Распределительные валы и толкатели клапанов Тойота РАВ4


 


Снятие

        ПРИМЕЧАНИЕ
При снятии и установке распределительных валов необходимо использовать 2 дополнительных технологических болта М6х1 длиной 16–20 мм

Снятие производите в следующем порядке:
– снимите крышку головки блока цилиндров;
– снимите распределитель зажигания;
– снимите зубчатый ремень, шкив распределительного вала и задний кожух зубчатого ремня;

Установка индикатора часового типа для измерения осевого зазора распределительного вала
Рис. 3.25. Установка индикатора часового типа для измерения осевого зазора распределительного вала


– проверьте осевой зазор распределительного вала. Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в торец распределительного вала ( рис. 3.25);
– переместите распределительный вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите индикатор на 0. Переместите распределительный вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Если величина зазора превышает допустимую величину, необходимо заменить распределительный вал и/ или головку блока цилиндров;

Распределительный вал выпускных клапанов

Положение распределительного вала впускных клапанов в положение, при котором установочный штифт (1) располагается слева под углом 10–45° от вертикальной оси
Рис. 3.26. Положение распределительного вала впускных клапанов в положение, при котором установочный штифт (1) располагается слева под углом 10–45° от вертикальной оси


– поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт 1 ( рис. 3.26) располагался слева под углом 10–45° от вертикальной оси. В этом случае распределительный вал выпускных клапанов повернется в положение, при котором давление клапанных пружин на все кулачки распределительного вала будет равномерным;

Расположение болта крепления вспомогательной шестерни распределительного вала выпускных клапанов к основной шестерне
Рис. 3.27. Расположение болта крепления вспомогательной шестерни распределительного вала выпускных клапанов к основной шестерне


– дополнительным технологическим болтом М6х1 прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала выпускных клапанов к основной шестерне ( рис. 3.27);
– выверните 2 болта и снимите заднюю крышку подшипника распределительного вала;
– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышек 1, 2 и 4 крепления подшипников распределительного вала. Снимите 1, 2 и 4 крышки подшипников распределительного вала;
– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышки 3 подшипника распределительного вала. Снимите крышку 3 подшипника распределительного вала;
– снимите распределительный вал;
– для снятия шестерни с распределительного вала выпускных клапанов закрепите распределительный вал за шестигранник в тисках с мягкими губками;
– установите второй дополнительный болт М6х1 в технологическое отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала. Отверткой, вставленной между распределительным валом и вторым вспомогательным болтом, поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и выверните первый вспомогательный болт;
– снимите пружинное стопорное кольцо крепления вспомогательной шестерни;
– снимите пружинную шайбу, вспомогательную шестерню и пружинное кольцо шестерни распределительного вала.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При ослаблении и выворачивании болтов крепления крышек подшипников распределительного вала убедитесь, что распределительный вал равномерно, без перекоса отделяется от головки блока цилиндров. В противном случае установите на место крышки подшипников и поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 10–45° от вертикальной оси (см. рис. 3.26 ).

Распределительный вал впускных клапанов

Положение распределительного вала впускных клапанов в положение, при котором установочный штифт (1) располагается слева под углом 80–115° от вертикальной оси
Рис. 3.28. Положение распределительного вала впускных клапанов в положение, при котором установочный штифт (1) располагается слева под углом 80–115° от вертикальной оси


– поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт 1 ( рис. 3.28) располагался слева под углом 80–115° от вертикальной оси;
– выверните болты и снимите переднюю крышку подшипников распределительного вала впускных клапанов и уплотнительное кольцо;
– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышек 1, 3 и 4 крепления подшипников распределительного вала. Снимите 1, 3 и 4 крышки подшипников распределительного вала;
– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышки 2 подшипника распределительного вала. Снимите крышку 2 подшипника распределительного вала;
– снимите распределительный вал.
Проверка
Проверку производите в следующем порядке:

Место измерения расстояния между концами пружины шестерни распределительного вала
Рис. 3.29. Место измерения расстояния между концами пружины шестерни распределительного вала: Х = 22,5–22,9 мм


1) измерьте расстояние между концами пружины шестерни распределительного вала, которое должно составлять 22,5–22,9 мм ( рис. 3.29). В противном случае замените пружину;

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не снимайте крышку, используя рычаги. Если крышка не снимается, оставьте ее на месте.

