Обслуживание генератора Ниссан Патрол


 


Обслуживание генератора

 border=

Для выполнения описываемых ниже процедур потребуются вольтметр и амперметр с диапазоном измерения 80-0-80 А.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Следите за полярностью подсоединения батареи (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
  2. Не закорачивайте и не заземляйте общие с зарядным контуром клеммы.
  3. Перед подсоединением зарядного устройства отсоединяйте батарею.
  4. При использовании вспомогательной батареи подсоединяйте ее параллельно, т.е. плюс к плюсу, минус к минусу, чтобы общее выходное напряжение оставалось равным 12 В.
  5. Ни в коем случае не отсоединяйте батарею или клеммы зарядного контура при работающем двигателе.
  6. Регулярно проверяйте состояние и усилие натяжения приводного ремня(ей).
  7. Следите за чистотой клемм батареи и надежностью крепления всех контактных соединений.
  8. При выполнении электросварочных работ на автомобиле в обязательном порядке отключайте батарею и генератор.

Проверка на автомобиле

 border=

Если контрольная лампа заряда остается включенной после запуска двигателя и установки его оборотов на значении 1 000 в минуту, либо если имеются основания подозревать нарушение уровня заряда батареи в ту или иную сторону, выполните серию перечисленных ниже проверок.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Заглушите двигатель.
  2. Проверьте правильность регулировки натяжения приводного ремня(ей).
  3. Проверьте состояние плавкой вставки.
  4. Зачистите клеммы батареи. Подтяните все контактные соединения, проверяя электропроводку на короткое замыкание.
  5. Проверьте уровень заряда батареи. Если он мал, перезарядите батарею, либо замените ее.
  6. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
  7. Заглушите двигатель и отсоедините отрицательный провод от батареи.
  8. Отдайте гайку крепления выходной клеммы (ВАТ) генератора (на сопроводительной иллюстрации показан генератор двигателя 4.2 л), снимите шайбу и отсоедините выходной провод генератора.
 Обслуживание генератора Nissan Patrol 1 — клеммы разъема
2 — выходная клемма
  1. Подсоедините один из проводов амперметра 80-0-80 к выходной клемме генератора, второй - выходному проводу.
 border=

Не используйте для подсоединения проводов амперметра зажимы типа “крокодил”. Следует применять болтовые зажимы либо специальные хомуты - случайное отсоединение проводов во время проверки может привести к выходу из строя диодной сборки генератора.

  1. Подсоедините отрицательный провод к батарее, между клеммами батареи включите вольтметр.
  2. Подсоедините тахометр.
  3. Включите дальний свет головных фар. Оставьте фары включенными на время около пяти минут для снижения уровня заряда батареи и создания нагрузки на контур.
  4. Запустите двигатель и постепенно поднимите его обороты до значения около 2 500 в минуту. Показание амперметра должно составить около 75% от номинального значения данного генератора (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
  5. Выключите все осветительные приборы и сбросьте обороты двигателя до 2 000 в минуту, добиваясь падения показания прибора ниже уровня 10 А. Напряжение при этом должно попадать в промежуток от 14.1 до 14.7 В.

 border=

Если генератор не обеспечивает требуемые выходные характеристики, он должен быть снят для выполнения капитального ремонта или замены. Если измеренное напряжение выходит за оговоренные пределы, следует заменить регулятор напряжения.

Снятие и установка

Карбюраторные модели 4.2 л и 3.0 л

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
  2. Отдайте гайку выходной клеммы (ВАТ) генератора, снимите шайбу и отсоедините выходной провод.
  3. Отпустите зажим и рассоедините электрический разъем в задней части генератора.
  4. Отдайте болт клеммы Е и снимите с генератора шумоподавитель с проводом.
  5. Отдайте стопорный болт регулировки положения, снимите болтовую сборку с приводной ремень (ремни).
  6. На моделях 3.0 л, поддерживая генератор, отдайте крепежные болт с гайкой и снимите дистанционную втулку.
  7. На моделях 4.2 л, поддерживая генератор, отдайте крепежные болты.
  8. Снимите генератор с автомобиля.

Установка

Установка производится в обратном порядке.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Не перетягивайте с чрезмерным усилием приводной ремень (ремни).
  2. Проследите за надежность крепления контактных клемм и разъемов генератора.

Модели 4.2 л EFI (с 1992 г. вып.)

