Головка блока цилиндров Исузу Трупер




3.3.12. Головка блока цилиндров


Отметки, обозначающие толщину прокладки головки блока цилиндров

А = 1,50 мм

В = 1,55 мм

С = 1,60 мм
Предупреждение

При снятии головки блока цилиндров двигатель должен быть холодный. При установке необходимо использовать новые болты для крепления головки блока цилиндров.

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините провод отрицательной клеммы аккумулятора.
2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения (см. подраздел 2.4.19.2).
3. Проделайте следующие операции.
4. Снимите выпускной коллектор.
5. Ослабьте гайки соединений и снимите металлические трубки инжекторов, соединяющие впрыскивающий насос и инжекторы.
6. Отсоедините трубку возврата топлива от инжектора.
7. Снимите металлическую трубку и патрубок, соединяющие промежуточный охладитель и кожух дросселя с системой быстрого подогрева.
8. Снимите вспомогательные приводные ремни.
9. Снимите насос системы гидроусилителя рулевого управления с креплений и снимите его с головки блока цилиндров. Гидравлические трубки не нужно отсоединять от насоса.
10. На моделях с системой кондиционирования воздуха снимите компрессор с крепежного кронштейна и снимите его с двигателя, не отсоединяя трубки от компрессора; не отсоединяйте никаких трубок системы кондиционирования воздуха. Открутите крепежные болты и снимите крепежный кронштейн компрессора с двигателя.
11. Снимите коромысла и толкатели.
12. Открутите крепежную гайку и отсоедините провод питания от свечи предпускового подогрева.
13. Ослабьте крепежные хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от кожуха термостата. Также отсоедините шланги печки и масляного радиатора от головки блока цилиндров.
14. Отсоедините разъем подключения от выключателя сигнальной лампочки, предупреждающей о высокой температуре охлаждающей жидкости, который закручен в кожух термостата.
15. Проверьте, чтобы все соответствующие шланги, трубки, провода и т.д. были отсоединены.
16. В определенном порядке постепенно ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на треть оборота за один раз, пока все болты нельзя будет открутить пальцами. Снимите все болты по порядку и выбросите их; при установке необходимо использовать новые.
17. Снимите головку блока цилиндров с блока цилиндров. При необходимости слегка постучите по головке деревянным молотком, чтобы отсоединить ее от блока цилиндров. Не поддевайте головку при помощи рычага в местах стыков. Обратите внимание на расположение двух установочных штифтов, снимите их и отложите, чтобы они не потерялись.
18. Снимите прокладку головки цилиндров. Не выкидывайте старую прокладку головки, так как она понадобиться для идентификации новой.
19. Если возникнет необходимость, разберите и переберите головку цилиндров.

