Система зажигания бензиновых двигателей Шкода Фелиция


 


Система зажигания бензиновых двигателей

Общая информация

Схема системы зажигания с бесконтактным датчиком-распределителем

 Система зажигания бензиновых двигателей Skoda Felicia

1 — Свечи зажигания
2 — Распределитель зажигания
3 — Коммутатор

4 — Катушка зажигания
5 — Выключатель зажигания
6 — Батарея


 border=

Системы Bosch Mono-Motronic, Simos 2P и Magneti-Marelli 1AV являются подсистемами единой системы управления двигателем, контролирующей подачу питания и порядок воспламенения топлива. Настоящая Часть Главы посвящена лишь компонентам, имеющим отношение к зажиганию.


Карбюраторные модели


Система зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения, поступающего от аккумуляторной батареи или генератора, в ток высокого напряжения, а также для подачи этого ВВ напряжения в соответствующие моменты на свечи зажигания, поджигающие воздушно-топливная смесь в цилиндрах двигателя.

На карбюраторных моделях рассматриваемых автомобилей используется система зажигания с бесконтактным датчиком-распределителем и коммутатором. Схема такой системы зажигания представлена на иллюстрации.

В НВ контуре системы зажигания ток протекает через контакты выключателя зажигания к клемме “15” катушки зажигания, а затем - с клеммы “1” катушки к коммутатору.

В ВВ контуре индуцированный во вторичной обмотке катушки зажигания (создается в моменты прерывания тока в первичной обмотке катушки) ток поступает на центральную клемму крышки распределителя и, далее - через бегунок и ВВ провода - на свечи зажигания.

Bosch Mono-Motronic и Magneti-Marelli 1AV

В состав обеих систем входят четыре свечи зажигания, пять ВВ проводов, распределитель зажигания, электронная катушка зажигания, электронный блок управления (ECU), а также комплект информационных датчиков, исполнительных устройств и соединительная электропроводка. Схемы размещения компонентов систем несколько различны, однако по принципу функционирования системы практически идентичны.

ECU выдает опорное напряжение на входную ступень катушки зажигания, возбуждая первичную обмотку катушки. Периодически опорное напряжение прерывается ECU, что ведет к сворачиванию магнитного поля первичной обмотки и вырабатыванию ВВ напряжения во вторичной. Далее, созданное в катушке высокое напряжение через распределитель по ВВ проводам подается на свечи зажигания, генерирующие мощную искру на такте зажигания поршня каждого из цилиндров. Искра образуется между электродами свечи в момент подачи на нее ВВ напряжения и обеспечивает гарантированный поджиг впрыскиваемой в цилиндр воздушно-топливной смеси. Угол опережения зажигания и длительность замкнутого состояния контактов прерывателя определяется и контролируется ECU, исходя из поступающей от датчиков системы управления двигателем информации об оборотах двигателя, положении коленчатого вала и глубине разрежения во впускном трубопроводе. К числу прочих параметров, оказывающих влияние на выбор угла опережения зажигания, относятся положение и скорость открывания дроссельной заслонки, температура всасываемого воздуха и охлаждающей жидкости, а в системе Magneti-Marelli, - также детонация воздушно-топливной смеси (информация поступает на ECU от соответствующих датчиков).

Контроль детонации воздушно-топливной смеси предусмотрен на моделях 1.6 л, оборудованных системой впрыска Magneti-Marelli 1AV. Датчик детонации установлен на блоке цилиндров и по возрастанию вибраций выявляет момент, когда зажигание становится слишком ранним. Своевременно получив информацию от датчика, ECU производит замедление зажигания, предотвращая появления связанных с детонацией звуковых эффектов. Далее ECU в несколько этапов возвращает угол опережения зажигания к нормальному значению. В случае повторного возникновения детонации цикл повторяется.

Управление оборотами холостого хода осуществляется отчасти посредством электронного модуля положения дроссельной заслонки, установленного стенке корпуса дросселя, а отчасти - системой зажигания путем своевременной корректировки угла опережения зажигания. Ввиду сказанного, необходимость в ручной регулировке оборотов отпадает, а возможность ее выполнения конструкцией системы не предусмотрена.

