционирования впускного трубопровода, укажем лишь, что трубопровод состоит из двух каналов различной длины и различного поперечного сечения. Данная система позволяет добиться увеличения крутящего момента двигателя на низких оборотах.

ECU обеспечивает прекращение подачи топлива при движении накатом на оборотах ниже 1280 в минуту и возобновляет питание при превышении данного значения.

Для защиты двигателя от перегрузок впрыск топлива прерывается при превышении частотой вращения двигателя значения в 6840 об/мин. Датчик оборотов установлен на головке цилиндров.

 



1. Введение
1.0 Введение 1.2 Приобретение запасных частей и идентификационные номера автомобиля 1.3 Технология выполнения ремонтных процедур 1.4 Инструменты и оборудование рабочего места 1.5 Порядок действий в экстремальных ситуациях 1.6 Поддомкрачивание и буксировка 1.7 Смена колес 1.8 Запуск двигателя от вспомогательного источника 1.9 Идентификация утечек 1.10 Подготовка автомобиля к техосмотру 1.11 Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля

2. Руководство по эксплуатации
2.0 Руководство по эксплуатации 2.1 Оборудование автомобиля, расположение приборов и органов управления 2.2 Приемы эксплуатации 2.3 Комфорт 2.4 Рекомендации по эксплуатации автомобиля

3. Текущее обслуживание
3.0 Текущее обслуживание 3.1. Еженедельные проверки 3.2. Текущее обслуживание автомобиля - бензиновые модели 3.3. Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели

4. Ремонт двигателя
4.0 Ремонт двигателя 4.1. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели 4.2. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели 4.3. Снятие и капитальный ремонт двигателя

5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления 5.1 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения 5.2 Снятие, проверка состояния и установка радиатора 5.3 Снятие, проверка исправности функционирования и установка термостата 5.4 Проверка исправности функционирования, снятие и установка вентилятора(ов) системы охлаждения 5.5 Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических выключателей и датчиков системы охлаждения 5.6 Снятие и установка водяного насоса 5.7 Снятие и установка кожуха термостата/топливного фильтра (дизельные модели) 5.8 Система отопления/вентиляции салона - общая информация 5.9 Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона 5.10 Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности 5.11 Снятие и установка компонентов системы кондиционирования воздуха

6. Системы питания и выпуска
6.0 Системы питания и выпуска 6.1. Система питания - бензиновые модели 6.2. Система питания - дизельные модели 6.3. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов

7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя 7.1. Системы запуска и заряда 7.2. Система зажигания - бензиновые модели 7.3. Система преднакала - дизельные модели

8. Сцепление
8.0 Сцепление 8.1 Регулировка привода сцепления 8.2 Снятие и установка троса привода сцепления 8.3 Снятие и установка педали сцепления 8.4 Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления 8.5 Снятие, проверка состояния компонентов и установка механизма выключения

9. Трансмиссия
9.0 Трансмиссия 9.1. Ручная коробка переключения передач 9.2. Автоматическая трансмиссия

10. Приводные валы
10.0 Приводные валы 10.1 Снятие и установка приводных валов 10.2 Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов 10.3 Капитальный ремонт приводных валов - общая информация 10.4 Замена промежуточного подшипника правого приводного вала

11. Единая гидравлическая система
11.0 Единая гидравлическая система 11.1 Общая информация и меры предосторожности 11.2 Сбрасывание/нагнетание гидравлического давления и заполнение системы 11.3 Насос высокого давления - общие сведения, снятие и установка 11.4 Регулятор гидравлического давления - общие сведения, снятие и установка 11.5 Резервуар гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка 11.6 Ресиверы гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Прокачка гидравлической системы 12.2 Замена шлангов и трубок гидравлического тракта тормозной системы 12.3 Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес 12.4 Замена колодок дисковых тормозных механизмов задних колес 12.5 Проверка состояния, снятие и установка тормозных дисков 12.6 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных 12.7 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных 12.8 Снятие, капитальный ремонт и установка клапана управления 12.9 Снятие и установка педали ножного тормоза 12.10 Стояночный тормоз - общие сведения и регулировки 12.11 Снятие и установка рычага управления стояночного тормоза 12.12 Снятие и установка тросов привода стояночного тормоза 12.13 Снятие и установка датчика-выключателя стоп-сигналов 12.14 Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация 12.15 Снятие и установка компонентов системы антиблокировки тормозов

13. Ходовая часть и рулевое управление
13.0 Ходовая часть и рулевое управление 13.1 Снятие и установка ступичной сборки передней подвески 13.2 Замена подшипников передних ступиц 13.3 Снятие, капитальный ремонт и установка нижнего рычага передней 13.4 Снятие и установка нижней шаровой опоры передней подвески 13.5 Снятие и установка компонентов стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески 13.6 Снятие и установка сборок стоек/гидравлических блоков передней подвески 13.7 Снятие и установка корректора высоты дорожного просвета передней подвески 13.8 Снятие и установка подрамника передней подвески 13.9 Снятие и установка ступиц задних колес 13.10 Замена задних ступичных подшипников 13.11 Снятие и установка продольных рычагов задней подвески 13.12 Снятие и установка сборки заднего моста 13.13 Снятие и установка гидравлических блоков задней подвески 13.14 Снятие и установка корректора дорожного просвета задней подвески 13.15 Проверка установки и регулировка дорожного просвета 13.16 Снятие и установка рулевого колеса 13.17 Снятие, проверка состояния компонентов и установка рулевой колонки 13.18 Снятие и установка сборки выключателя зажигания/замка рулевой колонки 13.19 Рулевой механизм - общие сведения, снятие, капитальный ремонт и установка 13.20 Система гидроусиления руля - общие сведения 13.21 Снятие и установка наконечников рулевых тяг 13.22 Углы установки колес - общая информация, проверка и регулировка сходимости передних колес

