Двигатель Zetec-SE Форд Фокус




 

Зависимость мощности от оборотов для двигателя Zetec-SE 1,4—1,6 л
Рис. 48. Зависимость мощности от оборотов для двигателя Zetec-SE 1,4—1,6 л

 

 

 

Двигатель Zetec-SE проектировался в тесном сотрудничестве с фирмой Yamaha. Первые готовые к серийному производству двигатели испытывались на модели Fiesta 1996 модельного года. В качестве особенностей этих двигателей можно отметить их компактность, применение 4-дырчатых форсунок с электронным управлением, последовательный впрыск топлива и систему управления двигателем ЕЕС-V.

 

Значительная часть внутренних агрегатов, в соответствии с традицией Форда, рассчитывалась исходя из фирменных стандартов. Все детали и узлы двигателя изготовлены и собраны с высокой степенью точности, а также постоянным стремлением снизить весовые характеристики конструкции. Благодаря конструктивным решениям удалось уменьшить весовые характеристики деталей, снизить трение трущихся поверхностей, стабилизировать обороты холостого хода, оптимизировать количество вредных выбросов, процессы горения топливной смеси на всех нагрузках и повысить комфорт и ремонтопригодность двигателей Zetec-SE.
Блок и головка блока цилиндров, а также корпуса большинства вспомогательных агрегатов, используемых в двигателях Zetec-SE, сделаны из специальных алюминиевых легированных сплавов. Для двигателей серии Zetec-E и двух дизельных вариантов блоки цилиндров изготавливаются из серого чугуна.
Для уменьшения веса крышки клапанов всех двигателей серии Zetec изготовлены из магниевого сплава, впускной трубопровод — из термопластичных искусственных материалов. В головке блока располагаются два распределительных вала, которые управляют четырьмя клапанами на каждом цилиндре. Ряд конструктивных решений создает предпосылки для последующей модернизации: достижения хороших результатов в снижении шума и вибрации, содержания вредных выбросов, затрат на последующее обслуживание. Благодаря современным высокопрочным материалам клапаны серии Zetec-SE проверяются каждые 100 000 км, а для двигателей Zetec-E и двух дизельных — впервые после 150 000 км. Замена свечей предусмотрена после 60 000 км, а моторного масла и масляного фильтра — после 15 000 км.
Zetec-SE — хорошие обороты, приемистость и удобство в обслуживании
Оба варианта двигателей серии SE имеют хорошие мощностные характеристики крутящего момента. Исполнение с объемом 1,4 и 1,6 л отличается от измененным соотношением хода поршня к диаметру цилиндра, другими фазами газораспределения, а также клапанами меньшего размера. На двигателях серии Zetec-SE в блоке цилиндров установлены гильзы из серого чугуна. В специально обработанные легкосплавные поршни установлены износостойкие поршневые кольца.
Ремень для привода вспомогательных агрегатов работает бесшумно. Привод масляного насоса осуществляется непосредственно от коленчатого вала. Водяной насос, насос усилителя рулевого управления, генератор и компрессор кондиционера приводятся от ремня, который не требует обслуживания.
Два распределительных вала, расположенных в головке блока, управляют впускными и выпускными клапанами соответственно. Механизм привода клапанов оснащен гидравлическими толкателями, которые автоматически регулируют тепловой зазор в клапанах. В результате в процессе эксплуатации не требуется регулировки клапанов. Требуемое натяжении ремня осуществляется автоматическим натяжителем.
Позитивные новшества в конструкции можно не только услышать и почувствовать, но и оценить. В соответствии стандартам NEFC автомобиль с двигателем Zetec-SE объемом 1,4 л расходует в среднем 6,4 л высокооктанового бензина на 100 км пробега, развивая максимальную скорость 171 км/ч и разгоняясь до 100 км/ч за 14,1 с. Автомобиль с двигателем рабочим объемом 1,6 л расходует 6,8 л на 100 км. Развивает максимальную скорость 185 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 10,9 с.
Двигатель Zetec SE — что вы должны знать
Коды двигателей, выбитые на фланце стартера:
FXDA — двигатель 1,4 л выпуска до 2000 модельного года отвечает нормам по токсичности EURO II (кроме Германии);
FYDA — двигатель 1,6 л выпуска  до 2000 модельного года отвечает нормам по токсичности EURO-II (кроме Германии);
FXDC — двигатель 1,4 л выпуска до 2000 модельного года отвечает нормам по токсичности D-4 в Германии;
FYDC — двигатель 1,6 л выпуска до 2000 модельного года отвечает нормам по токсичности D-4 в Германии;
FYDG — двигатель 1,6 л выпуска после 2000 модельного года отвечает нормам по токсичности ECE-R 1504.
Крышка головки блока в сборе
Крышка головки изготовлена из магниевого сплава. Прокладка крышки при еt производстве привулканизируется к самой крышке и не может быть заменена отдельно. Обращайте внимание перед монтажом крышки на возможные повреждения прокладки и в случае сомнения замените полностью сборочную единицу. Крышка головки устанавливается на четырех шпильках. Снизу каждого крепежного отверстия установлены массивные резиновые пробки, которые заменяются отдельно. Перед установкой крышки пробки необходимо смазать моторным маслом, излишнее масло вытереть чистой тряпкой. Старые пробки не используйте.
Распределительный вал

