Система питания бензиновых двигателей Сааб 95


 


Система питания бензиновых двигателей

Принцип функционирования системы управления впрыском топлива

Общая информация

Топливо засасывается из топливного бака электрическим топливным насосом и подаётся через топливный фильтр к топливной распределительной магистрали. Регулятор давления обеспечивает поддержание давления в топливной системе на уровне 3.0 атм.

Через электроуправляемые инжекторы топливо импульсно впрыскивается во впускной трубопровод, расположенный непосредственно перед впускными клапанами двигателя. Блок управления двигателем производит последовательное управление инжекторами в соответствии с порядком зажигания, регулирует время впрыска и тем самым количество впрыскиваемого топлива.

Воздух, необходимый для образования топливной смеси, засасывается двигателем через воздушный фильтр и поступает через дроссельную заслонку, воздухораспределитель и впускной трубопровод к впускным клапанам. Количество всасываемого воздуха регулируется дроссельной заслонкой, приводимой тросом от педали газа. Объём всасываемого воздуха определяется датчиком воздушного потока (MAF). Для увеличения мощности двигателя установлен турбокомпрессор, приводимый потоком выпускных газов.

Блок управления двигателем определяет оптимальное время зажигания, момент впрыска и количество впрыскиваемого топлива согласованно с другими системами автомобиля.

Информация от других датчиков и управляющие напряжения, поступающие к исполнительным органам, обеспечивают оптимальную работу двигателя в любой ситуации. Если некоторые датчики выходят из строя, блок управления переключается в режим аварийной программы, чтобы исключить возможное повреждение двигателя и обеспечить дальнейшее движение автомобиля.

Расположение компонентов систем управления бензиновыми двигателями указано на иллюстрациях.

Расположение компонентов системы управления 4-цилиндровым двигателем

 Система питания бензиновых двигателей Saab 95

1 — Датчик положения педали газа (APP)
2 — Датчик положения педали тормоза (BPP) – на педали тормоза*
3 — Датчик положения коленчатого вала (CKP)
4 — Диагностический разъём (DLC) – под панелью приборов, со стороны водителя*
5 — Блок управления двигателем (ECM) – модели с левым рулём
6 — Блок управления двигателем (ECM) – модели с правым рулём
7 — Реле управления двигателем – в монтажном в салоне*
8 — Датчик температуры ОЖ (ECT)
9 — Клапан 1 продувки адсорбера системы EVAP
10 — Клапан 2 продувки адсорбера системы EVAP – за локером правой передней колёсной арки*
11 — Датчик давления паров системы EVAP – в топливном баке*
12 — Топливный фильтр – сзади, в правом нижнем углу*
13 — Регулятор давления топлива
14 — Топливный насос – в топливном баке*
15 — Реле топливного насоса – в монтажном блоке в салоне*
16 — Лямбда-зонд 1 – перед каталитическим преобразователем*

17 — Лямбда-зонд 2 – за каталитическим преобразователем (модели с двумя лямбда-зондами)*
18 — Катушка зажигания – в модуле зажигания*
19 — Модуль зажигания
20 — Инжекторы
21 — Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
22 — Датчик детонации – в модуле зажигания*
23 — Э/м клапан аварийного режима
24 — Реле э/м клапана аварийного режима – в монтажном блоке в салоне*
25 — Датчик давления во впускном трубопроводе (MAP)
26 — Датчик объёма всасываемого воздуха (MAF)
27 — Э/мотор привода дроссельной заслонки
28 — Датчик положения привода дроссельной заслонки
29 — Перепускной капан турбокомпрессора
30 — Датчик давления в турбокомпрессоре
31 — Клапан регулировки выходного порта турбокомпрессора
32 — Датчик скорости автомобиля (VSS, передний правый) – на поворотном кулаке колеса

* На иллюстрации не обозначены

Расположение компонентов системы управления двигателем V6

 Система питания бензиновых двигателей Saab 95

1 — Датчик положения педали газа (APP)
2 — Датчик положения педали тормоза (BPP) – на педали тормоза*
3 — Датчик положения педали сцепления (CPP) – на педали сцепления*
4 — Датчик положения коленчатого вала (CKP)
5 — Д/В темпостата (на педали тормоза)*
6 — Диагностический разъём (DLC) – под панелью приборов, со стороны водителя*
7 — Блок управления двигателем (ECM) – модели с левым рулём
8 — Блок управления двигателем (ECM) – модели с правым рулём
9 — Реле управления двигателем – в главном монтажном блоке*
10 — Датчик температуры ОЖ (ECT)
11 — Клапан 1 продувки адсорбера системы EVAP
12 — Клапан 2 продувки адсорбера системы EVAP – сзади, в правом нижнем углу, модели с 2000 г. вып. (VIN начиная с 040000)*
13 — Датчик давления паров системы EVAP – в топливном баке, модели с 2000 г. вып. (VIN начиная с 040000)*
14 — Топливный фильтр – сзади, в правом нижнем углу*
15 — Регулятор давления топлива
16 — Топливный насос – в топливном баке*
17 — Реле топливного насоса – в главном монтажном блоке*
18 — Докаталитический лямбда-зонд – перед каталитическим преобразователем*

