Усилитель руля (сервоуправление) Шкода Октавиа


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Принцип действия рулевого механизма с зубчатой рейкой и гидравлическим  усилителем (сверху – поворотный кольцевой клапан в нейтральном  положении, снизу – поворотный кольцевой клапан в рабочем положении – руль  повернут)

Усилитель руля (сервоуправление)

А – зубчатая рейка;
В – шестерня рулевого механизма;
С – рабочий цилиндр;
D – уравнительный резервуар масла;
Е – крыльчатый насос;
F – возвратный трубопровод;
G – клапан с ограничителем потока масла;
Н – трубопровод высокого давления;
I – внутренняя часть коробки управления;
J – вращающийся стержень;
К – радиальная канавка I;
L – радиальная канавка II;
М – вращающаяся втулка;
N – направляющая втулка;
О – впускная канавка;
Р – впускная канавка;
0 – осевая канавка;
R – осевая канавка;
S – возвратный зазор;
Т – возвратная канавка;
U – возвратный зазор;
V – перегородка;
W – управляющий зазор

Принцип работы пластинчатого насоса (масло под давлением для усилителя руля)

Усилитель руля (сервоуправление)

Эффект усиления рулевого управления зависит от крутящего момента крутильного  элемента на шестерне рулевого управления. Чем больше сила необходимая для  разворота руля, тем больше скручивание крутильного элемента, и чем больше данная  упругая деформация, тем больше эффект усиления.

Принцип усилителя руля состоит в перепуске специального масла на левую или правую  сторону поршня, соединенного с зубчатой рейкой рулевой тяги. Масло помогает двигать  поршень, а следовательно и зубчатую рейку, надавливая на соответствующую сторону  пропорциональным количеством масла, которое проходит по системе перепускных  радиальных и осевых каналов – канавок – отверстия открываются за счет скручивания  крутильного элемента рулевого управления.

Распределительное устройство и дозатор масла представляет собой весьма точную  систему, находящуюся в коробке управления в области шестерни. Оттуда масло  попадает по трубопроводу высокого давления в рабочий цилиндр образованный в полости  горизонтальной части рулевого управления. По середине цилиндра проходит шток,  переходящий на левой стороне в зубчатую рейку рулевого управления. Посредине штока  находится узкий поршень. Он хорошо герметизирован с рабочей поверхностью цилиндра.  По бокам шток скользит в подшипниках скольжения, так же хорошо герметизированных.  На выступающих концах рейки расположены горизонтальные шаровые шарниры с тягами  рулевого управления (см. рис. Принцип действия рулевого механизма с зубчатой рейкой и  гидравлическим усилителем).

Кроме самого рулевого управления к системе относится и самостоятельный масляный  насос и уравнительный резервуар масла. Соединение между насосом и рулевым  управлением осуществляется двумя трубопроводами, являющихся комбинацией  стальных трубок и шлангов высокого давления. Трубопроводы не разбираются.  Соединение между уравнительным резервуаром и насосом, стало быть всасывающий и  возвратный трубопроводы (это значит между резервуаром и рулевым управлением),  являются трубопроводами низкого давления.

Масляный насос для усилителя руля так называемый пластинчатый. В принципе – это  полость овального сечения, в которой вращается вал с несколькими вложенными  аксиально подпружиненными герметизирующими пластинами. При повороте изменяется  объем камер, образуемых всегда двумя соседними пластинами и сегментом рабочей  поверхности полости. Таким образом, масло при вращении вала на одной стороне  засасывается, а на другой стороне выдавливается (см. рис. Принцип работы  пластинчатого насоса (масло под давлением для усилителя руля)). Насос выдает в  минуту количество масла в диапазоне 0,3–1,7 куб. дм при давлении от 7 до 13 МПа  (максимальное давление 20 МПа) согласно оборотам. Насос работает в диапазоне  оборотов от 500 до 7000 1/мин. Он приводится в движение многоручьевым ремнем  вместе с генератором, а иногда и с компрессором кондиционера, от внешнего шкива  коленчатого вала.

Рулевое управление с усилителем действует и тогда, когда масляный насос для  рулевого управления не работает, т.е. при выключенном двигателе. Конечно, потом  сила, необходимая для поворота руля значительно повышается, т.к. усилитель не  работает. Аналогично, как и в тормозной системе с усилителем. 