В некоторых системах ECU способен организовать многоразовое зажигание при запуске холодного двигателя. В момент проворачивания двигателя стартером свечи зажигания вырабатывают искру на каждом такте многократно, что существенно повышает эффективность воспламенение смеси и облегчает запуск двигателя.

Следует отметить, что описываемая в настоящей Главе диагностика неисправностей системы возможна лишь с применением специального электронного оборудования. Если выявить причину отказа в ходе выполнения перечисленных в Разделе Диагностика неисправностей системы зажигания и проверка состояния ее компонентов настоящей Главы проверок не удается, автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания. Описания процедур снятия и установки вышедших из строя компонентов приведены в соответствующих Разделах Главы.

Simos 2P

В системе Simos 2P используется статическое зажигание (без распределителя). В состав системы зажигания входят две заключенные в кожухи и объединенные в единый модуль катушки зажигания. Модель устанавливается непосредственно над свечами зажигания, а потому никаких ВВ проводов не предусмотрено.

Каждая из катушек модуля обслуживает по два цилиндра (одна - 1-й и 4-й, вторая - 2-й и 3-й).

По выдаваемым ECU командам катушки генерируют в цилиндрах по две искры зажигания - одну на такте сжатия и одну на выпускном такте. Напряжение пробоя свечи на такте сжатия в результате повышения давления оказывается весьма значительным. На такте выпуска, когда компрессия незначительна, генерируется очень слабая искра, не оказывающая никакого воздействия на выпускаемые из цилиндра отработавшие газы и называемая холостой. Такая схема зажигания позволяет избежать необходимости установки отдельной катушки на каждую из свечей.

ECU управляет функционированием системы на базе получаемых от различных информационных датчиков сигналов. На основе поступающей информации о температуре двигателя, текущей нагрузке и оборотах ECU определяет параметры для корректировки момента зажигания и времени заряда катушек. на холостом ходу ECU, корректируя соответствующим образом угол опережения зажигания, изменяет крутящий момент двигателя с целью поддержания стабильности оборотов. Система функционирует в тесном контакте с потенциометром положения дроссельной заслонки.

В состав системы зажигания входит также датчик детонации. Установленный в задней части блока цилиндров, датчик реагирует на изменение частоты вибраций двигателя и определяет момент начала возникновения детонации смеси в цилиндрах. На основании получаемой от датчика информации, ECU своевременно производит пошаговую корректировку угла опережения зажигания, предотвращая дальнейшее развитие детонации.
 



1. Автомобили марки Skoda Felicia
1.0 Автомобили марки Skoda Felicia 1.2 Идентификационные номера автомобиля 1.3 Приобретение запасных частей 1.4 Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места 1.5 Порядок действий в экстремальных ситуациях 1.6 Запуск двигателя от вспомогательного источника питания 1.7 Смена колес 1.8 Поддомкрачивание и буксировка 1.9 Идентификация утечек 1.10 Проверки готовности автомобиля к эксплуатации 1.12 Автомобильные химикалии, масла и смазки 1.13 Диагостика неисправностей узлов и систем автомобиля

2. Инструкция по эксплуатации
2.0 Инструкция по эксплуатации 2.2 Панель приборов и органы управления 2.3 Оборудование панели управления и дефлекторов воздуховодов, выбор 2.4 Регулировка зеркал заднего вида 2.5 Рычаг управления РКПП 2.6 Оборудование салона 2.7 Ремни безопасности 2.8 Приемы эксплуатации 2.9 Буксировка прицепа 2.10 Заправка топливом

3. Текущее обслуживание
3.0 Текущее обслуживание 3.1 Еженедельные проверки 3.2. Текущее обслуживание автомобиля - бензиновые модели 3.3. Текущее обслуживание автомобиля - дизельные модели

4. Ремонт двигателя
4.0 Ремонт двигателя 4.1. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.3 4.2. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.6 4.3. Ремонт без извлечения из автомобиля дизельного двигателя 4.4. Демонтаж силового агрегата и капитальный ремонт двигателя

