Система управления двигателемMFI Хендай Акцент




6.11. Система управления двигателемMFI

Размещение элементов системы управления MFI

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent
1 – измеритель расхода воздуха"OBD";
2 – датчик температуры поступающего в двигатель воздуха;
3 – измеритель расхода воздуха, кроме "OBD";
4 – датчик топливовоздушнойсмеси, кроме "OBD";
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 – датчик положения дроссельной заслонки;
7 – датчик положения распределительноговала;
8 – датчик угла поворота коленчатого вала;
9 – обогреваемый датчиккислорода;
10 – топливные форсунки;
11 – модулятор частоты холостого хода;
12 – датчик скорости автомобиля;
13– датчик детонации;
14 – переключатель диапазонов коробки передач;
15– замок зажигания;
16 – блок управления двигателем ЕСМ;
17 – реле системыкондиционирования воздуха;
18 – электромагнитный клапан очистки канистры сактивированным углем;
19 – главное реле MFI;
20 – катушки зажигания;
21 – топливный насос;
22 – датчик ускорения;
23 – диагностический разъем.

Управление топливной системой осуществляется блоком управления двигателемЕСМ (Engine Control Module). Блок ЕСМ проводит регулировку угла опережения зажигания,определяет количество подаваемого в двигатель топлива, управляет системой снижениятоксичности отработавших газов и частотой вращения коленчатого вала двигателяна холостом ходу, а также сцеплением компрессора кондиционера и т.д. Блок ЕСМизменяет режимы работы двигателя в зависимости от изменяющихся эксплуатационныхрежимов на основании сигналов от различных переключателей и датчиков.

Например, блок ЕСМ регулирует угол опережения зажигания на основании сигналовдатчиков, которые реагируют на частоту вращения коленчатого вала, температуруохлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, включенной в данный моментпередачи, скорость автомобиля и т.д.

Блок ЕСМ регулирует частоту вращенияколенчатого вала холостого хода на основании сигналов датчиков, которые реагируютна положение дроссельной заслонки, скорость автомобиля, включенную в данный моментпередачу и т.д.

Датчик измерителя расхода воздуха "OBD" (MAF –Mass Airflow Sensor)

Измеритель расхода воздуха обеспечивает самыйпрямой метод измерять нагрузки двигателя, так как он измеряет количество воздуха,поступающего в двигатель. Поток воздуха поступает в двигатель через измерительс нагретым и холодным проволочными элементами, образующими часть мостовой схемы.Ток, проходящий через нагретый проволочный элемент, поддерживает его постояннуютемпературу на постоянном уровне, которая выше, чем температура поступающего вдвигатель воздуха. Масса воздуха определяется по силе тока, необходимой для поддержаниятемпературы проволочного элемента. Чем больше поток воздуха и, естественно, егоохлаждение, тем больше величина сигнала, подаваемого на блок ЕСМ.

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха "OBD"(IAT – intake air temperature)

Датчик температуры поступающего вдвигатель воздуха представляет собой термистор, сопротивление которого изменяетсяв зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитывает сигнал датчика и корректируетширину импульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количествотоплива, подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания.

Проверка датчика

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Измерьте напряжение между контактами 1 и 3 разъемадатчика.
Температура
Выходноенапряжение
0°C
3,3–3,7 В
20°C
2,4–2,8 В
40°C
1,6–2,0 В
80°C
0,5–0,9 В
2.Если выходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик.

Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе,кроме "OBD" (MAF – Manifold Absolute Pressure)

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе представляетсобой чувствительный переменный резистор. Он измеряет давление во впускном коллекторе,которое изменяется в зависимости от эксплуатационных режимов двигателя и преобразовываетсяв напряжение. Датчик также используется для измерения атмосферного давления призапуске двигателя и обеспечивает режимы работы двигателя на разных высотах надуровнем моря. На основании информации от датчика блок управления двигателем регулируетколичество подаваемого в двигатель топлива, а также изменяет угол опережения зажигания.

Проверка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Измерьте напряжение между контактами 1 и 4 разъемадатчика.

Выходное напряжение при включенном зажигании и неработающем двигателе:4–5 В
Выходное напряжение на частоте холостого хода: 0,5–2,0 В

2. Если выходное напряжение датчика отличается оттребуемого, замените датчик.

Датчиктемпературы поступающего в двигатель воздуха (IAT – intake air temperature)

Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха представляет собой термистор,сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитываетсигнал датчика и корректирует ширину импульса, подаваемого на форсунки, в результатечего изменяется количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, а такжеизменяет угол опережения зажигания.

Проверка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъемадатчика.
Температура
Сопротивление
0°C
4,5–7,5Ом
20°C
2,0–3,0 Ом
40°C
0,7–1,6 Ом
80°C
0,2–0,4 Ом
2.Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT– Engine Coolant temperature)

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

Датчик температуры охлаждающей жидкости контролирует температуруохлаждающей жидкости и на основании сигнала датчика блок ЕСМ вычисляет ширинуимпульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количество топлива,подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания.

На холодном двигателе блок ЕСМ работает в режиме открытой петли, в результатечего в цилиндры двигателя подается более богатая топливновоздушная смесь и увеличиваетсячастота вращения холостого хода. Это продолжается до достижения двигателем нормальнойрабочей температуры.

