Описание конструкции Део Матиз




Протектор — часть шины, соприкасающаяся с поверхностью дороги и непосредственно закрепленная с внешней стороны каркаса и брекера. Представляет собой прочное резиновое покрытие из высоко износостойкой резины. Эксплуатационные качества зависят от поверхности профиля.
Брекер — кордовый ремень между протектором и каркасом — предотвращает повреждения внутреннего корда, обусловленный внешними ударами и вибрацией.
Каркас — это главная часть изготовлена из закатанных листов корда, выполненных из прочного синтетического стекловолокна. Каркас формирует структуру шины. Каркас поддерживает давление в шине и подвергается нагрузке и ударам, поэтому он имеет антиусталостные свойства.
Борт — стальная проволока, конечная часть корда каркаса, покрытая резиновой лентой и завернутая нейлоновым кордовым листом. Это закрепляет шину к краю.
Шины, используемые в производимых ныне автомобилях, бескамерные.
Боковина служит для улучшения удобства вождения, путем защиты движения каркаса и прокладки.

Структура бескамерных шин
Рис. 5.63. Структура бескамерных шин




Структура бескамерных шин представлена на рис. 5.63.
Маркировка шины 175/60 R13 77H расшифровывается следующим образом:
175 — ширина в мм;
60 — отношение высоты к ширине в процентах х100;
R — радиальная шина;
13 — диаметр обода в дюймах;
77 — индекс максимальной нагрузки;
H — символ, обозначающий максимальную скорость.
Аквапланирование

Состояние аквапланирования и нормального контакта шины с дорожным покрытием
Рис. 5.64. Состояние аквапланирования и нормального контакта шины с дорожным покрытием




Условие быстрого вождения автомобиля по дороге, покрытой слоем воды, может стать причиной пробуксовывания или невращения колес при контакте с поверхностью. В результате состояние колеса переходит в плавающее ( рис. 5.64). Это называется аквапланированием и является причиной плохого торможения, низкого тягового усилия и потери управления.
Процесс качения шины сопровождается сжатием и восстановлением элементов шины. Однако с увеличением скорости качения деформированные элементы шины не успевают восстанавливаться и в элементах протектора возникают колебания. Волнообразование в шине образуется при пониженном давлении воздуха в шине и при высокой скорости.
Критерий эффективности шин указывается на ее боковине, в которой указаны ее размеры и основные характеристики. По маркировке судят о тяговых свойствах, стойкости шины, характеристиках шума, сопротивления качению.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не устанавливайте на автомобиле разные типы шин, такие как радиальные и диагональные шины, исключая непредвиденные и необходимые случаи. Это может серьезно повлиять на управление автомобилем и привести к потере контроля.