19 — Лямбда-зонд 2 – за каталитическим преобразователем, модели с 2000 г. вып. (VIN начиная с 040000)*
20 — Катушка зажигания – в каждом модуле зажигания*
21 — Передний модуль зажигания
22 — Задний модуль зажигания
23 — Инжекторы
24 — Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
25 — Датчик детонации – в каждом модуле зажигания*
26 Э/м клапан аварийного режима
27 — Реле э/м клапана аварийного режима – в главном монтажном блоке*
28 — Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP)
29 — Датчик объёма всасываемого воздуха (MAF)
30 — Насос подмешивания воздуха (SAI), модели с 2000 г. вып. (VIN начиная с 040000)
31 — Реле насоса SAI, модели с 2000 г. вып. (VIN начиная с 040000) – в главном монтажном блоке*
32 — Э/мотор привода дроссельной заслонки
33 — Датчик положения привода дроссельной заслонки
34 — Переключатель режимов АТ
35 — Датчик скорости автомобиля (VSS, передний правый) – на поворотном кулаке колеса

* На иллюстрации не обозначены

Схема компоненты системы питания и выпуска ОГ приведены на иллюстрациях.

Схема впускного воздушного тракта и тракта выпуска ОГ 4-цилиндровых двигателей

 Система питания бензиновых двигателей Saab 95

1 — Контрольный клапан
2 — Фильтрующий элемент
3 — Датчик MAF
4 — Турбокомпрессор
5 — Интеркулер
6 — Перепускной клапан
7 — Э/м клапан
8 — Корпус дросселя
9 — Датчик давления нагнетаемого воздуха/датчик IAT
10 — Датчик MAP
11 — Двигатель
12 — Маслоотделитель системы вентиляции картера

13 — Контрольные клапаны
14 — Клапан продувки
15 — Адсорбер системы EVAP
16 — Клапан выпускного порта
17 — Регулятор нагнетаемого воздуха
18 — Контрольный клапан нагнетаемого воздуха
19 — Лямбда-зонд
20/21 — Передний/задний каталитический преобразователь
22/23 — Передний/задний глушитель
24 — Вакуумный усилитель тормозов
25 — Сервопривод тормозов
26 — Контрольный клапан

Схема подачи топлива бензиновых двигателей на примере 4-цилиндрового двигателя

 Система питания бензиновых двигателей Saab 95

1 — Топливный бак
2 — Топливный насос
3 — Топливный фильтр
4 — Подающая топливная линия

5 — Топливная распределительная магистраль
6 — Инжектор
7 —Регулятор давления
8 —Возвратная топливная линия

Краткое описание принципов функционирования некоторых из датчиков и исполнительных устройств системы управления двигателем

Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) вмонтирован в исполнительный механизм дроссельной заслонки и выдаёт на ECM информацию о текущем угле положения дроссельной заслонки. Второй потенциометр сообщает ECM данные о базовом значении и формирует запасной сигнал при выходе из строя потенциометра дроссельной заслонки.

Датчик положения коленчатого вала (CKP) передаёт блоку управления информацию о числе оборотов коленчатого вала и нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT) представляет собой резистор с отрицательным температурным коэффициентом, сопротивление которого уменьшается с ростом температуры.

Датчик измерения массы воздуха (MAF) представляет собой термоанемометрический измеритель, вмонтированный во впускной воздушный тракт двигателя, и используется ECM при определении параметров дозировки воздушно-топливной смеси.

Система вентиляции топливного бака/улавливания топливных испарений (EVAP) состоит из угольного адсорбера и э/м клапана управления продувкой последнего. В адсорбере аккумулируются пары топлива, образующиеся в результате его нагрева. При работе двигателя скопившиеся в адсорбере топливные испарения вытягиваются во впускной тракт и направляются в камеры сгорания.

Лямбда-зонды измеряют содержание кислорода в отработавших газах (ОГ) до и после каталитических преобразователей и передают соответствующие сигналы в блок управления двигателем.

