Головка блока цилиндров и механизм газораспределения клапанного типа Шкода Октавиа


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Головка блока цилиндров в сборе с механизмом газораспределения клапанного типа

Головка блока цилиндров и механизм газораспределения клапанного типа

1 – болт крепления крышек подшипника кулачкового вала;
2 – гайка крепления крышек подшипником кулачкового вала;
3 – крышки подшипников кулачкового вала;
4 – кулачковый вал;
5 – стакан гидравлического толкателя;
6 – сухари клапана;
7 – тарелка пружины клапана;
8 – пружина клапана;
9 – направляющая клапана (для ремонта);
10 – уплотнение стержня клапана;
11 – направляющая клапана;
12 – уплотняющее кольцо кулачкового вала;
13 – головка блока цилиндров;
14 – клапаны;
15 – болт крепления серьги;
16 – серьга;
17 – кронштейн провода зажигания

Порядок затяжки болтов на головке блока цилиндров

Головка блока цилиндров и механизм газораспределения клапанного типа

Схема гидравлического толкателя

Головка блока цилиндров и механизм газораспределения клапанного типа

1 – запасной объем масла;
2 – камера высокого давления;
3 – подвод масла;
4 – поршень;
5 – запорный клапан;
6 – пружина клапана;
7 – внутренняя втулка;
8 – клапан двигателя

Так как на двигателе установлен механизм газораспределения ОНС, считается, что в  головку блока цилиндров в сборе входят и кулачковый вал с установочными  элементами, и клапаны с принадлежностями, и крышка головки с уплотнением, и  уплотнение под головку блока цилиндров и другие, связанные с ними детали (см. рис.  Головка блока цилиндров в сборе с механизмом газораспределения клапанного типа). Головка блока цилиндров целиком прикрепляется к блок-картеру десятью специальными  болтами с резьбой М 11 х 1,5. У головок болтов внутри звездчатый многогранник под  специальный ключ. Неровность опорной поверхности головки блока не должна  превышать 0,05 мм.

Между блоком и головкой укладывается всухую уплотнение. Вокруг цилиндров на  уплотнении имеются металлические кольца, а по внешнему контуру силиконовая кромка.  Арматура уплотнения изготовлена из алюминированного стального листа. Головка на  блоке центрируется двумя стальными штифтами. Ход затяжки болтов производится на  всех этапах в порядке, изображенном на рис. Порядок затяжки болтов на головке блока  цилиндров; ослабление производится в обратном порядке и также поэтапно.

Болты затягиваются в четыре этапа. Сначала затягиваются до 40 Нм, затем до 60 Нм. На третьем этапе все болты поворачиваются на 90, а на четвертом, последнем этапе еще на 90 ± 10%. Затем, в процессе эксплуатации, болты подтягивать нельзя.

Головка блока цилиндров отливается из алюминиевого сплава. Она восьмиканальная,  это значит, что у нее четыре выхлопных канала и четыре всасывающих. Выхлопные  каналы выведены на левую сторону двигателя (вперед в направлении движения),  всасывающие каналы на обратную сторону. На той же, правой стороне, находятся и  отверстия для свечей зажигания.

В отливку головки блока запрессованы седла клапанов и направляющие клапанов. И то, и другое изготовлено из специального сплава. Направляющие можно менять, седла нельзя.

Частью головки, в которой находятся нижние половины пяти безвтулочных подшипников  кулачкового вала, являются и крышки этих подшипников. На верхней поверхности  крайних крышек и средней крышки имеются бобышки с резьбовыми отверстиями для  крепящих болтов крышки головки. В крайние подшипники вложены уплотнительные  кольца, прилегающие к цилиндрической поверхности кулачкового вала. При монтаже всасывающего трубопровода и выхлопного коллектора в отливку головки  вворачивают болты М 8.

Впускные клапаны имеют диаметр тарелки 35,6 ± 0,15 мм, выпускные клапаны – 29 ± 0,15мм.

Стержень каждого клапана уплотняется уплотнительным кольцом, посаженным на  направляющую клапана. Каждый клапан имеет одну цилиндрическую пружину из  стальной проволоки. На нее накладывается тарелка пружины клапана, к которой  крепится клапан двумя клиньями.

Передача движения и сил между кулачками кулачкового вала и клапанами  осуществляется гидравлическими толкателями, автоматически ограничивающими  клапанный зазор в процессе эксплуатации. Это, конечно, преимущество, но, разумеется,  за счет повышенных требований к системе смазки двигателя (нужна высокая чистота  масла). Существует также слегка повышенное пассивное сопротивление двигателя в  связи с тем, что толкатели находятся в постоянном соприкосновении с кулачком, а  именно в его цилиндрической части.

