Снятие, проверка состояния и установка шатунно-поршневых сборок Шкода Фелиция
Снятие, проверка состояния и установка шатунно-поршневых сборок
Маркировка на днище поршняПоршневые кольца
1 — Первое (верхнее) компрессионное кольцо | 3 — Маслосъемное кольцо |
Шатунно-поршневая группа - общие сведения
Двигатель 1.3 л
Поршни
Поршни выполнены из алюминиевого сплава, отличающегося высокой термостойкостью, значительной долговечностью и твердостью.
Поршень состоит из юбки и днища. Форма юбки обеспечивает должное прилегание поршня к стенкам гильзы/цилиндра, исключая возможность заклинивания его во время работы.
Внутри поршня в бобышках установлен поршневой палец, при помощи которого сборка крепится к верхней головке шатуна.
Ось отверстия под поршневой палец смещена относительно оси поршня. Такая асимметрия имеет целью сведение к минимуму нагрузок, возникающих во время прохождения сборкой ВМТ.
Используемые в рассматриваемых двигателях поршни имеют биметаллическую конструкцию: в зоне отверстий под поршневой палец предусмотрены четыре стальных пояска, ограничивающих колебания диаметра поршня, связанные с изменениями температуры. Благодаря такой защите стало возможным снизить зазоры между стенками поршней и зеркалом цилиндров до величины 0.02 мм.
На поверхности поршня предусмотрены три канавки под установку поршневых колец. Над канавкой первого (верхнего компрессионного кольца выполнены три дополнительных канавки, имеющих целью ограничение теплоотдачи от горячего днища поршня к верхнему кольцу, находящемуся в наиболее тяжелых эксплуатационных условиях.
На днище поршня нанесены обозначения.
Поршни должны подбираться к гильзам/цилиндрам, соответствуя им по размерным группам. При установке шатунно-поршневых сборок в двигатель следите, чтобы метка в виде стрелки оказывалась развернутой в напрвлении вращения коленчатого вала (т.е. влево по двигателю).
Поршни выпускаются только номинальных размеров и делятся по диаметру на три размерных группы (А, В и С).
С целью обеспечения стабильной работы двигателя все четыре поршня должны иметь одну и ту же массу. Для соблюдения этого условия в процессе изготовления производится взвешивание поршней. Разброс масс корректируется путем удаления металла с юбки.
Поршневые пальцы
Поршневой палец обеспечивает шарнирное соединение поршня с шатуном. Палец выполнен из высококачественной стали, отшлифован и отполирован. На среднюю часть пальца садится верхняя головка шатуна. Концы пальца продеты в отверстия в бобышках поршня. Для фиксации заправленного в сборку пальца используются стопорные кольца.
Новый палец устанавливается в поршне с малым натягом, без зазора или с минимальным зазором. Во втулку верхней головки шатуна палец сажается с зазором. При чрезмерных люфта пальцы при повышении нагрузки на двигатель начинают стучать.
Перед установкой пальца с одной из сторон поршня устанавливается стопорное кольцо (пользуйтесь для посадки кольца специальным приспособлением). Затем, с противоположной стороны в поршень заправляется слегка смазанный двигательным маслом поршневой палец. Палец заправляется настолько, чтобы его конец выступал внутри поршня на величину 1 ÷ 1.5 мм. Далее в поршень заправляется верхняя головка шатуна, также слегка смазанная двигательным маслом (проследите, чтобы отверстие маслотока в верхней части шатуна оказалось направлено в сторону, противоположную, указываемой стрелкой, нанесенной на днище поршня). Далее заправьте палец до упора его торцом в заправленное в поршень стопорное кольцо и установите второе стопорное кольцо с другой стороны пальца.
Поршневые кольца
Каждый из поршней оснащается тремя поршневыми кольцами, устанавливаемыми в специально проделанные в верхней части стенок поршня канавки. Форма и порядок посадки колец в канавках показаны на иллюстрации.
Верхнее компрессионное кольцо изготовлено из стали и хромировано снаружи с целью снижения компонента трения, а также защиты металла от агрессивного воздействия горячих отработавших газов. Кольцо имеет правильную круглую форму и симметричное сечение в форме прямоугольника с усеченными углами.
