Система заряда - общие сведения и меры безопасности Киа Спортейдж




Система заряда - общие сведения и меры безопасности

Общие сведения

На всех рассматриваемых моделях используется генератор переменного тока. При установке дополнительного электрооборудования проверьте, чтобы мощности генератора было достаточно для обеспечения новых потребителей электроэнергией.

Привод генератора осуществляется клиновидным ремнем от коленчатого вала двигателя (см. Главу Двигатель).

Генератор представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Для преобразования переменного тока в постоянный в генератор встроен диодный выпрямитель. Регулировка напряжения осуществляется встроенным микроэлектронным регулятором.

Конструкция генератора, устанавливаемого на бензиновых моделях

1 — Стяжные винты
2 — Приводной шкив
3 — Передняя крышка
4 — Ротор

5 — Задняя крышка
6 — Статор
7 — Выпрямитель
8 — Щеткодержатель
9 — Подшипник

Конструкция генератора, устанавливаемого на дизельных моделях

1 — Передняя крышка
2 — Шкив и крыльчатка
3 — Ротор
4 — Задняя крышка

5 — Статор
6 — Щеткодержатель
7 — Выпрямитель
8 — Вакуумный насос

При работе генератора электрический ток, протекающий по обмотке возбуждения, создает вокруг полюсов ротора магнитный поток. При вращении ротора происходит периодическая смена его магнитных полюсов под каждым зубцом статора, в результате, проходящий через зубцы магнитный поток, непрерывно изменяется по величине и напряжению. Этот переменный магнитный поток создает в обмотке статора электродвижущую силу (ЭДС). Клинообразная форма полюсных наконечников ротора подобрана таким образом, чтобы обеспечивалась близкая к синусоидальной форма кривой ЭДС.

При высокой частоте вращения ротора, когда выходное напряжение генератора начинает превышать 13.6-14.6 В, регулятор напряжения запирается и ток через обмотку возбуждения не проходит. Когда напряжение снижается, регулятор вновь отпирается, обеспечивая свободу пропускания тока. Чем выше частота вращения ротора, тем дольше регулятор остается запертым и, тем, соответственно, сильнее падает напряжение на выходе генератора. Процесс запирания и отпирания регулятора происходит с высокой частотой, поэтому выходные колебания остаются практически незаметными и напряжение генератора можно считать постоянным, поддерживаемым на уровне 13.6-14.6 В.

Система заряда не требует периодического обслуживания, однако проверка состояния/замена приводного ремня генератора, аккумуляторной батареи и ее электропроводки должна производиться на регулярной основе в соответствии с Графиком ТО (см. Главу Текущий уход и обслуживание).

При включении зажигания на комбинации приборов должна кратковременно активироваться контрольная лампа заряда (см. ГлавуОрганы управления и приемы эксплуатации). Если лампа не отключается спустя короткое время после осуществления запуска двигателя, либо активируется в процессе функционирования последнего, необходимо произвести проверку состояния компонентов системы заряда. Отказ активации лампы при включении зажигания свидетельствует о выходе ее из строя, повреждении соответствующей электропроводки, либо нарушении исправности функционирования генератора (включая обрыв приводного ремня).

Меры безопасности при обслуживании генератора

  • Ни в коем случае не отключайте батарею и регулятор напряжения при работающем двигателе;
  • Не замыкайте на массу клемму возбуждения генератора/закрепленный на ней кабель;
  • Не путайте порядок подключения электропроводки регулятора напряжения;
  • Помните, что включение замкнутого на массу регулятора напряжения приводит к мгновенному выходу его из строя;
  • Не снимайте генератор при подключенной батарее;
  • Не путайте полярность подключения аккумуляторной батареи;
  • Не используйте при проверках бортового электрооборудования измерители напряжения/лампы-пробники, подключаемые к бытовой сети (110/220 В);
  • При проверке состояния диодов не подавайте на них напряжение более 12 В и не применяйте мега-омметры, также имеющие высокое выходное напряжение, - пробой диодов приведет к короткому замыканию. Помните, что при проверке изоляции электропроводки с помощью мега-омметра необходимо отсоединять от генератора всю электропроводку;
  • Помните, что питание должно подаваться всегда на клемму В генератора (см. иллюстрации Схема подключения генератора и расположение его контактных клемм (дизельные модели) и Схема подключения генератора и расположение его контактных клемм (дизельные модели));
  • Не запускайте двигатель при отсоединенной от клемм S и L/L и R генератора  (см. иллюстрации Схема подключения генератора и расположение его контактных клемм (дизельные модели) и Схема подключения генератора и расположение его контактных клемм (дизельные модели)) электропроводке;
  • При зарядке аккумуляторной батареи без снятия с автомобиля проследите, чтобы от нее были отсоединены оба провода, - не путайте полярность подключения зарядного устройства;
  • Перед проведением на автомобиле любых электросварочных работ не забывайте отсоединять электропроводку от генератора и аккумуляторной батареи;
  • Любые проверки цепей и узлов бортовой электропроводки производите при заглушенном двигателе и отсоединенной аккумуляторной батарее;
  • Помните, что нарушение полярности любых подключений сопряжено с риском необратимого выхода из строя выпрямителя и регулятора напряжения генератора.