Разборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов Киа Спортейдж


 


Разборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов

 border=

Демонтаж и установка коленчатого вала и шатунно-поршневых сборок может быть произведен без снятия двигателя с автомобиля.

Разборка

Конструкция блока цилиндров

1 — Крышка нижней головки шатуна
2 — Вкладыши шатунного подшипника
3 — Шатун с поршнем
4 — Поршневые кольца
5 — Стопорное кольцо
6 — Поршневой палец

7 — Крышки коренных подшипников
8 — Коленчатый вал
9 — Вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца
10 — Направляющий подшипник
11 — Маслораспылитель
12 — Литье блока


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите двигатель (см. Раздел Снятие и установка двигателя).
  2. Снимите головку цилиндров (см. Раздел Обслуживание головки цилиндров и компонентов газораспределительного механизма).
  3. Снимите масляный насос (см. Раздел Снятие и установка поддона картера).
  4. Снимите поддон картера и маховик/приводной диск (см. РазделыРазборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов и Снятие и установка маслоохладителя).
  5. Снимите задний сальник с крышкой (см. Раздел Снятие и установка маслораспылителей).
  6. Выверните крепежные болты и снимите крышки коренных подшипников с сборе с вкладышами.
  7. Выверните крепежные болты и снимите крышку нижней головки первого шатуна в сборе с вкладышем. Упритесь в головку шатуна рукояткой молотка и, толкая шатунно-поршневую сборку вверх, извлеките ее из цилиндра.
  8. Действуя в аналогичной манере, извлеките оставшиеся сборки.
  9. С целью предотвращения путаницы при проверке состояния компонентов сразу же установите на свои прежние места крышки шатунных и коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами и зафиксируйте их крепежными болтами.
  1. При помощи инерционного съемника демонтируйте установленный в задней цапфе коленчатого вала направляющий подшипник.

Обслуживание

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Внимательно изучите состояние литья блока. Проверьте каждый цилиндр на наличие трещин, задиров и прочих механических повреждений.
  1. Действуя в манере, аналогичной описанной в Разделе Обслуживание головки цилиндров и компонентов газораспределительного механизма, оцените степень нарушения плоскостности сопрягаемой с головкой цилиндров поверхности блока. В случае необходимости замените блок.

 border=

Восстановление плоскостности сопрягаемой поверхности блока путем ее механической обработки ни в коем случае не допустимо!

  1. Задиры зеркал цилиндры могут быть проточены до соответствующего ремонтного размера, в случае если такая обработка не представляется возможной, замените блок.
  1. Измерьте диаметр каждого из цилиндров на трех уровнях и двух направлениях, что позволит выявить такие дефекты, как конусность и овальность. Результаты запишите. Путем вычитания из максимального результата минимального определите степень износа цилиндра и, если она превышает предельное допустимое значение (см. Спецификации Главы Двигатель), цилиндры следует расточить до ближайшего ремонтного размера. В заключение зеркала цилиндров должны быть отхонингованы, - действуйте в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к специальным хонинговочным наборам.
  1. Специальным зенкером удалите ступенчатый износ цилиндров, оставляемый верхним компрессионным кольцом в конце хода поршней.
  2. Снимите стопорные кольца, извлеките поршневые пальцы и произведите демонтаж поршней с шатунов.
  3. Изучите состояние поршней, в случае выявления трещин, задиров и прочих механических повреждений приготовьте замену.
  4. Измерьте диаметр каждого поршня в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, и на удалении в 19 мм от нижнего среза юбки. Путем сравнения результата измерения с величиной диаметра соответствующего цилиндра определите величину посадочного люфта. Если люфт превышает предельное допустимое значение, замените поршень, проточив цилиндр до ближайшего ремонтного размера.
1 — Контрольный размер

 border=

Одновременно с поршнем следует заменять также поршневые кольца (на соответствующие ремонтного размера, - см. Спецификации Главы Двигатель).

