Система зажигания двигателя модели 2106 Иж Ода




Особенности конструкции
Двигатель оборудован контактной (классической) системой зажигания с распределителем зажигания 30.3706, оснащенным механическим прерывателем.

Схема системы зажигания двигателя мод. 2106
Рис. 7.36. Схема системы зажигания двигателя мод. 2106: 1 – выключатель зажигания; 2 – блок предохранителей и реле; 3 – блок управления ЭПХХ; 4 – генератор; 5 – электромагнитный клапан; 6 – микропереключатель; 7 – свечи зажигания; 8 – распределитель зажигания; 9 – катушка зажигания; 10 – аккумуляторная батарея


Система зажигания батарейная, с номинальным напряжением в первичной цепи 12 В, состоит из катушки зажигания 9 ( рис. 7.36), распределителя 8, свечей зажигания 7, выключателя (замка) зажигания 1 и проводов цепей низкого и высокого напряжения.
Для снижения уровня радиопомех, создаваемых системой зажигания при работе, на двигатель установлены высоковольтные провода с сопротивлением, распределенным по длине.
Распределитель зажигания
Особенности конструкции
Основные части распределителя зажигания: прерыватель, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания и распределитель.

Распределитель зажигания 30.3706
Рис. 7.37. Распределитель зажигания 30.3706: 1 – валик распределителя зажигания; 2 – провод подвода тока к распределителю зажигания; 3 – защелка крепления крышки; 4 – корпус вакуумного регулятора; 5 – диафрагма; 6 – крышка вакуумного регулятора; 7 – тяга вакуумного регулятора; 8 – патрубок для вакуумного шланга от карбюратора; 9 – смазочный фитиль (фильц) кулачка; 10 – опорная пластина регулятора опережения зажигания; 11 – ротор распределителя зажигания; 12 – боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания; 13 – крышка распределителя зажигания; 14 – центральная клемма для провода от катушки зажигания; 15 – центральный угольный электрод с пружиной; 16 – центральный контакт ротора; 17 – резистор для подавления радиопомех; 18 – наружный контакт ротора; 19 – ведущая пластина центробежного регулятора; 20 – грузик центробежного регулятора опережения зажигания; 21 – ось рычажка; 22 – кулачок прерывателя; 23 – рычажок прерывателя; 24 – стойка с контактами прерывателя; 25 – контакты прерывателя; 26 – подвижная пластина прерывателя; 27 – конденсатор; 28 – корпус распределителя зажигания; 29 – маслоотражательная муфта валика; 30 – стопорная пластина подшипника; 31 – подшипник подвижной пластины прерывателя; 32 – корпус масленки; 33 – винты крепления стойки с контактами прерывателя; 34 – винт клеммного зажима; А – канавка для отличия распределителей зажигания 30.3706; Б – паз для перемещения стойки с контактами


Прерыватель состоит из кулачка 22 ( рис. 7.37) с четырьмя выступами и стойки 24 с контактами, которые кулачок размыкает при вращении. Кулачок смазывается войлочным фильцем 9, пропитанным маслом. К стойке приклепана ось, на которой через текстолитовую втулку установлен рычажок 23 с контактом, прижатым пластинчатой пружиной к контакту стойки.
К верхнему концу втулки кулачка припаяна опорная пластина 19 центробежного регулятора опережения зажигания. К пластине приклепаны оси металлокерамических грузиков 20 и стойки их оттяжных пружин. Другим концом оттяжные пружины крепятся к стойкам, приклепанным к пластине 10 центробежного регулятора. При работе двигателя под действием центробежных сил грузики расходятся, упираются в пластину 19 и, преодолевая сопротивление пружин, поворачивают пластину 10 (а следовательно, и кулачок 22) по часовой стрелке относительно валика распределителя зажигания.
Вакуумный регулятор опережения зажигания состоит из корпуса 4 с крышкой 6, между которыми зажата гибкая диафрагма 5. С одной стороны к диафрагме прикреплена тяга 7, с другой находится пружина, отжимающая диафрагму с тягой в направлении вращения кулачка 22. Под действием разрежения, передаваемого по трубопроводу из впускной трубы двигателя, диафрагма изгибается и через тягу поворачивает пластину с контактами прерывателя против часовой стрелки.
Распределитель состоит из ротора 11 и электродов 12, установленных в пластмассовой крышке 13. К ротору приклепаны центральный 16 и наружный 18 контакты, между которыми в специальном углублении находится резистор 17 для подавления радиопомех. В центральный контакт ротора упирается подпружиненный угольный электрод 15, передающий импульсы высокого напряжения от катушки зажигания к ротору. При вращении ротора импульсы передаются через воздушный промежуток от наружного контакта 18 к боковым электродам в крышке и далее к свечам зажигания.
Технические характеристики распределителя зажигания
Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК), град.....55±3
Зазор между контактами прерывателя (допускается проверять при отсутствии стенда для проверки
УЗСК), мм.....0,4±0,05
Усилие прижатия контактов прерывателя, Н (кгс).....4,9–5,88  (0,49–0,59)
Максимальная частота вращения валика распределителя, при которой обеспечивается бесперебойное искрообразование на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с искровым промежутком
7 мм, мин -1, не менее.....3000
Емкость конденсатора, мкФ.....0,20–0,25
Отклонение в чередовании искр (асинхронизм), град, не более.....±1
Контрольные проверки
Контрольные проверки на стенде проводите так же, как для распределителя 47.3706 двигателя мод. 331 (см. «Электрооборудование автомобиля модели 27171-020»). Отличается лишь усилие прижатия контактов, которое должно быть 4,9–5,88 Н (0,49–0,59 кгс).
Проверка характеристик распределителя зажигания
Характеристики центробежного и вакуумного регуляторов проверяйте так же, как для распределителя 47.3706 двигателя мод. 331 (см. «Электрооборудование автомобиля модели 27171-020»).

