Проверка коренных подшипников Сузуки Лиана




Общие сведения
В запасные части поставляются коренные подшипники номинального и увеличенного (на 0,25 мм) размера, каждый имеет 5 видов, отличающиеся по допуску.

Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала
Рис. 2.169 . Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала


Верхняя половина подшипника (вкладыш) 1 имеет смазочную канавку 2, как показано на рисунке. 2.169.
Этот вкладыш со смазочной канавкой устанавливается в блок цилиндров.
Нижний вкладыш подшипника не имеет смазочной канавки.

Осмотр
Проверьте подшипники на наличие точечной коррозии, царапин, износа или повреждений. При обнаружении дефекта замените оба вкладыша. Никогда не заменяйте вкладыши по отдельности.

Зазор в коренном подшипнике

Укладка отрезка калиброванной пластмассовой проволоки на поверхность коренной шейки
Рис. 2.170 . Укладка отрезка калиброванной пластмассовой проволоки на поверхность коренной шейки



Проверьте зазор калиброванной пластмассовой проволокой в следующем порядке.
Снимите крышки подшипников.
Очистите подшипники и коренные шейки коленчатого вала.
Положите отрезок калиброванной пластмассовой проволоки 1 на поверхность коренной шейки (параллельно коленчатому валу) так, чтобы он не закрывал масляный канал.
Постепенно затяните болты крышки подшипника №1 1–10 и крышки подшипника №2 11–20 следующим образом.

Порядок затягивания болтов крепления крышек подшипников №1 и №2
Рис. 2.166 . Порядок затягивания болтов крепления крышек подшипников №1 и №2


а. Затяните болты 1–10 моментом 30 Н·м в указанном на рисунке 2.166 порядке.
b. Таким же образом, как и при выполнении операции a), затяните их моментом 50 Н·м.
c. Таким же образом, как и при выполнении операции a), доверните их еще на 60°.
d. Затяните болты 11–20 моментом 22 Н·м в указанном на рисунке 2.166 порядке.

Момент затяжки
Болт крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала №1 (1–10): затяните моментом 30 Н·м, 50 Н·м и доверните на 60°
Болт крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала №2 (11–20): затяните моментом 22 Н·м.

ПРИМЕЧАНИЕ
Не вращайте коленчатый вал во время измерения зазоров.

Снимите крышку и определите величину зазора по сплющиванию калиброванной пластмассовой проволоки 2 в самом широком месте, используя шкалу 1 на упаковке калиброванной пластмассовой проволоки.

Измерение сплющенного отрезка калиброванной пластмассовой проволоки
Рис. 2.171 . Измерение сплющенного отрезка калиброванной пластмассовой проволоки



Если зазор превышает его предельное значение, замените подшипник. Всегда заменяйте оба вкладыша. Новый подшипник номинального размера может обеспечить необходимый зазор. В противном случае, необходимо будет прошлифовать шейку коленчатого вала и использовать подшипник увеличенной на 0,25 мм толщины.
После подбора нового подшипника снова проверьте зазор.

Зазор в коренном подшипнике
Номинальное значение: 0,025–0,045 мм.
Предельное значение: 0,065 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ
После проверки зазора в подшипнике, удостоверьтесь что деформация болтов крышки подшипника №1 не превышает предельного значения.

Подбор коренного подшипника номинального размера
Если подшипник находится в неудовлетворительном состоянии или зазор в подшипнике – отличается от нормы, подберите и установите новый подшипник номинального размера следующим образом.

Маркировка коренного подшипника коленчатого вала
Рис. 2.172 . Маркировка коренного подшипника коленчатого вала


Сначала измерьте диаметр шейки вала. Как показано на рисунке 2.172, на щеке №2 коленчатого вала выбиты номера. Существует три варианта номеров («1», «2» и « 3»), которые не соответствуют следующим диаметрам шейки вала. Номер на шейке  коленчатого вала соответствует диаметру шейки вала, обозначенному стрелкой на рисунке. Например (двигатель M13), № «1» соответствует диаметру шейки вала – 44,9940–45,0000 мм.

Диаметр шейки вала


Маркировка диаметров отверстий под коренные подшипники
Рис. 2.173 . Маркировка диаметров отверстий под коренные подшипники


Затем, проверьте диаметр отверстия под коренной подшипник. На сопрягаемой поверхности блока цилиндров выбито пять букв, как показано на рисунке 2.173. Три буквы («A», «B» и « C») соответствуют следующим диаметрам отверстия под коренной подшипник. Буквы на блоке цилиндров, указанные на рисунке стрелкой, соответствуют диаметру отверстия под коренной подшипника.
Например (двигатель M13), буква «A» указывает, что соответствующий диаметр отверстия под коренной подшипник составляет 49,000–49,006 мм.

Отверстие под коренной подшипник коленчатого вала


Цветовая маркировка вкладышей шатунных подшипников
Рис. 2.153 . Цветовая маркировка вкладышей шатунных подшипников: 1 – цветовая маркировка


Существует 5 классов подшипников номинального размера, отличающиеся по толщине. Для отличия они имеют цветовую маркировку в местах, показанных на рисунке 2.153.
Каждый цвет соответствует определенной толщине центральной части подшипника.