  1. Проверьте поршневые кольца на наличие признаков чрезмерного износа, трещин, сколов и прочих механических повреждений. В случае необходимости произведите замену.
  1. Поочередно заправляя поршневые кольца в цилиндр и проталкивая их днищем поршня в нижнюю часть последнего (положение НМТ поршня), замерьте величины зазоров в замках колец. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости расточите замки, либо замените кольца.
  1. Измерьте величину люфта посадки колец в канавках поршней, в случае необходимости замените кольца/поршень.
1 — Верхнее компрессионное кольцо
2 — Второе компрессионное и маслосъемное кольца

 border=

Измерение следует производить в нескольких точках периметра канавки. С этого момента кольца должны оставаться «привязанными» к своим поршням/цилиндрам.


  1. На специальном стенде поверьте шатуны на наличие признаков изгиба и скручивания. При превышении результатами измерений предельных допустимых значений замените дефектные компоненты.
  1. Путем измерения соответствующих диаметров поршневых пальцев и втулок верхних головок шатунов определите люфты посадки пальцев во втулках. При превышении результатами вычислений предельного допустимого значения произведите замену изношенных втулок.
  2. Выжимание втулки производится при помощи оправки диаметром 27 ÷ 27.5 мм.
  3. Перед запрессовкой смажьте новую втулку и шатун чистым двигательным маслом. Проследите за правильностью совмещения смазочных отверстий. После запрессовки разработайте втулку разверткой до номинального значения внутреннего диаметра.
Запрессовывание и разработка втулки (2) верхней головки шатуна, - проследите за правильностью совмещения масляных отверстий (1).
  1. Внимательно изучите состояние коленчатого вала. Проверьте его корневые и шатунные шейки на наличие задиров, следов перегрева и прочих механических повреждений. Удостоверьтесь в отсутствии нарушений проходимости масляных отверстий.
  1. Уложив вал в призмы, проверьте его на наличие изгиба при помощи измерителя DTI.
  1. Измерьте диаметры шеек, оцените величины их конусности и овальности. Если износ шеек превышает предельное допустимое значение, проточите их под ближайший ремонтный размер (не забудьте подобрать соответствующего размера ремонтные вкладыши), либо замените вал.
 border=

Ни в коем случае не срезайте скругления шеек (см. иллюстрацию), - минимальный допустимый радиус скругления составляет 2.6 ÷ 3 мм.


  1. Изучите состояние вкладышей подшипников. В случае выявления дефектов приготовьте сменный комплект. Разложите вкладыши в порядке установки их на двигатель.

Сборка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Перед началом сборки удостоверьтесь в абсолютности чистоты всех компонентов.
  1. Разогрейте поршень до температуры 50 ÷ 70 °С. Смажьте шатунную втулку и отверстия в приливах поршня чистым маслом, затем заправьте в поршень одно из стопорных колец. Заведите шатун в поршень и зафиксируйте его поршневым пальцем и установите второе стопорное кольцо, - проследите за правильностью расположения друг относительно друга масляного отверстия на шатуне и метки «F» на поршне. Действуя в аналогичной манере, смонтируйте все шатунно-поршневые сборки.
  1. Посадите на поршни подобранные ранее поршневые кольца: сначала в нижнюю канавку поршня устанавливается расширитель маслосъемного кольца, затем заводятся его рабочие секции. Далее, в оставшиеся канавки заправляются нижнее и верхнее компрессионные кольца (не перепутайте кольца - они различаются по форме сечения), - проследите за правильностью размещения колец.
1 — Идентификационная метка
2 — Поршневое кольцо
3 — Вверх
4 — Верхнее компрессионное кольцо
5 — Второе компрессионное кольцо
6 — Рабочая секция маслосъемного кольца

 border=

Кольца следует устанавливать помеченной литерой «Y» стороной вверх.