2) протрите от масла и промаркируйте регулировочные шайбы и толкатели, намагниченным инструментом снимите их с головки блока цилиндров и расположите их таким образом, чтобы при установке они установились на свои места;
3) проверьте каждый толкатель на отсутствие износа и задиров;
4) измерьте наружный диаметр каждого толкателя и соответствующие гнезда толкателей. Для определения зазора вычтите диаметр толкателя от диаметра гнезда. Номинальное значение зазора толкателя 0,024–0,052 мм, предельно допустимое значение – 0,07 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените толкатели;
5) визуально исследуйте кулачки и шейки подшипников распределительных валов на отсутствие выработки, следов коррозии, наволакивание металла и наличие цветов побежалости, свидетельствующих о местном перегреве;
6) микрометром измерьте высоту кулачком распределительного вала. Номинальное значение высоты кулачков распределительного вала впускных клапанов 42,01–42,11 мм, предельно допустимое значение – 41,9 мм. Номинальное значение высоты кулачков распределительного вала выпускных клапанов 40,06–40,16 мм, предельно допустимое значение – 39,95 мм. Если высота кулачков меньше предельно допустимого значения, замените распределительный вал.
7) микрометром измерьте диаметр каждой шейки подшипников распределительного вала. Шейки измеряйте в нескольких точках, как по диаметру, так и по длине, это позволит выявить овальность и конусность при их наличии. Номинальное значение диаметра шеек подшипников распределительного вала 26,959–26,975 мм. Если диаметр любой шейки меньше номинального значения, замените распределительный вал;
8) проверьте зазоры в подшипниках распределительного вала следующим образом;
9) метод проверки состоит в том, чтобы использовать изделие, известное как Plastigage. Это круглый калиброванный пластмассовый стержень, который сжимается между крышкой подшипника и шейкой распределительного вала. После снятия крышки подшипника деформированный пластиковый стержень измеряется специальным шаблоном, который имеется в комплекте Plastigage.
10) процедура для использования Plastigage следующая:
– очистите шейки распределительного вала, крышки подшипников и места установки распределительного вала в головке блока цилиндров;
– установите распределительные валы в головку блока цилиндров без смазки и толкателей;
– отрежьте несколько кусочков пластикового стержня Plastigage (они должны быть слегка короче, чем ширина подшипников) и установите их на каждую шейку распределительного вала;
– установите крышки подшипников, идентификационные стрелки которых должны быть направлены в сторону зубчатого ремня и затяните болты крепления требуемым моментом. Затягивание болтов проводите по очереди, последовательно поворачивая каждый болт на 1/4 оборота;

Измерение ширины деформированного стержня Plastigage с использованием масштабной линейки
Рис. 3.30. Измерение ширины деформированного стержня Plastigage с использованием масштабной линейки


– выверните болты и снимите крышки подшипников распределительных валов. К деформированному пластиковому стержню приложите масштабную линейку, напечатанную на упаковке. Сравнивая ширину деформированного пластикового стержня с контрольной шириной на масштабной линейке, определите величину зазора ( рис. 3.30). Если зазор больше предельно допустимого значения, замените распределительный вал и/ или головку блока цилиндров;
– в завершение тщательно очистите следы материала Plastigage с крышек подшипников и распределительных валов;

Использование индикатора часового типа (1) для измерения люфта в зубчатом зацеплении шестерен распределительных валов
Рис. 3.31. Использование индикатора часового типа (1) для измерения люфта в зубчатом зацеплении шестерен распределительных валов


11) измерьте люфт в зубчатом зацеплении шестерен распределительных валов. Установите распределительные валы, не устанавливая толкатели и вспомогательную шестерню. Установите на головке блоке цилиндров кронштейн с индикатором часового типа 1 ( рис. 3.31) таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в один их зубьев шестерни распределительного вала.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В процессе измерения зазора методом Plastigage не вращайте распределительные валы.