14. Кузов и отделка салона
14.0 Кузов и отделка салона 14.1 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля 14.2 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона 14.3 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 14.4 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей 14.5 Снятие и установка переднего бампера 14.6 Снятие и установка заднего бампера 14.7 Снятие, установка и регулировка капота 14.8 Снятие и установка приводного троса отпускания замка капота 14.9 Снятие и установка замков капота 14.10 Снятие, установка и регулировка дверей 14.11 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей 14.12 Снятие и установка дверных ручек и компонентов замка 14.13 Снятие и установка регуляторов стеклоподъемников дверных окон 14.14 Снятие, установка и регулировка двери задка и ее телескопических упоров 14.15 Снятие и установка компонентов замка двери задка 14.16 Снятие и установка компонентов единого замка 14.17 Снятие и установка компонентов электропривода дверных стеклоподъемников 14.18 Снятие и установка дверных зеркал заднего вида и сопутствующих компонентов 14.19 Ветровое стекло, стекло двери задка и прочие фиксированные стекла - общая информация 14.20 Верхний люк - общая информация 14.21 Наружная кузовная отделка 14.22 Снятие и установка сидений 14.23 Снятие и установка ремней безопасности 14.24 Снятие и установка элементов внутренней отделки салона 14.25 Снятие и установка центральной консоли 14.26 Снятие и установка панели приборов

15. Бортовое электрооборудование
15.0 Бортовое электрооборудование 15.1 Поиск причин отказов электрооборудования 15.2 Предохранители и реле - общая информация 15.3 Снятие и установка выключателей 15.4 Замена ламп внешних осветительных и сигнальных приборов 15.5 Замена ламп внутренних осветительных приборов 15.6 Снятие и установка внешних осветительных и сигнальных приборов 15.7 Регулировка оптических осей головных фар 15.8 Снятие и установка приборного щитка 15.9 Снятие и установка компонентов приборного щитка 15.10 Снятие и установка часов 15.11 Снятие и установка прикуривателя 15.12 Сигнальная система “не забудьте выключить осветительные приборы” - общая информация 15.13 Снятие и установка рожка клаксона 15.14 Снятие и установка приводного троса спидометра/датчика скорости 15.15 Снятие и установка рычага стеклоочистителя 15.16 Снятие и установка электромотора и тяг привода очистителя ветрового 15.17 Снятие и установка электромотора привода заднего стеклоочистителя 15.18 Снятие и установка компонентов системы омывания стекол и линз головных блок-фар 15.19 Снятие и установка магнитолы 15.20 Снятие и установка громкоговорителей 15.21 Снятие и установка антенны радиоприемника 15.22 Противоугонная система - общая информация 15.23 Подушка безопасности - общая информация, меры предосторожности и деактивация системы 15.24 Снятие и установка компонентов подушки безопасности

16. Схемы электрооборудования
16.0 Схемы электрооборудования 16.1 Системы запуска и заряда (бензиновые модели с РКПП) 16.2 Системы запуска и заряда (бензиновые модели с АТ) 16.3 Системы запуска и заряда (дизельные модели с РКПП) 16.4 Системы запуска и заряда (дизельные модели с АТ) 16.5 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU5/XU7, MAGNETI MARELLI 16.6 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU7JP/Z, ВOSCH MP 5.1 16.7 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU10J2C/Z, MAGNETI MARELLI 8P 16.8 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU10J4, BОSCH MP 3.2 16.9 Система преднакала дизельного двигателя (модели без турбонаддува) 16.10 Система преднакала дизельного двигателя (модели с турбонаддувом) 16.11 Вентилятор системы охлаждения (двигатели XU5/XU7/XU10J2) 16.12 Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя (модели без турбонаддува) 16.13 Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя (модели с турбонаддувом) 16.14 Система охлаждения с климатической установкой и автоматической КПП, все модели 16.15 Противотуманные фары и фонари 16.16 Стоп-сигналы 16.17 Огни заднего хода (модели с РКПП) 16.18 Огни заднего хода (модели с АТ) 16.19 Указатели поворотов и аварийная сигнализация 16.20 Клаксон 16.21 Передние и задние габаритные огни 16.22 Ближний и дальний свет 16.23 Реостат управления интенсивностью подсветки 16.24 Штурманское освещение 16.25 Освещение салона 16.26 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости (бензиновые модели) 16.27 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости/попаданием воды в топливо (дизельные модели без турбонаддува) 16.28 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости/попаданием воды в топливо (дизельные модели с турбонаддувом) 16.29 Система контроля за уровнем жидкости омывания стекол 16.30 Система контроля за температурой, уровнем и давлением двигательного масла 16.31 Система контроля за уровнем топлива 16.32 Звуковой зуммер сигнализации “Не забудьте выключить осветительные 16.33 Указатель износа тормозных накладок/датчик-выключатель работающий 16.34 Гидроактивная подвеска колес 16.35 Очиститель/омыватель ветрового стекла 16.36 Очиститель/омыватель заднего стекла 16.37 Омыватели линз головных фар 16.38 Электропривод стеклоподъемников передних дверей 16.39 Электропривод стеклоподъемников задних дверей 16.40 Единый замок 16.41 Глухая блокировка дверей 16.42 Вентилятор отопителя 16.43 Обогрев заднего стекла и наружных зеркал заднего вида 16.44 Прикуриватель 16.45 Магнитола

17. Диагностика систем электронного управления
17.0 Диагностика систем электронного управления 17.1 Контрольные кузовные размеры 17.2 Особенности ПДД стран Европы