Условия работы и инструмент Мерседес Спринтер


 


Для выполнения ремонтных работ необходимо чистое и хорошо освещенное рабочее место, оснащенное верстаком и тисками и приспособленное для быстрого, качественного проведения ремонта.

Двухсторонний рожковый гаечный ключ (вверху) и комбинированный рожково-накидной ключ (внизу)
Рис. 3. Двухсторонний рожковый гаечный ключ (вверху) и комбинированный рожково-накидной ключ (внизу)




Кроме того, понадобится полный комплект инструмента. Высококачественный инструмент прослужит дольше и оправдает все затраты на его приобретение. Основу комплекта составляет набор рожковых гаечных ключей, которые можно использовать в любом хорошо доступном месте автомобиля. Желательно иметь и комплект накидных гаечных ключей: их можно использовать для отворачивания ржавых и прикипевших гаек и болтов, крепежных элементов в местах с ограниченным пространством. Из соображений экономии можно приобрести набор комбинированных рожково-накидных гаечных ключей, у которых с одной стороны рожковый, а с другой стороны накидной гаечный ключ одного и того же размера. Подобные ключи показаны на рис. 3.
Для ремонта можно использовать набор торцовых головок. Если наружные диаметры торцовых головок не очень велики, то их можно применять для отворачивания болтов и гаек, находящихся в углублениях.

Угломерный диск (вверху) для угловой затяжки болтов и гаек. Болты и винты с Torx-головками (внизу)
Рис. 4. Угломерный диск (вверху) для угловой затяжки болтов и гаек. Болты и винты с Torx-головками (внизу)




Необходимым инструментом также являются крестовые отвертки, плоскогубцы и молоток. В последнее время в автомобилестроении все больше и больше используются болты и винты с так называемыми Torx-головками (показаны внизу рис. 4). Для отворачивания крепежных элементов с такими головками используются специальные торцовые насадки различных размеров аналогично стандартным шестигранным торцовым головкам.

Щипцы для снятия упругих стопорных колец (вверху) и острогубцы (внизу)
Рис. 5. Щипцы для снятия упругих стопорных колец (вверху) и острогубцы (внизу)




Дополнительно к основному комплекту инструмента также можно приобрести специальный инструмент, который зачастую оказывает неоценимую помощь, особенно в тех случаях, когда ремонтом приходится заниматься довольно часто. В качестве примера подобного инструмента можно назвать импульсный гайковерт, без которого практически невозможно отворачивать без повреждения сильно затянутые болты и винты с крестовидными головками. Естественно, что он может быть использован и для затяжки подобных крепежных элементов. Довольно часто возникает необходимость в специальных щипцах для снятия упругих стопорных колец, которые используются для фиксации редукторных шестерней, валов и прочих деталей автомобиля и которые очень сложно снять с помощью одной лишь отвертки. Существует два типа щипцов для снятия упругих стопорных колец: для разжатия и снятия наружных стопорных колец ( рис. 5, наверху) и для сжатия и снятия внутренних стопорных колец. Подобные щипцы существуют с прямыми и изогнутыми под определенным углом губками. Одним из наиболее полезных инструментов является динамометрический ключ, который может настраиваться таким образом, что начинает проскальзывать по достижении установленного момента затяжки какого-либо болта или гайки. На таких ключах иногда устанавливается стрелочный индикатор достигнутого при затяжке крутящего момента.

Основной и вспомогательный инструмент, предлагаемый для выполнения ремонтно-профилактических работ на автомобиле
Рис. 6. Основной и вспомогательный инструмент, предлагаемый для выполнения ремонтно-профилактических работ на автомобиле: 1 — гидравлический домкрат; 2 — треногие опоры; 3 — приспособление для установки поршня с кольцами в цилиндр; 4 — ножовка по металлу; 5 — щетка с металлической щетиной; 6 — динамометрический ключ; 7 — электроламповый индикатор (12 В); 8 — ручная лампа-«переноска»; 9 — щуп для контроля износа протектора шин; 10 — набор контрольных щупов; 11 — масленка




