Система питания - дизельные модели Ситроен Ксантиа


 


Система питания - дизельные модели

Общая информация


Сборка термостата/топливного фильтра

 Система питания - дизельные модели Citroen Xantia

1 — Термостатический элемент
2 — Вентиль удаления воздуха

3 — Топливный фильтр

В число компонентов системы питания входят: установленный в задней части автомобиля топливный бак, топливный фильтр со встроенным влагоотделителем, топливный насос высокого давления (ТНВД), форсунки впрыска топлива и сопутствующие элементы. Прежде чем пройти через фильтр, топливо подогревается за счет прогона охлаждающей жидкости двигателя через основание кожуха термостата/сборки фильтра (см. иллюстрацию Сборка термостата/топливного фильтра). Интенсивность подогрева определяется температурой окружающей среды. Если температура окружающего воздуха составляет менее 15°С, термостатический элемент поднимается из положения “а”, топливо поступает через штуцер “с”, проходит через отверстие “d”, подогревается, проходя через каналы “е” и “b” и подводится к фильтру. При температуре воздуха от 15°С до 35°С клапан термостата открывается лишь частично, при этом только часть топлива проходит непосредственно от “с” к “b”. В дополнительную комплектацию некоторых моделей входит система турбонаддува, компрессор которой оборудованвстроенным охладителем (Intercoоler).

Подача топлива из топливного бака в ТНВД осуществляется при помощи встроенного в ТНВД лопастного подающего насоса. Перед всасыванием в насос топливо проходит сквозь фильтр, где происходит очистка его от посторонних включений и частиц влаги. Избыток топлива идет на смазывание движущихся компонентов насоса,а затем возвращается назад в бак.


Расположение наружных компонентов ТНВД системы Lucas

 Система питания - дизельные модели Citroen Xantia

1 — Рычаг ручного останова двигателя
2 — Винт регулировки оборотов холостого хода
3 — Рычаг дроссельной заслонки
4 — Электромагнитный запорный клапан
5 — Винт регулировки оборотов быстрого холостого хода

6 — Механизм электромагнитного корректора момента впрыска
7 — Датчик-выключатель управления функционированием корректора
8 — Штамп с обозначением величины хода поршня статического момента впрыска


Расположение наружных компонентов ТНВД системы Bosch

 Система питания - дизельные модели Citroen Xantia

1 — Рычаг дроссельной заслонки
2 — Датчик-выключатель положения рычага дроссельной заслонки
3 — Рычаг ручного останова двигателя
4 — 2-ходовой разъем положений рычага дроссельной заслонки
5 — 3-ходовой разъем электрического стоп-сигнала и ALBF
6 — Система ALBF - отключает лампу нагрузки опережения (холодный двигатель)

7 — Винт регулировки оборотов предотвращения самопроизвольного останова двигателя
8 — Винт регулировки оборотов быстрого холостого хода
9 — Винт регулировки оборотов холостого хода
10 — Электромагнитный запорный клапан
11 — Полый винт возврата топлива с калиброванным каналом

ТНВД вращается с частотой, равной половине частоты вращения коленчатого вала, и приводится в действие от газораспределительного ремня. Сжимание топлива до высокого давления, при котором гарантируется успешное смешивание его со сжатым воздухом в вихревых камерах, в ТНВД системы Bosch производится при помощи кулачковой пластины, приводящей в действие единственный поршень. В насосах производства фирмы Lucas (CAV) два противонаправленных поршня сжимают находящийся между ними объем за счет роликов, вращающихся в кулачковом кольце. Далее топливо проходит через центральный ротор с единственным выходным сверлением, совмещенным с портами, ведущими к трубкам форсунок (см. иллюстрации Расположение наружных компонентов ТНВД системы Lucas и Расположение наружных компонентов ТНВД системы Bosch).

Управление дозировкой подаваемого топлива производится центробежным регулятором, реагирующим на положение педали газа и обороты двигателя. Регулятор соединен с дозирующим клапаном, который производит корректировку количества впрыскиваемого топлива на каждом такте поршня насоса. На моделях с турбонаддувом дополнительное устройство производит увеличение подачи топлива при повышении давлениянаддува.