Характеристика центробежного регулятора распределителя зажигания
Рис. 7.38. Характеристика центробежного регулятора распределителя зажигания: А – угол опережения зажигания, град; n – частота вращения валика распределителя зажигания, мин–1


Характеристика вакуумного регулятора распределителя зажигания
Рис. 7.39. Характеристика вакуумного регулятора распределителя зажигания: А – угол опережения зажигания, град; P – разрежение, мм рт. ст.


Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания сопоставьте с характеристикой на рис. 7.38, а вакуумного — с характеристикой на рис. 7.39.
Обратите внимание на четкость возврата в исходное положение после снятия разрежения подвижной пластины 26 (см. рис. 7.37) прерывателя.
Проверка и регулировка угла замкнутого состояния контактов (УЗСК)
Угол замкнутого состояния контактов, а также асинхронизм искрообразования проверяйте и регулируйте так же, как описано для распределителя 47.3706 двигателя мод. 331 (см. «Электрооборудование автомобиля модели 27171–020»). УЗСК должен быть (55±3)°, а асинхронизм ±1°.
Проверка сопротивления изоляции
Сопротивление изоляции между различными клеммами и «массой» проверяйте мегомметром. Сопротивление между низковольтной клеммой прерывателя и «массой» измеряйте при разомкнутых контактах прерывателя. Сопротивление изоляции при (25±5) °С должно быть не менее 10 МОм.
Проверка конденсатора
Емкость конденсатора, замеряемая в диапазоне частоты между 50 и 1000 Гц, должна находиться в пределах 0,20–0,25 мкФ.
Разборка распределителя зажигания
1. Снимите крышку 13 (см. рис. 7.37), если она не была снята при демонтаже распределителя с двигателя.
2. Отверните два винта крепления ротора 11 распределителя к опорной пластине 10 центробежного регулятора опережения зажигания и снимите ротор.
3. Промаркируйте любым способом пружины центробежного регулятора опережения зажигания и грузики 20, чтобы при сборке поставить их на прежние места.
4. Снимите пружины центробежного регулятора, поддев их отверткой.
5. Придерживая снизу корпуса распределителя гайку на винте 34 клеммного зажима, отверните гайку крепления наконечников провода конденсатора и провода 2, идущего от катушки зажигания (если он не был отсоединен при снятии распределителя с автомобиля), и снимите провода с винта 34.
6. Отверните винт крепления конденсатора 27 к корпусу 28 распределителя и снимите конденсатор.
7. Отверните винт 34, придерживая при этом гайку, и выньте его из отверстия корпуса распределителя, снимите изолирующую проставку и шайбы: пружинную и плоские (изолирующую и металлическую).
8. Отверните два винта 33 крепления стойки 24 контактной группы к подвижной пластине 26 прерывателя и снимите контактную группу.
9. При необходимости разберите контактную группу: снимите стопорную и плоскую изолирующую шайбы с оси 21; отожмите отверткой изолирующую шайбу пластинчатой пружины подвижного контакта и снимите подвижный контакт с оси 21.
10. Снимите стопорную шайбу крепления тяги 7 вакуумного регулятора со штифта на подвижной пластине 26 прерывателя и, поддев отверткой, снимите тягу со штифта.
11. Отверните два винта крепления корпуса вакуумного регулятора к корпусу распределителя и снимите регулятор.
12. Выпрессуйте штифт крепления маслоотражательной муфты 29 из валика 1 распределителя, снимите муфту и установленную под ней плоскую шайбу.
13. Выньте валик 1 из корпуса распределителя.
14. Отверните два винта крепления подвижной пластины 26 прерывателя, снимите пружинные шайбы, выньте пинцетом стопорные пластины и извлеките из корпуса распределителя подвижную пластину с подшипником.
15. Выпрессуйте подшипник (втулку) из хвостовика корпуса распределителя, если требуется ее замена.
Определение технического состояния деталей распределителя
Проверьте состояние валика распределителя. В месте контакта валика с подшипником (втулкой) не должно быть следов видимого износа. Значительный износ кулачков валика не допускается.
Проверьте состояние диафрагмы вакуумного регулятора угла опережения зажигания, утопив тягу 7 и закрыв пальцем отверстие патрубка 8 (тяга должна удерживаться диафрагмой в утопленном состоянии).
Контакты прерывателя не должны иметь загрязнений, следов пригорания и эрозии. Поврежденные контакты зачистите бархатным надфилем, не применявшимся для других целей. Не используйте для зачистки контактов любые абразивные материалы: наличие на контактах частиц других металлов или абразива неизбежно приведет к их быстрому обгоранию. После зачистки промойте контакты бензином или спиртом.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При зачистке удаляйте только бугорок на контакте стойки прерывателя. Выводить полностью кратер (углубление) на контакте рычажка прерывателя не рекомендуется во избежание снятия вольфрамового слоя.

