Снятие, проверка состояния и установка компонентов масляного насоса Шкода Фелиция
Снятие, проверка состояния и установка компонентов масляного насоса
Схема системы смазки двигателяМасляный насос
1 — Маслозаборник | 5 — Ось ведомой шестерни |
Редукционный клапан (боковой разрез)
1 — Шарик | 3 — Шплинт |
Полнопоточный масляный фильтр
Система смазки - общие сведения
Задачей системы смазки является снижение компонента трения между внутренними компонентами двигателя, предохранение их от коррозии, а также отвод от деталей избытка тепла. Схема системы смазки представлена на сопроводительной иллюстрации.
Циркуляция масла в двигателе происходит следующим образом. Масляный насос засасывает масло через маслозаборник из поддона кратера и подает его через специальный канал к полнопоточному масляному фильтру. После фильтрования масло подается в главную масляную магистраль и поступает к коленчатому валу и отверстиям в блоке, в которых вращаются шейки распределительного вала. По каналам, предусмотренным внутри тела коленчатого вала, масло поступает к вкладышам шатунных подшипников.
Из главной масляной магистрали масло подводится также к датчику-выключателю давления масла. Через отверстия в коромыслах масло разбрызгивается на стержни клапанов.
Через отверстия в верхней части нижней головки шатунов масло выпрыскивается на поверхность цилиндров. Подача масла к цепи привода ГРМ осуществляется через отверстия в передней части блока цилиндров.
Маслозаливная горловина, крышки головки цилиндров закрывается пластмассовой пробкой, оборудованной резиновым уплотнительным кольцом.
К штуцеру на боковой стенке горловины подсоединен шланг системы вентиляции картера.
Поддон картера штампуется из стального листа. Между поддоном и блоком цилиндров устанавливается уплотнительная прокладка.
Крепление поддона к блоку осуществляется посредством девятнадцати болтов М6х20, которые следует затягивать с усилием 7 ÷ 9 Нм в строго определенном порядке.
В нижней точке поддона предусмотрена сливная пробка с резьбой М16х1.5. пробка оборудована алюминиевой уплотнительной шайбой размером 16х22.
Масляный насос располагается в нижней части крышки газораспределительной цепи. Привод насоса осуществляется шестерней, закрепленной на валу распределителя зажигания. Насос засасывает масло через оборудованный сетчатым фильтром маслозаборник из поддона кратера.
На иллюстрации представлены компоненты масляного насоса в сборе. Ведомая шестерня посажена на ось, запрессованную в крышку газораспределительной цепи. Через отверстие в крышке продет вал насоса, снизу на котором установлена ведущая шестерня. В верхней части вала предусмотрен паз, предназначенный для введения вала в зацепление с валом привода распределителя зажигания.
Ведомая и ведущая шестерни введены в зацепление друг с другом таким образом, чтобы при вращении осуществлять засасывание масла и нагнетание его в магистраль двигателя. Высота шестерен масляного насоса составляет 20 мм.
Снизу сборка насоса закрыта крышкой, закрепленной четырьмя болтами М6х20, продетыми также сквозь уплотнительную прокладку.
Прокладка, кроме герметизации стыка, выполняет также роль ограничителя осевого люфта шестерен. Если при проведении ремонта обнаружится отсутствие заводской прокладки, ее можно изготовить из бумажного листа максимальной толщиной 0.1 мм.
Если величина зазора между крышкой и торцами шестерен вала лежит в пределах 0.045 ÷ 0.158 мм, прокладку можно не устанавливать вовсе.
Чрезмерному росту давления в двигателе противостоит редукционный клапан, установленный в крышку масляного насоса. Основным рабочим элементом клапана является шарик диаметром 12 мм. Шарик прижимается к своему седлу пружиной. Второй конец пружины упирается в шплинт. При превышении давлением масла значения 4 кГс/см 2, пружина сжимается и шарик слегка отходит от седла. Избыток масла при этом сливается обратно в поддон картера.
