Распределительный вал и его привод Ваз 2105 Жигули




Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала


Распределительный вал – чугунный, литой, вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников распределительного вала даны на рисунке.

На автомобилях ВАЗ выпуска до апреля 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками и опорными шейками, закаленными токами высокой частоты. С апреля 1982 г. устанавливались азотированые распределительные валы. С 1984 г. на валах маркируется год выпуска. С 1985 г. устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков; эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3-м и 4-м кулачками.

Разрез головки цилиндров по выпускному клапану


1 – головка цилиндров;
2 – выпускной клапан;
3 – маслоотражательный колпачок;
4 – рычаг клапана;
5 – корпус подшипников распределительного вала;
6 – распределительный вал;
7 – регулировочный болт;
8 – контргайка болта;
А – зазор между рычагом и кулачком распределительного вала

Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные рычаги 4. Рычаги качаются на сферической головке болта 7, которым регулируется зазор А между кулачками распределительного вала и рычагами.

Схема привода распределительного вала

1 – шкив коленчатого вала;
2 – ремень привода вентилятора;
3 – нижняя защитная крышка;
4 – зубчатый шкив коленчатого вала;
5 – средняя защитная крышка;
6 – болты крепления кронштейна натяжного ролика;
7 – натяжной ролик;
8 – верхняя защитная крышка;
9 – шкив распределительного вала;
10 – зубчатый ремень;
11 – кронштейн натяжного ролика;
12 – пружина кронштейна;
13 – шкив валика привода масляного насоса; А – метка на зубчатом шкиве коленчатого вала;
В, D – метки ВМТ на крышке привода распределительного вала;
С – метка на шкиве коленчатого вала;
Е – метка на крышке головки цилиндров;
F – метка на шкиве распределительного вала

Привод распределительного вала осуществляется от ведущего шкива 4 коленчатого вала зубчатым ремнем. Этим же ремнем приводится и шкив 13 валика привода масляного насоса. Натяжение ремня регулируется с помощью натяжного ролика 7, который закреплен на кронштейне 11 и вращается на двухрядном шариковом подшипнике.

Привод изолирован от попадания масла тремя сальниками, охватывающими ступицы шкивов. Снаружи привод закрыт тремя пластмассовыми крышками: верхней, средней и нижней (см. рис. Разборка передней части двигателя).