Сборка
Собирайте распределитель в порядке, обратном разборке, с учетом следующего:
запрессовывайте новые подшипники (втулку) на ручном или пневматическом прессе, используя оправки подходящего диаметра;
перед сборкой валика распределителя, оси грузиков центробежного регулятора, поверхности грузиков смажьте смазкой Литол-24.
После сборки распределителя закапайте 4–5 капель моторного масла в масленку распределителя, 2–3 капли — на фильц кулачка, проверьте и отрегулируйте распределитель на стенде.
Регулировка распределителя зажигания
Отрегулируйте угол замкнутого состояния контактов, как это было описано выше. При отсутствии стенда проверьте плоским щупом и отрегулируйте зазор между контактами прерывателя 0,35–0,45 мм.
Для регулировки зазора:
1. Проверните валик распределителя так, чтобы кулачок прерывателя полностью разомкнул контакты (текстолитовая подушка подвижного контакта должна опираться на вершину кулачка).
2. Ослабьте затяжку винтов 33 (см. рис. 7.37).
3. Вставьте отвертку в паз контактной стойки 24 и, перемещая стойку, увеличьте или уменьшите зазор между контактами.
4. Затяните винты 33 и вновь проверьте зазор.
Учитывайте, что регулировка зазора между контактами по существу представляет собой восстановление угла замкнутого состояния контактов по косвенному признаку, которым и является зазор. При этом предполагается, что контакты находятся в идеальном состоянии. В эксплуатации они деформируются, и регулировка зазора практически никогда не приводит к восстановлению оптимального угла замкнутого состояния контактов. Поэтому рекомендуем после установки распределителя на двигатель (см. ниже) отрегулировать этот угол с помощью имеющихся в продаже автомобильных тестеров.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
После регулировки зазора (угла замкнутого состояния) на двигателе неизбежно изменяется установка начального момента зажигания, которую требуется восстановить.

Установка распределителя на двигатель
Установка распределителя на двигатель мод. 2106 описана ранее, в процессе сборки двигателя (см. «Двигатель мод. 2106»).
После установки распределителя установите начальный момент зажигания.
Проверка и установка начального момента зажигания
Наиболее просто и точно можно проверить и установить начальный момент зажигания с помощью стробоскопа:
1. Подсоедините стробоскоп на автомобиле согласно приложенной к нему инструкции (стробоскопы разных типов подсоединяют по-разному).

Установочные метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения
Рис. 2.53. Установочные метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения: 1 – метка опережения зажигания на 10°; 2 – метка опережения зажигания на 5°; 3 – метка опережения зажигания на 0°; 4 – метка ВМТ на шкиве


2. Пустите двигатель и на режиме холостого хода направьте мигающий свет стробоскопа на установочные метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода газораспределительного механизма (см. рис. 2.53). Из-за стробоскопического эффекта метка на шкиве кажется неподвижной. Если начальный момент зажигания установлен правильно, метка 4 на шкиве совпадает с меткой 2 на крышке привода.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Метка 4 на шкиве, выполненная в литье, практически не видна на двигателе, установленном на автомобиль. Поэтому она продублирована насечкой, расположенной против  нее на краю ручья шкива.

