Система охлаждения Мерседес Спринтер


 


4.1. Охлаждающая жидкость
  4.1.1. Замена охлаждающей жидкости
  4.1.2. Антифриз
4.2. Радиатор
  4.2.1. Проверка радиатора
  4.2.2. Снятие и установка радиатора
4.3. Насос охлаждающей жидкости
  4.3.1. Снятие и установка насоса охлаждающей жидкости
4.4. Приводной ремень
4.5. Вискомуфта вентилятора
4.6. Термостат
  4.6.1. Нарушения в работе термостата
  4.6.2. Проверка термостата
4.7. Проверка системы охлаждения и ее неисправности
  4.7.1. Проверка системы охлаждения
  4.7.2. Проверка датчика уровня охлаждающей жидкости
  4.7.3. Перегрев двигателя
  4.7.4. Проверка плотности охлаждающей жидкости
4.8. Шланги системы охлаждения




Только 1/4 часть всей энергии, полученной от сгорания топлива, идет на совершение полезной работы. Остальная энергия переходит в тепловую энергию, теряется с отработавшими газами и отводится системой охлаждения.
Охлаждающая жидкость циркулирует под действием насоса, который, как и прочие дополнительные агрегаты, приводится в действие ременной передачей от коленчатого вала.
Для регулирования теплового режима системы охлаждения служит термостат, расположенный в специальном корпусе. В зависимости от необходимой степени охлаждения термостат регулирует циркуляцию жидкости через радиатор. Различают три фазы работы термостата: прогрев (охлаждающая жидкость не поступает в радиатор), рабочий режим (переменная циркуляция жидкости через радиатор) и максимальное охлаждение (вся жидкость проходит через радиатор).

Вискомуфта вентилятора системы охлаждения (поперечный разрез)
Рис. 134. Вискомуфта вентилятора системы охлаждения (поперечный разрез): 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — контактный штифт; 4 — втулка подшипника; 5 — биметаллический элемент; 6 — клапан; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — шариковый подшипник; 9 — приводной диск; А — предварительная камера; В — рабочая камера




Для более эффективного охлаждения жидкости, проходящей через радиатор, за ним установлен вентилятор. Он дополняет охлаждающее действие встречного потока воздуха при движении, прогоняя его через радиатор. Вентилятор приводится в действие через вискомуфту, расположенную по центру крыльчатки и управляемую в зависимости от температуры биметаллической пружиной. Специальный силиконовый наполнитель в вискомуфте приводит в движение вентилятор, когда необходимо охлаждение. При холодном двигателе приводной механизм вискомуфты разомкнут и вентилятор вращается на малых оборотах. При повышении рабочей температуры до 85–90° С механизм вискомуфты срабатывает и частоты вращения вентилятора и двигателя становятся равными. На рис. 134 показано внутреннее устройство данного механизма.
Низкий уровень охлаждающей жидкости

Контрольная лампа давления масла
Рис. 121. Контрольная лампа давления масла




Расположение расширительного бачка системы охлаждения
Рис. 135. Расположение расширительного бачка системы охлаждения




Если при разгоне автомобиля или при прохождении поворота загорается контрольная лампа в комбинации приборов (справа от лампы давления масла, показанной на рис. 121), количество охлаждающей жидкости в системе недостаточно. В этом случае следует остановить автомобиль и долить охлаждающую жидкость через наливное отверстие расширительного бачка. На рис. 135 показан расширительный бачок радиатора, который часто выполнен непрозрачным. Поэтому для проверки уровня жидкости нужно отвернуть пробку (горячий двигатель должен остыть, температура охлаждающей жидкости не должна быть выше 50° С) и долить жидкость. Если для доливки потребуется более 0,75 л, надо проверить соединения системы. С большой долей вероятности можно предположить, что в ней есть утечки охлаждающей жидкости.
В бачке расположен датчик уровня охлаждающей жидкости. Если уровень находится ниже метки MIN, контакты датчика замыкаются и загорается контрольная лампа в комбинации приборов. Через патрубок, отходящий снизу расширительного бачка, охлаждающая жидкость поступает в систему или, наоборот, обратно в бачок в зависимости от объема залитой жидкости. Верхний патрубок служит для вентиляции. Система охлаждения вентилируется самостоятельно через шаровой клапан в термостате. Крышка расширительного бачка регулирует давление в системе.
В систему охлаждения залит антифриз, объем которого зависит от типа двигателя и комплектации автомобиля кондиционером.
Насос охлаждающей жидкости закреплен четырьмя болтами через уплотнительное кольцо на блоке цилиндров. Насос не ремонтируется.