Подготовка к установке

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для того чтобы проводить установку головки цилиндров, необходимо, чтобы стыкующиеся поверхности головки и блока цилиндров были идеально чистыми. Используйте твердый пластик или деревянный скребок для удаления остатков старой прокладки.
2. Почистите так же и головки поршней. Будьте очень осторожны, так как эти поверхности очень легко повредить.
3. Будьте внимательны и не допустите попадание счищаемого нагара в масляные или водяные каналы – это может перекрыть подачу смазочного материала к какому-либо компоненту двигателя. Используя липкую ленту и бумагу, закройте отверстия водных и масляных каналов, а так же отверстия болтов. Для того чтобы избежать попадания нагара в щель между головкой поршня и стенкой цилиндра замажьте щель небольшим количеством смазки.
4. После того как Вы почистили все поршни, удалите при помощи маленькой щетки смазку и нагар, попавшие в щель, и протрите поверхность чистой тряпкой. Протрите таким же образом и поршни.
5. Осмотрите стыкующиеся поверхности блока цилиндров и головки на наличие вмятин, глубоких царапин и других повреждений.
6. Если повреждения поверхностей незначительные, то их можно удалить надфилем, но если повреждения серьезные, то единственной альтернативой полной замене может быть только обработка на станке.
7. Проверьте, чтобы отверстия болтов в блоке цилиндров были чистыми и не залитыми маслом. Промокните масло, попавшее в отверстия болтов. Очень важно, чтобы отверстия болтов были чистыми, так как это необходимо для достижения требуемого момента затяжки и для предотвращения возможности возникновения трещин в блоке цилиндров в результате гидравлического давления во время затягивания болтов.
8. Старые крепежные болты головки цилиндров необходимо выбросить вне зависимости от их внешнего вида.
9. Если Вы подозреваете, что поверхность прокладки головки цилиндров деформирована, проверьте наличие деформации при помощи линейки.
10. Если Вы подозреваете, что поверхность прокладки головки цилиндров деформирована, проверьте наличие деформации при помощи линейки. Прокладка необходимой толщины подбирается путем измерения выступа поршня (см. рис. Отметки, обозначающие толщину прокладки головки блока цилиндров).
11. Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни цилиндров № 1 и № 4 находились в ВМТ и совместите отметку на шкиве коленчатого вала с указателем.
12. Проверьте, чтобы коленчатый вал был правильно установлен, затем установите циферблатный измеритель на блоке цилиндров так, чтобы его щуп мог легко ходить между головкой поршня и поверхностью блока цилиндров.
13. Установите стрелку прибора на ноль, когда щуп прибора установлен на поверхности прокладки блока цилиндров, затем аккуратно проведите датчик над поршнем № 1 и измерьте выступы на переднем (А–В) и заднем (C–D) краях.
14. Повторите эту процедуру с поршнем № 4.
15. Поверните коленчатый вал на пол оборота (180°), чтобы поршни № 2 и № 3 установились в ВМТ. Измерьте величину выступа поршней № 2 и № 3; всего должно получиться восемь замеров.
16. Сложите вместе все восемь величин и разделите полученное число на восемь, чтобы вычислить среднюю величину выступа поршней. Подберите необходимую толщину прокладки.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Протрите начисто стыкующиеся поверхности головки цилиндров и блока цилиндров.
2. Проверьте, чтобы два установочных штифта находились на своих местах, и наденьте новую прокладку на блок цилиндров. Убедитесь, что прокладка установлена правильно и отметка TOP находится на наружной поверхности прокладки.
3. Заручившись помощью ассистента, осторожно наденьте головку на блок цилиндров.
4. Слегка смажьте маслом резьбы и нижнюю часть головок новых болтов. Наденьте шайбы на болты. Аккуратно вставьте болты в соответствующие им отверстия и закрутите их пальцами.
5. Закручивайте болты по очереди в определенном порядке. Для начала затяните все болты при помощи гаечного ключа с ограничением по крутящему моменту до момента ступени 1 (см. подраздел 3.3.2).
6. После того, как Вы затянули болты до момента затяжки ступени 1, затяните их в том же порядке до момента затяжки ступени 2. Рекомендуется использовать угловой калибр для достижения точности затяжки. Если у Вас нет такого прибора, сделайте белой краской отметины указывающие перемещение головки болта во время затягивания. Отметки можно использовать для того, чтобы проверить, на какой угол был затянут болт.
7. Наконец, затяните все болты в необходимой очередности до момента затяжки ступени 3.
8. Вставьте толкатели и установите коромысла (см. подраздел 3.3.11).
9. Отрегулируйте зазоры клапанов и установите крышку головки цилиндров.
10. Подсоедините провод к датчику температуры охладителя и к свече предпускового подогрева.
11. Подсоедините шланги к корпусу термостата и к головке цилиндров, закрепив их крепежными зажимами.
12. Установите выпускной коллектор и топливные трубки инжекторов. Подсоедините трубку возврата топлива и установите трубку воздухозаборника.
13. Установите насос гидроусилителя руля и (если это необходимо) компрессор воздушного кондиционера. Наденьте промежуточные приводные ремни.
14. Заполните систему охлаждения двигателя новым хладагентом.
15. Подсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора, заведите двигатель и проверьте двигатель на наличие утечек.

Количество выемок в прокладке
Толщина прокладки
Одна выемка
1,50 мм
Две выемки
1,55 мм
Три выемки
1,60 мм

Средняя величина выступа поршня
Требуемая толщина прокладки
0,758–0,812 мм
1,3 мм
0,813–0,858 мм
1,4 мм
0,859–0,914 мм
1,5 мм