 



1. Введение
1.0 Введение 1.2 Автомобили Saab 9-5 - аннотация 1.3 Идентификационные номера автомобиля 1.4 Приобретение запасных частей 1.5 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места 1.6 Поддомкрачивание/вывешивание и аварийная транспортировка автомобиля 1.7 Запуск двигателя от вспомогательного источника питания 1.8 Автомобильные химикалии, масла и смазки 1.9 Диагностика неисправностей

2. Настройки и текущее обслуживание автомобиля
2.0 Настройки и текущее обслуживание автомобиля 2.2 Общие сведения о настройках и регулировках 2.3 График текущего обслуживания 2.4 Проверка уровней жидкостей, контроль утечек 2.5 Проверка состояния шин и давления их накачки 2.6 Замена двигательного масла и масляного фильтра 2.7 Проверка усилия затягивания крепежа элементов подвески 2.8 Юстировка фар 2.9 Проверка тормозной системы 2.10 Замена тормозной жидкости, прокачка тормозной системы 2.11 Проверка состояния батареи и уход за ней 2.12 Проверка состояния компонентов подвески и рулевого управления 2.13 Проверка состояния защитных чехлов ШРУСов приводных валов 2.14 Проверка состояния системы выпуска отработавших газов 2.15 Проверка состояния и замена шлангов и трубок в двигательном отсеке, локализация утечек 2.16 Проверка состояния и натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов 2.17 Проверка и замена салонного фильтра отопителя и К/В 2.18 Обслуживание замков и петель 2.19 Проверка элементов систем безопасности 2.20 Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя 2.21 Проверка и замена свечей зажигания и модуля зажигания 2.22 Замена топливного фильтра 2.23 Замена жидкости AT 2.24 Проверка состояния, регулировка и замена щёток стеклоочистителей

3. Двигатель
3.0 Двигатель 3.1 Общая информация и подготовительные операции 3.2 Проверка компрессионного давления 3.3 Проверка двигателя с помощью вакуумметра 3.4. Ремонт 4-цилиндровых бензиновых двигателей 3.5. Ремонт 6-цилиндровых бензиновых двигателей 3.6. Ремонт 6-цилиндровых дизельных двигателей

4. Системы охлаждения двигателя, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
4.0 Системы охлаждения двигателя, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха 4.1. Система охлаждения двигателя 4.2. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

5. Системы питания и выпуска отработавших газов
5.0 Системы питания и выпуска отработавших газов 5.1 Общие сведения и меры безопасности 5.2 Сбрасывание давления в топливной системе 5.3. Система питания бензиновых двигателей 5.4. Система питания дизельного двигателя V6 5.5. Системы выпуска и снижения токсичности отработавших газов

6. Системы электрооборудования двигателя
6.0 Системы электрооборудования двигателя 6.1. Системы зажигания, преднакала и управления двигателем 6.2. Диагностика систем электронного управления и диагностическое оборудование 6.3. Системы заряда и запуска

7. Ручная коробка переключения передач
7.0 Ручная коробка переключения передач 7.1 Идентификация трансмиссии 7.2 Общая информация 7.3 Снятие и установка кожуха рычага переключения передач 7.4 Регулировка, снятие и установка привода переключения передач и замка зажигания 7.5 Замена рукоятки рычага переключения передач 7.6 Снятие и установка РКПП 4-цилиндровых двигателей 7.7 Снятие и установка РКПП дизельных двигателей V6 7.8 Снятие и установка Д/В фонарей заднего хода 7.9 Замена сальников приводных валов 7.10 Конструкция и капитальный ремонт коробки передач

8. Автоматическая трансмиссия
8.0 Автоматическая трансмиссия 8.1 Общая информация 8.2 Поиск неисправностей – общая информация 8.3 Снятие и установка сборки рычага селектора режимов АТ и его кожуха 8.4 Снятие, установка и регулировка тросаселектора режимов АТ 8.5 Снятие и установка рычага селектора режимов АТ и разборка его кожуха 8.6 Снятие и установка э/м клапанов АТ, их корпуса и его крышки 8.7 Снятие и установка датчиков скорости 8.8 Снятие и установка гидравлических линий АТ 8.9 Снятие и установка TCM 8.10 Замена и регулировка датчика положения селектора режимов АТ 8.11 Снятие и установка АТ 8.12 Замена сальников приводных валов

9. Сцепление и приводные валы
9.0 Сцепление и приводные валы 9.1 Общая информация 9.2. Сцепление 9.3. Приводные валы

10. Тормозная система
10.0 Тормозная система 10.1 Общая информация и меры безопасности 10.2 Прокачка тормозной системы и замена тормозной жидкости 10.3 Замена тормозных колодок 10.4 Снятие и установка тормозных дисков 10.5 Снятие и установка тормозных суппортов 10.6 Снятие и установка педали тормоза 10.7 Снятие и установка вакуумного насоса 10.8 Снятие и установка резервуара тормозной жидкости и ГТЦ 10.9 Снятие и установка тормозных линий 10.10 Снятие и установка компонентов стояночного тормоза и его привода 10.11 Снятие и установка компонентов вспомогательных систем (ABS/TC/ESP)

