Разборка двигателя Форд Мондео 2000


 


Указания, приведенные при описании процесса разборки 16-клапанного двигателя, справедливы также и для данного двигателя. Эти указания см. в разд. 2 перед разборкой двигателя. Если двигатель уже снят с автомобиля, то разборка проводится в следующем порядке:
- слейте моторное масло;
- отсоедините AGR-провод от AGR-клапана. Для этого отсоедините шланг и отвинтите провод;
- отверните правый выпускной коллектор и удалите прокладку;
- отверните опорную пластину переднего приводного вала;
- отсоедините следующие разъемы и снимите следующие жгуты проводов — провод генератора трехфазного тока, относящийся к AGR-системе соответствующий разъем, штекер электронного регулятора низкого давления, штекер от датчика температуры на распределительном трубопроводе охлаждающей жидкости. Освободите два винта и отверните шахту провода (два винта);
- свесьте провод от блока управления с держателя и затем отсоедините. Отсоедините штекер и отверните винты блока управления впускного коллектора;
- отсоедините все штекеры свечей зажигания согласно применяемому обозначению от соответствующих свечей демонтируйте катушку зажигания вместе с кабелями зажигания и разъемами. Для этого отсоедините штекер катушки зажигания, отсоедините провод на массу, демонтируйте конденсатор, отверните винты и выньте катушку зажигания;
- отсоедините шланги низкого давления: один от верхнего впускного коллектора, один от электронного регулятора низкого давления, один от регулятора давления топлива и два от остальных отсоединенных уже шланга;

Отсоединяемые шланги и разъемы
Рис. 321. Отсоединяемые шланги и разъемы: 1 — разъем датчика угла положения дроссельной заслонки; 2 — шланг вентиляции картера; 3 — разъем клапана холостого хода




- отсоедините разъем 1 ( рис. 321) датчика угла положения дроссельной заслонки, шланг 2 вентиляции картера, разъем 3 клапана холостого хода;
- отверните верхнюю часть впускного коллектора, как описано в соответствующем разделе;
- отсоедините разъем от выключателя с гидроприводом, датчика положения распределительного вала, датчика положения коленчатого вала и освободите провода от крепления;
- отсоедините жгут кабеля системы впрыска. Для этого отсоедините разъемы, включая и разъем клапанной форсунки;
- снимите корпус термостата со шлангом охлаждающей жидкости;
- отверните распределительный трубопровод охлаждающей жидкости (два винта снизу), отверните левую скобу для снятия или установки двигателя и выньте маслоизмерительный щуп;

Снятие приводного ремня жидкостного насоса
Рис. 322. Снятие приводного ремня жидкостного насоса




- снимите приводной ремень жидкостного насоса  ( рис. 322);
- снимите шланг и регулировочный клапан вентиляции коленчатого вала. Для этого отверните гайку и снимите шланг с клапаном;
- снимите соединительный трубопровод охлаждающей жидкости;
- отверните винты жидкостного насоса и затем отсоедините шланг, подсоединенный к масляному радиатору;
- придержите надлежащим образом маховик и отверните винты. Затем можно снять расположенную за ним промежуточную пластину;
- снимите заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала. При этом не повредите коленчатый вал;
- снимите генератор и подвесную консоль;
- снимите масляный фильтр, левый впускной коллектор и отверните расположенный за ним масляный радиатор (освободите гайку в середине, выньте масляный радиатор). Теперь можно отвернуть расположенный слева выключатель с гидроприводом;
- снимите поддон картера, как описано выше (при этом учтите последовательность отворачивания-заворачивания винтов);
- отверните винты крепления проводов и снимите крепление;
- отверните один винт и снимите правую скобу для снятия и установки двигателя;
- снимите обе крышки головки блока цилиндров, как описано выше. То же самое относится к снятию ременного шкива на распределительном валу (см. разд. «Замена уплотнительного кольца распределительного вала»). Теперь можно демонтировать маслонепроницаемое кольцо распределительного вала;

Крепление опоры уплотнительного кольца распределительного вала
Рис. 323. Крепление опоры уплотнительного кольца распределительного вала




- отверните два винта ( рис. 323) и снимите опору уплотнительного кольца. При этом постарайтесь не повредить распределительный вал;
- отверните ременный шкив насоса гидропривода рулевого управления (четыре винта) и затем отверните насос вместе с консолью;
- отверните ременный шкив коленчатого вала вместе с гасителем крутильных колебаний. При этом коленчатый вал должен быть зафиксирован от проворачивания. Винт нельзя использовать повторно. Для снятия гасителя необходимо иметь соответствующий съемник;
- снимите датчик и держатели проводов;