Не меняйте шины 140/70 R13 или 155/65 R13 на шины 145/60 R13. Это может повлиять на управление автомобилем и может стать причиной потери контроля. Если Вы меняете шины 145/70 R13 или 155/65 R13 на 175/60 R13, надо поменять рулевой механизм в сборе.
При замене используйте шины только одного размера, с одинаковым режимом нагрузки и оригинальной конструкции. Использование других размеров или типов конструкций шин может серьезно повлиять на движение, управление, калибровку спидометра/одометра, дорожный просвет автомобиля и зазор между колесом, кузовом и шасси. Это не относится к запасному колесу, которым оснащен автомобиль. Рекомендуется устанавливать новые шины на одну ось в паре.
Если необходимо заменить только одну шину, сочетайте это с шиной, имеющей наибольшую высоту протектора для выравнивания тормозных сил колес.
Несмотря на то, что оформление протектора шин может выглядеть разным, шины, выпускаемые различными производителями, идентичны. Их можно использовать на одном автомобиле.
Большинство автомобилей в настоящее время оснащаются металлокордными всесезонными радиальными шинами. Качество этих шин одинаково с качеством зимних шин. Они имеют среднюю норму сцепления на заснеженной дороге на 37 процентов выше, чем обычные радиальные шины, используемые ранее. Сила сцепления при мокром дорожном покрытии, сопротивление качению, рисунок протектора и способность удерживания воздуха внутри шины улучшены изменением конструкции протектора и структуры шины. Эти шины отмечаются буквами «М+S», выгравированными на боковине, которые следуют за номером размера, а также на боковине после номера. Обычные шины, используемые на некоторых автомобилях, не являются всесезонными шинами.
Бирка о шинах расположена на торце двери водителя; на ней должна быть указана информация о шине: максимальная грузоподъемность транспортного средства, размер шины (включая запасную шину) и давление воздуха в холодной шине (включая запасную шину).
Автомобиль поставляется укомплектованным полноразмерным запасным колесом. Колеса должны быть заменены, если они искривлены, деформированы, имеют чрезмерное поперечное или радиальное биение, утечку воздуха, имеют продолговатые отверстия для болтов или если болты крепления колеса не могут быть затянуты или сильно заржавели. Колеса с чрезмерным биением становятся причиной вибрации автомобиля. Заменяемые колеса должны быть эквивалентны оригинальным колесам в допустимой нагрузке, диаметре, ширине обода, смещении (или балансировании) и конфигурации крепления. Колесо ненадлежащего размера или типа может повлиять на срок службы колеса и подшипников, охлаждение тормозного механизма, калибровку спидометра/ одометра, дорожного просвета автомобиля, зазора между колесом, кузовом и шасси.
Рекомендуемое давление в шинах для некоторых автомобилей тщательно вычисляется для достижения хорошего движения, управления, долговечности протектора и допустимой нагрузки. Давление в шине следует проверять ежемесячно до поездки. Проверяйте давление на холодной шине, после трех часов езды или после прохождения менее 1,5 км. Установите величину давления в шинах, указанную на бирке, расположенной на торце двери водителя. Колпачок вентиля шины должен быть на клапане для предохранения попадания воды и образования коррозии.
Величина давления, превышающая рекомендованную величину, может стать причиной:
-растрескивания или повреждения шины;
-быстрого износа протектора по центру шины.
Величина давления, меньшая рекомендованной величины, может стать причиной:
-визга шин при повороте автомобиля;
-тяжелого рулевого управления;
-быстрого и неравномерного износа краев протектора шины;
-растрескивания или разрыва обода шины;
-повреждения корда шины;
-повышенной температуры шины.
Разные давления шин на одной оси являются причиной:
-неравномерного торможения;
-увода автомобиля;
-ослабления управления;
-отклонения от траектории при ускорении;
-заноса при поворотах.
Передние и задние колеса выполняют различную работу и могут изнашиваться по-разному в зависимости от шины, дороги, манеры вождения и т. д. Передние колеса изнашиваются быстрее, чем задние.

Схема перестановки колес
Рис. 5.65. Схема перестановки колес




Для избежания неравномерного износа колес и увеличения долговечности шин проверяйте и переставляйте их каждые 5000 км ( рис. 5.65). После перестановки колес отрегулируйте давление в шинах и проверьте затяжку гаек крепления колеса.
Балансировка колес должна быть выполнена, если имеют место случаи вибрации при высоких скоростях или при замене шины или колеса. При проведении балансировки колес:
-не используйте более чем два балансировочных грузика с внутренней и внешней стороны фланца;
-общий вес грузиков не должен превышать 100 грамм;
-балансировка колес с оригинальными алюминиевыми дисками требует использования специальных грузиков с зажимами, покрытых нейлоном.
Технические данные давления в шинах приведены в табл. 5.6.

Таблица 5.6      Технические данные давления в шинах
Шины
Колесо
Передние
Задние


кПа
кг/см 2
кПа
кг/см 2
145/70 R13, 155/65 R13
4,5Jх13 (сталь)
207 (207)*
2,109 (2,109)*
207 (234)*
2,109 (2,3902)*
175/60 R13
5Jх13 (алюминий)
207 (207)*
2,109 (2,109)*
207 (234)*
2,109 (2,3902)*
175/60 R13
4,5Jх13 (сталь)
207 (207)*
2,109 (2,109)*
207 (234)*
2,109 (2,3902)*
* 4—5 пассажиров.

Данные по переводу давления из кПа в кг/см2 в табл. 5.7.

Таблица 5.7       Таблица перевода давления из кПа в кг/см2
кПа
кг/см 2
кПа
кг/см 2
кПа
кг/см 2
140
1,4060
186
1,8981
234
2,3902
145
1,4763
193
1,9684
241
2,4605
152
1,5466
200
2,0387
248
2,5308
159
1,6169
207
2,1090
276
2,8120
166
1,6872
214
2,1793
310
3,1635
172
1,7575
221
2,2496
345
3,5150
179
1,8278
228
2,3199
349
3,8665

Моменты затяжки крепления колес приведены в табл. 5.8.

Таблица 5.8       Моменты затяжки крепления колес, Н·м
Гайки крепления диска из алюминиевого сплава
90-110
Гайки крепления стального диска
90-110