Динамометрический ключ показан на рис. 6.
Необходимо упомянуть об угломерном диске (см. рис. 4). Степень затяжки некоторых крепежных элементов указывается в градусах поворота ключа. Для получения точного угла наилучшим образом подходит угломерный диск.
К сожалению, выполнение некоторых специфических работ невозможно без надлежащих специальных приспособлений. В подобных случаях необходимо быть очень осторожным: некоторые работы должен выполнять специалист.
Даже если в настоящем руководстве по ремонту и показано, как без специального инструмента можно демонтировать и монтировать отдельные узлы автомобиля (те случаи, где использование специального инструмента не обязательно), все-таки надо подумать о приобретении специального инструмента. На рис. 6 показан наиболее часто применяемый основной и вспомогательный инструмент, к помощи которого приходится время от времени прибегать.
Однако и с помощью предлагаемых импровизированных методов и инструмента можно без опасения повреждения снимать и устанавливать различные детали автомобиля.
Прежде чем приступать к выполнению любой работы, рекомендуем тщательно изучить следующие указания с тем, чтобы исключить разного рода повреждения:
- ни в коем случае не следует полагаться на автомобильный домкрат. Всегда подставляйте дополнительные специальные опоры. Даже два колеса, снятые и установленные друг на друга, могут служить дополнительной опорой, если их разместить под автомобилем рядом с местом выполнения ремонтных работ. Если автомобиль соскользнет с домкрата, то упадет на подставленные под него колеса;
- не следует проводить окончательную затяжку гаек колес на приподнятом автомобиле;
- не следует открывать пробку радиатора при горячем двигателе. Если это неизбежно, то воспользуйтесь толстой тряпкой, уложенной вокруг пробки, и, повернув пробку до первого фиксатора, дайте пару выйти;
- не допускать попадания тормозной жидкости и антифриза на окрашенные и лакированные поверхности. Оставшиеся пятна очень трудно выводятся, а порой и вовсе не выводятся;
- ни в коем случае не вдыхайте пыль от тормозов. Хотя материал тормозных накладок и колодок не содержит асбеста, тем не менее он вреден для здоровья. Если вы пользуетесь сжатым воздухом для продувки тормозного механизма, то отворачивайтесь от мест выдуваемой пыли. На СТО или в торговых организациях, продающих автопринадлежности, можете справиться о наличии аэрозолей, используемых для покрытия деталей тормозных механизмов во избежание пылеобразования;
- при выполнении работ на автомобиле ни в коем случае нельзя работать в галстуке, рубашках с длинными рукавами, в любой развевающейся одежде. Длинные волосы необходимо подобрать перед выполнением работ. Кольца на пальцах, браслеты и часы также лучше снять — они являются хорошими проводниками при соприкосновении с деталями электрооборудования;
- ни в коем случае не курить вблизи автомобиля. Именно по этой причине проводится отсоединение аккумуляторной батареи, если отсоединяются топливопроводы. Короткие замыкания, вызванные металлическими предметами, могут привести к искрообразованию. В целях безопасности всегда держите наготове огнетушитель;
- избегайте работы плохим инструментом, который может явиться причиной увечий, а также повреждений гаек, болтов и т.д.


 



1. Общие сведения
1.0 Общие сведения 1.1 Введение 1.2 Идентификация транспортного средства 1.3 Отсоединение аккумуляторной батареи 1.4 Общие правила проведения ремонтных работ 1.5 Условия работы и инструмент 1.6 Подъем автомобиля 1.7. Техническое обслуживание и уход 1.8 Смазочные материалы, герметики 1.9 Приемы работы с резьбовыми соединениями, болтами, гайками

2. Двигатель
2.0 Двигатель 2.1. Общее описание 2.2. Демонтаж и монтаж силового агрегата 2.3. Разборка и сборка двигателя 2.4. Головка блока цилиндров 2.5. Крышка механизма привода распределительного вала 2.6. Поршни и шатуны 2.7. Блок цилиндров 2.8. Коленчатый вал и маховик 2.9 Ременный шкив и гаситель крутильных колебаний коленчатого вала 2.12. Механизм привода распределительного вала 2.13. Гидравлические компенсаторы толкателей клапанов

3. Система смазки
3.0 Система смазки 3.1. Назначение системы смазки 3.2. Выбор масла для двигателя и его замена 3.3 Краткое описание устройства системы 3.4. Масляный насос 3.5 Снятие и установка масляного картера 3.6 Снятие и установка масляного фильтра 3.7 Масляный радиатор 3.8 Маслоизмерительный щуп 3.9 Маслопроводы турбодизельного двигателя

4. Система охлаждения
4.0 Система охлаждения 4.1. Охлаждающая жидкость 4.2. Радиатор 4.3. Насос охлаждающей жидкости 4.4 Приводной ремень 4.5 Вискомуфта вентилятора 4.6. Термостат 4.7. Проверка системы охлаждения и ее неисправности 4.8 Шланги системы охлаждения