3. Для регулировки начального момента зажигания ослабьте крепление распределителя и поворачивайте его корпус в нужную сторону до момента совмещения меток 4 и 2.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте осторожны, устанавливая момент зажигания на работающем двигателе, так как все вращающиеся детали двигателя в мерцающем свете стробоскопа кажутся неподвижными или медленно перемещающимися.

4. Затяните крепление распределителя и еще раз проверьте установку начального момента зажигания.
При отсутствии стробоскопа начальный момент зажигания можно установить на неработающем двигателе с помощью контрольной лампы, например любой маломощной автомобильной, к контактам которой надо любым способом присоединить отрезки проводов:
1. Выверните свечу зажигания четвертого цилиндра и плотно заглушите свечное отверстие бумажной пробкой.
2. Медленно вращайте коленчатый вал за болт крепления шкива до момента начала такта сжатия в четвертом цилиндре, что определяют по выталкиванию бумажной пробки из свечного отверстия.
3. Продолжая вращать коленчатый вал в том же направлении, совместите метку 4 (см. рис. 2.53) на шкиве коленчатого вала с меткой 2 на крышке привода газораспределительного механизма.
4. Вверните свечу зажигания четвертого цилиндра и присоедините контрольную лампу одним проводом к «массе», другим — к выводу катушки зажигания, соединенному с низковольтной клеммой распределителя.
5. Снимите крышку распределителя, ослабьте гайку крепления пластины, фиксирующей распределитель в гнезде блока цилиндров и, включив зажигание (контрольная лампа загорится), поверните корпус распределителя по часовой стрелке до момента, когда контрольная лампа погаснет.
6. Слегка поджимая пальцем ротор против часовой стрелки, поворачивайте корпус распределителя в том же направлении до момента загорания контрольной лампы (момент начала размыкания контактов). Закрепите распределитель в этом положении, установите его крышку на место и отсоедините контрольную лампу.
Катушка зажигания Б117-А

Катушка зажигания
Рис. 7.40. Катушка зажигания: 1 – изолятор; 2 – корпус катушки зажигания; 3 – изоляционная бумага обмоток; 4 – первичная обмотка; 5 – вторичная обмотка; 6 – изоляция между обмотками; 7 – клемма вывода конца первичной обмотки; 8 – контактный винт; 9 – вывод высокого напряжения; 10 – крышка; 11 – клемма «+Б» вывода начала первичной и конца вторичной обмоток; 12 – пружина центральной клеммы; 13 – каркас вторичной обмотки; 14 – наружная изоляция первичной обмотки; 15 – скоба крепления катушки; 16 – наружный магнитопровод; 17 – сердечник


Катушка Б117-А, представляющая собой высокочастотный трансформатор, маслонаполненная, неразборная и рассчитана на длительный срок службы. В нормальном режиме работы высокое напряжение на выводе 9 ( рис. 7.40) достигает 25 кВ.
Проверка технического состояния
Катушку зажигания Б117-А проверяют на автомобиле и на стенде так же, как и катушку Б115-В.
Исправная катушка зажигания должна удовлетворять следующим требованиям:
сопротивление первичной обмотки при 20 °С должно составлять 3,07–3,5 Ом, вторичной обмотки – 5400–9200 Ом;
при проверке стойкости изоляции на пробой катушка зажигания должна выдерживать, не вызывая разрядов, напряжение переменного тока 1500 В, 50 Гц, подаваемого в течение 3 мин между одним концом первичной обмотки и корпусом;
сопротивление изоляции при замыкании на «массу» должно быть выше или равно 50 МОм.
Свечи зажигания

Свеча зажигания А17ДВ–10
Рис. 7.41. Свеча зажигания А17ДВ–10: 1 – боковой электрод; 2 – центральный электрод; 3 – теплоотводящая шайба; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – корпус свечи; 6 – изолятор; 7 – стеклогерметик; 8 – контактный стержень


На двигатель мод. 2106 устанавливают свечи А17ДВ-10 или РМ14–225/ 2А ( рис. 7.41). По конструкции они практически аналогичны свечам А20Д1 двигателя мод. 331 и отличаются от них калильным числом.
Если случаются перебои в зажигании, особенно в одном или нескольких цилиндрах, проверьте состояние свечей.
Свечи зажигания с нагаром или загрязненные очистите на пескоструйном аппарате.
Если нагар светло-коричневого цвета, его можно не удалять, так как он является признаком исправности двигателя и не нарушает работы системы зажигания.
После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами. Если на изоляторе есть сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, свечу замените.
Зазор 0,5–0,6 мм между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Зазор можно регулировать подгибанием только бокового электрода свечи. Центральный электрод подгибать запрещено – можно сломать керамический изолятор.

На стенде свечи А17ДВ-10 проверяют так же, как свечи А20Д1 двигателя мод. 331.