 

Обозначения крышек подшипников распределительных валов
Рис. 49. Обозначения крышек подшипников распределительных валов: 1 — крышка подшипника распределительного вала выпускных клапанов; 2 — крышка подшипников распределительного вала впускных клапанов

 

 

 

Положение распределительных валов, соответствующее положению поршня первого цилиндра в ВМТ при такте сжатия, фиксируется при установке специальным шаблоном, вставляемым в прорези на торцах распределительных валов. Для датчика угла поворота распределительного вала распределительный вал впускных клапанов имеет дополнительный кулачок. Перед установкой смажьте распределительные валы чистым моторным маслом. Крышки подшипников имеют соответствующую маркировку: со стороны установки шкивов зубчатого ремня крышка подшипника распределительного вала впускных клапанов имеет маркировку I, а выпускных — Е1 ( рис. 49).

 

 

Последовательность затяжки крышек подшипников для двух распределительных валов
Рис. 50. Последовательность затяжки крышек подшипников для двух распределительных валов

 

 

 

При установке нанесите тонкий слой герметика на сопрягаемые с головкой блока поверхности крышек передних подшипников. Если вы собираетесь заменить оба распредвала или поменять их на новые, прежде проверьте посадочные места под подшипники на головке блока цилиндров или на крышках подшипников. При заметном износе подшипников вам необходимо поменять головку блока или поврежденную крышку подшипников ( рис. 50).

 

Головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава и устанавливается на блок цилиндров по направляющим втулкам. Новые головки цилиндров поставляются в сборе с распределительными валами и клапанами. При наличии рисок или повреждений привалочной поверхности головка блока не ремонтируется и не подлежит шлифованию. Неплоскостность привалочной поверхности допускается не более 0,05 мм.
Температурный датчик головки блока (датчик CHT) находится рядом со свечой зажигания 3-го цилиндра. Он измеряет температуру непосредственно металла головки блока, а не температуру охлаждающей жидкости. Датчик СНТ — изделие одноразового применения из-за его деформации при монтаже. При монтаже нового датчика будьте внимательны со штекерным контактом, он особенно легко ломается.
Прокладка головки блока
Прокладка головки блока — это многослойная металлическая прокладка. Желательно после каждого демонтажа заменять прокладку на новую.
Привод газораспределительного механизма (ГРМ)
Оба распределительных вала приводятся в движение зубчатым ремнем непосредственно от коленчатого вала. Кулачки распределительных валов действуют на толкатели. Тепловой зазор клапанов устанавливают после 100 000 км пробега с помощью регулировочных шайб сверху толкателя. При холодном двигателе он составляет 0,17—0,23 мм для впускных клапанов и 0,27—0,33 мм (для двигателя 1,6 л — 0,31—0,37 мм) — для выпускных. Натяжитель ремня эксцентрикового типа с продольным пазом. Срок службы зубчатого ремня составляет 150 000 км пробега или 10 лет эксплуатации.
Блок цилиндров
Блок цилиндров двигателей серии Zetec-SE изготавливают из алюминиевого сплава с гильзами из серого чугуна. Ford поставляет блок цилиндров только в сборе с коленчатым валом и поршнями. Все масляные каналы и каналы слива охлаждающей жидкости закрыты пробками. Если пробки демонтировались то их необходимо заменять на новые. С сентября 1999 г. на блоки не ставятся сливные заглушки. На двигателях объемом 1,6 л, в отличие от 1,4 л, не допускается ремонт резьбовых соединений.
Чтобы не повредить верхнюю привалочную поверхность блок цилиндров устанавливается на мягкую подставку. Неплоскостность привалочной поверхности должна находиться в пределах 0,05 мм.
Если вам необходимо заменить насос водяного охлаждения, то постарайтесь осторожно обращаться с его крыльчаткой. Для автомобилей, эксплуатирующихся в северных европейских странах, на двигатели может устанавливаться нагревательный индуктор для предварительного нагрева двигателя, который вкручивается в блок.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя

