Ременный шкив и гаситель крутильных колебаний коленчатого вала Мерседес Спринтер




Коленчатый вал и сопрягаемые с ним детали на примере двигателя 602 (аналогичные детали используются и на 601-м двигателе)
Рис. 76. Коленчатый вал и сопрягаемые с ним детали на примере двигателя 602 (аналогичные детали используются и на 601-м двигателе): 1 — болт крепления звездочки цепного привода на коленчатом валу; 2 — шайба болта крепления звездочки цепного привода; 3 — демпфер крутильных колебаний (если он установлен); 4 — спаренная приводная звездочка; 5 — шпонка; 6 — вкладыши подшипников коленчатого вала; 7 — коленчатый вал; 8 — регулировочные упорные полукольца, 5 размерных групп; 9 — посадочный штифт; 10 — дистанционная шайба; 11 — радиальный шариковый подшипник; 12 — шайба; 13 — комбинированный двухмассовый маховик; 14 — болт крепления маховика; 15 — стопорная пластина; 16 — маховик, стандартное исполнение; 17 — зубчатый венец маховика; 18 — ступица виброгасителя (если она установлена); 19 — установочный штифт; 20 — шайба; 21 — болт крепления виброгасителя/ ременного шкива к ступице (если он установлен); 22 — ступица виброгасителя (если она установлена); 23 — ременный шкив (если он установлен); 24 — болт крепления виброгасителя и ременного шкива




Передний фланец коленчатого вала (без гасителя крутильных колебаний)
Рис. 90. Передний фланец коленчатого вала (без гасителя крутильных колебаний): 1 — ременный шкив; 2 — болт с головкой под внутренний шестигранник, 23 Н·м; 3 — шайба болта крепления ременного шкива; 4 — болт крепления ременного шкива, 200 Н·м + 90°; 5 — посадочный штифт; 6 — ступица; 7 — передняя манжета коленчатого вала; 8 — шпонки (2 штуки); 9 — коленчатый вал; 10 — звездочка привода распределительного вала; 11 — крышка механизма привода распределительного вала




Передний фланец коленчатого вала (с гасителем крутильных колебаний)
Рис. 91. Передний фланец коленчатого вала (с гасителем крутильных колебаний): 1 — ременный шкив; 2 — болт с головкой под внутренний шестигранник, 23 Н·м; 3 — шайба болта крепления ременного шкива и гасителя крутильных колебаний; 4 — болт крепления ременного шкива и гасителя крутильных колебаний, 200 Н·м + 90°; 5 — гаситель крутильных колебаний; 6 — посадочный штифт; 7 — ступица; 8 — передняя манжета коленчатого вала; 9 — шпонки (2 штуки); 10 — коленчатый вал; 11 — звездочка привода распределительного вала; 12 — крышка механизма привода распределительного вала




Двигатель комплектуют одним ременным шкивом и одним гасителем крутильных колебаний. Как видно на рис. 76, не все ременные шкивы имеют одинаковое исполнение. Крепежные отверстия гасителя крутильных колебаний находятся в зацеплении с ременным шкивом через установочный штифт, входящий в соответствующее отверстие ременного шкива. Способ монтажа отдельных деталей систем гашения крутильных колебаний на обоих типах двигателей представлены на рис. 90 и 91. На старых двигателях аналогичной конструкции под центральный болт подкладывали три эластичные шайбы. Теперь от этих шайб отказались и лишь один болт удерживает детали на коленчатом валу. Если ременный шкив и гаситель крутильных колебаний выполняются как отдельные детали, то ременный шкив крепится болтами к гасителю крутильных колебаний. Шкала и указатель ВМТ находятся на гасителе крутильных колебаний.
Для снятия и установки деталей необходимо выполнять следующие операции:
- снять шумоизоляционную обивку в нижней части автомобиля, а также узлы и детали передка автомобиля с тем, чтобы обеспечить свободный доступ к ременному шкиву;
- ослабить натяжение и снять поликлиновой ремень, как описано выше в соответствующей главе;
- зафиксировать коленчатый вал от проворачивания. Для этого можно включить любую передачу и включить стояночный тормоз. В ином случае можно снять стартер и заблокировать соответствующим образом зубчатый венец маховика (либо ведущего диска — в случае наличия автоматической коробки передач);
- снять ременный шкив коленчатого вала вместе с гасителем крутильных колебаний, если они закреплены на одной ступице (см. левую нижнюю часть рис. 76). Отвернув болты во внутренней полости ременного шкива, можно снимать детали;
- вывернуть болт крепления ременного шкива, если на двигателе установлены детали, показанные на нижней левой части рис. 76, либо отвернуть болт по центру гасителя крутильных колебаний, если на двигателе установлены детали, показанные на том же рисунке вверху. Если ступицу не удается снять с помощью обычного инструмента, то воспользуйтесь каким-нибудь подходящим съемником.
Каждый ременный шкив имеет определенный диаметр, согласованный с конкретным типом двигателя. Об этом следует помнить, если надо заменить шкив. При монтаже ступицы коленчатого вала и ременного шкива либо при монтаже гасителя крутильных колебаний следует поступать следующим образом:
- повернуть коленчатый вал до совпадения шпоночных канавок на коленчатом валу и ступице, вставить шпонку в канавку и посадить на вал ступицу либо комбинированный шкив/гаситель крутильных колебаний;
- надеть специальную шайбу на болт крепления ременного шкива либо комбинированного шкива/ гасителя крутильных колебаний, обильно смазать его резьбовую часть, затянуть моментом 200 Н·м, а затем окончательно еще на 1/4 оборота. Коленчатый вал должен быть при этом зафиксирован от проворачивания;
- установить гаситель крутильных колебаний и шкив в том случае, если двигатель укомплектован, как показано на нижней левой части рис. 76. Болты внутри шкива затягивать моментом 25 Н·м;
- установить и натянуть поликлиновой ремень, как описано в соответствующем подразделе;
- выполнить остальные работы в последовательности, обратной снятию.