5. Системы впрыска и выпуска отработавших газов
5.0 Системы впрыска и выпуска отработавших газов 5.1. Общее описание системы впрыска дизельного топлива 5.2. Снятие и установка ТНВД 5.3. Форсунки и корпуса форсунок 5.4 Снятие и установка смесительной камеры 5.5 Снятие и установка топливного фильтра 5.6 Снятие и установка воздушного фильтра 5.7. Турбокомпрессор 5.8. Свечи накаливания 5.9 Снятие и установка впускного коллектора 5.10. Система выпуска отработавших газов (ОГ)

6. Сцепление
6.0 Сцепление 6.1 Общее описание сцепления 6.2 Техническое обслуживание сцепления 6.3 Снятие сцепления 6.4 Ремонт сцепления 6.5 Установка сцепления 6.6. Снятие, ремонт и установка деталей привода сцепления 6.7 Прокачка гидропривода сцепления 6.8 Возможные неисправности сцепления

7. Механическая коробка передач
7.0 Механическая коробка передач 7.1 Снятие и установка коробки передач 7.2. Ремонт коробки передач 7.3 Проверка уровня масла в коробке передач и замена масла

8. Передний мост
8.0 Передний мост 8.1 Общее описание 8.2. Снятие и установка переднего моста 8.3. Снятие и установка нижних поперечных рычагов 8.4 Снятие и установка поворотного кулака 8.5. Ступицы передних колес и подшипники ступиц 8.6. Регулировка углов установки передних колес 8.7. Техническое обслуживание передней подвески

9. Задний мост и карданный вал
9.0 Задний мост и карданный вал 9.1. Снятие и установка заднего моста 9.2. Приводные полуоси 9.3 Манжета ведущей шестерни 9.4 Проверка уровня масла в картере заднего моста и замена масла 9.5 Карданный вал

10. Передняя и задняя подвески
10.0 Передняя и задняя подвески 10.1 Замена передней рессоры 10.2 Снятие и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости 10.3. Задние рессоры 10.4 Задние амортизаторы 10.5 Задний стабилизатор поперечной устойчивости

11. Рулевое управление
11.0 Рулевое управление 11.1. Рулевой механизм 11.2 Замена наконечников рулевых тяг и защитных чехлов 11.3. Проверка рулевого механизма 11.4. Обслуживание гидроусилителя 11.5 Клиновой ремень привода насоса гидроусилителя, замена ремня 11.6 Снятие и установка насоса гидроусилителя 11.7 Углы установки передних колес 11.8 Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Конструкция тормозной системы 12.2. Техническое обслуживание тормозной системы 12.3. Передние дисковые тормоза с плавающей скобой 12.4. Задние дисковые тормоза 12.5. Тормозные диски 12.6. Главный тормозной цилиндр 12.7. Стояночный тормоз 12.8. Вакуумный усилитель 12.9 Прокачка тормозов

13. Система электрооборудования
13.0 Система электрооборудования 13.1. Описание приборов для измерения напряжения, силы тока и сопротивления 13.2. Аккумуляторная батарея 13.3. Генератор переменного тока 13.4. Стартер 13.5. Освещение 13.6. Задние фонари 13.7. Указатели поворота и аварийная сигнализация 13.8 Фонарь освещения номерного знака 13.9. Стеклоочистители 13.10. Указатели и приборы

14. Шины и диски
14.0 Шины и диски 14.1 Размер дисков 14.2. Обозначение шин

15. Автоматическая коробка передач
15.0 Автоматическая коробка передач 15.1 Пуск двигателя автомобиля с автоматической КП буксировкой 15.2 Буксировка автомобиля с автоматической КП 15.3 Проверка автоматической КП 15.4 Снятие и установка КП 15.5 Уровень рабочей жидкости и ее замена 15.6 Снятие и установка картера 15.7 Блокиратор пуска

16. Карта технического обслуживания
16.0 Карта технического обслуживания

17. Приложения
17.0 Приложения 17.1. Приложение 1. Технические данные и характеристики 17.2 Приложение 2. Моменты затяжки соединений, Н·м

18. Схемы электрооборудования
18.0 Схемы электрооборудования 18.1 Cхемы 1-5 18.2 Схемы 6-10 18.3 Схемы 11-15 18.4 Схемы 16-20