Двигатель Mercedes Мерседес Спринтер


 


208D (901.3)        601.943
208D (902.3)        601.943
308D (903.3)        601.943
408D (904.3)        601.943
212D (901.4)        602 DE 29 LA (602.980)
312D (903.4)        602 DE 29 LA (602.980)
412D (904.4)        602 DE 29 LA (602.980)
210D        602 DE 29 LA (602.980)
310D        602 DE 29 LA (602.980)
410D        602 DE 29 LA (602.980)
Тип        Дизельный с предкамерным впрыском и ТНВД Bosch. На двигателе 602 установлен турбокомпрессор
Число цилиндров:
- мод. 601        Четыре
- мод. 602        Пять

Порядок работы цилиндров:
- четырехцилиндровый        1—3—4—2
- пятицилиндровый        1—2—4—5—3
Расположение цилиндров        Рядное
Рабочий объем цилиндров, см3:
- мод. 601        2299
- мод. 602        2874
Диаметр цилиндра, мм        89,00
Ход поршня, мм        92,40
Степень сжатия        22:1

Максимальная мощность двигателя  при 3800 мин—1, кВт (л.с.):
- четырехцилиндрового         58 (79)
- пятицилиндрового         75 (102) или 90 (122)

Максимальный крутящий момент, Н·м:
- четырехцилиндрового двигателя        152 при 2300—3000 мин—1
- пятицилиндрового двигателя        250 при 2000 мин—1 или 280 при 2000—3000 мин—1

Коренные подшипники коленчатого вала двигателя:
- четырехцилиндрового        Пять подшипников скольжения с многослойными вкладышами
- пятицилиндрового               Шесть подшипников скольжения с многослойными  вкладышами
Расположение клапанов        Верхнее
Расположение распределительного вала        В головке блока цилиндров
Система охлаждения        Принудительной циркуляции, с насосом охлаждающей жидкости и термостатом с байпасным клапаном
Вентилятор системы охлаждения        Пластиковый с приводом от вискомуфты
Радиатор        Трубчатый
Система смазки        Под давлением, с шестеренчатым масляным насосом
Масляный фильтр        Комбинированный полнопоточный с перепускным клапаном
Воздушный фильтр        Сухой, с бумажным фильтрующим элементом

Блок цилиндров
Номинальный диаметр цилиндров, мм        89,00
Диаметр цилиндра, мм:
- класса А        89,000—89,006
- класса Х        89,006—89,012
- класса В        89,012—89,018
Максимально допустимый износ в продольном и поперечном направлении, мм        0,10
Допустимые значения овальности и конусности, мм:
- нового        0,014
- при пределе износа        0,07
Допустимая глубина неровностей/
- деформации поверхности, мм        0,003—0,006
Допустимая пульсация/ волнистость        50% глубины неровностей
Места измерения        Верхняя кромка, середина отверстия цилиндра и нижняя кромка в поперечном и продольном направлениях
Общая высота блока цилиндров (нового), мм        234,97—235,03
Минимальная высота после необходимой шлифовки, мм        234,60
Допустимая неровность стыковых поверхностей, мм:
- в продольном направлении        0,10
- в поперечном направлении        0,05
Максимальное отклонение от параллельности между верхней и нижней привалочными поверхностями, мм        0,05
Допустимая деформация поверхностного слоя, мм:
- верхней поверхности        0,006—0,016
- нижней поверхности        0,025
Давление опрессовки, кПа         150

