Чтобы понять, зачем нужен амортизатор, – попытайтесь поездить без него… Мазда 626-1991-




14.14. Чтобы понять, зачем нужен амортизатор, – попытайтесь поездить без него…

Для того, чтобы автомобиль не воспринимал все неровности на дороге, в подвеске машины обязательно используется какой-либо упругий элемент. Обычно применятеся пружина. Помимо пружины, может использоваться рессора, но это уже полная архаика. Другие альтернативы пружины – пневмоподвеска "Citroen" или гидропневмоподвеска "Rover", которые работают на сжатом газе. Но вернемся к пружине. При движении по дороге автомобиль начинает раскачиваться, а это недопустимо. Главная задача амортизатора и состоит в том, чтобы гасить эти колебания, или демпфировать.

Все амортизаторы работают по такому принципу: внутри цилиндра амортизатора находится шток с поршнем,, который "ходит" в масле. Масло при работе амортизатора перетекает через специальное отверстие поршня. Это и создает необходимое сопротивление движению штока. Также в амортизаторе должна быть емкость (компенсаторная камера) со сжатым газом (воздух или азот). Внутри амортизатора ходит поршень и вытесняет излишки жидкости, заставляя сжиматься газ.

Когда в качестве газа используется воздух, этот амортизатор называют гидравлическим ("советские" амортизаторы "СААЗ"). Недостаток воздуха в том, что он при постоянной тряске "вспенивает масло", а при более сильной тряске могут возникнуть пузырьки низкого давления, что значительно снижает эффективность работы амортизатора.

Вместо воздуха часто используется азот. Иногда его закачивают под низким давлением в несколько атмосфер. Такие амортизаторы называют газонаполеннными низкого давления. Но азот под низким давлением не решает кардинальную проблему "вспенивания масла" и кавитации (то есть образования пузырьков низкого давления).

Выход был найден, когда французский инженер Де Карбон закачал в компенсаторную камеру азот под давлением более 20 атмосфер и отделил азот от масла прокладкой-поршнем, который не позволяет азоту и маслу контактировать между собой. Это сняло проблему вспенивания масла и кавитации. Азот под высоким давлением позволяет клапанам поршня срабатывать бесшумно и быстро, а также создает дополнительное усилие на штоке. Такие амортизаторы работают эффективно и точно.

Газонаполненные амортизаторы не рекомендуется использовать на маленьких машинах, так как дополнительное усилие на кузов, оказываемое такими амортизаторами, вредно для "крошек".

В последнее время появились новые разработки. Например, фирма "Koni" производит амортизаторы с регулировкой жесткости. Самый "навороченный" позволяет это делать непосредственно из салона. Такая "крутизна" ставится на автомобиле Maserati. В свою очередь фирма "BOGE" разработала систему автоматического регулирования дорожного просвета (система "Nivomat"). Смысл ее в том, что, когда автомобиль нагружен, то он "проседает" и у него изменяется дорожный просвет (клиренс). Как только автомобиль нагружен, колебания колес при движении приводят в действие насос, встроенный в конструкцию амортизатора. Этот насос уже после нескольких сотен метров восстанавливает необходимый дорожный просвет. После разгрузки машина насос автоматически настраивается на старую величину дорожного просвета.

Амортизатор – это та часть автомобиля, о которой не задумываешься до того момента, пока она не сломается. Как только амортизатор "накрылся", мы осознаем, как без него плохо и как с ним хорошо.

Автомобиль с неработающими амортизаторами после проезда любого бугра начинает опасно раскачиваться, можно даже зацепить брюхом асфальт. Может амортизатор и заклинить, тогда машина превращается в "табуретку". Если это произошло, то и младенцу понятно – амортизаторы надо менять или ремонтировать.

Но обычно амортизаторы изнашиваются постепенно и водитель этого не замечает. По оценкам западных специалистов, в Европе около 30% автомобилей старше 5 лет ездят с испорченными амортизаторами. А что делается в странах СНГ с нашими дорогами – вообще неизвестно.

А ведь амортизаторы влияют не только на комфорт, но и на безопасность движения. Здесь уместно привести результаты работы независимой исследовательской организации "Tuv Rheinland", которая проводила экспертизу о влиянии амортизатора на безопасность движения.

При торможении на скорости 50 км/ч по сухой дороге с одним амортизатором, изношенным на 50%, тормозной путь автомобиля увеличивается на два метра. Много это или мало – судить вам. Но как часто именно этих двух метров и не хватает для избежания трагедии.

Когда автомобиль с изношенными на 50% амортизаторами въезжает в лужу со слоем воды в 6 мм, эффект аквапланирования (когда машина "всплывает" над покрытием и становится неуправляемой) наступает при скорости 81 км/ч. При нормальных амортизаторах эта скорость равняется 85 км/ч. Помимо вышеперечисленного, "убитые" амортизаторы повышают риск сноса автомобиля на крутых поворотах. Также изношенные амортизаторы выводят из строя многие детали автомобиля: шины, пружины, подвески колес, шаровые опоры и т.д.

Часто автомобилисты задумываются о замене амортизатора только тогда, когда из него потечет масло: "стойки потекли – надо будет заменить как-нибудь". Но это уже последняя стадия жизни (вернее, уже смерть!) амортизатора. До этого состояния доводить машину не рекомендуется. А чтобы проверить работу амортизаторов, необязательно ехать на специальные стенды. Надо лишь "прожать" каждый угол автомобиля и, если после качка будет больше одного полного колебания, то значит, амортизаторы "не выдержат". Их надо заменить.