 



1. Техническое обслуживание
1.0 Техническое обслуживание 1.1 Что должен знать водитель о своем автомобиле Шкода Октавия 1.2 Основные размеры автомобиля Шкода Октавия 1.3 Основные технические данные автомобилей Шкода типового ряда Октавия 1.4 Активная и пассивная безопасность автомобилей Шкода Октавия 1.5 Что означают омологические символы 1.6 Идентификационные номера 1.7 Материалы автомобиля для переработки 1.8 Оснащенность и обслуживание автомобилей Шкода Октавия 1.9 Технические осмотры и уход

2. Кузов
2.0 Кузов 2.1 Несущая часть кузова – каркас 2.2 Передние крылья 2.3 Пластмассовые подкрылки передних крыльев 2.4 Крышка моторного отсека (капот) 2.5 Накладка разделяющей перегородки 2.6 Двери и их уплотнение в раме кузова 2.7 Стекла дверей и их уплотнение 2.8 Стеклоподъемник окон дверей 2.9 Замки дверей 2.32. Кузов, передняя часть 2.33. Капот двигателя 2.34. Крышка багажника 2.35. Передние двери 2.36. Задние двери 2.37. Откидной люк в крыше автомобиля 2.38. Передний бампер 2.39. Задний бампер 2.40. Крышки 2.41. Защитные накладки 2.42. Рейка крыши 2.43. Наружное зеркало заднего вида 2.44. Внутреннее зеркало заднего вида 2.50. Панель приборов 2.51. Кабельная электропроводка 2.53. Наружное освещение автомобиля 2.58. Интерьер автомобиля (салон) 2.59. Приборная доска 2.60. Руль 2.61. Сидения передние и задние

3. Агрегат привода
3.0 Агрегат привода 3.1 Монтаж агрегата привода в кузове 3.2. Двигатели

4. Сцепление
4.0 Сцепление 4.1. Ремонт привода управления сцеплением

5. Коробки передач
5.0 Коробки передач 5.1. Механически управляемые коробки передач 5.2. Автоматическая коробка передач 01М 5.3. Ремонт коробки передач 02J 5.4. Ремонт коробки передач 02K

6. Топливная система
6.0 Топливная система 6.1 Топливный бак в сборе 6.2 Топливопроводы 6.3 Электрический топливный насос (только для бензиновых двигателей) 6.4 Система деаэрации топливной системы в бензиновом двигателе 6.5. Всасывание и фильтрация воздуха

7. Система охлаждения
7.0 Система охлаждения 7.1 Охлаждающая жидкость 7.2. Радиаторы и вентиляторы 7.3 Термостат 7.4 Расширительный бачок охлаждающей жидкости и его пробка 7.5 Соединительные шланги системы охлаждения и стягивающие хомуты

8. Выхлопная система
8.0 Выхлопная система 8.1 Выхлопная система в сборе (двигатель 1,6 – 55 кВт) 8.2 Выхлопная система в сборе (двигатель 1,8–92 кВт) 8.3 Выхлопная система в сборе (двигатель 1,9 TDI – 66 кВт)

9. Ходовая часть
9.0 Ходовая часть 9.1 Карданные ведущие валы 9.2. Передний мост 9.3. Задний мост 9.4. Подвеска

10. Колеса и шины
10.0 Колеса и шины 10.1 Диски колес 10.2 Шины 10.3 Колпаки колес 10.4 Колеса (установка и геометрия) 10.5 Рекомендуемые величины установки колес

11. Тормоза
11.0 Тормоза 11.1 Тормозная жидкость 11.2 Дисковые тормоза передних колес 11.3. Тормоза задних колес 11.4 Регулятор нагрузки 11.5. Вакуумный усилитель тормозов, главный тандемовый цилиндр 11.6 Тормозные трубопроводы и шланги 11.7. Тормозная система с ABS 11.8 ABS, применяемая в автомобилях Шкода типового ряда Октавия 11.9 Ручник – рычаг управления стояночным тормозом

12. Электросхемы
12.0 Электросхемы 12.1 Структура принципиальных схем электрооборудования 12.2 Символы, встречающиеся в схемах соединений 12.3 Пояснения к символам 12.4. Основная схема –""OCTAVIA"", начиная с августа 1996 г.