Второе (нижнее) компрессионное кольцо выполнено из чугуна и имеет несимметричное поперечное сечение в форме прямоугольника с наклонной внешней стороной. Угол наклона наружной грани кольца составляет около 1°, благодаря чему прижим кольца к зеркалу цилиндра приходится на очень незначительную площадь. Износ контактной площадки обеспечивает плотность прилегания кольца.
На одной из торцевой поверхностей этого кольца имеется метка в виде надписи “ТОР”. Кольцо следует устанавливать на поршень этой меткой вверх.
Маслосъемное кольцо состоит из трех отдельных секций: двух узких боковых колец и помещенного между ними волнообразного расширителя. Общая толщина сборки составляет 3 мм.
Масло, снимаемое кольцом с зеркала цилиндра отводится через отверстия в канавке внутрь поршня и, далее, в поддон картера двигателя.
Все поршневые кольца имеют разрезную конструкцию. Разрезы колец называются замками, обеспечивают возможность установки колец на поршни, а, кроме того, служат для компенсации теплового расширения.
Новое кольцо плотнее всего прижимается к зеркалу цилиндра в районе замка. В процессе дальнейшей приработки прижимное усилие постепенно выравнивается по периметру кольца, обеспечивая максимальную герметизацию сборки.
Замена поршневых колец на изношенном двигателе, цилиндры которого утратили первоначальную форму, приводит лишь к кратковременному восстановлению компрессии, поскольку кольцо не может принять форму изношенного цилиндра и плотность его прилегания распределена неравномерно.
Шатуны
Шатуны откованы из специальной стали. Шатун состоит из верхней головки, соединительного стержня и нижней, разрезной головки. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, выполняющая роль подшипника под посадку поршневого пальца. Соединительный стержень имеет двутавровое сечение. Нижняя головка разрезана в плоскости, перпендикулярной продольной оси сборки.
Крышка крепится к шатуну посредством специальных болтов повышенной прочности и двух гаек с резьбой М9х1.
Дизельный двигатель и бензиновый двигатель 1.6 л
В целом конструкция шатунно-поршневых сборок аналогична описанной для двигателей 1.3 л, с тем отличием, что предусмотрена возможность установки шатунов ремонтных размеров (см. Спецификации). Кроме того, в дизельных двигателях шатуны оборудованы маслораспылителями охлаждения поршней.
СНЯТИЕ
Двигатель 1.3 лПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Двигатели 1.6 л и дизельный
ПРОВЕРКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||||||
|
1. Автомобили марки Skoda Felicia
1.0 Автомобили марки Skoda Felicia
1.2 Идентификационные номера автомобиля
1.3 Приобретение запасных частей
1.4 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места
1.5 Порядок действий в экстремальных ситуациях
1.6 Запуск двигателя от вспомогательного источника питания
1.7 Смена колес
1.8 Поддомкрачивание и буксировка
1.9 Идентификация утечек
1.10 Проверки готовности автомобиля к эксплуатации
1.12 Автомобильные химикалии, масла и смазки
1.13 Диагостика неисправностей узлов и систем автомобиля
2. Инструкция по эксплуатации
2.0 Инструкция по эксплуатации
2.2 Панель приборов и органы управления
2.3 Оборудование панели управления и дефлекторов воздуховодов, выбор
2.4 Регулировка зеркал заднего вида
2.5 Рычаг управления РКПП
2.6 Оборудование салона
2.7 Ремни безопасности
2.8 Приемы эксплуатации
2.9 Буксировка прицепа
2.10 Заправка топливом
3. Текущее обслуживание
3.0 Текущее обслуживание
3.1 Еженедельные проверки
3.2. Текущее обслуживание автомобиля - бензиновые модели
3.3. Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели
4. Ремонт двигателя
4.0 Ремонт двигателя
4.1. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.3
4.2. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.6
4.3. Ремонт без извлечения из автомобиля дизельного двигателя
4.4. Демонтаж силового агрегата и капитальный ремонт двигателя
5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления
5.1 Общая информация и меры предосторожности
5.2 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения
5.3 Снятие, проверка состояния и установка радиатора
5.4 Снятие, проверка исправности функционирования и установка термостата
5.5 Проверка исправности функционирования, снятие, установка, разборка