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
  2. Снимите с кронштейна топливный фильтр и отведите его в сторону от генератора.
  3. Отдайте крепежные болты и снимите с генератора кронштейн топливного фильтра.
  4. Отдайте стопорный болт регулировки положения генератора и болт крепления регулировочной скобы. Снимите скобу с генератора.
  5. Отсоедините от генератора электропроводку.
  6. Поддерживая генератор, отдайте его осевые болты. Снимите генератор с автомобиля.

Установка

Установка производится в обратном порядке.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Установите приводные ремни и отрегулируйте усилие их натяжения.
  2. Проследите за надежностью крепления электрических разъемов.
  3. Не забудьте подсоединить к кронштейну топливного фильтра провод заземления. .

Разборка

Карбюраторные модели 4.2 л и 3.0 л

Компоненты генератора двигателя 4.2 л

 Обслуживание генератора Nissan Patrol
1 — гайки
2 — шайбы
3 — шкив
4 — крыльчатка вентилятора
5 — дистанционная втулка
6 — крышка со стороны привода
7 — подшипник
8 — пластина
9 — винты
10 — ротор
11 — стопорное кольцо
12 — статор
13 — диодная сборка
14 — регулятор
15 — крышка со стороны скользящих колец
16 — болты
17 — изолятор
18 — пластмассовая крышка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите генератор с автомобиля.
  2. Отдайте крепежные винты и снимите (если таковая установлена) пластмассовую крышку с задней стороны генератора.
  3. Прочертите риску по крышке со стороны привода, статору и крышке со стороны скользящих колец, пометив тем самым положение компонентов друг относительно друга.
  4. Извлеките сквозные болты крепления крышки со стороны привода к крышке со стороны скользящих колец.
  5. Осторожно поддев подходящими рычагами, снимите сборку крышки со стороны скользящих колец со статором со сборки крышки со стороны привода с ротором. Во избежание повреждения статора, не вводите рычаги слишком глубоко.
 border=

Если сборка крышки со стороны скользящих колец со статором не поддается, имеет смысл прогреть ее в течение 3 ÷ 4 минут в районе выступа под установку подшипника мощным (200 Вт) паяльником.

  1. Зажмите сборку крышки со стороны привода с ротором в тиски мягкими губками и отдайте гайку крепления приводного шкива к ротору.
  2. Снимите шкив, крыльчатку вентилятора и дистанционную втулку вала ротора.
  3. При помощи молотка с мягким бойком выбейте сборку ротора из крышки и снимите с вала ротора дистанционную втулку.
  4. В случае необходимости отдайте винты крепления пластины держателя подшипника к крышке со стороны привода и осторожно извлеките подшипник из крышки.
  5. В случае необходимости снимите с вала ротора подшипник со стороны скользящих колец, для чего воспользуйтесь подходящим съемником.
  6. Отдайте гайки и снимите с крышки со стороны скользящих колец шайбу и изолятор.
  7. Снимите крышку со сборки статора.
  8. В случае необходимости отпаяйте от статора диодную сборку регулятор.
 border=

Старайтесь не перегревать контакты во избежание повреждения диодной сборки и/или регулятора. Зажмите провод плоскогубцами как можно ближе к месту спайки - плоскогубцы выполнят роль теплоотвода.

Модели 4.2 л EFI (с 1992 г. вып.)

Компоненты генератора моделей 4.2 л EFI

 Обслуживание генератора Nissan Patrol
1 — гайка
2 — шайба
3 — шкив
4 — щиток
5 — крышка со стороны привода
6 — подшипник
7 — пластина
8 — винты
9 — ротор
10 — статор
11 — шпильки
12 — компоненты щеткодержателя и регулятора
13 — диодная сборка
14 — изолятор
15 — крышка со стороны скользящих колец

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите генератор с автомобиля.
  2. Прочертите риску по крышке со стороны привода, статору и крышке со стороны скользящих колец, пометив тем самым положение компонентов друг относительно друга.
  3. Извлеките сквозные болты крепления крышки со стороны привода к крышке со стороны скользящих колец.
  4. Осторожно поддев подходящими рычагами, снимите сборку крышки со стороны скользящих колец со стороны привода с ротором. Во избежание повреждения статора, не вводите рычаги слишком глубоко.
 border=

Если сборка крышки со стороны скользящих колец со статором не поддается, имеет смысл прогреть ее в течение 3 ÷ 4 минут в районе выступа под установку подшипника мощным (200 Вт) паяльником.