Принцип работы гидравлического толкателя (см. рис. Схема гидравлического толкателя).  Движение вверх толкателя, вызванное разницей в давлении масла, находящимся в  объемах, между которыми помещен шариковый клапан, открывает этот клапан. При его  обратном движении, вызванном тем, что поршенек намеренно слегка неплотно  прилегает, пружина сжимается и через шариковый клапан масло поступает в камеру  высокого давления из системы смазки двигателя. Указанным способом автоматически  ограничивается клапанный зазор.

Лабиринт в запасной камере предотвращает отток масла при отключении двигателя.
Гидравлические толкатели ремонту не подлежат.

 



1. Техническое обслуживание
1.0 Техническое обслуживание 1.1 Что должен знать водитель о своем автомобиле Шкода Октавия 1.2 Основные размеры автомобиля Шкода Октавия 1.3 Основные технические данные автомобилей Шкода типового ряда Октавия 1.4 Активная и пассивная безопасность автомобилей Шкода Октавия 1.5 Что означают омологические символы 1.6 Идентификационные номера 1.7 Материалы автомобиля для переработки 1.8 Оснащенность и обслуживание автомобилей Шкода Октавия 1.9 Технические осмотры и уход

2. Кузов
2.0 Кузов 2.1 Несущая часть кузова – каркас 2.2 Передние крылья 2.3 Пластмассовые подкрылки передних крыльев 2.4 Крышка моторного отсека (капот) 2.5 Накладка разделяющей перегородки 2.6 Двери и их уплотнение в раме кузова 2.7 Стекла дверей и их уплотнение 2.8 Стеклоподъемник окон дверей 2.9 Замки дверей 2.32. Кузов, передняя часть 2.33. Капот двигателя 2.34. Крышка багажника 2.35. Передние двери 2.36. Задние двери 2.37. Откидной люк в крыше автомобиля 2.38. Передний бампер 2.39. Задний бампер 2.40. Крышки 2.41. Защитные накладки 2.42. Рейка крыши 2.43. Наружное зеркало заднего вида 2.44. Внутреннее зеркало заднего вида 2.50. Панель приборов 2.51. Кабельная электропроводка 2.53. Наружное освещение автомобиля 2.58. Интерьер автомобиля (салон) 2.59. Приборная доска 2.60. Руль 2.61. Сидения передние и задние

3. Агрегат привода
3.0 Агрегат привода 3.1 Монтаж агрегата привода в кузове 3.2. Двигатели

4. Сцепление
4.0 Сцепление 4.1. Ремонт привода управления сцеплением

5. Коробки передач
5.0 Коробки передач 5.1. Механически управляемые коробки передач 5.2. Автоматическая коробка передач 01М 5.3. Ремонт коробки передач 02J 5.4. Ремонт коробки передач 02K

6. Топливная система
6.0 Топливная система 6.1 Топливный бак в сборе 6.2 Топливопроводы 6.3 Электрический топливный насос (только для бензиновых двигателей) 6.4 Система деаэрации топливной системы в бензиновом двигателе 6.5. Всасывание и фильтрация воздуха

7. Система охлаждения
7.0 Система охлаждения 7.1 Охлаждающая жидкость 7.2. Радиаторы и вентиляторы 7.3 Термостат 7.4 Расширительный бачок охлаждающей жидкости и его пробка 7.5 Соединительные шланги системы охлаждения и стягивающие хомуты

8. Выхлопная система
8.0 Выхлопная система 8.1 Выхлопная система в сборе (двигатель 1,6 – 55 кВт) 8.2 Выхлопная система в сборе (двигатель 1,8–92 кВт) 8.3 Выхлопная система в сборе (двигатель 1,9 TDI – 66 кВт)

9. Ходовая часть
9.0 Ходовая часть 9.1 Карданные ведущие валы 9.2. Передний мост 9.3. Задний мост 9.4. Подвеска

10. Колеса и шины
10.0 Колеса и шины 10.1 Диски колес 10.2 Шины 10.3 Колпаки колес 10.4 Колеса (установка и геометрия) 10.5 Рекомендуемые величины установки колес

11. Тормоза
11.0 Тормоза 11.1 Тормозная жидкость 11.2 Дисковые тормоза передних колес 11.3. Тормоза задних колес 11.4 Регулятор нагрузки 11.5. Вакуумный усилитель тормозов, главный тандемовый цилиндр 11.6 Тормозные трубопроводы и шланги 11.7. Тормозная система с ABS 11.8 ABS, применяемая в автомобилях Шкода типового ряда Октавия 11.9 Ручник – рычаг управления стояночным тормозом

12. Электросхемы
12.0 Электросхемы 12.1 Структура принципиальных схем электрооборудования 12.2 Символы, встречающиеся в схемах соединений 12.3 Пояснения к символам 12.4. Основная схема –""OCTAVIA"", начиная с августа 1996 г.