5.6 Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических
5.7 Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса
5.8 Система отопления/вентиляции салона - общая информация
5.9 Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона
5.10 Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности
5.11 Снятие и установка компонентов системы кондиционирования воздуха
6. Система питания
6.0 Система питания
6.1. Система питания карбюраторного двигателя 1.3 л
6.2. Система центрального впрыска (SPFI) бензинового двигателя
6.3. Система распределенного впрыска (MPFI) бензинового двигателя
6.4. Система питания дизельного двигателя
6.5. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов
7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя
7.1. Системы заряда и запуска
7.2. Система зажигания бензиновых двигателей
7.3. Система преднакала дизельных двигателей
8. Сцепление
8.0 Сцепление
8.1 Общая информация
8.2 Снятие и установка педали сцепления
8.3 Снятие, установка и регулировка троса привода сцепления
8.4 Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления
8.5 Снятие, проверка состояния и
9. Коробка передач
9.0 Коробка передач
9.1 Общая информация
9.2 Описание узлов и механизмов
9.3 Снятие и установка тяг привода переключения передач
9.4 Замена сальников
9.5 Проверка исправности функционирования, снятие и установка датчика-выключателя
9.6 Снятие и установка механизма привода спидометра
9.7 Снятие и установка коробки
9.8 Капитальные ремонт РКПП, разборка и сборка узлов и компонентов
10. Приводные валы
10.0 Приводные валы
10.1 Общая информация
10.2 Снятие и установка приводных валов
10.3 Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов
10.4 Снятие и установка вибрационного демпфера правого приводного вала
10.5 Капитальный ремонт приводных валов - общая информация
11. Тормозная система
11.0 Тормозная система
11.1 Общая информация
11.2 Конструкция системы, описание отдельных узлов и механизмов
11.3 Прокачка гидравлической системы
11.4 Замена шлангов и трубок гидравлического тракта тормозной системы
11.5 Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес
11.6 Замена башмаков барабанных тормозных механизмов задних колес
11.7 Проверка состояния, снятие и установка дисков передних тормозных механизмов
11.8 Снятие, проверка состояния и установка барабанов тормозных механизмов задних колес
11.9 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов тормозных механизмов передних колес
11.10 Снятие, капитальный ремонт и установка колесных цилиндров задних тормозных механизмов
11.11 Снятие, капитальный ремонт и установка главного тормозного цилиндра (ГТЦ)
11.12 Снятие и установка педали ножного тормоза
11.13 Проверка исправности функционирования, снятие и установка вакуумного усилителя тормозов
11.14 Снятие, проверка состояния и установка контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов со шлангом
11.15 Регулировка стояночного тормоза
11.16 Снятие и установка рычага стояночного тормоза
11.17 Снятие и установка тросов привода стояночного тормоза
11.18 Проверка исправности функционирования, снятие и установка клапана-регулятора давления в гидравлических контурах тормозных механизмов задних колес
11.19 Снятие, установка и регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов
11.20 Система антиблокировки тормозов (ABS)-общая информация
11.21 Снятие и установка компонентов систем ABS
11.22 Снятие и установка вакуумного насоса (дизельные модели)
11.23 Проверка состояния и капитальный ремонт вакуумного насоса (дизельные модели)
12. Подвеска и рулевое управление
12.0 Подвеска и рулевое управление
12.1 Общая информация и меры предосторожности
12.2 Снятие и установка ступичных сборок передних колес
12.3 Замена подшипников передних колес
12.4 Снятие и установка стоек передней подвески
12.5 Капитальный ремонт стоек передней подвески
12.6 Снятие, капитальный ремонт и установка нижних рычагов передней
12.7 Замена шаровых опор нижних рычагов передней подвески
12.8 Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости передней
12.9 Снятие и установка стоек штанги стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески
12.10 Снятие и установка переднего подрамника
12.11 Замена подшипников задних ступиц