  1. Зажмите сборку крышки со стороны привода с ротором в тиски мягкими губками.
  2. Отдайте гайку крепления приводного шкива к ротору и снимите шкив.
  3. При помощи молотка с мягким бойком выбейте сборку ротора из крышки и снимите с вала ротора дистанционную втулку.
  4. В случае необходимости отдайте винты крепления пластины держателя подшипника к крышке со стороны привода и осторожно извлеките подшипник из крышки.
  5. В случае необходимости снимите с вала ротора подшипник со стороны скользящих колец, для чего воспользуйтесь подходящим съемником.
  6. Отдайте гайки и снимите с крышки со стороны скользящих колец изолятор. Снимите крышку со сборки статора.
  7. В случае необходимости отдайте крепежные винты и снимите со статора выпрямитель, регулятор и щеточную сборку.

Чистка компонентов

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Во избежание повреждения обмоток не опускайте компоненты генератора в растворитель.
  2. Торцевые крышки можно промыть в керосине или другой чистящей жидкости после снятия с блока. Затем их следует тщательно просушить.
  3. Для удаления пыли с обмоток статора и ротора можно воспользоваться сжатым воздухом.
  4. Обгоревшие или поцарапанные скользящие контактные кольца могут быть отполированы при помощи тонкой наждачной бумаги.
  5. Протрите щетки и щеткодержатели смоченной в бензине ветошью. Осмотрите щеткодержатели, удалите с них заусеницы.
  6. Проверьте подшипники на наличие признаков износа, оцените свободу их вращения и состояние смазки. В случае необходимости замените.

Проверка состояния и исправности функционирования компонентов

 border=

Все подлежащие электрическим проверкам компоненты следует устанавливать на диэлектрические подставки.

Сборка ротора с обмотками возбуждения

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверка короткого замыкания обмоток на массу производится при помощи омметра. Подсоедините один из измерительных щупов прибора к одной из обмоток возбуждения/скользящих колец, а второй - к одному из полюсных наконечников ротора (см. сопроводительную иллюстрацию).
 Обслуживание генератора Nissan Patrol 1 — полюсный наконечник
2 — измерительные щупы
3 — ротор
4 — скользящие кольца
5 — омметр
  1. Если проводимость имеет место, а видимые причины короткого замыкания выявить и устранить не удается, замените сборку ротора.
  2. Для проверки сопротивления обмоток ротора подсоедините измерительные щупы омметра к скользящим кольцам (см. сопроводительную иллюстрацию). Если проводимость отсутствует, замените ротор.
 Обслуживание генератора Nissan Patrol 1 — ротор
2 — измерительные щупы
3 — скользящие кольца
4 — омметр
  1. Проверка статора производится при помощи лампы пробника и омметра.
  2. Провода статора необходимо отсоединить от сборки выпрямителя.
  3. Подсоедините один из измерительных щупов омметра к одному из проводов статора, второй щуп - ко второму проводу. Считайте показание прибора.
  4. Повторите измерение для оставшихся проводов, проверим тем самым все фазы.
  5. Если между результатами измерений имеется разница сборку статора необходимо заменить.
  6. Подсоедините провод-перемычку между отрицательной клеммой заряженной 12-вольной батареи и обмоточной рамой статора. Поочередно подсоединяйте один из проводов лампы-пробника ко всем проводам статора.
  7. Включение лапы пробника (неяркое свечение) следует расценивать как признак наличия короткого замыкания. Сборка статора при этом должна быть заменена.

Диодная сборка

 border=

Диодная сборка может быть проверена при помощи омметра после снятия ее со статора.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Подсоедините измерительные щупы омметра между корпусом и одним из контактов диодной сборки. Поменяйте порядок подсоединения щупов на обратный и удостоверьтесь, что проводимость имеет место только в одном направлении.
  2. Повторите проверку для всех остальных контактов сборки. Если условие проверки не выполняется (проводимость на каком-либо из контактов имеет место в обоих направлениях, либо вообще отсутствует), замените диодную сборку.

Щетки и щеточные пружины

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте пружины щеток на наличие признаков перегрева и деформацию. Проверьте свободу скольжения щеток в щеткодержателях.
  2. Измерьте длину щеток, сравните результат измерений с требованиями таблиц размеров и регулировок, в случае необходимости замените щетки.

Сборка

Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.

Карбюраторные модели 4.2 л и 3.0 л

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Установите новый подшипник в крышку со стороны привода, закрепите его пластиной держателя, затяните крепежные винты.
  2. Установите новый подшипник на ротор со стороны скользящих колец, - нажимать следует на внутреннюю обойму. Проследите за тем, чтобы канавка под установку стопорного кольца не попала под скользящие кольца.
  3. Установите стопорное кольцо с обращенной к скользящим кольцам стороны подшипника. Проследите, чтобы выступающая часть кольца оказалась расположенной в наиболее глубокой части канавки.
  4. При помощи паяльника и пары динногубцев (в качестве теплоотвода) припаяйте контакты диодной сборки и регулятора к сборке статора.
 border=

Во избежание выхода из строя диодов и/или регулятора старайтесь чрезмерно не перегревать контакты. Перед началом пайки удостоверьтесь в правильности размещения проводов диодной сборки.