 

Установочные детали коленчатого вала. Для его установки используется только одна неразъемная крышкаРис. 49. Обозначения крышек подшипников распределительных валов
Рис. 51. Установочные детали коленчатого вала. Для его установки используется только одна неразъемная крышка
 
Рис. 49. Обозначения крышек подшипников распределительных валов: 1 — крышка подшипника распределительного вала выпускных клапанов; 2 — крышка подшипников распределительного вала впускных клапанов

 

 

 

Не старайтесь снимать коленчатый вал самостоятельно, поскольку вы не сможете заменить сопряженные детали по отдельности из-за малых допусков в сопряжении подшипников. Крышка коренных подшипников, изготовленная из алюминиевого сплава, фиксирует коленчатый вал в блоке. Простыми вспомогательными средствами, например с помощью картонки, вы не сможете измерить в коренных подшиниках зазор. Если в вашем распоряжении нет нутромера и микрометра, лучше эту работу провести в специализированной мастерской ( рис. 51).

 

Поршни

 

Поршень и поршневые кольца. Обратите внимание на разрезы отдельных колец050.jpg
Рис. 52. Поршень и поршневые кольца. Обратите внимание на разрезы отдельных колец

 

 

Поршни изготовляются из прочных алюминиевых сплавов. На поршни устанавливаются два компрессионных кольца прямоугольного и ступенчатого сечения и одно внизу маслосъемное ( рис. 52). Перед установкой на заводе поршни подгоняются.

 

Масляный картер

 

Масляный картер с прокладкой применяется на двигателях серии Zetec
Рис. 53. Масляный картер с прокладкой применяется на двигателях серии Zetec

 

 

 

Алюминиевые масляные картеры защищают двигатели серии Zetec-SE. Перед установкой масляного картера тщательно очищайте привалочную поверхность и старайтесь использовать новую прокладку. С ноября 1999 г. Ford вместо прокладки начал применять специальный пастообразный герметик. Герметик, содержащий силоксан, наносите на уплотняемые поверхности блока цилиндров, фланец масляного насоса и посадочные поверхности сальников коленчатого вала. Металлические прокладки не предусмотрены. Обратите внимание на последовательность затяжки (от середины наружу крест-накрест) и моменты затяжки болтов ( рис. 53).

 

Ременный шкив и гаситель крутильных колебаний коленчатого вала
При снятии ременного шкива и гасителя крутильных колебаний могут быть нарушены фазы газораспределения, поэтому вы должны проверить их и при необходимости установить вновь, так как и шкив распределительного вала, и расположенный ниже приводной шкив зубчатого ремня без затянутого по инструкции винта свободно вращаются на коленчатом валу. При установке шкива на коленчатом валу применяйте фиксирующий винт.

 

Разрез двигателя Zetec-SE
Рис. 58. Разрез двигателя Zetec-SE: 1 — механизм привода клапанов; 2 — поршень; 3 — маслоотражатель; 4 — маслоподающая труба; 5 — гаситель крутильных колебаний; 6 — водяной насос; 7 — свеча зажигания

 

 

 

Вид спереди двигателя Zetec-SE
Рис. 59. Вид спереди двигателя Zetec-SE: 1 — распределительный вал выпускных клапанов; 2 — распределительный вал впускных клапанов; 3 — впускной коллектор; 4 — маслоподающая труба; 5 — коленчатый вал; 6 — выпускной коллектор;7 — натяжитель зубчатого ремня; 8 — шкив распределительного вала выпускных клапанов; 9 — шкив распределительного вала впускных клапанов