Базовая установка фаз газораспределения производится при монтаже насоса. Во время работы двигателя механизм вращения кулачковой пластины/кольца автоматически корректирует параметры с целью достижения максимальной эффективностиотдачи агрегата.

Четыре форсунки осуществляют впрыск однородных струй топлива в расположенные в головке цилиндров вихревые камеры. Форсунки калибруются таким образом, чтобы открываться и закрываться при определенных критических давлениях, что гарантирует максимальную эффективность и равномерность сгорания смеси. Управляющие иглы форсунок смазываются поступающим топливом, накапливающимся в пружинных камерах и затем поступающим в возвратный шланг ТНВД по отводнымтрубкам.

В зависимости от типа двигателя на автомобили могут устанавливаться системы впрыска производства фирм Bosch или Lucas. Компоненты системы могут быть промаркированы надписями “CAV”, “Roto-Diesel” или “Con-Diesel”, в зависимости от даты выпуска и территориального расположения завода-изготовителя. За исключением топливного фильтра, все сменные компоненты должны иметь туже маркировку, что и снятые с автомобиля.

Эффективность холодного запуска повышается за счет предварительного подогрева, либо при помощи установленных в вихревые камеры свечей накаливания. Термочувствительный датчик системы охлаждения управляет рычагом оборотов быстрого холостого хода на ТНВД, обеспечивая повышение частоты вращения двигателя на холостом ходу при запуске холодного двигателя. На моделях с турбонаддувом корректировка опережения момента впрыска осуществляется при помощи специальной, заполненной охлаждающейжидкостью капсулы.

 Система питания - дизельные модели Citroen Xantia

 Система питания - дизельные модели Citroen Xantia

Запорный электромагнитный клапан (клапан прекращения подачи топлива) отрезает подачу топлива к ротору ТНВД при выключении зажигания. Помимо запорного клапана, ТНВД оборудован также рычагом ручного останова двигателя, предназначенного для использования в аварийных ситуациях.

Система турбонаддува позволяет повысить эффективность отдачи двигателя за счет нагнетания давления во впускном трубопроводе выше атмосферного. Теперь воздух, вместо того, чтобы просто всасываться в цилиндры, будет проталкиваться в них под напором. Увеличение подачи топлива осуществляется ТНВД пропорционально увеличению количествапоступающего воздуха.

Функционирование турбокомпрессора осуществляется за счет энергии отработавших газов. Газы проходят через специальной формы кожух (кожух турбины), приводя в действие колесо турбины. Колесо закреплено на валу, на другом конце которого расположено второе лопаточное колесо, называемое колесом компрессора. Колесо компрессора вращается в собственном кожухе и осуществляет сжатие всасываемого воздуха, подаваемого затем во впускной трубопровод.
По пути от турбокомпрессора к впускному трубопроводу воздух проходит через специальный встроенный охладитель (Intercoоler), представляющий собой теплообменник, функционирующий по схеме “воздух-воздух” и установленный вблизи радиатора системы охлаждения двигателя. Холодный воздух поставляется к теплообменнику встроенного охладителя создаваемым за счет движения автомобиля встречным набегающим потоком. Задачей охладителя является отбор излишков тепла, образующихся при сжимании воздуха в турбокомпрессоре. При этом эффективность отдачи двигателя дополнительно увеличивается ввиду возрастания плотности охлажденноговоздуха.

Ограничение величины давления наддува (давления во впускном трубопроводе) ограничивается за счет функционирования специальной сбросовой заслонки, производящей отвод отработавших газов от колеса турбины при срабатывании чувствительного к давлению исполнительного устройства. Чувствительный к давлению датчик-выключатель производит включение контрольной лампы на панели приборов автомобиля в случае превышения давлением наддува максимальногодопустимого уровня.

Смазывание вала турбины осуществляется подаваемым под напором по специальной трубке двигательным маслом. Система смазки устроена таким образом, что вал оказывается вывешен на масляной подушке. Далее масло по возвратной трубке направляется назад в поддон картера двигателя. На некоторых моделях приняты дополнительные меры безопасности против перегреватурбины, за счет соединения ее с трактом системы охлаждения двигателя.

При условии регулярного выполнения процедур текущего обслуживания автомобиля, оборудование системы питания должно безотказно прослужить достаточно долгое время. Срок службы собственно ТНВД в нормальных условиях превышает срок службы двигателя. Главной причиной выхода насоса и форсунок впрыска изстроя обычно является попадание в топливо грязи и влаги.