Коленчатый вал
Допустимая овальность шеек и вкладышей
- шатунных подшипников, мм        0,005
Допустимая конусность вкладышей
- шатунных подшипников, мм        0,010
Допустимая конусность шатунных шеек, мм        0,015
Допустимое осевое биение установленных
- подшипников, мм        0,02
Радиусы перехода шейки коренного
- подшипника, мм        2,0—3,0
Радиус перехода шатунных шеек, мм        3,0—3,5
Допустимое радиальное и осевое биение
- заднего фланца коленчатого вала, мм        0,02
Допустимое биение шатунных шеек, мм:
- шейки II и IV        0,07
- шейки III        0,101
Допустимая неуравновешенность
- коленчатого вала, г·см        15
Диаметр шеек коленчатого вала, мм:
- номинальный размер        57,950—57,965
1-й ремонтный размер        57,700—57,715
2-й ремонтный размер        57,450—57,465
3-й ремонтный размер        57,200—57,215
4-й ремонтный размер        56,950—56,965
Ширина шейки, мм:
- номинальный размер        24,520—24,500
1-й ремонтный размер        24,730—24,700
2-й ремонтный размер        24,920—24,900
3-й ремонтный размер        25,020—25,000
Диаметр вкладышей шатунных подшипников, мм:
- номинальный размер        47,950—47,965
1-й ремонтный размер        47,700—47,715
2-й ремонтный размер        47,450—47,460
3-й ремонтный размер        47,200—46,965
4-й ремонтный размер        46,950—46,965
Ширина вкладышей шатунных подшипников, мм:
- номинальный размер        27,960—28,044
- ремонтные размеры        до 28,30
Внутренние диаметры подшипников, мм:
- коренных        62,500—62,519
- шатунных        51,600—51,619
Допустимая овальность внутреннего
- диаметра подшипников, мм        0,02
Радиальный зазор подшипников, мм:       
- коренных        0,031—0,073
- шатунных        0,031—0,073
- предельно допустимый износ        0,080
Осевой зазор подшипников, мм:
- коренных        0,10—0,25
- шатунных        0,12—0,26
- предельно допустимый износ для коренных
- подшипников        0,30
- предельно допустимый износ для шатунных
- подшипников        0,50
Вкладыши подшипников, мм:        коренных шатунных
- номинальный размер                          2,25        1,80
1-й ремонтный размер                        2,37        1,92
2-й ремонтный размер                        2,50        2,05
3-й ремонтный размер                        2,62        2,17
4-й ремонтный размер                        2,75        2,30
Допустимая неровность отверстия шатунного подшипника к отверстию втулки шатуна
- по отношению к длине 100 мм        0,10 мм
Допустимое отклонение параллельности осей отверстия шатунного подшипника к отверстию  втулки шатуна по отношению к длине 100 мм        0,045 мм
Допустимая разница масс шатунов в сборе в двигателе, г        5
Болты шатунов:
- резьба        М9х1
- диаметр резьбы, мм        7,4
- минимальный диаметр резьбы, мм        7,1
Момент затяжки        (30±5) Н·м, затем довернуть на 90—100

Поршни
Номинальный диаметр поршней, мм:
- класс А        88,970—88,976
- класс Х        более 88,975—88,983
- класс В        более 88,982—88,988
Зазор поршней, мм:
- новых        0,017—0,043
- пределно допустимый        0,12
Допустимая разница масс поршней
- в двигателе, г        4 (предельно допустимая — 10 )
Диаметр поршневых пальцев, мм        26,995—27,000
Зазор поршневых пальцев, мм:
- во втулке головки шатуна        0,018—0,029
- в поршне        0,004—0,015
Зазор в замках поршневых колец, мм:
- верхнее кольцо        0,20—0,40
- предельно допустимый        1,5
- среднее кольцо        0,20—0,40
- предельно допустимый        1,0
- нижнее кольцо        0,20—0,40
- предельно допустимый        1,0
Вертикальный зазор поршневых колец
- в канавках поршня, мм:
- верхнее кольцо        0,090—0,120
- предельно допустимый        0,20
- среднее кольцо        0,050—0,080
- предельно допустимый        0,15
- нижнее кольцо        0,030—0,065
- предельно допустимый        0,1

Головка блока цилиндров
Общая высота головки блока, мм        142,90—143,10
Максимально допустимая деформация
- привалочной поверхности, мм:
- продольная        0,08
- поперечная        0,00
Допустимое отклонение параллельности
- верхней поверхности к нижней в продольном направлении, мм        0,10
Допустимая глубина неровностей поверхностного слоя, мм        0,017
Глубина между кромкой тарелок клапанов и привалочной поверхностью головки блока, мм:       
- впускные клапаны        +0,17 до —0,23
- выпускные клапаны        +0,12 до —0,28
- с фрезерованными седлами клапанов        1,0 мм (все клапаны)

Распределительный вал
Число подшипников двигателя:
- четырехцилиндровый (601)        5
- пятицилиндровый (602)        6
Диаметр шеек, мм        30,944—30,950
Внутренний диаметр подшипников распределительного вала, мм:
- глубина неровностей        0,003—0,006
- допустимая овальность        0,012
Радиальный зазор подшипников распределительного вала, мм:
- нового        0,050—0,091
- предельно допустимый        0,11
Осевой зазор подшипников распределительного вала, мм:
- нового        0,07—0,15
- предельно допустимый        0,18