Последовательность отворачивания винтов на крышке распределительного механизма
Рис. 324. Последовательность отворачивания винтов на крышке распределительного механизма




- отверните крышку распределительного механизма с передней стороны двигателя. При этом следует соблюдать определенный порядок отворачивания винтов ( рис. 324). Снимите прокладки. Теперь можно осторожно извлечь из отверстия уплотнительное кольцо;

Положение коленчатого вала
Рис. 325. Положение коленчатого вала: 1 — импульсное кольцо; 2 — дисковая пружина




- установите коленчатый вал в правильное положение для последующей разборки ( рис. 325);
- отверните правое натяжное устройство цепи и правую направляющую цепи привода распределительного вала. Затем установите натяжитель в тиски (с металлическими губками), зажмите губки и вдавливайте поршень внутрь до тех пор, пока можно будет вставить штифт в отверстие зажима. После освобождения из тисков натяжитель фиксируется и уже не может быть разобран на части;

Схема прокладки правой цепи привода распределительного вала
Рис. 326. Схема прокладки правой цепи привода распределительного вала: 1 — винты направляющей планки; 2 — цепь привода распределительных валов




- пометьте фломастером переднюю сторону приводной шестерни правой цепи привода распределительного вала, отверните с правой стороны винты 1 ( рис. 326) направляющей планки и снимите цепь 2 привода вместе с приводной шестерней коленчатого вала;

Последовательность отворачивания винтов для снятия крышек подшипников распределительного вала на левой головке блока цилиндров (А) и правой головке блока цилиндров (В)
Рис. 327. Последовательность отворачивания винтов для снятия крышек подшипников распределительного вала на левой головке блока цилиндров (А) и правой головке блока цилиндров (В)




- снимите оба распределительных вала правой головки блока цилиндров. Для этого сначала освободите обе крышки корпуса подшипников № 1 и № 5. Затем отверните все остальные винты только после того, как были сняты указанные крышки. Затем отверните винты остальных крышек согласно показанной на рис. 327 последовательности. Теперь можно снять распределительные валы, толкатели и толкатели клапанов;
- вверните винт в передний конец коленчатого вала и проворачивайте вправо до тех пор, пока сегментная шпонка не установиться в положение «11 часов». Затем выверните данный винт;

Схема прокладки левой цепи привода распределительного вала
Рис. 328. Схема прокладки левой цепи привода распределительного вала: 1 — винты направляющей планки; 2 — цепь привода распределительных валов




- снимите левую цепь привода распределительных валов. Пометьте переднюю сторону шестерни привода фломастером, снимите натяжитель и отверните левую направляющую планку. Отверните винты 1 ( рис. 328) правой направляющей планку цепи и снимите цепь 2 привода вместе с шестерней;
- демонтируйте два распределительных вала левой головки блока цилиндров. Сначала освободите обе крышки подшипников № 1 и № 5. Далее отверните все остальные винты, после того как были сняты указанные крышки. Затем оставшиеся крышки освободите согласно указанной на рис. 327, В последовательности, при этом учтите, что эта головка имеет два дополнительных подшипника. Теперь можно снять распределительные валы, толкатели и толкатели клапанов;
- выверните свечи зажигания из левой головки блока цилиндров;

Последовательность отворачивания винтов головок блока цилиндров. Обе головки отворачиваются одинаково
Рис. 329. Последовательность отворачивания винтов головок блока цилиндров. Обе головки отворачиваются одинаково