Поверните шестерню распределительного вала в одну сторону до упора в зубья второй шестерни и установите индикатор на 0. Поверните шестерню в другую сторону в пределах люфта и зафиксируйте значение на индикаторе. Если величина люфта превышает допустимую величину, необходимо заменить распределительные валы.
Установка
Распределительный вал впускных клапанов
Установку производите в следующем порядке:
– смажьте моторным маслом толкатели и установите их на места, в которых они находились перед снятием. Убедитесь, что регулировочные шайбы установлены на толкатели;
– смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала;
– установите распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 80° от вертикальной оси (см. рис. 3.28);

Места нанесения герметика (1) на привалочную поверхность передней крышки подшипника распределительного вала
Рис. 3.32. Места нанесения герметика (1) на привалочную поверхность передней крышки подшипника распределительного вала


– нанесите тонкий слой герметика RTV 1 ( рис. 3.32) шириной 2–3 мм на внешние края привалочной поверхности передней крышки подшипника распределительного вала и немедленно установите крышку;
– установите остальные крышки подшипников распределительного вала в соответствии с их нумерацией, при этом стрелки, нанесенные на крышках, должны быть направлены в сторону зубчатого ремня;

Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов
Рис. 3.33. Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов


– в последовательности показанной на рисунке 3.33, поворачивая за один проход на 1/4 оборота, вверните болты крепления крышек и затяните их моментом 19 Н•м;
– смажьте моторным маслом наружную поверхность и рабочую кромку нового уплотнительного кольца распределительного вала. Трубчатой оправкой, с наружным диаметром немного меньшим наружного диаметра кольца, установите уплотнительное кольцо на место.
Распределительный вал выпускных клапанов
Установку производите в следующем порядке:
– повторно установите вспомогательную шестерню на распределительный вал выпускных клапанов. Установите пружину, вспомогательную шестерню, пружинную шайбу и закрепите их стопорным кольцом;
– установите первый дополнительный болт М6х1 в технологическое отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала. Отверткой, вставленной между распределительным валом и первым вспомогательным болтом, поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и вверните и затяните второй вспомогательный болт, чтобы прижать вспомогательную шестерню к шестерне распределительного вала. Снимите первый вспомогательный болт;
– смажьте моторным маслом толкатели и установите их на места, в которых они находились перед снятием. Убедитесь, что регулировочные шайбы установлены на толкатели;
– смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала;
– установите распределительный вал впускных клапанов над головкой блока цилиндров так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 10° от вертикальной оси (см. рис. 3.26);
– совместите установочные метки на шестернях распределительных валов впускных и выпускных клапанов и установите распределительный вал выпускных клапанов в головку блока цилиндров. Для облегчения установки незначительно поворачивайте распределительный вал в одну или другую сторону;
– установите крышки подшипников распределительного вала в соответствии с их нумерацией, при этом стрелки, нанесенные на крышках, должны быть направлены в сторону зубчатого ремня;

Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала выпускных клапанов
Рис. 3.34. Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала выпускных клапанов


– в последовательности показанной на рисунке 3.34, поворачивая за один проход на 1/4 оборота, вверните болты крепления крышек и затяните их моментом 19 Н•м;
– выверните дополнительный болт, сжимающий шестерни распределительного вала выпускных клапанов;
– установите полукруглые заглушки в головку блока цилиндров;
– установите задний кожух зубчатого ремня;
– совместите установочный штифт с выемкой и установите шкив зубчатого ремня на распределительный вал и закрепите болтом, затянув его моментом 54 Н•м. При затягивании болта крепления шкива вторым ключом, установленным на шестигранник, удерживайте распределительный вал от проворачивания;
– установите зубчатый ремень.
Дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию.
 