Клапаны
Диаметр тарелки, мм:
- впускных клапанов        37,90—38,10
- выпускных клапанов        34,90—35,10
Угол фаски седла клапана        45о+15'
Диаметр стержня, мм:       
- впускных клапанов        7,970—7,955
- выпускных клапанов        8,960—8,945
Длина, мм:
- впускных клапанов        106,50—106,30
- выпускных клапанов        106,50—106,30
Ширина седла, мм:
- впускных клапанов        2,5
- выпускных клапанов        3,5
Обозначение:
- впускных клапанов        Е 601 02
- выпускных клапанов        А 601 02

Седла клапанов
Ширина седла, мм:
- впускных клапанов        2,5
- выпускных клапанов        3,5
Угол фаски седла клапана        45о+15'
Верхний компенсационный угол, град        15
Нижний компенсационный угол, град        60
Обработка        Фрезерование или шлифование

Кольца седел клапанов
Внешний номинальный диаметр колец  седел клапанов, мм:
- впускных         40,100—40,084
- выпускных         37,100—37,084
Ширина колец седел клапанов, мм:
- впускных        33,400—33,600
- выпускных        30,400—30,600
Диаметр отверстия в головке  блока цилиндров, мм:
- впускных клапанов        40,000—40,016
- выпускных клапанов        37,000—37,016
Высота седел клапанов, мм:
- впускных        6,97—7,00
- выпускных        6,97—7,00
Верхняя кромка колец седел клапанов к привалочной поверхности головки блока цилиндров, мм:
- впускных        2,37—2,25
- выпускных        2,44—2,25

Пружины клапанов
Обозначение        Желто-зеленый или пурпурно-зеленый
Внешний диаметр, мм        33,20
Диаметр проволоки, мм        4,25
Длина в свободном состоянии, мм        50,80
Длина при нагрузке 72—77 кг, мм        27,00
Предельно допустимый износ, мм        27,00 при 65 кг

Направляющие втулки клапанов
Наружный диаметр направляющих втулок впускных клапанов, мм:
- номинальный        14,044—14,051
- ремонтный размер        14,214—14,222
Внутренний диаметр направляющих втулок впускных клапанов, мм        8,000—8,015
Отверстие в головке блока цилиндров, мм:
- номинальный        14,030—14,035
- ремонтный размер        14,198—14,203
Допуск горячей посадки в отверстие, мм:
- номинальный        0,009—0,021
- ремонтный размер        0,011—0,024
Наружный диаметр направляющих втулок выпускных клапанов, мм:
- номинальный        14,044—14,051
- ремонтный размер        14,214—14,222
Внутренний диаметр направляющих втулок выпускных клапанов, мм        9,999—9,015
Диаметр отверстия в головке блока цилиндров, мм:
- номинальный        14,030—14,035
- ремонтный размер        14,198—14,203
Допуск горячей посадки в отверстие, мм:
- номинальный        0,009—0,021
- ремонтный размер        0,011—0,024

1 Коленчатый вал с шейками I и V (двигатель 601) или I и IV (двигатель 602) вложены в призмы, при проворачивании вала.
2 Коленчатый вал с шейками I и V (двигатель 601) или I и IV (двигатель 602) вложены в призмы, при проворачивании вала.


 



1. Общие сведения
1.0 Общие сведения 1.1 Введение 1.2 Идентификация транспортного средства 1.3 Отсоединение аккумуляторной батареи 1.4 Общие правила проведения ремонтных работ 1.5 Условия работы и инструмент 1.6 Подъем автомобиля 1.7. Техническое обслуживание и уход 1.8 Смазочные материалы, герметики 1.9 Приемы работы с резьбовыми соединениями, болтами, гайками

2. Двигатель
2.0 Двигатель 2.1. Общее описание 2.2. Демонтаж и монтаж силового агрегата 2.3. Разборка и сборка двигателя 2.4. Головка блока цилиндров 2.5. Крышка механизма привода распределительного вала 2.6. Поршни и шатуны 2.7. Блок цилиндров 2.8. Коленчатый вал и маховик 2.9 Ременный шкив и гаситель крутильных колебаний коленчатого вала 2.12. Механизм привода распределительного вала 2.13. Гидравлические компенсаторы толкателей клапанов

3. Система смазки
3.0 Система смазки 3.1. Назначение системы смазки 3.2. Выбор масла для двигателя и его замена 3.3 Краткое описание устройства системы 3.4. Масляный насос 3.5 Снятие и установка масляного картера 3.6 Снятие и установка масляного фильтра 3.7 Масляный радиатор 3.8 Маслоизмерительный щуп 3.9 Маслопроводы турбодизельного двигателя

