Приемы работы с резьбовыми соединениями, болтами, гайками Мерседес Спринтер


 


На относительно новых автомобилях или двигателях практически не возникает проблем с откручиванием болтов, гаек, шпилек и т.д. Если автомобиль был в эксплуатации, то могут появиться проблемы с демонтажом резьбовых соединений, и особенно тех резьбовых соединений, которые длительное время подвергались агрессивному воздействию окружающей среды. Следующие указания помогут вам успешно преодолеть возникающие трудности.
При откручивании гаек со шпилек необходимо предварительно очищать выступающую над гайкой резьбовую часть шпильки с помощью металлической щетки с тем, чтобы удалить грязь и возможную ржавчину. Этим вы исключите прогон гайки по загрязненной резьбе. Перед откручиванием гайки нужно обработать очищенный участок резьбы растворителем ржавчины. Имеется множество подобных растворителей, поэтому всегда следуйте указаниям из прилагаемой инструкции по применению.
В случае откручивания болтов из приварных гаек кузова желательно и эти резьбовые соединения обработать растворителем ржавчины с внутренней стороны кузова. Головки подобных болтов, а также сами приварные гайки довольно часто отрываются.
Резьбовые винты с головками под обыкновенную либо крестовидную отвертку тоже могут сложно откручиваться. Крестовидные отвертки часто выскакивают из шлица, при этом повреждая его. Чтобы исключить подобные явления, можно воспользоваться отвертками под обычный либо крестовидный шлиц со сквозным, проходным через ручку отвертки, металлическим стержнем, установив в шлиц головки винта и постучав молотком по выступающему над ручкой отвертки ее металлическому стержню. В большинстве случаев подобный метод помогает ослабить резьбовое соединение, и винты легко откручиваются.

Угломерный диск (вверху) для угловой затяжки болтов и гаек. Болты и винты с Torx-головками (внизу)
Рис. 4. Угломерный диск (вверху) для угловой затяжки болтов и гаек. Болты и винты с Torx-головками (внизу)




В современном автомобилестроении находят все большее применение резьбовые крепежные элементы со специальными головками, которые по форме несколько напоминают крестовидные шлицевые головки, но тем не менее отличаются от таковых. Их называют Torx-головками (см. рис. 4). Затяжка и демонтаж подобных крепежных элементов производится с помощью специальных насадок, которые можно приобрести в комплекте инструмента. С этими насадками также могут использоваться воротки с «трещотками», удлинители и прочие приспособления.
Болты с головками типа внутренний шестигранник или внутренний многогранник также могут доставлять трудности в процессе откручивания. В качестве первой и необходимой меры следует хорошо очистить внутренний шестигранник/многогранник головки болта от грязи и пыли (например, с помощью небольшой отвертки) для того, чтобы вставной шестигранный либо многогранный ключ свободно входил на всю глубину в головку болта. По возможности следует использовать короткие вставки, по которым можно было бы постучать молотком с целью преодоления инерционного сопротивления резьбы перед началом откручивания. В некоторых случаях, однако, необходим специальный ключ под внутренний шестигранник. Иногда из-за малой длины рукоятки ключа возникают трудности при отворачивании болтов. Мы предлагаем следующее решение подобных затруднительных ситуаций: вставьте ключ в головку болта и наденьте на его рукоятку удлинитель, например какой-нибудь подходящий торцовый ключ. Удерживая ключ полностью посаженным в головку болта, начинайте его поворачивать за вставленный удлинитель. Благодаря этому исключается проворачивание вставного шестигранника в головке крепко сидящего болта по причине соскальзывания.

Трубный ключ
Рис. 11. Трубный ключ


Небольшие и хорошо доступные болты с головками под вставной шестигранник можно откручивать с использованием трубного ключа, один вариант которого показан на рис. 11, в тех случаях, когда кромки вставного шестигранного ключа подносились. Соблюдайте предосторожности при работе трубным ключом, чтобы не прищемить пальцы.

Использование гайкораскалывателя
Рис. 12. Использование гайкораскалывателя




Осложнения также могут возникать при откручивании гаек и болтов с закругленными гранями вследствие использования гаечных ключей несоответствующего размера. Чаще всего подобная ситуация имеет место на подержанных автомобилях. Такие гайки и болты можно попробовать отвернуть с помощью трубного (газового) ключа. В зависимости от имеющегося пространства подобные свернутые гайки можно разрубать зубилом либо распиливать ножовкой, пуская полотно вдоль резьбы. В этой связи рекомендуем использовать, если позволяет пространство, специальное гайкораскалывающее приспособление (гайкораскалыватель). Его принцип действия показан на рис. 12: при вращении болта гайка зажимается до тех пор, пока не лопнет, затем ее снимают в виде двух половинок. Преимущество такого приспособления заключаются в том, что оно не портит резьбу болта.