Спектр процедур обслуживания ТНВД и форсунок, лежащих в пределах квалификации среднестатистического механика-любителя, крайне ограничен. Выполнение любых работ, связанных с необходимостью разборки и регулировки компонентов, и не перечисленных ниже в данной Главе, должно быть поручено специалистам фирменного сервис-центра компании Citroёn, либо механикам специализированной станции техобслуживания.

Меры предосторожности

 border=

При работе с компонентами системы питания следует соблюдать специальные меры предосторожности. В особой мере сказанное относится к форсункам впрыска топлива.


 border=

Не запускайте двигатель при отсоединенных воздуховодах или извлеченном фильтрующем элементе воздухоочистителя. Попадание в двигатель посторонних частиц способно привести к серьезным внутренним повреждениям турбокомпрессора.

Во избежание повреждений компонентов системы турбонаддува, не начинайте движение сразу после запуска двигателя, особенно в холодную погоду. Дождитесь окончательной стабилизации оборотов холостого хода, дав маслу в течение нескольких секунд проциркулировать сквозь подшипники турбокомпрессора. Глушите двигатель только после того, как его обороты будут сброшены до холостых, - подгазовка в момент выключения зажигания заставит колесо турбины вращаться в течение некотороговремени без смазки.

Соблюдайте график текущего обслуживания автомобиля, во время производите замену двигательного масла и масляного фильтра. Задержка со сменой масла или использование недоброкачественного продукта могут привести к формированию угольных отложений на валу турбины и преждевременному выходу турбокомпрессора из строя.

 



1. Введение
1.0 Введение 1.2 Приобретение запасных частей и идентификационные номера автомобиля 1.3 Технология выполнения ремонтных процедур 1.4 Инструменты и оборудование рабочего места 1.5 Порядок действий в экстремальных ситуациях 1.6 Поддомкрачивание и буксировка 1.7 Смена колес 1.8 Запуск двигателя от вспомогательного источника 1.9 Идентификация утечек 1.10 Подготовка автомобиля к техосмотру 1.11 Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля

2. Руководство по эксплуатации
2.0 Руководство по эксплуатации 2.1 Оборудование автомобиля, расположение приборов и органов управления 2.2 Приемы эксплуатации 2.3 Комфорт 2.4 Рекомендации по эксплуатации автомобиля

3. Текущее обслуживание
3.0 Текущее обслуживание 3.1. Еженедельные проверки 3.2. Текущее обслуживание автомобиля - бензиновые модели 3.3. Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели

4. Ремонт двигателя
4.0 Ремонт двигателя 4.1. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели 4.2. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели 4.3. Снятие и капитальный ремонт двигателя

5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления 5.1 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения 5.2 Снятие, проверка состояния и установка радиатора 5.3 Снятие, проверка исправности функционирования и установка термостата 5.4 Проверка исправности функционирования, снятие и установка вентилятора(ов) системы охлаждения 5.5 Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических выключателей и датчиков системы охлаждения 5.6 Снятие и установка водяного насоса 5.7 Снятие и установка кожуха термостата/топливного фильтра (дизельные модели) 5.8 Система отопления/вентиляции салона - общая информация 5.9 Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона 5.10 Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности 5.11 Снятие и установка компонентов системы кондиционирования воздуха

6. Системы питания и выпуска
6.0 Системы питания и выпуска 6.1. Система питания - бензиновые модели 6.2. Система питания - дизельные модели 6.3. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов

7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя 7.1. Системы запуска и заряда 7.2. Система зажигания - бензиновые модели 7.3. Система преднакала - дизельные модели

8. Сцепление
8.0 Сцепление 8.1 Регулировка привода сцепления 8.2 Снятие и установка троса привода сцепления 8.3 Снятие и установка педали сцепления 8.4 Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления 8.5 Снятие, проверка состояния компонентов и установка механизма выключения

9. Трансмиссия
9.0 Трансмиссия 9.1. Ручная коробка переключения передач 9.2. Автоматическая трансмиссия

10. Приводные валы
10.0 Приводные валы 10.1 Снятие и установка приводных валов 10.2 Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов 10.3 Капитальный ремонт приводных валов - общая информация 10.4 Замена промежуточного подшипника правого приводного вала