- отверните винты головки блока цилиндров ( рис. 329) и снимите головку. Затем снимите прокладки;
- выверните свечи зажигания из правой головки блока цилиндров;
- отверните винты головки блока цилиндров (см. рис. 329) и снимите головку. Затем снимите прокладки;
- отверните консоль гидропривода рулевого управления, удалите маслоотделитель и снимите прокладку;
- установите блок цилиндров на поверхности головок и с задней стороны картера отверните впускную трубку масляного насоса. Затем демонтируйте расположенный за ним металлический лист (крепиться в углах);
- отверните масляный насос с передней стенки двигателя. Сначала ослабьте два винта слева, затем оба винта справа;
- проворачивайте коленчатый вал (ввинтите в вал винт) до тех пор, пока все поршни не будут располагаться примерно в середине своего хода, и с помощью шабера осторожно соскребите кольца масляного нагара сверхуих отверстий цилиндров, при этом не повредите их;
- по очереди отверните крышки шатунных подшипников. После этого слегка постучите резиновым молотком по крышке и снимите крышку вместе с вкладышем подшипника. Обычно крышки и шатуны помечаются цифрами, обязательно убедитесь в том, что эти метки видны. Номер цилиндра наносится соответственно на шатун и крышку подшипника в противоположных местах. На свободно лежащие штифтовые винты шатуна нужно наложить маленькие резиновые элементы, чтобы при монтаже поршней не повредить зеркала цилиндров;
- достаньте поршни с шатунами с задней стороны через цилиндры. Соответствующий поршень должен находиться в ВМТ, чтобы облегчить снятие. Лучше всего крышки подшипников и вкладыши ввинтить в соответствующие шатуны, чтобы они были вместе. Снимите все поршни в указанной выше последовательности;

Последовательность отворачивания винтов нижней части картера
Рис. 330. Последовательность отворачивания винтов нижней части картера




- отверните нижнюю часть картера ( рис. 330). Винты 7–22 являются податливыми винтами, которые надо всегда заменять. Приподнимите часть корпуса. При необходимости помогите резиновым молотком;

Вкладыши подшипников коленчатого вала
Рис. 331. Вкладыши подшипников коленчатого вала: 1 — обычные вкладыши; 2 — вкладыш с фланцем




- снимите нижние вкладыши коренных подшипников. Три вкладыша 1 ( рис. 331) одинаковы, а один вкладыш 2 имеет прижимной фланец для компенсации осевого зазора коленчатого вала. Каждый вкладыш надлежащим образом промаркирован (например, цветным штрихом), чтобы их можно было установить в первоначальное положение;
- осторожно выньте коленчатый вал из подшипников и положите на чистое место;
- снимите находящиеся в картере вкладыши подшипников, соответствующим образом их пометьте, чтобы не перепутать, и положите к другим вкладышам. Снимите упорный прижимной диск со стороны картера.


 



1. Общие сведения
1.0 Общие сведения 1.1 Описание автомобилей 1.2 Идентификация автомобиля 1.3 Общие указания по ремонту 1.4 Условия работы и инструмент 1.5 Подъем автомобиля 1.6. Обслуживание и уход за автомобилем 1.7 Смазочные материалы, герметики 1.8 Рекомендации по работе с резьбовыми соединениями 1.9 Аккумуляторная батарея 1.10. Системы подушек безопасности и натяжения ремней безопасности

2. Снятие двигателя
2.0 Снятие двигателя 2.1 Установка двигателя 2.2 Разборка двигателя 2.3 Сборка двигателя 2.4. Головка блока цилиндров и клапаны 2.5. Поршни и шатуны 2.6 Блок цилиндров 2.7. Коленчатый вал 2.8. Распределительные валы и механизм газораспределения 2.9 Проверка компрессии в цилиндрах 2.11. Работы на установленном на автомобиле двигателе (выпуска до мая 1998 г.) 2.12. Работы на установленном двигателе (выпуска до мая 1998 г.)

3. Система смазки (16-клапанные двигатели)
3.0 Система смазки (16-клапанные двигатели) 3.1. Общие сведения 3.2. Проверка уровня масла в двигателе 3.3 Замена масла 3.4 Замена масляного насоса 3.5 Замена масляного фильтра 3.6 Проверка давления масла 3.7 Замена масляного поддона 3.8 Утечки масла 3.9 Неисправности системы смазки

4. Система охлаждения
4.0 Система охлаждения 4.1 Общие сведения 4.2 Замена охлаждающей жидкости 4.3 Замена вентилятора охлаждения радиатора 4.4. Замена радиатора 4.5 Замена жидкостного насоса 4.6. Замена термостата 4.7 Проверка системы охлаждения 4.8 Шланги системы охлаждения

5. Системы питания и выпуска отработавших газов
5.0 Системы питания и выпуска отработавших газов 5.1 Общие сведения 5.2 Меры предосторожности при работе с системой питания 5.3 Замена воздушного фильтра 5.4 Замена топливного фильтра 5.5 Проверка работы топливного насоса 5.6 Замена топливного насоса 5.7 Регулировка тросика дроссельной заслонки 5.8. Система впрыска

