Коробка передач ВАЗ-21074 Иж 2126




Коробка передач ВАЗ-21074

Коробка передач ВАЗ-21074: 1 -первичный вал, 2 - сальник первичного вала, 3 - картер сцепления; 4 - пружинная шайба; 5 - сапун; 6 - игольчатый подшипник вторичного вала; 7 - зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 3 - вилка переключения III и IV передач; 9 - скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 10 - ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 11 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 12 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 13 - вилка переключения I и II передач; 14 - муфта переключения I и II передач; 15 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 16 - промежуточный подшипник вторичного вала; 17 - шестерня V передачи; 18 - рычаг переключения передач; 19 - корпус рычага переключения передач; 20 - распорная втулка; 21 - фланец эластичной муфты; 22 - вторичный вал; 23 - сальник заднего подшипника вторичного вала; 24 - задний подшипник вторичного вала; 25 - маслоотражательная шайба; 26 - подшипник блока шестерен V передачи и заднего хода; 27 - блок шестерен V передачи и заднего хода; 28 - ступица синхронизатора V передачи; 29 - промежуточная шестерня заднего хода; 30 - задняя крышка; 31 - задний подшипник промежуточного вала; 32 - скользящая муфта синхронизатора I и II передач: 33 - пробка заливного отверстия; 34 - промежуточный вал; 35 - передний подшипник промежуточного вала; 36 - картер коробки передач; 37 - задний подшипник первичного вала; 38 - направляющая втулка.

Описание конструкции

Коробка передач ВАЗ-21074 - механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну — заднего. Все передачи переднего хода синхронизированы.

Корпусные детали коробки — картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка — отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрсна. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крушение — на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Резиновая подушка опоры крепится к поперечине, а последняя — к кронштейнам пола кузова через резиновые втулки.

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке — сливное. Отверстия закрыты пробками с конической резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхней части картера сцепления установлен сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника — в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала устаноилсн игольчатый подшипник, служащий передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний — двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний — роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и V передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.

Первичный вал имеет два зубчатых вениа. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода, V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) с синхронизаторами (кроме передачи заднего хода), а также ведущая шестерня привода спидометра, которая входит в зацепление с ведомой шестерней привода, установленной в задней крышке. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни I и V передач — на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с ко-созубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов — прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III. I, V - вперед, II — назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты карданного вала. Гайку фланца фиксируют от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой, отгибая ее края на грани гайки, либо наносят на резьбу герметик, а шайбу не устанавливают.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов III—IV и I—II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемешаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с аенцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону сколь-зяших муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.

Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу.

Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в выточку на промежуточной шестерне.

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение залне-го хода вместо V передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз — при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни V передачи расположена маслоотражатель-ная шайба. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том. что автомобиль стоит горизонтально).