Предупреждение
Не оставляйте пальцы в месте, обозначенном стрелкой на рис. 11 , поскольку ручки ключа защелкиваются.

В руководстве часто упоминаются самоконтрящиеся гайки. Из самого названия гайки следует, что существует некое приспособление, затрудняющее самопроизвольное отворачивание гайки и которое зачастую разрушается при разборке соединения. Поэтому все самоконтрящиеся гайки нельзя использовать повторно.

Леворезьбовые винты-извлекатели
Рис. 13. Леворезьбовые винты-извлекатели




Иногда случается, что у болта обрывается головка. Для извлечения оставшейся резьбовой части болта из резьбового отверстия нужно просверлить отверстие по центру остатка болта, в которое закручивается специальный винт-извлекатель с левой резьбой. Леворезьбовые винты-извлекатели ( рис. 13), которые подобно болтам закручиваются в подготовленные отверстия, продаются в специализированных магазинах автопринадлежностей. В процессе затяжки такого винта его резьба начинает врезаться в тело обломка болта и увлекает его за собой, выкручивая из резьбового отверстия. Другая возможность извлечения обломка болта — сверление отверстия диаметром, близким к диаметру резьбового отверстия, в котором остался оборванный фрагмент болта, и последующее закручивание резьбонарезного метчика в рассверленное тело обломка.
Шпильки выкручиваются и закручиваются с помощью двух гаек, законтренных одна на другую на резьбовой части.
Разработанная резьба на алюминиевых деталях часто срывается при затяжке болтов. В таких случаях следует пользоваться специальными резьбовыми вставками. Эти вставки закручиваются в поврежденные резьбовые отверстия согласно указаниям инструкции, содержащейся на их упаковке, либо деталь с поврежденным резьбовым отверстием доставляется на СТО для нарезки новой резьбы.
Моменты затяжки резьбовых соединений
На резьбовой крепеж всех ответственных узлов и деталей указывается допустимый момент затяжки. Для обеспечения предписанных моментов затяжки следует пользоваться динамометрическим ключом со сменными головками/насадками, а иногда и с удлинителем. Во многих случаях невозможно подобраться к тому либо иному болту/гайке, чтобы воспользоваться динамометрическим ключом, или момент затяжки настолько мал, что его невозможно считать с индикатора динамометрического ключа. В таких случаях момент затяжки рассчитывается при затяжке (при наличии большого опыта) или контролируется «по чувству» сопротивления резьбы. Это относится в первую очередь к резьбовым соединениям диаметром 6 и 7 мм.


 



1. Общие сведения
1.0 Общие сведения 1.1 Введение 1.2 Идентификация транспортного средства 1.3 Отсоединение аккумуляторной батареи 1.4 Общие правила проведения ремонтных работ 1.5 Условия работы и инструмент 1.6 Подъем автомобиля 1.7. Техническое обслуживание и уход 1.8 Смазочные материалы, герметики 1.9 Приемы работы с резьбовыми соединениями, болтами, гайками

2. Двигатель
2.0 Двигатель 2.1. Общее описание 2.2. Демонтаж и монтаж силового агрегата 2.3. Разборка и сборка двигателя 2.4. Головка блока цилиндров 2.5. Крышка механизма привода распределительного вала 2.6. Поршни и шатуны 2.7. Блок цилиндров 2.8. Коленчатый вал и маховик 2.9 Ременный шкив и гаситель крутильных колебаний коленчатого вала 2.12. Механизм привода распределительного вала 2.13. Гидравлические компенсаторы толкателей клапанов

3. Система смазки
3.0 Система смазки 3.1. Назначение системы смазки 3.2. Выбор масла для двигателя и его замена 3.3 Краткое описание устройства системы 3.4. Масляный насос 3.5 Снятие и установка масляного картера 3.6 Снятие и установка масляного фильтра 3.7 Масляный радиатор 3.8 Маслоизмерительный щуп 3.9 Маслопроводы турбодизельного двигателя