  1. Разверните посаженные на поршни кольца замками в указанных направлениях.
1 — Верхнее кольцо и пружинный расширитель маслосъемного кольца
2 — Второе компрессионное кольцо
3 — Рабочие секции маслосъемного кольца
  1. Аккуратно заправьте шатунно-поршневые сборки в свои цилиндры: стенки поршней и зеркала цилиндров перед установкой следует смазать чистым двигательным маслом, поршневые кольца обжать специальной оправкой; проталкивание поршней в цилиндры лучше всего производить рукояткой молотка. Проследите, чтобы поршни были установлены метками в виде литер «F» вперед по двигателю.
 border=

При возникновении сопротивления следует немедленно прекратить проталкивание поршня, извлечь сборку и удостовериться в полноте удаления ступенчатого износа в верхней части цилиндра!

  1. Посадите в блок цилиндров маслораспылители и затяните болты их крепления с требуемым усилием
    (12 ÷ 18 Нм).
  2. Тщательно протрите шейки коленчатого вала, спинки вкладышей коренных подшипников и их постели в блоке, полностью удалив с них следы масла. Вложите вкладыши и установите вал.
  3. Еще раз протрите коренные шейки вала, уложите вдоль них калиброванную пластмассовую проволоку из набора Plastigage для определения рабочих зазоров в подшипниках скольжения.
 border=

Следите, чтобы проволока не укладывалась поверх масляных отверстий шеек!

  1. Протрите спинки вкладышей подшипников и их постели в крышках, затем установите последние, проследив за правильностью размещения и, действуя строго в определенном порядке, затяните болты их крепления с требуемым усилием.
Схема установки крышек коренных подшипников.
Порядок затягивания крепежа крышек коренных подшипников.
  1. Отпустите крепеж, снимите крышки и, измеряя ширину расплющенной проволоки по шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, определите величины зазоров в коренных подшипниках.

 border=

В ходе проверки не проворачивайте коленчатый вал! Если результат измерения превышает предельное допустимое значение, произведите подбор новых вкладышей, в случае необходимости проточите вал до ремонтного размера и установите ремонтные же вкладыши.


  1. Закончив проверку, смажьте рабочие поверхности подобранных вкладышей и коренные шейки вала чистым двигательным маслом, уложите вал в блок. Вложите в сборку центрального коренного подшипника упорные полукольца рабочими поверхностями к щекам кривошипов вала.
  1. Установите крышки коренных подшипников, толкните вал вперед до упора, затем верните его назад и затяните болты крепления крышек с требуемым усилием.
  1. Проверьте величину осевого люфта коленчатого вала и свободу его проворачивания. Сравните результат измерения с требованиями Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости подберите новые упорные полукольца.

 border=

Замену передних полуколец следует производить лишь в том случае, если подбором задних исправить ситуацию не удается.


  1. При помощи подходящей оправки, посадите на заднюю цапфу вала направляющий подшипник, - не забудьте предварительно смазать подшипник и цапфу двигательным маслом. После установки набейте подшипник консистентной смазкой.
  1. Посадив нижние головки шатунов на шатунные шейки вала, произведите замер рабочих зазоров в шатунных подшипниках, - действуйте в манере, аналогичной описанной выше для коренных подшипников. Помните, что вкладыши подшипников при проверке должны устанавливаться на сухую, проследите за правильностью расположения крышек.
1 — Назад по двигателю
2 — Посадочные метки
  1. При помощи щупа лезвийного типа произведите замер величин осевых люфтов шатунов. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости замените соответствующие шатуны.
  1. Окончательно установите шатунные крышки (смазав рабочие поверхности подшипников маслом), - проследите за правильностью совмещения посадочных меток и затяните болты их крепления с требуемым усилием.
 border=

Резьбовые части болтов и гаек перед затягиванием также следует смазать чистым двигательным маслом.

  1. Дальнейшую установку производите в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.