11. Подвеска и рулевое управление
11.0 Подвеска и рулевое управление 11.1 Общая информация, рекомендации и меры безопасности 11.2. Передняя подвеска 11.3. Задняя подвеска 11.4. Рулевое управление 11.5. Геометрия подвески

12. Кузов
12.0 Кузов 12.1. Наружное оборудование и кузовные элементы 12.2. Оборудование салона

13. Бортовое электрооборудование
13.0 Бортовое электрооборудование 13.1 Общая информация 13.2 Диагностика неисправностей бортового электрооборудования - общая информация 13.3 Предохранители - общая информация 13.4 Реле - общая информация и проверка исправности функционирования 13.5 Стеклоподъёмники 13.6 Подрулевые переключатели 13.7 Комбинация приборов 13.8 Снятие и установка осветительных приборов и замена их ламп 13.9 Регулировка наклона фар 13.10 Снятие и установка датчиков регулировки наклона фар 13.11 Снятие и установка клаксона 13.12 Стеклоочистители и стеклоомыватели 13.13 Датчики системы помощи при парковке 13.14 Снятие и установка аудиосистемы и динамиков 13.15 Снятие и установка компонентов системы SRS 13.16 Снятие и установка блоков управления DICE и TWICE

14. Органы управления и приемы эксплуатации
14.0 Органы управления и приемы эксплуатации 14.1. Доступ, защита 14.2. Элементы систем безопасности 14.3. Оборудование автомобиля, расположение приборов и органов управления 14.4. Устройства обеспечения комфорта 14.5. Приёмы эксплуатации и вспомогательные системы

15. Схемы электрооборудования
15.0 Схемы электрооборудования 15.1 Система управления 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями 15.2 Система управления бензиновым двигателем V6 15.3 Система управления дизельным двигателем V6, версия 1 15.4 Обогрев топливного фильтра дизельного двигателя 15.5 Вентиляторы радиатора 15.6 Дополнительный отопитель дизельных моделей 15.7 Насос SAI 15.8 Система заряда батареи 15.9 Система запуска с иммобилизатором двигателя 15.10 Галогенные фары 15.11 Ксеноновые фары 15.12 Стояночные огни (Седан) 15.13 Стояночные огни (Универсал) 15.14 Противотуманные фары 15.15 Стоп-сигналы 15.16 Фонари заднего хода 15.17 Задние туманные фонари 15.18 Указатели поворотов и аварийная сигнализация 15.19 Внутреннее освещение, лампы для чтения 15.20 Освещение в дверях 15.21 Освещение багажного отделения 15.22 Освещение вещевого ящика 15.23 Подсветка приборов 15.24 Ручная регулировка наклона галогенных фар 15.25 Автоматическая регулировка наклона ксеноновых фар 15.26 Клаксон 15.27 Омыватели стёкол и линз фар 15.28 Очистители ветрового стекла (с датчиком дождя) 15.29 Очистители линз фар 15.30 Очистители стекла двери задка (Универсал), версия 1 15.31 Блок DICE 15.32 Блок TWICE 15.33 Диагностический разъём 15.34 Шина данных P 15.35 Шина данных I 15.36 Аудиоблок (Седан) 15.37 Аудиосистема «Prestige» (Седан) 15.38 Цепь +30 15.39 Цепь +15 15.40 Цепь +54 15.41 Цепь X 15.42 Цепь Y 15.43 Разъём для прицепа (Седан) 15.44 Разъём для системы навигации 15.45 Прикуриватель 15.46 Комбинация приборов 15.47 Многофункциональный дисплей 15.48 Противоугонная сигнализация (Универсал) 15.49 Система помощи при парковке (Седан) 15.50 Блок TCM 15.51 ABS 5.4 15.52 ABS/TC 5.3 15.53 Система ABS с ESP 15.54 Э/привод верхнего люка 15.55 Единый замок 15.56 Э/привод замка крышки багажника (Седан) 15.57 Э/привод замка двери задка (Универсал) 15.58 Э/привод крышки заливной горловины топливного бака 15.59 Обогрев заднего стекла и наружных зеркал 15.60 Зеркало с автоматическим затемнением 15.61 Стеклоподъёмники 15.62 Э/привод наружных зеркал с памятью положения 15.63 Э/привод сиденья водителя с памятью положения 15.64 Э/привод сиденья переднего пассажира 15.65 Подогрев передних сидений 15.66 Подогрев заднего сиденья 15.67 Вентиляция сидений 15.68 Система SRS 15.69 Предупреждение о не пристёгнутых ремнях безопасности 15.70 Система К/В бензиновых моделей 15.71 Система К/В дизельных моделей 15.72 Система ACC