5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления 5.1 Общая информация и меры предосторожности 5.2 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения 5.3 Снятие, проверка состояния и установка радиатора 5.4 Снятие, проверка исправности функционирования и установка термостата 5.5 Проверка исправности функционирования, снятие, установка, разборка 5.6 Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических 5.7 Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса 5.8 Система отопления/вентиляции салона - общая информация 5.9 Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона 5.10 Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности 5.11 Снятие и установка компонентов системы кондиционирования воздуха

6. Система питания
6.0 Система питания 6.1. Система питания карбюраторного двигателя 1.3 л 6.2. Система центрального впрыска (SPFI) бензинового двигателя 6.3. Система распределенного впрыска (MPFI) бензинового двигателя 6.4. Система питания дизельного двигателя 6.5. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов

7. Электрооборудование двигателя
7.0 Электрооборудование двигателя 7.1. Системы заряда и запуска 7.2. Система зажигания бензиновых двигателей 7.3. Система преднакала дизельных двигателей

8. Сцепление
8.0 Сцепление 8.1 Общая информация 8.2 Снятие и установка педали сцепления 8.3 Снятие, установка и регулировка троса привода сцепления 8.4 Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления 8.5 Снятие, проверка состояния и

9. Коробка передач
9.0 Коробка передач 9.1 Общая информация 9.2 Описание узлов и механизмов 9.3 Снятие и установка тяг привода переключения передач 9.4 Замена сальников 9.5 Проверка исправности функционирования, снятие и установка датчика-выключателя 9.6 Снятие и установка механизма привода спидометра 9.7 Снятие и установка коробки 9.8 Капитальные ремонт РКПП, разборка и сборка узлов и компонентов

10. Приводные валы
10.0 Приводные валы 10.1 Общая информация 10.2 Снятие и установка приводных валов 10.3 Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов 10.4 Снятие и установка вибрационного демпфера правого приводного вала 10.5 Капитальный ремонт приводных валов - общая информация

11. Тормозная система
11.0 Тормозная система 11.1 Общая информация 11.2 Конструкция системы, описание отдельных узлов и механизмов 11.3 Прокачка гидравлической системы 11.4 Замена шлангов и трубок гидравлического тракта тормозной системы 11.5 Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес 11.6 Замена башмаков барабанных тормозных механизмов задних колес 11.7 Проверка состояния, снятие и установка дисков передних тормозных механизмов 11.8 Снятие, проверка состояния и установка барабанов тормозных механизмов задних колес 11.9 Снятие, капитальный ремонт и установка суппортов тормозных механизмов передних колес 11.10 Снятие, капитальный ремонт и установка колесных цилиндров задних тормозных механизмов 11.11 Снятие, капитальный ремонт и установка главного тормозного цилиндра (ГТЦ) 11.12 Снятие и установка педали ножного тормоза 11.13 Проверка исправности функционирования, снятие и установка вакуумного усилителя тормозов 11.14 Снятие, проверка состояния и установка контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов со шлангом 11.15 Регулировка стояночного тормоза 11.16 Снятие и установка рычага стояночного тормоза 11.17 Снятие и установка тросов привода стояночного тормоза 11.18 Проверка исправности функционирования, снятие и установка клапана-регулятора давления в гидравлических контурах тормозных механизмов задних колес 11.19 Снятие, установка и регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов 11.20 Система антиблокировки тормозов (ABS)-общая информация 11.21 Снятие и установка компонентов систем ABS 11.22 Снятие и установка вакуумного насоса (дизельные модели) 11.23 Проверка состояния и капитальный ремонт вакуумного насоса (дизельные модели)