1. Введение
1.0 Введение

2. Эксплуатация автомобиля
2.0 Эксплуатация автомобиля 2.1. Органы управления, приборы и оборудование 2.2 Моторный отсек 2.3. Ключи и замок зажигания 2.4. Пуск двигателя 2.5 Механическая коробка передач 2.6. Автоматическая коробка передач (АКП) 2.7 Рекомендации по управлению автомобилем по пересеченной местности 2.8 Стояночный тормоз 2.9 Переключатель указателей поворота и света фар 2.22. Двери 2.25. Установка зеркал 2.27. Передние сиденья 2.28. Задние сиденья 2.29. Ремни безопасности 2.31. Подъем автомобиля домкратом

3. Техническое обслуживание
3.0 Техническое обслуживание 3.1 Общие сведения по эксплуатационным материалам и регулировочные данные 3.2. Объемы и периодичность технического обслуживания 3.3. Проверка уровней эксплуатационных жидкостей 3.4 Осмотр шин и проверка давления воздуха 3.5 Замена моторного масла и масляного фильтра 3.6 Проверка и замена резиновых лент щеток стеклоочистителя 3.7 Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления 3.8. Проверка, обслуживание и зарядка аккумуляторной батареи 3.9. Проверка, регулировка натяжения и замена поликлинового ремня привода навесных агрегатов 3.13. Проверка состояния тормозов (каждые 24 000 км или 12 месяцев) 3.18. Проверка состояния подвески и рулевого управления 3.26. Замена охлаждающей жидкости и промывка системы охлаждения 3.34. Проверка и регулировка зазоров в приводе Клапанов

4. Двигатели
4.0 Двигатели 4.1. Ремонт двигателя 3S-FE без снятия его с автомобиля 4.2. Ремонт двигателя 1AZ-FE без снятия его с автомобиля 4.3. Диагностика и подготовка двигателя к капитальному ремонту

5. Системы охлаждения и кондиционирования
5.0 Системы охлаждения и кондиционирования 5.1. Общие сведения 5.2 Технические данные 5.3. Обслуживание и ремонт системы охлаждения 5.4. Проверка и обслуживание системы кондиционирования воздуха

6. Топливная система и система выпуска отработавших газов
6.0 Топливная система и система выпуска отработавших газов 6.1 Общие сведения 6.2 Технические характеристики системы впрыска топлива 6.3 Сбрасывание давления в топливной системе 6.4. Общая проверка топливной системы 6.5 Топливный насос 6.6 Регулятор давления топлива 6.7 Датчик уровня топлива 6.8 Топливный бак 6.9 Корпус воздушного фильтра 6.11. Электронная система впрыска топлива 6.14. Система выпуска отработавших газов

7. Система зажигания
7.0 Система зажигания 7.1. Общие сведения 7.2 Меры предосторожности при эксплуатации и ремонте системы зажигания 7.3 Технические характеристики системы зажигания 7.4. Проверка системы зажигания и ее элементов

8. Системы контроля и снижения токсичности отработавших газов
8.0 Системы контроля и снижения токсичности отработавших газов 8.1 Общие сведения 8.2 Технические характеристики 8.3 Система бортовой диагностики (OBD) 8.4. Информационные датчики и исполнительные стройства 8.5 Коды неисправностей системы OBD-II 8.6 Блок управления двигателем (PCM) 8.7. Датчики и клапаны системы впрыска топлива (EFI) 8.8 Система принудительной вентиляции Картера (PCV) 8.9 Система рециркуляции отработавших газов (EGR) на моделях с 2001 года

9. Сцепление
9.0 Сцепление 9.1 Общие сведения 9.2 Технические характеристики 9.3 Главный цилиндр цепления 9.4 Рабочий цилиндр сцепления 9.5 Удаление воздуха из гидравлического привода сцепления 9.6 Ведомый диск сцепления 9.7 Подшипник выключения сцепления 9.8 Выключатель сцепления

10. Коробка передач
10.0 Коробка передач 10.1 Общие сведения 10.2 Технические данные 10.3 Ремонт коробки передач 10.4. Ремонтные и регулировочные работы, выполняемые на автомобилях с механической коробкой передач 10.5. Ремонтные и регулировочные работы, выполняемые на автомобилях с автоматической коробкой передач