4. Система охлаждения
4.0 Система охлаждения 4.1. Охлаждающая жидкость 4.2. Радиатор 4.3. Насос охлаждающей жидкости 4.4 Приводной ремень 4.5 Вискомуфта вентилятора 4.6. Термостат 4.7. Проверка системы охлаждения и ее неисправности 4.8 Шланги системы охлаждения

5. Системы впрыска и выпуска отработавших газов
5.0 Системы впрыска и выпуска отработавших газов 5.1. Общее описание системы впрыска дизельного топлива 5.2. Снятие и установка ТНВД 5.3. Форсунки и корпуса форсунок 5.4 Снятие и установка смесительной камеры 5.5 Снятие и установка топливного фильтра 5.6 Снятие и установка воздушного фильтра 5.7. Турбокомпрессор 5.8. Свечи накаливания 5.9 Снятие и установка впускного коллектора 5.10. Система выпуска отработавших газов (ОГ)

6. Сцепление
6.0 Сцепление 6.1 Общее описание сцепления 6.2 Техническое обслуживание сцепления 6.3 Снятие сцепления 6.4 Ремонт сцепления 6.5 Установка сцепления 6.6. Снятие, ремонт и установка деталей привода сцепления 6.7 Прокачка гидропривода сцепления 6.8 Возможные неисправности сцепления

7. Механическая коробка передач
7.0 Механическая коробка передач 7.1 Снятие и установка коробки передач 7.2. Ремонт коробки передач 7.3 Проверка уровня масла в коробке передач и замена масла

8. Передний мост
8.0 Передний мост 8.1 Общее описание 8.2. Снятие и установка переднего моста 8.3. Снятие и установка нижних поперечных рычагов 8.4 Снятие и установка поворотного кулака 8.5. Ступицы передних колес и подшипники ступиц 8.6. Регулировка углов установки передних колес 8.7. Техническое обслуживание передней подвески

9. Задний мост и карданный вал
9.0 Задний мост и карданный вал 9.1. Снятие и установка заднего моста 9.2. Приводные полуоси 9.3 Манжета ведущей шестерни 9.4 Проверка уровня масла в картере заднего моста и замена масла 9.5 Карданный вал

10. Передняя и задняя подвески
10.0 Передняя и задняя подвески 10.1 Замена передней рессоры 10.2 Снятие и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости 10.3. Задние рессоры 10.4 Задние амортизаторы 10.5 Задний стабилизатор поперечной устойчивости

11. Рулевое управление
11.0 Рулевое управление 11.1. Рулевой механизм 11.2 Замена наконечников рулевых тяг и защитных чехлов 11.3. Проверка рулевого механизма 11.4. Обслуживание гидроусилителя 11.5 Клиновой ремень привода насоса гидроусилителя, замена ремня 11.6 Снятие и установка насоса гидроусилителя 11.7 Углы установки передних колес 11.8 Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Конструкция тормозной системы 12.2. Техническое обслуживание тормозной системы 12.3. Передние дисковые тормоза с плавающей скобой 12.4. Задние дисковые тормоза 12.5. Тормозные диски 12.6. Главный тормозной цилиндр 12.7. Стояночный тормоз 12.8. Вакуумный усилитель 12.9 Прокачка тормозов

13. Система электрооборудования
13.0 Система электрооборудования 13.1. Описание приборов для измерения напряжения, силы тока и сопротивления 13.2. Аккумуляторная батарея 13.3. Генератор переменного тока 13.4. Стартер 13.5. Освещение 13.6. Задние фонари 13.7. Указатели поворота и аварийная сигнализация 13.8 Фонарь освещения номерного знака 13.9. Стеклоочистители 13.10. Указатели и приборы

14. Шины и диски
14.0 Шины и диски 14.1 Размер дисков 14.2. Обозначение шин

15. Автоматическая коробка передач
15.0 Автоматическая коробка передач 15.1 Пуск двигателя автомобиля с автоматической КП буксировкой 15.2 Буксировка автомобиля с автоматической КП 15.3 Проверка автоматической КП 15.4 Снятие и установка КП 15.5 Уровень рабочей жидкости и ее замена 15.6 Снятие и установка картера 15.7 Блокиратор пуска

16. Карта технического обслуживания
16.0 Карта технического обслуживания

17. Приложения
17.0 Приложения 17.1. Приложение 1. Технические данные и характеристики 17.2 Приложение 2. Моменты затяжки соединений, Н·м

18. Схемы электрооборудования
18.0 Схемы электрооборудования 18.1 Cхемы 1-5 18.2 Схемы 6-10 18.3 Схемы 11-15 18.4 Схемы 16-20