11. Единая гидравлическая система
11.0 Единая гидравлическая система 11.1 Общая информация и меры предосторожности 11.2 Сбрасывание/нагнетание гидравлического давления и заполнение системы 11.3 Насос высокого давления - общие сведения, снятие и установка 11.4 Регулятор гидравлического давления - общие сведения, снятие и установка 11.5 Резервуар гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка 11.6 Ресиверы гидравлической жидкости - общие сведения, снятие и установка

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Прокачка гидравлической системы 12.2 Замена шлангов и трубок гидравлического тракта тормозной системы 12.3 Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес 12.4 Замена колодок дисковых тормозных механизмов задних колес 12.5 Проверка состояния, снятие и установка тормозных дисков 12.6 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных 12.7 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных 12.8 Снятие, капитальный ремонт и установка клапана управления 12.9 Снятие и установка педали ножного тормоза 12.10 Стояночный тормоз - общие сведения и регулировки 12.11 Снятие и установка рычага управления стояночного тормоза 12.12 Снятие и установка тросов привода стояночного тормоза 12.13 Снятие и установка датчика-выключателя стоп-сигналов 12.14 Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация 12.15 Снятие и установка компонентов системы антиблокировки тормозов

13. Ходовая часть и рулевое управление
13.0 Ходовая часть и рулевое управление 13.1 Снятие и установка ступичной сборки передней подвески 13.2 Замена подшипников передних ступиц 13.3 Снятие, капитальный ремонт и установка нижнего рычага передней 13.4 Снятие и установка нижней шаровой опоры передней подвески 13.5 Снятие и установка компонентов стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески 13.6 Снятие и установка сборок стоек/гидравлических блоков передней подвески 13.7 Снятие и установка корректора высоты дорожного просвета передней подвески 13.8 Снятие и установка подрамника передней подвески 13.9 Снятие и установка ступиц задних колес 13.10 Замена задних ступичных подшипников 13.11 Снятие и установка продольных рычагов задней подвески 13.12 Снятие и установка сборки заднего моста 13.13 Снятие и установка гидравлических блоков задней подвески 13.14 Снятие и установка корректора дорожного просвета задней подвески 13.15 Проверка установки и регулировка дорожного просвета 13.16 Снятие и установка рулевого колеса 13.17 Снятие, проверка состояния компонентов и установка рулевой колонки 13.18 Снятие и установка сборки выключателя зажигания/замка рулевой колонки 13.19 Рулевой механизм - общие сведения, снятие, капитальный ремонт и установка 13.20 Система гидроусиления руля - общие сведения 13.21 Снятие и установка наконечников рулевых тяг 13.22 Углы установки колес - общая информация, проверка и регулировка сходимости передних колес

14. Кузов и отделка салона
14.0 Кузов и отделка салона 14.1 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля 14.2 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона 14.3 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 14.4 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей 14.5 Снятие и установка переднего бампера 14.6 Снятие и установка заднего бампера 14.7 Снятие, установка и регулировка капота 14.8 Снятие и установка приводного троса отпускания замка капота 14.9 Снятие и установка замков капота 14.10 Снятие, установка и регулировка дверей 14.11 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей 14.12 Снятие и установка дверных ручек и компонентов замка 14.13 Снятие и установка регуляторов стеклоподъемников дверных окон 14.14 Снятие, установка и регулировка двери задка и ее телескопических упоров 14.15 Снятие и установка компонентов замка двери задка 14.16 Снятие и установка компонентов единого замка 14.17 Снятие и установка компонентов электропривода дверных стеклоподъемников 14.18 Снятие и установка дверных зеркал заднего вида и сопутствующих компонентов 14.19 Ветровое стекло, стекло двери задка и прочие фиксированные стекла - общая информация 14.20 Верхний люк - общая информация 14.21 Наружная кузовная отделка 14.22 Снятие и установка сидений 14.23 Снятие и установка ремней безопасности 14.24 Снятие и установка элементов внутренней отделки салона 14.25 Снятие и установка центральной консоли 14.26 Снятие и установка панели приборов

