Выхлопная система Шкода Октавиа




8.1. Выхлопная система в сборе (двигатель 1,6 – 55 кВт)
8.2. Выхлопная система в сборе (двигатель 1,8–92 кВт)
8.3. Выхлопная система в сборе (двигатель 1,9 TDI – 66 кВт)



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Автомобили Шкода типового ряда Октавия устанавливается несколько видов выхлопных  систем в зависимости от установленного двигателя. На автомобилях с бензиновым  двигателем всегда в выхлопном тракте устанавливается регулируемый катализатор  тройного действия, на автомобилях с дизельным двигателем – окислительный  катализатор.

Преимущественно выхлопные системы состоят из двух частей.

Вначале хотелось бы ознакомить подробно читателей с катализаторами, используемыми в бензиновых двигателях.

Установка, упрощено называемая катализатором, не совсем правильно и точно называют  катализатором регулируемым, или тройного действия. Ни одно из приведенных названий  не раскрывает полностью способ его действия. Он называется тройного действия, так  как разрушает три вредных составляющих. С помощью химических реакций он изменяет  вредные составляющие в выхлопных газах на безвредные химические соединения или  элементы. Происходит изменение СО (угарного газа), О2 (кислорода) и NOx (диоксида  азота) на СО2 (углекислый газ), N2 (азот) и Н2О (вода). Реакции проходят лишь в  присутствии благородных металлов (платины, палладия и родия), оказывающих в  химическом процессе каталитическое действие. Одновременно требуется и высокая  температура.

Для обеспечения высокой эффективности упомянутые металлы должны иметь по  возможности большую поверхность. Чаще всего носителем их является керамический  монолит или металлический носитель с каналами. Этим достигается получение большой  поверхности во много десятков квадратных метров.

Если в выхлопном тракте установлен катализатор, нельзя пользоваться этилированным  бензином, так как продукты, возникающие при сгорании топлива со свинцом, покрывают  относительно быстро активный слой катализатора и тем самым выводят его из строя.  Аналогично, несгоревшее в двигателе топливо может воспламениться к катализаторе и  расплавить его или накопленное там топливо может взорваться и уничтожить  катализатор. Поэтому обязательным условием должно быть сгорание топлива лишь в  двигателе. Следовательно, двигатель нельзя запускать, разгоняя автомобиль на тросе  или толкая его.

Катализатор должен быть экранирован как со стороны пола, так и со стороны шасси.

Катализатор является составной частью системы впрыскивания и зажигания,  управляемой электроникой. Электроника работает, получая информацию от нескольких  датчиков (например, температуры и давления засасываемого воздуха, оборотов  двигателя, температуры охлаждающей жидкости и других). Одним из датчиков является  и датчик содержания кислорода или лямбда-зонд. Он и вся группа других датчиков и  исполнительных элементов имеют помимо всего другого задачу поддерживать такой  рабочий режим двигателя, чтобы соотношение воздуха и топлива примерно  соответствовало оптимальной величине, т.е. чтобы на одну часть топлива приходилось  14,7 частей воздуха.