6. Раздел 6. Нейтрализация отработавших газов
6.0 Раздел 6. Нейтрализация отработавших газов 6.1 Нейтрализация отработавших газов бензиновых двигателей 6.2 Система рециркуляции отработавших газов (AGR)

7. Система зажигания
7.0 Система зажигания 7.1 Меры предосторожности при работе с системой зажигания 7.2 Замена блока управления двигателя 7.3 Свечи зажигания 7.4 Диагностика системы зажигания

8. Сцепление
8.0 Сцепление 8.1 Проверка сцепления 8.2. Замена сцепления 8.3. Гидропривод сцепления 8.4 Регулировка свободного хода педали сцепления

9. Механическая коробка передач
9.0 Механическая коробка передач 9.1 Снятие и установка коробки передач 9.2 Проверка уровня масла в коробке передач 9.3 Неисправности коробки передач

10. Автоматическая коробка передач
10.0 Автоматическая коробка передач 10.1 Снятие и установка коробки передач 10.2 Проверка уровня масла в коробке передач

11. Привод колес
11.0 Привод колес 11.1 Общие сведения 11.2 Проверка технического состояния валов привода колес 11.3 Меры предосторожности при работе с валами привода колес 11.4. Снятие и установка валов привода колес 11.5 Ремонт привода колес 11.6 Замена упорных подшипников 11.7 Внутренние радиальные уплотнительные кольца

12. Передняя подвеска
12.0 Передняя подвеска 12.1 Общие сведения 12.2. Снятие и установка ступицы переднего колеса и колесного подшипника 12.3. Снятие и установка поворотного кулака 12.4 Снятие и установка левого поперечного рычага подвески 12.5 Снятие и установка правого поперечного рычага 12.6 Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости 12.7 Снятие и установка подрамника 12.8. Амортизаторная стойка 12.9. Углы установки передних колес

13. Задняя подвеска
13.0 Задняя подвеска 13.1. Задняя подвеска (кузов седан) 13.2. Задняя подвеска 13.3 Снятие и установка ступиц задних колес 13.4 Регулировка углов установки задних колес

14. Рулевое управление
14.0 Рулевое управление 14.1 Снятие и установка рулевого механизма 14.2. Манжеты рулевого механизма и наконечники поперечных рулевых тяг 14.3 Замена муфты рулевого механизма 14.4 Прокачка привода гидроусилителя рулевого управления 14.5 Замена насоса гидроусилителя рулевого управления 14.6. Рулевое колесо и рулевая колонка 14.7 Радиатор системы охлаждения

15. Тормозная система
15.0 Тормозная система 15.1 Конструкция тормозов 15.2 Общее описание 15.3. Техническое обслуживание тормозной системы 15.4. Тормозные механизмы передних колес 15.5. Барабанный тормозной механизм задних колес 15.6. Дисковый тормозной механизм задних колес 15.7. Главный тормозной цилиндр 15.8 Прокачка тормозной системы 15.9 Усилитель тормозов 15.10. Антиблокировочная система (ABS) 15.11. Стояночный тормоз 15.12. Противобуксовочная система

16. Электрооборудование
16.0 Электрооборудование 16.1. Аккумуляторная батарея 16.2. Генератор 16.3. Стартер 16.4. Стеклоочиститель 16.5. Наружное освещение 16.6 Ремень привода генератора 16.7 Контрольно-измерительные приборы

17. Колеса и диски
17.0 Колеса и диски 17.1 Общее описание 17.2 Виды колесных дисков 17.3 Колесные диски 17.4 Шины 17.5 Замена колес 17.6 Зимние шины 17.7 Проверка давления в шинах 17.8 Увеличение срока службы шин 17.9 Замена колеса 17.10. Проверка состояния шин

18. Система выпуска отработавших газов
18.0 Система выпуска отработавших газов 18.1 Снятие и установка системы выпуска отработавших газов 18.2. Каталитический нейтрализатор 18.3 Лямбда-зонд

19. Работы при установленном на автомобиле двигателе
19.0 Работы при установленном на автомобиле двигателе 19.1. Снятие и установка левой крышки головки блока цилиндров 19.2. Разборка и сборка двигателя

20. Приложения
20.0 Приложения 20.1 Моменты затяжки, Н·м

21. Схемы электрооборудования
21.0 Схемы электрооборудования 21.1 Условные обозначения к электрическим схемам 21.2 Cхемы 1-10 21.3 Схемы 11-20 21.4 Схемы 21-30 21.5 Схемы 31-40 21.6 Схемы 41-47