15. Бортовое электрооборудование
15.0 Бортовое электрооборудование 15.1 Поиск причин отказов электрооборудования 15.2 Предохранители и реле - общая информация 15.3 Снятие и установка выключателей 15.4 Замена ламп внешних осветительных и сигнальных приборов 15.5 Замена ламп внутренних осветительных приборов 15.6 Снятие и установка внешних осветительных и сигнальных приборов 15.7 Регулировка оптических осей головных фар 15.8 Снятие и установка приборного щитка 15.9 Снятие и установка компонентов приборного щитка 15.10 Снятие и установка часов 15.11 Снятие и установка прикуривателя 15.12 Сигнальная система “не забудьте выключить осветительные приборы” - общая информация 15.13 Снятие и установка рожка клаксона 15.14 Снятие и установка приводного троса спидометра/датчика скорости 15.15 Снятие и установка рычага стеклоочистителя 15.16 Снятие и установка электромотора и тяг привода очистителя ветрового 15.17 Снятие и установка электромотора привода заднего стеклоочистителя 15.18 Снятие и установка компонентов системы омывания стекол и линз головных блок-фар 15.19 Снятие и установка магнитолы 15.20 Снятие и установка громкоговорителей 15.21 Снятие и установка антенны радиоприемника 15.22 Противоугонная система - общая информация 15.23 Подушка безопасности - общая информация, меры предосторожности и деактивация системы 15.24 Снятие и установка компонентов подушки безопасности

16. Схемы электрооборудования
16.0 Схемы электрооборудования 16.1 Системы запуска и заряда (бензиновые модели с РКПП) 16.2 Системы запуска и заряда (бензиновые модели с АТ) 16.3 Системы запуска и заряда (дизельные модели с РКПП) 16.4 Системы запуска и заряда (дизельные модели с АТ) 16.5 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU5/XU7, MAGNETI MARELLI 16.6 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU7JP/Z, ВOSCH MP 5.1 16.7 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU10J2C/Z, MAGNETI MARELLI 8P 16.8 Системы впрыска и зажигания - двигатель XU10J4, BОSCH MP 3.2 16.9 Система преднакала дизельного двигателя (модели без турбонаддува) 16.10 Система преднакала дизельного двигателя (модели с турбонаддувом) 16.11 Вентилятор системы охлаждения (двигатели XU5/XU7/XU10J2) 16.12 Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя (модели без турбонаддува) 16.13 Вентилятор системы охлаждения дизельного двигателя (модели с турбонаддувом) 16.14 Система охлаждения с климатической установкой и автоматической КПП, все модели 16.15 Противотуманные фары и фонари 16.16 Стоп-сигналы 16.17 Огни заднего хода (модели с РКПП) 16.18 Огни заднего хода (модели с АТ) 16.19 Указатели поворотов и аварийная сигнализация 16.20 Клаксон 16.21 Передние и задние габаритные огни 16.22 Ближний и дальний свет 16.23 Реостат управления интенсивностью подсветки 16.24 Штурманское освещение 16.25 Освещение салона 16.26 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости (бензиновые модели) 16.27 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости/попаданием воды в топливо (дизельные модели без турбонаддува) 16.28 Система контроля за температурой и уровнем охлаждающей жидкости/попаданием воды в топливо (дизельные модели с турбонаддувом) 16.29 Система контроля за уровнем жидкости омывания стекол 16.30 Система контроля за температурой, уровнем и давлением двигательного масла 16.31 Система контроля за уровнем топлива 16.32 Звуковой зуммер сигнализации “Не забудьте выключить осветительные 16.33 Указатель износа тормозных накладок/датчик-выключатель работающий 16.34 Гидроактивная подвеска колес 16.35 Очиститель/омыватель ветрового стекла 16.36 Очиститель/омыватель заднего стекла 16.37 Омыватели линз головных фар 16.38 Электропривод стеклоподъемников передних дверей 16.39 Электропривод стеклоподъемников задних дверей 16.40 Единый замок 16.41 Глухая блокировка дверей 16.42 Вентилятор отопителя 16.43 Обогрев заднего стекла и наружных зеркал заднего вида 16.44 Прикуриватель 16.45 Магнитола

17. Диагностика систем электронного управления
17.0 Диагностика систем электронного управления 17.1 Контрольные кузовные размеры 17.2 Особенности ПДД стран Европы