 



1. Органы управления и приемы эксплуатации
1. Доступ, защита 1.0 Органы управления и приемы эксплуатации 1.1 Первые 1500 км 1.3. Элементы системы безопасности 1.4. Оборудование автомобиля, расположение приборов и органов управления 1.5. Устройства обеспечения комфорта 1.6. Приёмы эксплуатации и вспомогательные системы

2. Текущий уход и обслуживание
2. Проверка состояния шин и давления их накачки, ротация колес 2.0 Текущий уход и обслуживание 2.1 Общая информация 2.2 Общие сведения о настройках и регулировках 2.3 График текущего обслуживания 2.4 Проверки уровней рабочих жидкостей 2.6 Замена двигательного масла и масляного фильтра 2.7 Замена трансмиссионного масла РКПП 2.8 Замена смазок раздаточной коробки и дифференциалов 2.9 Смазывание замков и петель 2.10 Проверка состояния пыльников приводных валов 2.11 Смазывание универсальных шарниров карданныхвалов 2.12 Проверка компонентов тормозной системы 2.13 Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости, замена жидкости 2.14 Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя 2.15 Замена свечей зажигания 2.16 Замена свечей накаливания 2.17 Проверка состояния и усилия натяжения ремней привода вспомогательных агрегатов 2.18 Проверка состояния и надежности крепления компонентов шасси, подвески и рулевого привода 2.19 Проверка состояния компонентов системы выпуска отработавших газов 2.20 Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек 2.21 Проверка системы питания, замена топливного фильтра 2.22 Проверка оборотов холостого хода 2.23 Замена ATF 2.24 Проверка исправности функционирования клапана PCV (бензиновые модели) 2.25 Проверка состояния и замена ремня привода ГРМ 2.26 Проверка системы кондиционирования воздуха 2.27 Проверка состояния и замена щеток стеклоочистителей* 2.28 Проверка состояния батареи, уход за ней и зарядка*

3. Двигатель
3.0 Двигатель 3.1. Проверка компрессионного давления, оценка состояния цилиндров 3.2. Бензиновые модели 3.3. Дизельные модели

4. Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
4.0 Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха 4.1 Общая информация 4.2. Система охлаждения двигателя 4.3. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха

5. Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов
5.0 Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов 5.1 Меры безопасности и общие правила, принятые при обслуживании компонентов топливных трактов двигателей внутреннего сгорания 5.2. Система питания бензиновых двигателей 5.3. Система питания дизельных двигателей 5.4. Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов 5.5. Система выпуска отработавших газов

6. Системы электрооборудования двигателя
6.0 Системы электрооборудования двигателя 6.1. Система зажигания бензинового двигателя 6.2. Система облегчения холодного запуска дизельного двигателя 6.3. Система заряда и запуска

7. Пятиступенчатая ручная коробка переключения передач
7.0 Пятиступенчатая ручная коробка переключения передач 7.1 Общая информация 7.2 Снятие и установка рычага переключения РКПП 7.3 Снятие и установка РКПП

8. Автоматическая трансмиссия
8.0 Автоматическая трансмиссия 8.1 Общая информация 8.2 Поиск неисправностей - общая информация 8.3 Считывание кодов DTC, очистка памяти процессора 8.4 Проверки и регулировки компонентов системы управления АТ 8.5 Проверки и регулировки механико-гидравлической части 8.6 Проверка и регулировка приводного троса АТ 8.7 Снятие и установка рычага селектора АТ 8.8 Снятие и установка АТ

9. Трансмиссионная линия
9.0 Трансмиссионная линия 9.1 Общая информация 9.2. Сцепление 9.3. Раздаточная коробка 9.4. Карданные валы 9.5. Мосты

10. Тормозная система
10.0 Тормозная система 10.1 Общая информация и меры безопасности 10.2 Проверки и регулировки педали ножного тормоза 10.3 Проверка рычага стояночного тормоза 10.4 Проверка исправности функционирования вакуумного усилителя тормозов 10.5 Проверка дифференциального перепускного клапана-регулятора давления (модели без ABS и EBD) 10.6 Снятие и установка педали ножного тормоза 10.7 Снятие, обслуживание и установка главного тормозного цилиндра 10.8 Снятие и установка сборки вакуумного усилителя тормозов 10.9 Оценка степени износа, замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес 10.10 Разборка тормозного механизма переднего колеса, оценка состояния диска 10.11 Снятие и установка гибких тормозных шлангов гидравлического тракта тормозных механизмов передних колес 10.12 Обслуживание барабанных тормозных механизмов задних колес 10.13 Снятие и установка рычага стояночного тормоза, регулировка приводного троса 10.14 Прокачка тормозов 10.15 Считывание кодов неисправностей ABS/EBD, очистка памяти процессора 10.16 Снятие и установка гидравлического и электронного блоков управления ABS/EBD 10.17 Снятие, проверка установка колесных датчиков ABS 10.18 Замена роторов датчиков ABS передних колес