 



1. Общие сведения
1.0 Общие сведения 1.1 Введение 1.2 Идентификация транспортного средства 1.3 Отсоединение аккумуляторной батареи 1.4 Общие правила проведения ремонтных работ 1.5 Условия работы и инструмент 1.6 Подъем автомобиля 1.7. Техническое обслуживание и уход 1.8 Смазочные материалы, герметики 1.9 Приемы работы с резьбовыми соединениями, болтами, гайками

2. Двигатель
2.0 Двигатель 2.1. Общее описание 2.2. Демонтаж и монтаж силового агрегата 2.3. Разборка и сборка двигателя 2.4. Головка блока цилиндров 2.5. Крышка механизма привода распределительного вала 2.6. Поршни и шатуны 2.7. Блок цилиндров 2.8. Коленчатый вал и маховик 2.9 Ременный шкив и гаситель крутильных колебаний коленчатого вала 2.12. Механизм привода распределительного вала 2.13. Гидравлические компенсаторы толкателей клапанов

3. Система смазки
3.0 Система смазки 3.1. Назначение системы смазки 3.2. Выбор масла для двигателя и его замена 3.3 Краткое описание устройства системы 3.4. Масляный насос 3.5 Снятие и установка масляного картера 3.6 Снятие и установка масляного фильтра 3.7 Масляный радиатор 3.8 Маслоизмерительный щуп 3.9 Маслопроводы турбодизельного двигателя

4. Система охлаждения
4.0 Система охлаждения 4.1. Охлаждающая жидкость 4.2. Радиатор 4.3. Насос охлаждающей жидкости 4.4 Приводной ремень 4.5 Вискомуфта вентилятора 4.6. Термостат 4.7. Проверка системы охлаждения и ее неисправности 4.8 Шланги системы охлаждения

5. Системы впрыска и выпуска отработавших газов
5.0 Системы впрыска и выпуска отработавших газов 5.1. Общее описание системы впрыска дизельного топлива 5.2. Снятие и установка ТНВД 5.3. Форсунки и корпуса форсунок 5.4 Снятие и установка смесительной камеры 5.5 Снятие и установка топливного фильтра 5.6 Снятие и установка воздушного фильтра 5.7. Турбокомпрессор 5.8. Свечи накаливания 5.9 Снятие и установка впускного коллектора 5.10. Система выпуска отработавших газов (ОГ)

6. Сцепление
6.0 Сцепление 6.1 Общее описание сцепления 6.2 Техническое обслуживание сцепления 6.3 Снятие сцепления 6.4 Ремонт сцепления 6.5 Установка сцепления 6.6. Снятие, ремонт и установка деталей привода сцепления 6.7 Прокачка гидропривода сцепления 6.8 Возможные неисправности сцепления

7. Механическая коробка передач
7.0 Механическая коробка передач 7.1 Снятие и установка коробки передач 7.2. Ремонт коробки передач 7.3 Проверка уровня масла в коробке передач и замена масла

8. Передний мост
8.0 Передний мост 8.1 Общее описание 8.2. Снятие и установка переднего моста 8.3. Снятие и установка нижних поперечных рычагов 8.4 Снятие и установка поворотного кулака 8.5. Ступицы передних колес и подшипники ступиц 8.6. Регулировка углов установки передних колес 8.7. Техническое обслуживание передней подвески

9. Задний мост и карданный вал
9.0 Задний мост и карданный вал 9.1. Снятие и установка заднего моста 9.2. Приводные полуоси 9.3 Манжета ведущей шестерни 9.4 Проверка уровня масла в картере заднего моста и замена масла 9.5 Карданный вал

10. Передняя и задняя подвески
10.0 Передняя и задняя подвески 10.1 Замена передней рессоры 10.2 Снятие и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости 10.3. Задние рессоры 10.4 Задние амортизаторы 10.5 Задний стабилизатор поперечной устойчивости

11. Рулевое управление
11.0 Рулевое управление 11.1. Рулевой механизм 11.2 Замена наконечников рулевых тяг и защитных чехлов 11.3. Проверка рулевого механизма 11.4. Обслуживание гидроусилителя 11.5 Клиновой ремень привода насоса гидроусилителя, замена ремня 11.6 Снятие и установка насоса гидроусилителя 11.7 Углы установки передних колес 11.8 Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Конструкция тормозной системы 12.2. Техническое обслуживание тормозной системы 12.3. Передние дисковые тормоза с плавающей скобой 12.4. Задние дисковые тормоза 12.5. Тормозные диски 12.6. Главный тормозной цилиндр 12.7. Стояночный тормоз 12.8. Вакуумный усилитель 12.9 Прокачка тормозов

13. Система электрооборудования
13.0 Система электрооборудования 13.1. Описание приборов для измерения напряжения, силы тока и сопротивления 13.2. Аккумуляторная батарея 13.3. Генератор переменного тока 13.4. Стартер 13.5. Освещение 13.6. Задние фонари 13.7. Указатели поворота и аварийная сигнализация 13.8 Фонарь освещения номерного знака 13.9. Стеклоочистители 13.10. Указатели и приборы

14. Шины и диски
14.0 Шины и диски 14.1 Размер дисков 14.2. Обозначение шин

15. Автоматическая коробка передач
15.0 Автоматическая коробка передач 15.1 Пуск двигателя автомобиля с автоматической КП буксировкой 15.2 Буксировка автомобиля с автоматической КП 15.3 Проверка автоматической КП 15.4 Снятие и установка КП 15.5 Уровень рабочей жидкости и ее замена 15.6 Снятие и установка картера 15.7 Блокиратор пуска

16. Карта технического обслуживания
16.0 Карта технического обслуживания

17. Приложения
17.0 Приложения 17.1. Приложение 1. Технические данные и характеристики 17.2 Приложение 2. Моменты затяжки соединений, Н·м

18. Схемы электрооборудования
18.0 Схемы электрооборудования 18.1 Cхемы 1-5 18.2 Схемы 6-10 18.3 Схемы 11-15 18.4 Схемы 16-20