12.12 Снятие, капитальный ремонт и установка стоек задней подвески
12.13 Капитальный ремонт стоек задней подвески
12.14 Снятие, капитальный ремонт и установка цапф заднего моста
12.15 Снятие и установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости
12.16 Снятие и установка заднего моста
12.17 Снятие и установка рулевого колеса
12.18 Снятие и установка рулевой колонки
12.19 Капитальный ремонт рулевой колонки
12.20 Снятие и установка сборки замка зажигания/блокировки руля
12.21 Снятие, капитальный ремонт и установка рулевого механизма
12.22 Замена резиновых защитных чехлов картера рулевого механизма
12.23 Удаление воздушных пробок из гидравлического тракта системы усиления руля
12.24 Снятие и установка рулевого насоса
12.25 Снятие и установка наружных наконечников рулевых тяг
12.26 Снятие и установка рулевой тяги
12.27 Углы установки колес автомобиля - общая информация
13. Кузов и отделка салона
13.0 Кузов и отделка салона
13.1 Общая информация и меры предосторожности
13.2 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля
13.3 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона
13.4 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей
13.5 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей
13.6 Снятие и установка переднего бампера
13.7 Снятие и установка заднего бампера
13.8 Снятие, установка и регулировка капота
13.9 Снятие и установка приводного троса отпускания замка капота
13.10 Снятие, установка и регулировка сборки замка капота
13.11 Снятие и установка дверей
13.12 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей
13.13 Снятие и установка дверных ручек и компонентов замка
13.14 Снятие и установка дверных стекол и регуляторов стеклоподъемников
13.15 Снятие и установка двери задка и ее упорных штанг
13.16 Снятие, установка и регулировка компонентов замка двери задка
13.17 Снятие и установка компонентов единого замка
13.18 Снятие и установка компонентов электропривода стеклоподъемников
13.19 Снятие и установка наружных зеркал заднего вида и сопутствующих компонентов
13.20 Ветровое стекло и стекло двери задка - общая информация
13.21 Верхний люк
13.22 Снятие и установка элементов кузовной отделки
13.23 Снятие и установка сидений
13.24 Механизм натяжителя ремня безопасности переднего сиденья - общая информация
13.25 Снятие и установка компонентов ремней безопасности
13.26 Снятие и установка элементов отделки салона
13.27 Снятие и установка центральной консоли
13.28 Снятие и установка панели приборов
14. Бортовое электрооборудование
14.0 Бортовое электрооборудование
14.1 Общая информация и меры предосторожности
14.2 Поиск причин отказов электрооборудования
14.3 Предохранители, реле и прерыватели - общая информация
14.4 Снятие и установка выключателей
14.5 Замена ламп наружных осветительных и сигнальных приборов
14.6 Замена ламп внутренних осветительных приборов
14.7 Снятие и установка сборок наружных осветительных и сигнальных приборов
14.8 Регулировка направления оптической оси головных фар - общая информация и замена механизма регулятора
14.9 Снятие и установка приборного щитка
14.10 Снятие и установка троса привода спидометра
14.11 Снятие и установка прикуривателя
14.12 Снятие и установка рожка клаксона
14.13 Снятие и установка рычагов стеклоочистителей
14.14 Снятие и установка электромотора и тяг привода очистителей ветрового стекла
14.15 Снятие и установка электромотора привода очистителя заднего стекла
14.16 Снятие и установка компонентов омывателей ветрового стекла/линз головных фар/заднего стекла
14.17 Снятие и установка автомагнитолы
14.18 Снятие и установка громкоговорителей
14.19 Снятие и установка антенны радиоприемника
14.20 Противоугонная сигнализация/система иммобилизации двигателя
14.21 Снятие и установка компонентов системы обогрева передних сидений
14.22 Подушка безопасности - общая информация, меры предосторожности и деактивация системы
14.23 Снятие и установка компонентов системы подушек безопасности
14.24. Схемы электрических соединений
14.25 Диагностика электронных систем управления двигателем и систем обеспечения безопасности
15. Контрольные кузовные размеры
15.0 Контрольные кузовные размеры
16. Особенности ПДД стран Европы
16.0 Особенности ПДД стран Европы