11. Подвеска и рулевое управление
11.0 Подвеска и рулевое управление 11.1 Общая информация 11.2 Оценка состояния компонентов подвески и рулевого привода 11.3. Передняя подвеска 11.4. Задняя подвеска 11.5. Рулевое управление 11.6. Геометрия подвески

12. Кузов
12.0 Кузов 12.1 Общая информация 12.2. Наружное оборудование и кузовные элеиенты 12.3. Оборудование салона

13. Бортовое электрооборудование
13.0 Бортовое электрооборудование 13.1 Общая информация и меры предосторожности 13.2 Поиск причин отказов электрооборудования 13.3 Предохранители - общая информация 13.4 Прерыватели цепи - общая информация 13.5 Реле - общая информация и проверка исправности функционирования 13.6 Монтажные блоки предохранителей/реле - общая информация, снятие, установка, замена предохранителей 13.7 Система таймеров и сигнальных гонгов (ETWIS) - общая информация, снятие и установка управляющего модуля 13.8 Проверка исправности функционирования выключателя зажигания 13.9 Проверка исправности функционирования подрулевых переключателей 13.10 Проверка исправности функционирования управляющих переключателей и электромоторов привода стеклоподъемников 13.11 Проверка исправности функционирования управляющего переключателя и электромоторов регулировки дверных зеркал заднего вида 13.12 Салонные светильники - замена ламп, проверка исправности функционирования 13.13 Замена ламп и проверка исправности функционирования наружных осветительных приборов 13.14 Снятие, проверка исправности функционирования и установка прерывателя указателей поворотов/аварийной сигнализации 13.15 Снятие, установка и регулировка блок-фар 13.16 Подушки безопасности - общая информация и меры предосторожности 13.17 Отключение SRS 13.18 Считывание кодов неисправности DTC 13.19 Снятие и установка модуля водительской подушки безопасности 13.20 Снятие, установка и регулировка контактного кабельного барабана модуля водительской подушки безопасности 13.21 Снятие и установка диагностического модуля подушек безопасности (ADU)

14. Контрольные кузовные размеры
14.0 Контрольные кузовные размеры

15. Схемы электрических соединений
15.0 Схемы электрических соединений 15.1 Распределение питания 15.2 Распределение заземления 15.3 Система управления двигателем 15.4 Система запуска 15.5 Система заряда 15.6 Бортовой компьютер 15.7 Линии данных компьютера 15.8 Комбинация приборов 15.9 Автоматическая трансмиссия (АТ) 15.10 Блокировка переключения АТ 15.11 Система антиблокировки тормозов (ABS) 15.12 Темпостат 15.13 Вентилятор конденсатора К/В 15.14 Система отопления 15.15 Система кондиционирования воздуха (К/В) 15.16 Наружное освещение (Универсал) 15.17 Наружное освещение (Кабриолет) 15.18 Фары 15.19 Огни заднего хода 15.20 Подсветка приборов 15.21 Клаксон 15.22 Освещение салона при открывании дверей 15.23 Очистители/омыватели ветрового стекла 15.24 Очиститель/омыватель заднего стекла 15.25 Электропривод дверных зеркал 15.26 Обогрев заднего стекла 15.27 Система дополнительной безопасности (SRS) 15.28 Система предупреждения 15.29 Электропривод стеклоподъемников (Универсал) 15.30 Электропривод стеклоподъемников (Кабриолет) 15.31 Радио 15.32 Единый замок 15.33 Противоугонная система

16. Идентификационные номера и информационные ярлыки
16.0 Идентификационные номера и информационные ярлыки 16.1 Диагностика неисправностей