12. Подвеска и рулевое управление
12.0 Подвеска и рулевое управление 12.1 Общая информация и меры предосторожности 12.2 Снятие и установка ступичных сборок передних колес 12.3 Замена подшипников передних колес 12.4 Снятие и установка стоек передней подвески 12.5 Капитальный ремонт стоек передней подвески 12.6 Снятие, капитальный ремонт и установка нижних рычагов передней 12.7 Замена шаровых опор нижних рычагов передней подвески 12.8 Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости передней 12.9 Снятие и установка стоек штанги стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески 12.10 Снятие и установка переднего подрамника 12.11 Замена подшипников задних ступиц 12.12 Снятие, капитальный ремонт и установка стоек задней подвески 12.13 Капитальный ремонт стоек задней подвески 12.14 Снятие, капитальный ремонт и установка цапф заднего моста 12.15 Снятие и установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости 12.16 Снятие и установка заднего моста 12.17 Снятие и установка рулевого колеса 12.18 Снятие и установка рулевой колонки 12.19 Капитальный ремонт рулевой колонки 12.20 Снятие и установка сборки замка зажигания/блокировки руля 12.21 Снятие, капитальный ремонт и установка рулевого механизма 12.22 Замена резиновых защитных чехлов картера рулевого механизма 12.23 Удаление воздушных пробок из гидравлического тракта системы усиления руля 12.24 Снятие и установка рулевого насоса 12.25 Снятие и установка наружных наконечников рулевых тяг 12.26 Снятие и установка рулевой тяги 12.27 Углы установки колес автомобиля - общая информация

13. Кузов и отделка салона
13.0 Кузов и отделка салона 13.1 Общая информация и меры предосторожности 13.2 Уход за компонентами кузова и днища автомобиля 13.3 Уход за обивкой и ковровыми покрытиями салона 13.4 Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей 13.5 Ремонт серьезно поврежденных кузовных панелей 13.6 Снятие и установка переднего бампера 13.7 Снятие и установка заднего бампера 13.8 Снятие, установка и регулировка капота 13.9 Снятие и установка приводного троса отпускания замка капота 13.10 Снятие, установка и регулировка сборки замка капота 13.11 Снятие и установка дверей 13.12 Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей 13.13 Снятие и установка дверных ручек и компонентов замка 13.14 Снятие и установка дверных стекол и регуляторов стеклоподъемников 13.15 Снятие и установка двери задка и ее упорных штанг 13.16 Снятие, установка и регулировка компонентов замка двери задка 13.17 Снятие и установка компонентов единого замка 13.18 Снятие и установка компонентов электропривода стеклоподъемников 13.19 Снятие и установка наружных зеркал заднего вида и сопутствующих компонентов 13.20 Ветровое стекло и стекло двери задка - общая информация 13.21 Верхний люк 13.22 Снятие и установка элементов кузовной отделки 13.23 Снятие и установка сидений 13.24 Механизм натяжителя ремня безопасности переднего сиденья - общая информация 13.25 Снятие и установка компонентов ремней безопасности 13.26 Снятие и установка элементов отделки салона 13.27 Снятие и установка центральной консоли 13.28 Снятие и установка панели приборов

14. Бортовое электрооборудование
14.0 Бортовое электрооборудование 14.1 Общая информация и меры предосторожности 14.2 Поиск причин отказов электрооборудования 14.3 Предохранители, реле и прерыватели - общая информация 14.4 Снятие и установка выключателей 14.5 Замена ламп наружных осветительных и сигнальных приборов 14.6 Замена ламп внутренних осветительных приборов 14.7 Снятие и установка сборок наружных осветительных и сигнальных приборов 14.8 Регулировка направления оптической оси головных фар - общая информация и замена механизма регулятора 14.9 Снятие и установка приборного щитка 14.10 Снятие и установка троса привода спидометра 14.11 Снятие и установка прикуривателя 14.12 Снятие и установка рожка клаксона 14.13 Снятие и установка рычагов стеклоочистителей 14.14 Снятие и установка электромотора и тяг привода очистителей ветрового стекла 14.15 Снятие и установка электромотора привода очистителя заднего стекла 14.16 Снятие и установка компонентов омывателей ветрового стекла/линз головных фар/заднего стекла 14.17 Снятие и установка автомагнитолы 14.18 Снятие и установка громкоговорителей 14.19 Снятие и установка антенны радиоприемника 14.20 Противоугонная сигнализация/система иммобилизации двигателя 14.21 Снятие и установка компонентов системы обогрева передних сидений 14.22 Подушка безопасности - общая информация, меры предосторожности и деактивация системы 14.23 Снятие и установка компонентов системы подушек безопасности 14.24. Схемы электрических соединений 14.25 Диагностика электронных систем управления двигателем и систем обеспечения безопасности

15. Контрольные кузовные размеры
15.0 Контрольные кузовные размеры

16. Особенности ПДД стран Европы
16.0 Особенности ПДД стран Европы