Из насоса масло под напором поступает в полнопоточный масляный фильтр. В корпус фильтра масло поступает через впускные отверстия, предварительно отжав дренажный клапан. Пройдя через бумажный фильтрующий элемент, масло через впускное отверстие фильтра поступает в галереи двигателя.
Дренажный клапан изготавливается из резины или пластмассы и дополнительно препятствует возврату масла в насос. Благодаря такой конструкции фильтра, давление в системе поднимается сразу после запуска двигателя. При установке нового фильтра на его заполнение маслом требуется некоторое время, определяющее задержку выключения соответствующей контрольной лампы на приборном щитке автомобиля.
Предохранительный клапан обеспечивает прохождение масла в обход фильтрующего элемента в случае нарушения проходимости последнего, предотвращая тем самым чрезмерное повышение давления. Клапан срабатывает также при чрезмерном повышении давления при использовании масел с повышенной степенью вязкости, используемых в зимнее время года. По мере прогрева двигателя и снижению вязкости масла, клапан постепенно возвращается в закрытое положение. В целом фильтр сконструирован и изготовлен так, чтобы выдерживать давление до 15 кГс/см 2.
Внутри корпуса фильтра находится фильтрующий элемент, изготовленный из специальным образом обработанной бумаги. Бумага сложена гармошкой и уложена в виде звезды, благодаря чему в корпусе относительно малого размера удается разместить большую фильтрующую поверхность.
Место стыка корпуса фильтра с посадочной поверхностью на блоке цилиндров герметизируется при помощи резиновой или пластмассовой уплотнительной прокладки, посаженной в специальную канавку в основании фильтра.
Датчик-выключатель давления масла путем включения контрольной лампы информирует водителя о падении давления масла с системе смазки ниже допустимого предела (0.3 ÷ 0.6 кГс/см 2).
СНЯТИЕ
Компоненты сборки масляного насосаПроверка состояния
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
УСТАНОВКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
1. Автомобили марки Skoda Felicia
1.0 Автомобили марки Skoda Felicia
1.2 Идентификационные номера автомобиля
1.3 Приобретение запасных частей
1.4 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места
1.5 Порядок действий в экстремальных ситуациях
1.6 Запуск двигателя от вспомогательного источника питания
1.7 Смена колес
1.8 Поддомкрачивание и буксировка
1.9 Идентификация утечек
1.10 Проверки готовности автомобиля к эксплуатации
1.12 Автомобильные химикалии, масла и смазки
1.13 Диагостика неисправностей узлов и систем автомобиля
2. Инструкция по эксплуатации
2.0 Инструкция по эксплуатации
2.2 Панель приборов и органы управления
2.3 Оборудование панели управления и дефлекторов воздуховодов, выбор
2.4 Регулировка зеркал заднего вида
2.5 Рычаг управления РКПП
2.6 Оборудование салона
2.7 Ремни безопасности
2.8 Приемы эксплуатации
2.9 Буксировка прицепа
2.10 Заправка топливом
3. Текущее обслуживание
3.0 Текущее обслуживание
3.1 Еженедельные проверки
3.2. Текущее обслуживание автомобиля - бензиновые модели
3.3. Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели
4. Ремонт двигателя
4.0 Ремонт двигателя
4.1. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.3
4.2. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.6
4.3. Ремонт без извлечения из автомобиля дизельного двигателя
4.4. Демонтаж силового агрегата и капитальный ремонт двигателя
5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления
5.1 Общая информация и меры предосторожности
5.2 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения
5.3 Снятие, проверка состояния и установка радиатора
5.4 Снятие, проверка исправности функционирования и установка термостата
5.5 Проверка исправности функционирования, снятие, установка, разборка
5.6 Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических
5.7 Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса
5.8 Система отопления/вентиляции салона - общая информация
5.9 Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона
5.10 Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности
5.11 Снятие и установка компонентов системы кондиционирования воздуха
6. Система питания
6.0 Система питания
6.1. Система питания карбюраторного двигателя 1.3 л
6.2. Система центрального впрыска (SPFI) бензинового двигателя
6.3. Система распределенного впрыска (MPFI) бензинового двигателя
6.4. Система питания дизельного двигателя
6.5. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов
7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя
7.1. Системы заряда и запуска
7.2. Система зажигания бензиновых двигателей
7.3. Система преднакала дизельных двигателей
8. Сцепление
8.0 Сцепление
8.1 Общая информация
8.2 Снятие и установка педали сцепления
8.3 Снятие, установка и регулировка троса привода сцепления
8.4 Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления
8.5 Снятие, проверка состояния и
9. Коробка передач
9.0 Коробка передач
9.1 Общая информация
9.2 Описание узлов и механизмов
9.3 Снятие и установка тяг привода переключения передач
9.4 Замена сальников
9.5 Проверка исправности функционирования, снятие и установка датчика-выключателя
9.6 Снятие и установка механизма привода спидометра
9.7 Снятие и установка коробки
9.8 Капитальные ремонт РКПП, разборка и сборка узлов и компонентов
10. Приводные валы
10.0 Приводные валы
10.1 Общая информация
10.2 Снятие и установка приводных валов
10.3 Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов
10.4 Снятие и установка вибрационного демпфера правого приводного вала
10.5 Капитальный ремонт приводных валов - общая информация
11. Тормозная система
11.0 Тормозная система
11.1 Общая информация
11.2 Конструкция системы, описание отдельных узлов и механизмов
11.3 Прокачка гидравлической системы
11.4 Замена шлангов и трубок гидравлического тракта тормозной системы
11.5 Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес
11.6 Замена башмаков барабанных тормозных механизмов задних колес
11.7 Проверка состояния, снятие и установка дисков передних тормозных механизмов
11.8 Снятие, проверка состояния и установка барабанов тормозных механизмов задних колес
11.9 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов тормозных механизмов передних колес
11.10 Снятие, капитальный ремонт и установка колесных цилиндров задних тормозных механизмов
11.11 Снятие, капитальный ремонт и установка главного тормозного цилиндра (ГТЦ)
11.12 Снятие и установка педали ножного тормоза
11.13 Проверка исправности функционирования, снятие и установка вакуумного усилителя тормозов
11.14 Снятие, проверка состояния и установка контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов со шлангом
11.15 Регулировка стояночного тормоза
11.16 Снятие и установка рычага стояночного тормоза
11.17 Снятие и установка тросов привода стояночного тормоза
11.18 Проверка исправности функционирования, снятие и установка клапана-регулятора давления в гидравлических контурах тормозных механизмов задних колес
11.19 Снятие, установка и регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов
11.20 Система антиблокировки тормозов (ABS)-общая информация
11.21 Снятие и установка компонентов систем ABS
11.22 Снятие и установка вакуумного насоса (дизельные модели)
11.23 Проверка состояния и капитальный ремонт вакуумного насоса (дизельные модели)
12. Подвеска и рулевое управление
12.0 Подвеска и рулевое управление
12.1 Общая информация и меры предосторожности
12.2 Снятие и установка ступичных сборок передних колес
12.3 Замена подшипников передних колес
12.4 Снятие и установка стоек передней подвески
12.5 Капитальный ремонт стоек передней подвески
12.6 Снятие, капитальный ремонт и установка нижних рычагов передней
12.7 Замена шаровых опор нижних рычагов передней подвески
12.8 Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости передней
12.9 Снятие и установка стоек штанги стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески
12.10 Снятие и установка переднего подрамника
12.11 Замена подшипников задних ступиц
12.12 Снятие, капитальный ремонт и установка стоек задней подвески
12.13 Капитальный ремонт стоек задней подвески