  1. Установите сборку статора, выпрямителя и регулятора в крышку со стороны скользящих колец и наверните крепежные гайки.
  2. Установите крышку, шайбу и гайки на клемму ВАТ генератора.
  3. Зафиксируйте щетки в выступающем положении при помощи кусочка проволоки (распрямленной скрепки для бумаг), продетого в специальное отверстие в крышке со стороны скользящих колец.
  4. Зажмите ротор в тиски с мягкими губками и наденьте на его вал крышку со стороны скользящих колец в сборе с подшипником.
 border=

В случае необходимости прогрейте крышку в течение 3 ÷ 4 минут в районе установки подшипника мощным (200 Вт) паяльником.

  1. Наденьте на вал ротора крышку со стороны привода с подшипником. Проследите за правильностью установки дистанционной втулки.
  2. Добейтесь совмещения меток взаимного положения узлов генератора, затем вверните и прочно затяните сквозные болты.
  3. Наденьте на вал ротора дистанционную втулку, крыльчатку вентилятора, шкив и пружинную шайбу, затем наверните гайку и затяните ее с требуемым усилием.
  4. Снимите проволоку (скрепку), использованную для фиксации щеток в выступающем положении и вручную проверьте свободу вращения ротора.

Модели 4.2 л EFI (с 1992 г. вып.)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Установите новый подшипник в крышку со стороны привода, закрепите его пластиной держателя, затяните крепежные винты.
  2. Установите новый подшипник на ротор со стороны скользящих колец (напрессовывать следует внутреннюю обойму).
  3. Установите вал ротора в крышку со стороны привода (проследите за правильностью установки дистанционной втулки).
  4. Установите на вал ротора шкив и затяните гайку его крепления с усилием 49 ÷ 64 Нм.
  5. Зажмите сборку крышки со стороны привода с ротором в тиски с мягкими губками.
  6. Зафиксируйте щетки в выступающем положении при помощи кусочка проволоки, продетого в специальное отверстие в крышке со стороны скользящих колец.
  7. Наденьте на сборку ротора крышку со стороны привода с подшипником. Добейтесь совмещения меток взаимного положения узлов генератора.
  8. Вверните сквозные болты и затяните их с усилием 3 ÷ 4 Нм, извлеките проволоку (скрепку), использованную для фиксации щеток в выступающем положении, затем вручную проверьте свободу вращения ротора.

 



1. Автомобили серий Nissan Patrol и Ford Maverick
1.0 Автомобили серий Nissan Patrol и Ford Maverick 1.2 Идентификационные номера автомобиля 1.3 Приобретение запасных частей 1.4 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места 1.5 Автомобильные химикалии, масла и смазки 1.6 Поддомкрачивание автомобиля и смена колес 1.7 Запуск двигателя от вспомогательного источника 1.8 Буксировка

2. Диагностика неисправностей
2.0 Диагностика неисправностей 2.1 Диагностика отказов при запуске двигателя в дорожных условиях 2.2 Диагностика общих механических отказов двигателя 2.3 Диагностика неисправностей системы охлаждения 2.4 Диагностика неисправностей систем отопления и кондиционирования воздуха 2.5 Диагностика неисправностей системы питания 2.6 Диагностика неисправностей сцепления 2.7 Диагностика неисправностей ручной трансмиссии 2.8 Диагностика неисправностей автоматической трансмиссии 2.9 Диагностика неисправностей переднего моста 2.10 Диагностика неисправностей заднего моста 2.11 Диагностика неисправностей рулевого управления 2.12 Диагностика неисправностей передней подвески 2.13 Диагностика неисправностей задней подвески 2.14 Диагностика неисправностей тормозной системы 2.15 Диагностика неисправностей систем электрооборудования двигателя 2.16 Диагностика неисправностей бортового электрооборудования 2.17 Диагностика состояния шин и их протекторов

3. Настройки и текущее обслуживание
3.0 Настройки и текущее обслуживание 3.1 Смазка и обслуживание 3.2 Процедуры обслуживания колес 3.3 График текущего обслуживания автомобиля 3.4 Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания

4. Двигатель
4.0 Двигатель 4.1. Снятие и установка двигателя 4.2. 3.0 л

5. Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха
5.0 Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха 5.1 Обслуживание радиатора 5.2 Снятие, проверка функционирования и установка термостата 5.3 Снятие и установка водяного насоса 5.4 Замена сферических заглушек (выжимных пробок) 5.5 Обслуживание приводного ремня(ей) водяного насоса 5.6 Панель и привод управления отопителем и кондиционером воздуха 5.7 Снятие и установка электромотора вентилятора 5.8 Система кондиционирования воздуха

6. Системы питания и выпуска отработавших газов
6.0 Системы питания и выпуска отработавших газов 6.1. Снятие и установка воздухоочистителя и пылеотделителя предварительной очистки 6.2. впрыска топлива (EFI) и управления двигателем - модели 4.2 л выпуска после 1992 г. 6.3. Система выпуска отработавших газов

7. Системы снижения токсичности отработавших газов
7.0 Системы снижения токсичности отработавших газов 7.1 Система вентиляции картера 7.2 рециркуляции отработавших газов (EGR) - модели 3.0 л 7.3 Система управления качеством смеси во время деселерации 7.4 Система управления температурой всасываемого воздуха 7.5 Система улавливания топливных испарений (ECS)

8. Системы электрооборудования двигателя
8.0 Системы электрооборудования двигателя 8.1. Система зажигания 8.2. Системы заряда и запуска

9. Трансмиссия
9.0 Трансмиссия 9.1. Снятие и установка 9.2. Автоматическая трансмиссия 9.3. Раздаточная коробка 9.4. Карданные валы

10. Сцепление
10.0 Сцепление 10.1 Обслуживание сборки сцепления и механизма выключения сцепления 10.2 Обслуживание главного цилиндра 10.3 Обслуживание исполнительного цилиндра 10.4 Обслуживание сервопривода 10.5 Обслуживание педали сцепления 10.6 Прокачка гидравлической системы 10.7 Регулировки сцепления

11. Тормозная система
11.0 Тормозная система 11.1 Обслуживание главного тормозного цилиндра (ГТЦ) 11.2 Обслуживание вакуумного усилителя (сервопривода) тормозов 11.3 Обслуживание передних дисковых тормозных механизмов 11.4 Обслуживание задних барабанных тормозных механизмов 11.5 Обслуживание задних дисковых тормозных механизмов 11.6 Прокачка гидравлической системы 11.7 Обслуживание педали тормоза 11.8 Снятие и установка клапана - регулятора давления 11.9 Обслуживание стояночного тормоза

12. Передний и задний мосты, ходовая часть и рулевое управление
12.0 Передний и задний мосты, ходовая часть и рулевое управление 12.1. Обслуживание ступиц передних колес и приводных валов 12.2. Передняя подвеска рессорного типа 12.3. Передняя подвеска на винтовых пружинах 12.4. Задние мост и подвеска 12.5. Задняя подвеска рессорного типа 12.6. Задняя подвеска на винтовых пружинах 12.7. Рулевое управление

13. Кузов
13.0 Кузов 13.1 Уход за кузовом 13.2 Удаление пятен различного происхождения с виниловой обивки и панелей отделки салона 13.3 Уход за обивкой и ковриками салона 13.4 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 13.5 Ремонт значительных повреждений кузова 13.6 Замена ветрового стекла и фиксированных оконных стекол 13.7 Обслуживание передних дверей 13.8 Обслуживание задних дверей 13.9 Снятие и установка капота 13.10 Обслуживание дверей задка моделей Хардтоп (Hardtop) и Универсал (Station Wagon) 13.11 Обслуживание двери задка моделей Утилити (Фургон) (Utility) 13.12 Снятие и установка решетки радиатора 13.13 Снятие и установка центральной консоли 13.14 Снятие и установка передних сидений 13.15 Снятие и установка заднего сиденья 13.16 Обслуживание ремней безопасности 13.17 Снятие и установка панели приборов

14. Бортовое электрооборудование
14.0 Бортовое электрооборудование 14.2 Снятие и установка нажимной кнопки клаксона 14.3 Выключатели 14.4 Сигнальные и осветительные приборы 14.5 Снятие и установка комбинации приборов 14.6 Обслуживание датчика спидометра 14.7 Обслуживание аудиосистемы 14.8 Снятие и установка мотора вентилятора отопителя 14.9 Обслуживание очистителей ветрового стекла 14.10 Обслуживание очистителя заднего стекла 14.11 Предохранители, плавкие вставки и реле 14.12 Электропроводка питания электрооборудования прицепа 14.13 Схемы электрических соединений