4. Система охлаждения
4.0 Система охлаждения 4.1. Охлаждающая жидкость 4.2. Радиатор 4.3. Насос охлаждающей жидкости 4.4 Приводной ремень 4.5 Вискомуфта вентилятора 4.6. Термостат 4.7. Проверка системы охлаждения и ее неисправности 4.8 Шланги системы охлаждения

5. Системы впрыска и выпуска отработавших газов
5.0 Системы впрыска и выпуска отработавших газов 5.1. Общее описание системы впрыска дизельного топлива 5.2. Снятие и установка ТНВД 5.3. Форсунки и корпуса форсунок 5.4 Снятие и установка смесительной камеры 5.5 Снятие и установка топливного фильтра 5.6 Снятие и установка воздушного фильтра 5.7. Турбокомпрессор 5.8. Свечи накаливания 5.9 Снятие и установка впускного коллектора 5.10. Система выпуска отработавших газов (ОГ)

6. Сцепление
6.0 Сцепление 6.1 Общее описание сцепления 6.2 Техническое обслуживание сцепления 6.3 Снятие сцепления 6.4 Ремонт сцепления 6.5 Установка сцепления 6.6. Снятие, ремонт и установка деталей привода сцепления 6.7 Прокачка гидропривода сцепления 6.8 Возможные неисправности сцепления

7. Механическая коробка передач
7.0 Механическая коробка передач 7.1 Снятие и установка коробки передач 7.2. Ремонт коробки передач 7.3 Проверка уровня масла в коробке передач и замена масла

8. Передний мост
8.0 Передний мост 8.1 Общее описание 8.2. Снятие и установка переднего моста 8.3. Снятие и установка нижних поперечных рычагов 8.4 Снятие и установка поворотного кулака 8.5. Ступицы передних колес и подшипники ступиц 8.6. Регулировка углов установки передних колес 8.7. Техническое обслуживание передней подвески

9. Задний мост и карданный вал
9.0 Задний мост и карданный вал 9.1. Снятие и установка заднего моста 9.2. Приводные полуоси 9.3 Манжета ведущей шестерни 9.4 Проверка уровня масла в картере заднего моста и замена масла 9.5 Карданный вал

10. Передняя и задняя подвески
10.0 Передняя и задняя подвески 10.1 Замена передней рессоры 10.2 Снятие и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости 10.3. Задние рессоры 10.4 Задние амортизаторы 10.5 Задний стабилизатор поперечной устойчивости

11. Рулевое управление
11.0 Рулевое управление 11.1. Рулевой механизм 11.2 Замена наконечников рулевых тяг и защитных чехлов 11.3. Проверка рулевого механизма 11.4. Обслуживание гидроусилителя 11.5 Клиновой ремень привода насоса гидроусилителя, замена ремня 11.6 Снятие и установка насоса гидроусилителя 11.7 Углы установки передних колес 11.8 Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Конструкция тормозной системы 12.2. Техническое обслуживание тормозной системы 12.3. Передние дисковые тормоза с плавающей скобой 12.4. Задние дисковые тормоза 12.5. Тормозные диски 12.6. Главный тормозной цилиндр 12.7. Стояночный тормоз 12.8. Вакуумный усилитель 12.9 Прокачка тормозов

13. Система электрооборудования
13.0 Система электрооборудования 13.1. Описание приборов для измерения напряжения, силы тока и сопротивления 13.2. Аккумуляторная батарея 13.3. Генератор переменного тока 13.4. Стартер 13.5. Освещение 13.6. Задние фонари 13.7. Указатели поворота и аварийная сигнализация 13.8 Фонарь освещения номерного знака 13.9. Стеклоочистители 13.10. Указатели и приборы

14. Шины и диски
14.0 Шины и диски 14.1 Размер дисков 14.2. Обозначение шин

15. Автоматическая коробка передач
15.0 Автоматическая коробка передач 15.1 Пуск двигателя автомобиля с автоматической КП буксировкой 15.2 Буксировка автомобиля с автоматической КП 15.3 Проверка автоматической КП 15.4 Снятие и установка КП 15.5 Уровень рабочей жидкости и ее замена 15.6 Снятие и установка картера 15.7 Блокиратор пуска

16. Карта технического обслуживания
16.0 Карта технического обслуживания

17. Приложения
17.0 Приложения 17.1. Приложение 1. Технические данные и характеристики 17.2 Приложение 2. Моменты затяжки соединений, Н·м

18. Схемы электрооборудования
18.0 Схемы электрооборудования 18.1 Cхемы 1-5 18.2 Схемы 6-10 18.3 Схемы 11-15 18.4 Схемы 16-20