Фирмы-производители рекомендуют проверять состояние амортизатора после каждых 20 тысяч км пробега автомобиля.

Итак, вы решили заменить амортизаторы. Но как выбрать? Помните, что амортизаторы во многом определяют характер управляемости автомобилем. Заменой амортизатора можно превратить мягкую подвеску в спортивную. Если вы на высоких скоростях, к примеру, на "восьмерке", вас раздражает излишняя раскачка кузова, наш совет: купите амортизаторы спортивного характера (Koni, Bistein и т.п.), но знайте, что подвеска, возможно, будет жесткой, и профиль дороги будет подробно передаваться сидящим в салоне.

"Советские" амортизаторы, конечно, дешевле зарубежных. И владельцы "наших" автомобилей могут выбирать. Можно купить СААЗы, а можно купить продукцию зарубежных компаний.

У владельцев иномарок выбор лежит между "родными" амортизаторами, то есть теми, которые поставляются непосредственно на конвейер завода-изготовителя, и продукцией фирм, работающих на вторичный рынок. Существуют амортизаторы специально для подержанных автомобилей. Такая продукция обычно гораздо дешевле "родных", а качество и характеристики таких изделий не хуже, а иногда и лучше, чем заводские.

Но замена амортизаторов не такое уж простое дело. Здесь много тонкостей и хитростей. И поэтому многие фирмы дают гарантию лишь при правильной установке на сервис-центрах.

Теперь о гарантиях. Нормальная гарантия по городу должна составлять 1 год, независимо от пробега. Мы бы рекомендовали покупать амортизаторы в фирменных магазинах, а не на рынках. На рынках, конечно, дешевле, но тогда и стойки можно менять каждые полгода. Как говорится, скупой платит дважды.

Дадим характеристику основных производителей амортизаторов, чьи товары можно приобрести.

SACHS – является европейским лидером по поставке амортизаторов на конвейер. Устанавливается серийно на BMW, Audi и др.

BOGE – производит гидравлические и газовые амортизаторы. Поставляется на BMW, Saab, Volvo.

MONROE – занимает первое место в Европе по реализации амортизаторов на вторичный рынок. Производит гадравлические и газонаполненные амортизаторы низкого давления. Поставляется на Volvo.

GABRIEL – американская фирма. Второе место в Европе по реализации продукции на вторичном рынке. Производит гадравлические и газовые амортизаторы.

KAYAVA – японская фирма. Продукция поставляется на многие конвейеры японских автопроизводителей. Выпускаются также амортизаторы для автомобилей европейского производства.

DE CARBON – французская фирма, первой выпустившая газовые амортизаторы высокого давления для подвески Mc Ferson.

BILSTEIN – спортивные амортизаторы. Поставляются на некоторые немецкие автомобили, например, Mersedes-Benz.

KONI – элитные голландские амортизаторы. Поставляются на Ferrari, Porshe. Их используют в "Формуле-1", гонках Индикар. Амортизаторы этой фирмы используются также в переднеприводных ВАЗах.

Амортизаторы по конструктивному исполнению делятся на два основных типа: двухтрубные и однотрубные амортизаторы.

Однотрубный амортизатор

1. Атмосферное давление.

2. Клапан, регулирующий сопротивление сжатию.

3. Клапан, регулирующий сопротивление растяжению.

4. Перепускные клапана.

Двухтрубный амортизатор

1. Атмосферное давление.

2. Резервная камера.

3. Базовая однотрубна система.

Демпфер – дополнительная масса, которая обеспечивает пружинистость и заглушает колебания транспортного средства. Демпфер ассимилирует колебания основной системы, то есть, основная система прекращает вибрировать – движение ограничено амортизатором колебаний. Демпферы минимизируют движения корпуса. В качестве демпферного элемента может использоваться; как жидкость – (масляные амортизаторы), так и газ (газовые амортизаторы).

Однотрубный амортизатор характеризуется высокой степенью надежности, низкой чувствительностью к перегрузкам, некритичностью к положению установки. К недостаткам следует отнести зависимость степени гашения от параметров сжатия (которую в последних разработках компенсируют установкой дополнительных перепускных клапанов в поршне) и то, что однотрубный амортизатор является амортизаторо длинного типа.

Двухтрубный амортизатор технологически известен как атмосферный, работающий при низком давлении тип двойной трубы.

Преимущества: малочувствительный к внешним повреждениям. Здесь, в отличие от однотрубного амортизатора, механические воздействия могут приниматься и внешней трубой, выверенное положение станка ограничено областью конструкции кузова. Это короткий тип амортизатора, поскольку камера баланса расположена за рабочим цилиндром.

Недостатки: амортизатор чувствителен к перегрузке (демпфирование прекращается). Возможны только определенные положения установки, прецезионная точность согласования диаметров труб.

Характеристики демпфирования являются результатом суммарной функции демпфирования отверстия и загруженного пружиной клапана, который закрывает канал; пружина отвечает на давление, увеличивая свободную апертуру отверстия выхода. Отверстие поршня и пружина могут специально адаптироваться, чтобы обеспечить линейность и мягкость функции гашения. Внутренний механизм регулирования используется, чтобы получить несколько рабочих характеристик для отдельного амортизатора. Значения степени сжатия – часто только 30...50% от способности отдачи.

Амортизаторы с электронно-регулируемой характеристикой (активная доработка) используются, чтобы расширить диапазон комфорта движения и увеличить безопасность. Управление параметрами демпфирования, с другой стороны, приводит к установлению связи между комфортом и безопасностью.