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите датчик с двигателя.
 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent 2.Нагревая сосуд с водой и расположенным в нем датчиком, проверьте его сопротивление.
Температура
Сопротивление
–30°C
22,22–31,78кОм
–10°C
8,16–10,74 кОм
0°C
5,18–6,60 кОм
20°C
2,27–2,73 кОм
60°C
1,059–1,281 кОм
40°C
0,538–0,650 кОм
80°C
0,298–0,322 кОм
90°C
0,219–0,243 кОм
3.Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Нанесите на резьбу датчика герметик LOCTITE 962T.
2. Вверните датчик в блок цилиндров и затяните еготребуемым моментом.

Момент затяжки: 15–20 Н•м

3. Подсоедините к датчику электрический разъем.

Датчик положения дроссельной заслонки (TP – Throttle Position)


 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

Датчик положения дроссельной заслонки передает информацию,на основании которой блок ЕСМ определяет, когда дроссельная заслонка закрыта,полностью открыта или находится в промежуточных положениях. Датчик жестко соединенс валом дроссельной заслонки. В зависимости от положения дроссельной заслонкиизменяется сопротивление датчика. Для питания датчика с блока ЕСМ на него подаетсянапряжение 5 В. Выходное напряжение датчика изменяется от 0,25 В при минимальномоткрытии дроссельной заслонки до 4,7 В при полном открытии дроссельной заслонки.

Проверка


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините разъем от датчика положениядроссельной заслонки.
 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent 2.Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема датчика.

Сопротивление:0,7–3,0 кОм

3. Подсоединитеомметр к контактам 1 и 3 разъема датчика.
4.Медленно откройте дроссельную заслонку и убедитесь, что сопротивление датчикаплавно изменяется пропорционально открытию дроссельной заслонки.
5. Если сопротивление датчика отличается оттребуемого или изменяется скачкообразно, замените датчик.

Момент затяжки:1,5–2,5 Н•м


Датчик положенияраспределительного вала (CMP – Camshaft Position Sensor)

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

Датчик положения распределительного вала вырабатываетимпульсы, на основании которых блок ЕСМ идентифицирует первый цилиндр и времяоткрытия форсунки.

Датчик угла поворота коленчатого вала (CKP – CrankshaftPosition Sensor)

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

Датчик угла поворота коленчатого вала передает блоку ЕСМинформацию о положении коленчатого вала. На основании информации выходного сигналаэтого датчика и сигналом датчика положения распределительного вала блок ЕСМ определяетугол опережения зажигания и цилиндр, в который необходимо подать топливо. Приотсутствии выходных сигналов датчика двигатель не запустится.

Проверка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините разъем от датчика углаповорота коленчатого вала
 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent 2.Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема датчика.

Сопротивление:0,486–0,594 кОм при 20°С

3. Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик.

Зазор между ротором и датчиком угла поворота коленчатого вала: 0,5–1,0 мм
Момент затяжки: 9–11 Н•м


Датчиккислорода

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

В зависимости от содержания кислорода в отработавших газахдатчик кислорода индуцирует напряжение от 0 до 1 В. На основании этих данных блокуправления двигателем изменяет время открытия форсунок и соотношение топлива втопливновоздушной смеси. Для того, чтобы происходило полное сгорание горючей смесии в отработавших газах отсутствовали вредные вещества, на 14,7 весовых частейвоздуха должна приходиться 1 часть топлива.

Датчик кислорода оборудованобогревателем, который поддерживает температуру датчика в определенном интервалепри работе двигателя на всех эксплуатационных режимах. Поддержание определеннойтемпературы датчика позволяет системе быстрее включиться в работу и работать врежиме холостого хода.

Проверка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Предупреждение

Перед проверкой прогрейтедвигатель до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не будет равна 80–95°C.
Точным цифровым вольтметромизмерьте выходное напряжение датчика.


Есливыходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик.

Моментзатяжки: 50–60 Н•м


Топливныефорсунки

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

Топливные форсунки на основании сигналов от блока ЕСМвпрыскивают топливо в цилиндры двигателя. Количество подаваемого топлива зависитот времени открытия форсунок, т.е. от ширины импульса напряжения подаваемого наобмотку форсунки.

Проверка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent 1.При работе двигателя на холостом ходу стетоскопом или пальцем руки проверьте работуфорсунок по наличию щелчков.
2.Если щелчки отсутствуют, проверьте надежность подсоединения разъемов к форсунками выходное напряжение блока управления.
 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent 3.Отсоедините разъем от топливной форсунки и измерьте сопротивление между контактамиразъема.

Сопротивление: 15,9± 0,35 Ом
4. Подсоедините разъем к топливной форсунке.

Датчик детонации

 Система управления двигателемMFI Hyundai Accent

Датчик детонации реагирует на высокочастотные колебанияблока цилиндров и преобразовывает их в электрические сигналы, величина которыхувеличивается при увеличении детонации. На основании этих сигналов блок ЕСМ смещаетмомент зажигания в сторону запаздывания, в результате чего устраняется детонация.

Топливные трубопроводы и шланги

Топливные трубопроводы и шлангиобеспечивают передачу топлива от топливного бака к топливной магистрали и форсунками возвращают лишнее топливо в бак. Топливные трубопроводы, закрепленные на днищеавтомобиля, необходимо периодически осматривать на отсутствие вмятин и деформации,так как за счет сужения их проходов возможно ограничение потока топлива.
Топливныетрубопроводы и шланги также обеспечивают передачу паров топлива от топливногобака к канистре с активированным углем, где они собираются при выключенном двигателе.После пуска двигателя и прогрева до рабочей температуры блок управления двигателемоткрывает электромагнитный клапан, и пары топлива из канистры поступают в двигательи сжигаются.