11. Карданный вал и валы привода ведущих колес
11.0 Карданный вал и валы привода ведущих колес 11.1 Общие сведения 11.3. Валы привода передних колес 11.4. Валы привода задних колес на полноприводных автомобилях 11.5. Замена защитных чехлов шарниров вала привода колеса 11.6. Карданный вал 11.7. Опорный подшипник карданного вала 11.8. Уплотнительные манжеты задней главной передачи 11.9. Дифференциал на полноприводных автомобилях

12. Тормозная система
12.0 Тормозная система 12.1 Общие сведения 12.2 Технические данные 12.3. Антиблокировочная система тормозов (ABS) 12.4 Замена передних тормозных колодок 12.5. Замена суппорта переднего тормоза 12.6. Проверка и замена тормозных дисков 12.7 Замена задних тормозных колодок 12.8. Замена рабочего тормозного цилиндра 12.9. Замена главного тормозного цилиндра 12.11. Замена тормозных трубок и шлангов 12.13. Проверка и замена вакуумного усилителя тормозов 12.15. Замена тросов стояночного тормоза 12.16. Регулировка положения педали тормоза 12.17. Проверка и замена выключателя стоп-сигнала

13. Подвеска
13.0 Подвеска 13.1 Общие сведения 13.2 Технические данные 13.3. Стойка передней подвески 13.4. Разборка и сборка амортизационной стойки 13.5. Передний стабилизатор поперечной устойчивости 13.6. Нижний рычаг передней подвески 13.7. Поворотный кулак и ступица переднего колеса 13.8. Задний стабилизатор поперечной устойчивости 13.9. Амортизатор задней подвески 13.10. Рычаги задней подвески 13.12. Ступица и подшипник заднего колеса

14. Рулевое управление и ходовая часть
14.0 Рулевое управление и ходовая часть 14.1 Общие сведения 14.2 Технические характеристики 14.3 Снятие и установка рулевого колеса с подушкой безопасности 14.4 Снятие и установка рулевой колонки 14.5 Снятие и установка наконечников рулевых тяг 14.6 Замена чехлов рулевого механизма 14.7 Снятие и установка рулевого механизма 14.8 Снятие и установка насоса усилителя рулевого управления 14.9 Прокачка гидравлической системы усилителя рулевого управления 14.11. Колеса и шины

15. Кузов
15.0 Кузов 15.1 Общие сведения 15.2. Уход за кузовом 15.3. Уход за обивкой и ковриками 15.4. Ремонт незначительных повреждений кузова 15.5 Ремонт значительных повреждений кузова 15.6 Обслуживание шарниров и замков 15.7 Рекомендации по замене ветрового стекла и неподвижных стекол 15.8 Снятие и установка капота 15.9 Замок и трос открытия замка капота 15.10. Снятие и установка бамперов 15.14. Снятие и установка обивки дверей 15.15. Двери 15.16. Снятие и установка стекол дверей 15.17. Снятие и установка стеклоподъемников 15.20. Дверь багажного отделения 15.22. Снятие и установка элементов отделки панели приборов 15.25. Снятие и установка сидений

16. Электрооборудование
16.0 Электрооборудование 16.1. Общие сведения 16.2 Технические характеристики 16.3. Электрические цепи 16.4. Проверка аккумуляторной батареи 16.5 Замена проводов аккумуляторной батареи 16.6. Предохранители и реле 16.7 Проверка и замена реле указателей поворота и аварийной световой сигнализации 16.8 Проверка системы зарядки 16.9. Генератор 16.10. Система пуска двигателя 16.13. Снятие и установка переключателей панели приборов 16.15. Проверка и замена двигателя стеклоочистителя 16.16. Радиоприемник и динамики 16.17. Замена антенны 16.27. Проверка системы центральной блокировки замков 16.29. Подушки безопасности

17. Схемы электрооборудования
17.0 Схемы электрооборудования 17.1 Схемы 1-10 17.2 Схемы 11-20 17.3 Схемы 21-32