12.14 Снятие, капитальный ремонт и установка цапф заднего моста
12.15 Снятие и установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости
12.16 Снятие и установка заднего моста
12.17 Снятие и установка рулевого колеса
12.18 Снятие и установка рулевой колонки
12.19 Капитальный ремонт рулевой колонки
12.20 Снятие и установка сборки замка зажигания/блокировки руля
12.21 Снятие, капитальный ремонт и установка рулевого механизма
12.22 Замена резиновых защитных чехлов картера рулевого механизма
12.23 Удаление воздушных пробок из гидравлического тракта системы усиления руля
12.24 Снятие и установка рулевого насоса
12.25 Снятие и установка наружных наконечников рулевых тяг
12.26 Снятие и установка рулевой тяги
12.27 Углы установки колес автомобиля - общая информация
13. Кузов и отделка салона
13.0 Кузов и отделка салона
13.1 Общая информация и меры предосторожности
13.2 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля
13.3 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона
13.4 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей
13.5 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей
13.6 Снятие и установка переднего бампера
13.7 Снятие и установка заднего бампера
13.8 Снятие, установка и регулировка капота
13.9 Снятие и установка приводного троса отпускания замка капота
13.10 Снятие, установка и регулировка сборки замка капота
13.11 Снятие и установка дверей
13.12 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей
13.13 Снятие и установка дверных ручек и компонентов замка
13.14 Снятие и установка дверных стекол и регуляторов стеклоподъемников
13.15 Снятие и установка двери задка и ее упорных штанг
13.16 Снятие, установка и регулировка компонентов замка двери задка
13.17 Снятие и установка компонентов единого замка
13.18 Снятие и установка компонентов электропривода стеклоподъемников
13.19 Снятие и установка наружных зеркал заднего вида и сопутствующих компонентов
13.20 Ветровое стекло и стекло двери задка - общая информация
13.21 Верхний люк
13.22 Снятие и установка элементов кузовной отделки
13.23 Снятие и установка сидений
13.24 Механизм натяжителя ремня безопасности переднего сиденья - общая информация
13.25 Снятие и установка компонентов ремней безопасности
13.26 Снятие и установка элементов отделки салона
13.27 Снятие и установка центральной консоли
13.28 Снятие и установка панели приборов
14. Бортовое электрооборудование
14.0 Бортовое электрооборудование
14.1 Общая информация и меры предосторожности
14.2 Поиск причин отказов электрооборудования
14.3 Предохранители, реле и прерыватели - общая информация
14.4 Снятие и установка выключателей
14.5 Замена ламп наружных осветительных и сигнальных приборов
14.6 Замена ламп внутренних осветительных приборов
14.7 Снятие и установка сборок наружных осветительных и сигнальных приборов
14.8 Регулировка направления оптической оси головных фар - общая информация и замена механизма регулятора
14.9 Снятие и установка приборного щитка
14.10 Снятие и установка троса привода спидометра
14.11 Снятие и установка прикуривателя
14.12 Снятие и установка рожка клаксона
14.13 Снятие и установка рычагов стеклоочистителей
14.14 Снятие и установка электромотора и тяг привода очистителей ветрового стекла
14.15 Снятие и установка электромотора привода очистителя заднего стекла
14.16 Снятие и установка компонентов омывателей ветрового стекла/линз головных фар/заднего стекла
14.17 Снятие и установка автомагнитолы
14.18 Снятие и установка громкоговорителей
14.19 Снятие и установка антенны радиоприемника
14.20 Противоугонная сигнализация/система иммобилизации двигателя
14.21 Снятие и установка компонентов системы обогрева передних сидений
14.22 Подушка безопасности - общая информация, меры предосторожности и деактивация системы
14.23 Снятие и установка компонентов системы подушек безопасности
14.24. Схемы электрических соединений
14.25 Диагностика электронных систем управления двигателем и систем обеспечения безопасности
15. Контрольные кузовные размеры
15.0 Контрольные кузовные размеры
16. Особенности ПДД стран Европы
16.0 Особенности ПДД стран Европы