Толщина коренного подшипника коленчатого вала номинального размера

По номеру на щеке коленчатого вала №2 и букве на блоке цилиндров подберите новый подшипник номинального размера по приведенной ниже таблице. Например (двигатель M13), если номер на щеке коленчатого вала №2 – «1», а буква на блоке цилиндров – «B», установите новый коренной подшипник номинального размера с фиолетовой цветовой маркировкой.
Измерьте зазор коренного подшипника для подобранного подшипника номинального размера.
Если величина зазора все еще превышает предельное значение, установите подшипник увеличенной толщины и снова проверьте зазор.
При замене коленчатого вала или блока цилиндров в сборе по любой причине, подберите новые подшипники номинального размера по №у на новом коленчатом валу или буквам на новом блоке цилиндров.
Подшипник увеличенной толщины (0,25 мм).

Характеристики нового коренного подшипника номинального размера

Поставляемые в запасные части подшипники увеличенной на 0,25 мм толщины разделены на пять классов в зависимости от толщины.

Цветовые маркировки вкладышей коренных подшипников
Рис. 2.174 . Цветовые маркировки вкладышей коренных подшипников: 1 – цветовые маркировки


Для отличия каждый подшипник имеет следующую цветовую маркировку в месте, показанном на рисунке 2.174.
Каждая цветовая маркировка соответствует толщине подшипника в центральной части.
В случае необходимости, прошлифуйте шейку коленчатого вала и подберите подшипник увеличенной толщины, следующим образом.
а. Прошлифуйте коренную шейку коленчатого вала до следующего ремонтного размера.
Ремонтный размер шейки вала:
– для двигателя M13: 44,732–44,750 мм.
– для двигателя M16: 51,732–51,750 мм.

Толщины коренных подшипников коленчатого вала

b. Используя микрометр, измерьте диаметр прошлифованной шейки вала.
Измерения должны производиться в двух взаимоперпендикулярных направлениях для проверки наличия овальности.
c. На основании результатов измерения диаметра шейки вала и буквенного обозначения на блоке цилиндров подберите подшипник увеличенной толщины по следующей таблице.
Проверьте зазор в подшипнике для подобранного подшипника увеличенной толщины.

Характеристики нового коренного подшипника коленчатого вала увеличенной толщины

Болт крепления крышки подшипника
Измерьте диаметр резьбы каждого болта крепления крышки подшипника 1 в точках «A» и « B» микрометром Вычислите разность диаметров («A»–«B»). Если разность диаметров превышает предельное значение, замените болты новыми.
Точки измерения диаметра болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала №1 «a»: 60 мм, «b»: 90 мм.

Схема измерений диаметра болта крепления крышки подшипника
Рис. 2.175 . Схема измерений диаметра болта крепления крышки подшипника



Предельное значение разности диаметров болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала №1: («A»–«B»): 0,2 мм.

Проверка пластины датчика

Пластина датчика
Рис. 2.176 . Пластина датчика



Проверьте пластину датчика на наличие трещин. Если пластина имеет дефекты, замените ее.

Проверка заднего сальника
Тщательно осмотрите сальник 1 на предмет износа или повреждения. Если его рабочая кромка изношена или повреждена, замените сальник.

Задний сальник
Рис. 2.177 . Задний сальник



Запрессовка заднего сальника
Рис. 2.178 . Запрессовка заднего сальника


Для установки сальника, запрессуйте задний сальник 1 в корпус сальника 2 с использованием специального инструмента, как показано на рисунке 2.178.
Установочное положение заднего сальника коленвала (размер): 3 мм.

Проверка маховика

Измерение торцевого биения маховика индикатором часового типа
Рис. 2.179 . Измерение торцевого биения маховика индикатором часового типа



Если зубчатый венец имеет повреждения, трещины или изношен, замените маховик.
Если поверхность, входящая в контакт с ведомым диском сцепления повреждена или чрезмерно изношена, замените маховик.
Проверьте торцевое биение маховика индикатором часового типа. Если биение превышает предельное значение, замените маховик.
Предельное значение биения маховика: 0,2 мм.

Проверка деформации уплотняемой поверхности блока цилиндров

Проверка деформации уплотняемой поверхности блока цилиндров
Рис. 2.180 . Проверка деформации уплотняемой поверхности блока цилиндров



Используя поверочную линейку и щуп, проверьте уплотняемую поверхность на наличие деформации и в случае, если отклонение от плоскостности превышает предельное значение, осуществите правку поверхности.
Предельное значение плоскостности блока цилиндров: 0,05 мм.

Хонингование или растачивание цилиндров
При необходимости расточки отдельного цилиндра все остальные цилиндры также должны растачиваться.
Подберите поршни увеличенного размера в зависимости от износа цилиндров.

Характеристики поршня увеличенного размера

Используя микрометр, измерьте диаметр поршня.
Место измерения диаметра поршня «a»: 19,5 мм.

Измерение диаметра поршня
Рис. 2.181 . Измерение диаметра поршня



Вычислите ремонтный диаметр цилиндра следующим образом.
D=A+B–C
D: Ремонтный диаметр цилиндра.
A: Диаметр поршня по результатам измерения.
B: Зазор между поршнем и цилиндром равен 0,02–0,04 мм.
C: Припуск на хонингование равен 0,02 мм.
Расточите и отхонингуйте цилиндр до расчетного ремонтного размера.

ПРИМЕЧАНИЕ
Перед расточкой, установите на место все крышки коренных подшипников и затяните номинальным моментом, чтобы избежать деформации отверстий под подшипники.

После хонингования измерьте зазор между поршнем и цилиндром.